Контакты
тел.: 8-902-27-26-154
e-mail: mail@nomadsclub.ru
Обратная связь
Идёт набор групп
Раскрыть список ↓


Наше производство
Тент легкоход
Сверхлёгкий водоупорный тент для настоящих легкоходов.
Подробнее...
Накидки на рюкзак
Накидки на рюкзаки от 20 до 120 литров. Различные цвета.
Подробнее...
Дождевики
Туристический дождевик из водоупорной ткани в разных расцветках.
Подробнее...
123
Календарь мероприятий
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Наши друзья
Наша рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить наши походы и мероприятия:

Дыхательные практики

Опубликовал: Павел Добряк от 27-11-2014, 15:56. Просмотров: 1384, комментариев: 0.
Многие психофизиологические методики развития человека (например, йога и цигун) уделяют важное внимание дыханию. В 20 веке в США и России появились методики, в которых измененное дыхание является основой систем оздоровления. Они различаются интенсивностью ощущений: от пиковых переживаний рождения и смерти до получения удовольствия от потоков энергии, гуляющих по расслабленному телу. Цели их также различны: от получения мистических переживаний и проработки травм рождения до отдыха, оздоровления, снятия стресса и активизации творческих способностей. Рассмотрим различные типы дыхания из следующих методик: ребефинга, холотропного дыхания, вайвейшн и некоторых видов йогических дыханий.

Для чего нужны дыхательные практики?
Две главные цели:

1. Восстановление или создание нового здорового энергетического тела человека (души). Занятия проходят вместе с инструктором.
2. Обучение участников семинара самостоятельно применять различные виды дыхания для отдыха, снятия стресса, избавления от негативных воспоминаний, оздоровления, активизации творческих способностей.

Это возможно через достижение целей отдельных изучаемых методик. Первая - ребёфинг (англ. rebirthing - перерождение, повторное рождение) - состоит из последовательного, от занятия к занятию, достижения трех целей. Наиболее важные цели достигаются на первых занятиях, когда ощущения участников (ребеферов) наиболее сильны (занятия должны обязательно проходить с инструктором):

1. Второе рождение. Большинство людей рождалось в неидеальных условиях. Очень часто последствия родов человек ощущает даже во взрослом состоянии (например, причиной астмы может быть обвитие пуповины). Переживая заново собственное рождение (не интеллектуально, а во всех ощущениях), человек получает мощную энергетическую разрядку, избавляясь от самого большого стресса своей жизни - стресса рождения.

2. Очищение. После того, как на первых сеансах прекратятся переживания, связанные с моментом рождения и временем после него, начнут прорабатываться последствия травм и блоки в организме, причиной которых могут быть деструктивные шаблоны поведения. Это будет проявляться в виде необычных ощущений в различных частях тела. Например, могут болеть или отниматься ноги, возникать судороги. Каждый сеанс будет приносить очищение.

3. Оздоровление. После того, как блоки проработаны, ребефер начинает ощущать, как энергия свободно циркулирует по его телу. Он может ощущать энергетическое тело по одной из мистических систем. Например, китайские энергетические каналы и акупунктурные точки, систему чакр или яйцеобразное энергетическое тело, состоящее из нескольких шаров с точкой сборки по Кастанеде. В завершение цикла сеансов не чувствуются и каналы и энергетические поля. Цель ребефинга достигнута - после вновь пережитого рождения энергетическое тело человека полностью очищено и воссоздано заново. Ребефинг усиливает обмен веществ, поэтому его в дальнейшем можно применять при лечении болезней для усиления действия лекарств или, например, для снятия похмелья и опьянения, снятия усталости и быстрого отдыха.

Помимо этих трех основных достигаются еще три цели:

4. Тренировка дыхания. В ребефинге очень мощное дыхание (это относится и к холотропному дыханию). Поэтому ребефинг полезен спортсменам.

5. Женщины, прошедшие ребёфинг, легче рожают детей, так как дыхание и пиковые переживания в ребефинге очень похожи на роды, следовательно, нет страха перед ними, женщина лучше ориентируется в своих ощущениях, понимает, как естественно и правильно себя вести.

6. Воспитательная цель. Прошедший ребефинг понимает, что новорожденный - это не 'чистый лист', он всё понимает и помнит, поэтому возникает другое отношение к детям. Например, взрослый, заново ощутивший ужас ребенка от того, что хочется сосать грудь, но мамы нет рядом, забудет о такой вещи, как кормление по расписанию, и перейдет к кормлению по требованию. Взрослый, вспомнивший стадии своего внутриутробного развития, будет иметь однозначное мнение по вопросу, является аборт убийством или нет.
Второй вид дыхания - холотропное дыхание (как очень сильное средство) - рекомендую практиковать тогда, когда первая цель ребефинга - второе рождение - достигнута или если ребефинг не приносит ярких ощущений. Холотропное дыхание предназначено для обретения целостности через интеграцию ощущений всего человеческого опыта. В идеале необходимо прочувствовать ощущения всей жизни, слить их в одно целое, многократно усилить до взрыва, то есть фактически до клинической смерти, а затем после мистических переживаний родиться заново. Побочным эффектом сеансов холотропного дыхания является расширение мировоззрения. Ведь во время дыхания человек может вспомнить прошлые жизни, встретиться с архетипическими существами, пережить жизнь животных, растений или камней, почувствовать элементарные частицы и поля или, наоборот, ощутить единство с Землей или Вселенной.

Часто цели холотропного дыхания достигаются во время сеансов ребефинга. С созданием в России свободного дыхания Сергеем Всехсвятским разница между этими практиками стала еще меньше (фактически существует путаница). Поэтому очень многое зависит от тренера - насколько далеко он готов завести участников своих семинаров.

Третий вид дыхания - ступенчатое - предназначен для избавления от болей и прочистки проблемных участков тела.

Четвертый вид - йогическое дыхание набхи-мудра (джихва-бандха) - предназначен для набора энергии определенного качества с целью решения психологических задач или оздоровления.

Пятый вид дыхания - вайвейшн (усиление 'жизненности') - предназначен для проработки негативного опыта, возникшего в течение сознательной жизни. Если ребефинг и холотропное дыхание спонтанны, и мы не можем предсказать, какой материал будет проработан во время этих сеансов, то вайвейшн позволяет справиться со вполне определенными жизненными ситуациями.

Почему дыхательные практики результативны?

Хотя дыхательные практики получают всё большее распространение, у них есть и противники. Как правило, субъективный опыт практикующего объявляется галлюцинациями, также ставится под сомнение результативность, перемены, происходящие с человеком.

Почему дыхательные методики очень эффективны для преобразования психики? Проведем мысленный эксперимент. Что составляет нашу личность? Мы можем последовательно отбросить наше окружение, поведение, привычки, принципы, ценности и идеалы, даже пол сейчас можно сменить. Неизменного ничего нет. Когда мы снимем все эти слои, останется только одно - дыхание. Если его убрать, жизнь закончится. Следовательно, работая с дыханием, мы изменяем глубинные слои нашей личности. Во многих языках душа (или дух) - слово, однокоренное с дыханием (русский, латынь, английский, греческий, иврит). Интересно, что в некоторых языках дыхание имеет более широкое значение, чем в русском. Например, в Китае дыхание может означать любой колебательный или волновой процесс. С этой точки зрения всё, что дышит (то есть где присутствуют волновые процессы), имеет душу, например - Земля (что соответствует гипотезе Геи, предложенной Лавлоком) или даже Вселенная (если верна теория попеременно сжимающейся и расширяющейся вселенной). Если посмотреть на человека не как на физическое существо, а как на набор колебательных процессов (основной из которых - дыхание), то окажется, что душа является синонимом энергетического тела (так принято считать в шаманизме - по Медоузу), а управляя дыханием, мы изменяем душу.

В основе ребефинга, холотропного дыхания и вайвейшн лежит дыхание без пауз, как у младенца. Следовательно, во время сеанса происходит возрастная регрессия. Полное дыхание (в холотропном дыхании), также свойственное детям и постепенно утрачиваемое с возрастом в силу неблагоприятных обстоятельств, способствует более полным ощущениям и интеграции опыта. Во время дыхания человека часто скручивает в позу эмбриона и у него появляются младенческие рефлексы (например, рефлекс Бабинского: пальцы стопы расходятся веерообразно, если провести вдоль края стопы).

Во время стресса дыхание у человека замирает. Если человек вспоминает что-нибудь неприятное, что вызывает у него фобию, у него также сбивается дыхание. Следовательно, когда мы вспоминаем неприятное и дышим без пауз между вдохом и выдохом, организм перестает воспринимать ситуацию как стресс.

Наконец, те, кто считает полученный опыт только галлюцинацией, могут убедиться в истинности некоторых индивидуальных открытий, сделанных во время дыхательного сеанса. Так, после дыхания ребефер может спросить мать о подробностях своего рождения и увидеть соответствия, например, боли в шее и удушье при обвитии пуповиной. У некоторых даже получалось проверить опыт прошлой жизни. Те, кто во время дыхания получил опыт жизни в животном или растительном теле, потом у биологов узнавали об истинности своих новых знаний об этих существах (Гроф, 'Холотропное сознание').

Некоторые люди, не оспаривающие эффективность дыхательных практик, все же не хотят их проходить по религиозным соображениям, ведь их мировоззрение может измениться. Например, им могут явиться боги вовсе не пантеона их религии. Или они могут столкнуться с прошлыми жизнями, которые их религия не признаёт. Для таких людей я просто советую получить этот субъективный опыт без интерпретаций. Совсем не обязательно верить в реинкарнацию, можно просто считать себя в каком-то смысле продолжением умершего человека, но при этом новой личностью. Наконец, люди не хотят менять свою душу (воссоздание энергетического тела фактически означает получение новой души). На это заметим, что душа во многих системах имеет сложную структуру: для христиан человек создан по подобию бога, но бог христиан имеет три лица, в шаманизме у человека вообще есть несколько душ. Есть еще такая вещь в спорте, как второе дыхание. Мое мнение - у человека столько душ, сколько дыханий в нем открывается при тяжелых физических нагрузках. Как правило, человек после дыхательных практик становится более духовным, поэтому я советую всем получить этот опыт, независимо от мировоззрения.

Немного теории: почему и как возникли современные дыхательные практики?

Ребефинг был создан Леонардом Орром во время его экспериментов с воссозданием обстановки рождения. Он понимал, что, переживая обстоятельства родов заново, можно избавиться от последствий травмы рождения. Он экспериментировал с невесомостью в бассейне, но потом заметил, что дыхание через трубочку в воде является мощным фактором активизации воспоминаний, связанных с рождением. То есть дыхание ценно само по себе. Так возник сухой ребефинг (не в воде, а на суше).

Холотропное дыхание было создано Станиславом Грофом сначала как вспомогательное средство в его экспериментах с психоделиками (дыхание усиливает действие наркотиков), а затем, после запрещения ЛСД, - как самостоятельное средство. Именно Грофом разработана новая научно-философская парадигма - трансперсональная психология, которую мы вкратце рассмотрим ниже.

Вайвейшн было создано учениками Орра Джимом Ленардом и Сандрой Мей как попытка сделать дыхательную практику более приятной и менее экстремальной, в то же время приспособив ее для проработки обстоятельств сознательной жизни.

В дальнейшем было обнаружено, что индейцы используют дыхательные методики для отдыха и лечения. И вообще для народов с традиционным или первобытным укладом дыхательные практики - очень важная составляющая жизни. По Мирче Элиаде, человек в первобытных обществах проходит несколько довольно жестких посвящений, цель которых - создать в нем новую личность взамен старой. Первое посвящение проходят все - это совершеннолетие, другими являются посвящение в шаманы или в тайные общества. Есть еще один вид посвящения. Если человека в чем-то не устраивает его жизнь на глубинном уровне, если судьба к нему не благосклонна, если он понимает, что всё идет не так, как надо, или, наоборот, он не понимает, но чувствует смутную тревогу, что жизнь надо менять, то ему подходит четвертый вид посвящений - второе рождение. Поэтому посвящения необходимы для духовного развития человека.

Это не чуждо и нашей культуре: если считать, что западный мир создан индоевропейцами, то в Индии, наиболее сохранившей арийский дух, представители трех высших варн: кшатриев (воинов, управленцев), брахманов (ученых, священников, учителей) и вайшьев (ремесленников, торговцев) -считаются дважды рожденными. Значит, на мой взгляд, возобновление посвящений (и, в частности, второго рождения с помощью дыхания) для западного мира является не откатом к первобытным временам, а восстановлением естественного порядка; тогда как в современном западном обществе посвящения превратились зачастую в формальные ритуалы.

Грофом была разработана трансперсональная парадигма - взгляд на мир, согласно которому человек способен получать опыт не только за счет ощущений (субъективный опыт) и не с помощью общественных институтов - школ и средств массовой информации (общественная реальность, которую часто путают с объективной реальностью, если последняя вообще существует), но и получая опыт, выходящий за пределы его собственной личности, человечества и нашей экосистемы в целом (например, может почувствовать, что значит быть китом или вспыхнувшей сверхновой, при этом получив потом подтверждения своих 'находок' у биологов или астрофизиков (Гроф, 'Психология будущего'). Одним из инструментов трансперсональной парадигмы и является холотропное дыхание.

Грофом предложены четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ) - влияния, формирующие человека во внутриутробной жизни и в процессе рождения и воздействующие на жизнь нынешнюю:

1. БПМ-I - жизнь в матке. Плавание в невесомости в океане, отсутствие границ, слияние со вселенной. Люди, 'застрявшие' в этом состоянии, умеют получать удовольствие от жизни (если внутриутробное развитие протекало хорошо), но не умеют строить планы и ставить цели.

2. БПМ-II - схватки начались, но родовой канал еще не открылся. Люди, 'застрявшие' на этой стадии, чувствуют тревогу, но не видят выхода. Рассматривают жизнь как тупик.

3. БПМ-III - прохождение по родовому каналу. Кто преодолел его без особых травм, для того жизнь - захватывающее приключение. Для других - жизнь все время давит.

4. БПМ-IV - рождение, переход на новый тип дыхания, гравитация, свет. Людям, 'застрявшим' на этой стадии, свойственно стремление резко менять свою жизнь.

5. Я бы выделил еще БПМ-0 - матрицу двойственного состояния яйцеклетки и сперматозоида. В этой матрице есть крайне привлекательная цель и длинный путь с огромной конкуренцией.

Получается, многие проблемы, происхождение которых человек, конечно, не осознает, связаны с преобладающим, часто несоразмерным влиянием одной или нескольких матриц, что успешно гармонизируется ребефингом или холотропным дыханием.

После проработки перинатальных матриц возможна работа с системами конденсированного опыта (СКО). Память человека имеет голографическую природу. Мы не можем выделить какую-либо ячейку памяти, в которой записывается информация о конкретном событии. Весь жизненный опыт записывается во всю память целиком. Схожие события записываются похожим образом, формируя СКО. Компьютерной метафорой этого является архивирование нескольких картинок в один файл. По Грофу, СКО состоят из эмоционально нагруженных воспоминаний из разных периодов нашей жизни, которые схожи между собой по качеству чувства или физического ощущения. Особый тип СКО представляют собой вредные привычки. Иногда люди, бросившие курить, начинают толстеть. Общее ощущение от этих, казалось бы не связанных событий, - расслабление во время стресса, достигаемое курением или обжорством.

Помимо проработки перинатальных матриц и СКО, при холотропном дыхании можно получить трансперсональный опыт:

1. Путешествия за пределы физических границ: отождествление с другими людьми, преодоление межвидовых разрывов,клеточное сознание или сознание отдельных органов, переживание сознания биосферы, исследование сознания неодушевленной материи и неорганических процессов, переживание планетарного сознания.

2. Пересечение границ времени: эмбриональные и внутриутробные переживания, исследование детства родителей и предков, расовые и коллективные переживания, тайны кармы и перевоплощений, прошлые жизни, экстрасенсорные восприятия.

3. За пределами разделяемой реальности: спиритические и медиумические переживания, энергетические явления тонкого тела, контакт с духами животных, встречи с духами-проводниками и сверхчеловеческими существами, посещение других измерений и параллельных вселенных, путешествия в мифические реальности, мир архетипов и богов, переживание Творца и Космического Сознания, сверхкосмическая и метакосмическая пустота.

4. Переживания психоидной природы - влияние сознания на материю: мир богов и архетипов, синхронизмы (взаимосвязь событий за пределами локальных причин), за пределами материальной реальности - нарушения физических законов, психокинез и полтергейст.

Трансперсональная парадигма хорошо сочетается с восьмиконтурной моделью человеческой психики, предложенной Тимоти Лири и популяризованной Робертом Антоном Уилсоном. По этой модели, первые четыре контура формируются у человека под влиянием общества (и если их формирование проходило негармонично, это тоже можно компенсировать с помощью дыхания, 'убрав' проблемы на уровне бессознательного). Высшие же контуры может развить только он лично (опять-таки с помощью дыхания, наряду с другими способами). Обществу они не нужны.

С восьмиконтурной моделью психики тесно связаны понятия импринтирования, кондиционирования и обучения. Импринтирование - способность обучения за один раз. Оно возникает в условиях, когда человек наиболее уязвим. С помощью импринтирования задаются фобии. Импринты практически невозможно снять. Кондиционирование происходит в условиях многократного повторения. Во время обучения навык формируется, как правило, на осознанном уровне. Идея восьмиконтурной модели состоит в том, что у человека в разных ситуациях активизируются разные контуры (если их распознавать, можно выбрать правильную стратегию поведения при взаимодействии с ним). Кроме того, на некоторых контурах он бывает уязвим для импринтирования и кондиционирования. То есть, возможно запрограммировать его на какой-нибудь тип поведения от боязни всего нового (или наоборот любознательности), до сексуального поведения. Кратко рассмотрим эти контуры:

Контуры, формирующиеся воспитанием:

1. Оральный биовыживательный контур. Формируется в первые месяцы жизни ребенка (в природе контур встречается у амеб, наиболее развит у рептилий). Связан с кормлением. Формирует индивидуальные представления, 'что такое хорошо и что такое плохо' (человек с переразвитием этого контура будет мыслить в этих категориях). С помощью импринтирования задается, будет ли человек любознательным или наоборот, бояться всего нового. Формируются базовые рефлексы при встрече с новым: приблизиться или убежать. У взрослого человека кормление заменяется деньгами. Ребефинг во многих случаях затрагивает этот контур (были случаи, когда ребефер вспоминал моменты, когда очень хотелось сосать грудь, но матери не было рядом).

2. Анальный территориальный контур. Формируются при приучении к туалету и когда человек учится ходить (наиболее развит у зверей). Это контур доминирования и подчинения. На этом этапе человек импринтируется, когда ему нужно подчиняться, а когда наоборот, какую территорию считать своей, а какую - чужой. Стратегия млекопитающих заключается в том, что в спорных случаях доминирования - подчинения они раздуваются и издают вой. Кроме того, млекопитающие метят территорию. Люди метят территорию символически, используя фекальный лексикон (называя своих конкурентов дерьмом). Прорабатывается с помощью вайвейшн.

3. Семантический времясвязывающий контур. Формируется с появлением речи. Отвечает за передачу информации, связывает прошлое, настоящее и будущее. Импринтирование определяет, будет ли человек смышленым, с 'хорошо подвешенным языком' или тупым.

4. Моральный социополовой контур. Формируется при сексуальном созревании и определяет сексуальную роль и поведение человека и место человека в обществе. Люди с переразвитым моральным контуром мыслят в терминах 'прилично - неприлично'. Человек, сильно застрявший на этом контуре, часто использует мат. Прорабатываются при сочетании дыхательных и сексуальных практик.

На этом формирование личности обществом заканчивается, и развивать ли дальнейшие контуры - это уже выбор человека или выбор субкультуры, к которой он принадлежит.

5. Нейросоматический контур. Связан с экстатическими состояниями и чудесными излечениями. Люди с развитым нейросоматическим контуром хорошо владеют связкой 'психика - физиология'. То есть, делая определенные упражнения, можно активно воздействовать на свое тело. На самом примитивном уровне мышление людей на этом контуре происходит в терминах 'полезно или вредно', например, раньше считалось, что чем лекарство противнее, тем полезнее. Собственно, все дыхательные практики - это именно практики этого контура.

6. Нейрогенетический контур - активизация памяти предков, часто проявляется в снах. В дыхательных практиках иногда проявляется в трансперсональных переживаниях.

7. Метапрограммирующий контур. Связан с воздействием слов на тело и с восприятием реальности. Из техник можно выделить гипноз и нейролингвистическое программирование.

8. Квантовый контур. Связан с непосредственным восприятием мозгом электрических сигналов, с восприятием энергии, как она течет во Вселенной. Проявляется только в момент 'жесткой отключки' или клинической смерти. Словами трудно описать этот контур, разве что телепатия - единственное слово, связанное с этим контуром. Упражнений известно немного, тем не менее, часть из них я и некоторые другие мои знакомые успешно практиковали (квантовая психология, раджа-йога). Наиболее сильные переживания в холотропном дыхании можно отнести к этому контуру.

Как видно, дыхательные практики полезны для проработки самого различного жизненного и до-жизненного опыта, а главное, с помощью дыхания можно нейтрализовать влияния настолько глубинные, что человек нередко и не подозревает о них и, соответственно, не может воздействовать каким-либо разумным, менее 'физиологичным' способом.

Как же происходит это воздействие? От теории переходим к практике дыхания.

Практика дыхания: частные методики

Сеанс дыхания проходит лежа на спине (эта поза наиболее безопасна и позволяет максимально расслабиться), он может сопровождаться предварительными и заключительными медитациями. Во время дыхания можно включить громкую музыку без слов, чтобы помочь человеку отключиться от окружения, или проводить дыхание на природе, у реки или водопада.

Ребефинг
Метод дыхания в ребефинге:
1. Дыхание осознанное - означает стремление к переменам.
2. Вдох и выдох ртом. Можно дышать и носом, но тогда практика будет проходить дольше.
3. Связное дыхание (отсутствие пауз между вдохом и выдохом) - дыхание, свойственное младенцам, дыхание без стресса.
4. Концентрация внимания на вдохе. Выдох свободный. Вначале у большинства людей не получается сконцентрироваться на вдохе. Это объясняется тем, что в организме много блоков и он с выдохом освобождается от 'энергетической грязи'. Концентрация на выдохе усиливает болезненные ощущения (создает гипервентиляцию).
5. Дыхание быстрее, чем привычное - ускорение обменных процессов в организме.
6. Отсутствие внимания к окружению (не дышать в такт других людей). Не концентрироваться на мыслях и ощущениях, что бы ни происходило - всё внимание на дыхание.

Холотропное дыхание
Холотропное дыхание отличается от дыхания в ребефинге следующим:
1. Полное глубокое дыхание (грудью, средней частью и животом одновременно с полным наполнением легких). Такое дыхание свойственно детям, оно усиливает ощущения. С возрастом острота ощущений проходит во многом благодаря отказу от полного дыхания.
2. Выдох форсированный (в отличие от ребефинга, в котором выдох свободный)
3. Концентрация на самом сильном ощущении (в ребефинге концентрация на дыхании). В сочетании с полным глубоком дыханием происходит взрывное усиление этого ощущения.
4. Нужно стараться не двигаться, но спонтанным движениям тела не препятствовать. Иногда занимающийся дыхательными практиками начинает активно двигаться. Эти движения не должны делаться с целью ослабить телесные ощущения, которые надо прорабатывать дыханием.

Дополнительные общие принципы дыхательных методик
Разработчиками вайвейшн были сформулированы составляющие дыхательной методики, способствующие дыханию:
1. Осознанное связное дыхание.
2. Полное осознание происходящего. Концентрация на дыхании или ощущениях, а не на посторонних мыслях или окружении.
3. Полное принятие. Нужно полюбить протекающую энергию, независимо от качества ощущений. Не препятствовать ей и не сопротивляться.
4. Полное расслабление. Хотя это тяжело сделать в ребефинге или холотропном дыхании, но предварительно нужно расслабиться и не напрягать мышцы во время дыхания.
5. Всё происходящее совершенно. Не нужно бояться, подавлять или стараться изменить даже самые необычные ощущения и видения. Всё, что происходит, сгенерировано глубинными структурами вашей личности и нужно вам.

Есть ряд предрассудков, мешающих полноценному дыхательному сеансу:
1. Неэстетичность. Человеческие роды физиологичны, и в них не до красоты. Сеанс дыхания со стороны выглядит жутковато и напоминает экзорцизм (изгнание бесов). Поэтому, если вы решились на прохождение дыхательной практики, забудьте, как вы выглядите со стороны.
2. Боязнь, что у вас пахнет изо рта или пахнут носки и у инструктора может сложиться плохое мнение о вас. Инструктор, как правило, многое повидал и его трудно чем-либо смутить.
3. Физическое неудобство и страх. Это самое главное препятствие. Роды - обычно болезненная процедура, поэтому нужно быть готовым к боли. Хотя у всех ощущения разные, но обычные проявления следующие: вначале появляется сухость во рту (если не концентрироваться на ней и не подавлять, она скоро перестанет беспокоить), затем онемение разных частей тела, невозможность говорить, ощущение, что ноги или руки исчезли, пальцы сворачиваются в индийские мудры, тело сворачивается в позу зародыша, судороги, непривычные осязательные ощущения. Нужно помнить, что все эти процессы хотя и непривычны для вас, на самом деле обычны при холотропном дыхании и ребефинге и не нужно их бояться. Видения вызывают наибольший страх, так как мы воспитаны в обществе, которое не поощряет измененные состояния сознания. Эти видения вызывают страх умереть или сойти с ума. В случае их возникновения нужно помнить о принципе 'всё происходящее совершенно' и смело идти туда, куда направляет вас бессознательное.

Ступенчатое дыхание
Ступенчатое дыхание может применяться для снятия боли и неприятных ощущений. Проделаем следующий эксперимент: вдохните и задержите дыхание. Затем вместо выдоха попробуйте сделать еще один вдох. В легких нашлось место для еще одного вдоха (часть кислорода усвоилась организмом). Затем вместо паузы попробуйте сделать растянутый вдох, по продолжительности сравнимый с двумя вдохами с паузой. Затем три вдоха: до предела возможностей. Постоянную боль или неприятное ощущение тяжело убрать сразу. Для начала можно сделать боль пульсирующей. Если дышать с концентрацией внимания на очаге боли, то со вдохом боль, как правило, усиливается, а с выдохом ослабляется. Сосредоточьтесь на очаге боли и дышите связным поверхностным дыханием со вдохом и выдохом равной продолжительности, затем увеличьте вдох в два раза, затем три: до той степени, до какой сможете. Увеличивайте вдох тогда, когда прочувствуете изменения в ощущении боли в текущем цикле. Иногда боль может усилиться до взрыва, когда произойдет разрядка. При растянутом вдохе к очагу боли будет поступать дополнительная энергия, оздоровительные процессы будут сопровождаться усилением боли. Если вдох больше не получается растянуть, начните увеличивать выдох до предела так же, как вы увеличивали вдох. После того, как вы уже не сможете увеличивать продолжительность выдоха, начните сокращать вдох и доведите его до привычного. Весь сеанс ступенчатого дыхания выглядит следующим образом (чередование продолжительности вдоха и выдоха): 1-1, 2-1, 3-1, 4-1, 5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-5, 4-5, 3-5, 2-5, 1-5. Боль значительно уменьшится. Постарайтесь закрепить изменения в ощущении тела и перейдите к обычному дыханию. В процессе ступенчатого дыхания мы сделали боль пульсирующей, затем увеличением вдоха закачали в источник боли дополнительную энергию для исцеления, затем убрали из очага всё лишнее, значительно ослабив боль.

Первую фазу дыхания (то есть дыхание с увеличивающимся вдохом, без увеличения выдоха) можно использовать, чтобы набрать энергию для решения какой-либо задачи. Дышите без концентрации на ощущении (мысленно концентрируйтесь на задаче или ее образе) до тех пор, пока не почувствуете готовность к ее выполнению.

Языковое замыкание
Техника языкового замыкания (набхи-мудра или джихва-бандха) из йоги. До сих пор мы не задумывались о качестве энергии, которую получаем вместе с дыханием. Однако можно выбирать тип приобретаемой энергии. Для этого во время ребефинга нужно располагать язык не произвольным образом, а прижав кончик языка в определенном месте неба:

1. Точка ветра или воздуха (вайю-набхи-мудра) над верхней десной обеспечивает организм наиболее безопасной и нейтральной энергией.

2. Точка огня (агни-набхи-мудра) посередине нёба обеспечивает организм огненной энергией (по телу как будто ходит огонь). Эту энергию можно использовать, когда есть ощущение избытка воды в каких-нибудь тканях тела или тело нужно подготовить для задачи, в которой нужно обладать качествами огня: быстротой, повышенной энергетикой. Злоупотребление огненной энергией может привести к сухости и болям в суставах.

3. Точка воды (джала-набхи-мудра) - место, где мягкое нёбо граничит с твердым. Энергия воды значительно более тяжелая, чем огненная. Используется для лечения сухости и при задачах, когда организму требуются качества воды, например, текучесть.
Можно провести три сеанса дыхания, чтобы почувствовать качества различных энергий. Другой вариант - перемещать язык из точки в точку во время дыхания. Если необходимо набрать энергию для выполнения какой-либо задачи, то мысленно составьте образ этой задачи, затем начинайте дышать, двигая языком по нёбу. Выберете положение языка, в котором будет максимум ощущений, и дышите, находясь в этом положении. Оно соответствует качеству энергии, которая вам нужна.

Вайвейшн
Дыхание в вайвейшн более спокойное и предназначено для проработки событий сознательной жизни. В вайвейшн используется четыре типа дыхания. Предварительно мысленно проиграйте ситуацию из прошлого, находясь в теле (то есть мысленно не наблюдая ситуацию со стороны). Зафиксируйте ощущения в теле и начинайте дышать, чередуя типы дыханий, как описано ниже:

1. Глубокое медленное дыхание усиливает ощущения. Делайте переход от медленного глубокого дыхания к быстрому поверхностному, когда ощущений станет слишком много.
2. Сосредоточьтесь на энергетическом узоре в теле. Быстрое поверхностное дыхание 'разбивает' ощущения. Делайте переход от быстрого поверхностного дыхания к быстрому глубокому При отвлечении внимания от энергетического узора или засыпании.
3. Глубокое быстрое дыхание ускоряет процессы в организме и завершает проработку события. Делайте переход от быстрого глубокого дыхания к медленному поверхностному, когда поймете, что неприятных ощущений не осталось.
4. Медленное поверхностное, но связное дыхание означает, что ситуация перестала рассматриваться как стрессовая, и позволяет убедиться, что негативные ощущения от нее прошли. Если они не прошли, то нужно вновь повторить цикл дыхания.

Вайвейшн хорошо работает в сочетании с методами нейролингвистического программирования (НЛП): линией времени, лечением фобий, шестишаговым рефреймингом.
Если прорабатываемое событие продолжительное, то работа с ним происходит следующим образом:

1. Мысленно прокрутите событие, обращая внимание на ощущения в теле. Выберите момент времени, когда ощущения достигли пика. Очистите ощущения тела с помощью вайвейшн.
2. Повторите пункт один (пиковая ситуация сместится) до семи раз.
3. Прокрутите все событие, стараясь сохранять и наслаивать друг на друга ощущения от разных частей события. Затем проработайте итоговое ощущение с помощью вайвейшн.
4. Прокрутите всё событие в ускоренном режиме (в два раза быстрее), стараясь наслаивать друг на друга возникающие ощущения. Проработайте итоговое ощущение с помощью вайвейшн.
5. Повторяйте пункт 4 со всё возрастающей скоростью, на каждом этапе прорабатывая ощущения с помощью вайвейшн, пока всё событие не сольется в один миг. Проработайте ощущение от единого мига с помощью вайвейшн.
6. Мысленно прокрутите всё событие с нормальной скоростью. Обратите внимание, остался ли какой-нибудь негатив. Если остался, проработайте его с помощью вайвейшн.

С помощью вайвейшн можно проработать СКО, которые находятся на сознательном уровне. Часто события повторяются схожим образом, с однотипными реакциями организма, не всегда позитивными, например, заикание во время публичных выступлений. Для их проработки можно воспользоваться следующим приемом:

1. Схематично просмотреть свою жизнь в обратном порядке, фиксируя схожие ситуации, которые нужно проработать.
2. Проработайте самое последнее событие с помощью вайвейшн.
3. Проработайте самое первое событие, которое удалось вспомнить, с помощью вайвейшн.
4. Проработайте самое эмоционально окрашенное событие, которое удалось вспомнить, с помощью вайвейшн.
5. Мысленно прокрутите все ситуации в обычном порядке, проработайте итоговое ощущение с помощью вайвейшн.
6. Аналогично выполните пункты 4,5,6 из предыдущего упражнения.

Связь вайвейшн и перепросмотра по Кастанеде

С помощью вайвейшн можно проработать воспоминания всей сознательной жизни, полностью очистив энергетическое тело. Эта практика аналогична перепросмотру Кастанеды и выполняет те же функции. Вместо вайвейшн Кастанеда применял выметающее дыхание: удерживая перед собой образ ситуации, выполняйте связное дыхание, поворачивая голову от одного плеча к другому (вдох - ход от одного плеча к другому, выдох - возвращение к исходному плечу). Механизм действия выметающего дыхания следующий: связное дыхание устраняет стресс, а поворот головы увеличивает обзор ситуации, в результате чего привычная реакция на ситуацию рушится. Можно вместо поворотов головы использовать кружение тела вокруг собственной оси (суфийская практика).

Я обнаружил связь между концепцией четырех врагов человека знания Карлоса Кастанеды и стадиями дыхания в вайвейшн. Кастанеда писал о том, что человека знания на его пути подстерегают четыре врага.

1. Первый враг - это страх. Он парализует сознание человека. Главным страхом, к которому сводятся все остальные, является страх смерти (от него можно избавиться с помощью дыхательных практик). Страх не позволяет мыслить ясно (рекомендую вспоминать об этом, когда кто-нибудь пытается учить вас жить: спросите себя, чего боится этот человек, а после этого сделайте вывод, способен ли он мыслить ясно).

2. Когда страх проходит, наступает ясность сознания. Становятся ясными все мотивы поступков людей. Но эта ясность становится врагом номер два. Потому что когда понимаешь, что стоит за поступками людей, возникает иллюзия, что ничего изменить невозможно, опускаются руки. Те, кого победит ясность, превращаются в шутов или юродивых (вспомним, как на протяжении всей истории России в народе уважал
Понравилась ли вам эта публикация? Оставьте свой голос:


Голосов: 0


Задать вопрос, написать комментарий:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *