Знакомство с турклубом "Новые кочевники"

Основная информация о клубе приведена на главной странице. Здесь мы пишем краткие заметки об истории, ценностях, традициях турклуба «Новые кочевники», чтобы новички могли быстрее познакомиться с нами, а у постоянных участников формировалась более широкая картина того, чем является наш турклуб, ведь не во всех мероприятиях получается принять участие.
Почему Новые кочевники?
Почему Новые кочевники?
В наш турклуб входят различные по профессии, интересам и возрасту люди со всех концов страны и из-за рубежа (мы не привязаны к какой-либо организации вроде ВУЗа). В турклубе проходят очень разные по жанру мероприятия – от походов с детьми и экскурсий до многонедельных путешествий в отрыве от цивилизации. Что же есть общее, что нас объединяет? В самом общем смысле то, что нам не сидится дома. Иногда нам нужно уехать… Поэтому мы – новые кочевники.

Название придумано основателем клуба – Павлом Добряком - в 2010 г. Тогда это было достаточно смело: сочетание «новые кочевники» применялось к ученым и артистам, меняющим страны, в которых они живут, гастарбайтерам и международной финансовой элите. А в интернете по поисковому запросу «новые кочевники» на первом месте тогда выходила статья «Новые кочевники взрывают Россию». Но прошли годы; благодаря нашим стараниям развивается философия туризма как новых кочевников, а за рубежом быть новым кочевником стало модно.

В походе туристический коллектив превращается в своеобразное «кочевое племя». И несмотря на то, что в городе мы очень разные, в походе нас многое объединяет, и у нашего «племени» есть свои обычаи и традиции. Об этом в следующем посте рубрики «Знакомство с турклубом».
Почему Новые кочевники?
В наш турклуб входят различные по профессии, интересам и возрасту люди со всех концов страны и из-за рубежа (мы не привязаны к какой-либо организации вроде ВУЗа). В турклубе проходят очень разные по жанру мероприятия – от походов с детьми и экскурсий до многонедельных путешествий в отрыве от цивилизации. Что же есть общее, что нас объединяет? В самом общем смысле то, что нам не сидится дома. Иногда нам нужно уехать… Поэтому мы – новые кочевники.

Название придумано основателем клуба – Павлом Добряком - в 2010 г. Тогда это было достаточно смело: сочетание «новые кочевники» применялось к ученым и артистам, меняющим страны, в которых они живут, гастарбайтерам и международной финансовой элите. А в интернете по поисковому запросу «новые кочевники» на первом месте тогда выходила статья «Новые кочевники взрывают Россию». Но прошли годы; благодаря нашим стараниям развивается философия туризма как новых кочевников, а за рубежом быть новым кочевником стало модно.

В походе туристический коллектив превращается в своеобразное «кочевое племя». И несмотря на то, что в городе мы очень разные, в походе нас многое объединяет, и у нашего «племени» есть свои обычаи и традиции. Об этом в следующем посте рубрики «Знакомство с турклубом».
Дружеский характер взаимоотношений
Дружеский характер взаимоотношений
Турклуб всё время развивается, меняется наше общество, отношения между людьми. Это затрагивает и туризм. Что остается неизменным в нашем турклубе – это дружеский характер взаимоотношений между туристами. Мы являемся друзьями в старом, нормальном смысле (а не в смысле «друзья в социальных сетях»). Мы считаем, что друзьями становятся после 100 км похода, а не после нажатия на кнопку «добавить друга» в социальной сети.

В турклубе «Новые кочевники» нет понятия «клиент» (потребитель туристической услуги), а есть член туристической команды. В этом смысле мы – настоящий турклуб, а не турфирма, которая маскируется под турклуб.

У нас принято обращение на «ты» независимо от возраста и социального положения. Долгие формы приветствий могут быть не удобны в ситуациях, когда нужно быстро реагировать («Господа, не соблаговолите ли отойти, летит камень?»). Исключение составляют люди, между которыми уже есть устойчивые отношения, например, если учитель приходит в поход со своим учеником.
Дружеский характер взаимоотношений
Турклуб всё время развивается, меняется наше общество, отношения между людьми. Это затрагивает и туризм. Что остается неизменным в нашем турклубе – это дружеский характер взаимоотношений между туристами. Мы являемся друзьями в старом, нормальном смысле (а не в смысле «друзья в социальных сетях»). Мы считаем, что друзьями становятся после 100 км похода, а не после нажатия на кнопку «добавить друга» в социальной сети.

В турклубе «Новые кочевники» нет понятия «клиент» (потребитель туристической услуги), а есть член туристической команды. В этом смысле мы – настоящий турклуб, а не турфирма, которая маскируется под турклуб.

У нас принято обращение на «ты» независимо от возраста и социального положения. Долгие формы приветствий могут быть не удобны в ситуациях, когда нужно быстро реагировать («Господа, не соблаговолите ли отойти, летит камень?»). Исключение составляют люди, между которыми уже есть устойчивые отношения, например, если учитель приходит в поход со своим учеником.
О нашей кочевой жизни
О нашей кочевой жизни
В соответствии с названием турклуба мы стремимся обеспечить непрерывность «кочевой», походной жизни. Есть важная задача, чтобы каждые выходные и праздники у нас проводились походы и чтобы они были опубликованы в нашем расписании заранее. Лето, как сезон отпусков, должно быть заполнено походами полностью. Важным преимуществом клуба является проведение идущих друг за другом походов - Больших путешествий, когда мы выбираем какую-нибудь горную систему и проводим там несколько походов. У нас есть туристы, которые «кочуют» вместе с нами всё лето.
О нашей кочевой жизни
В соответствии с названием турклуба мы стремимся обеспечить непрерывность «кочевой», походной жизни. Есть важная задача, чтобы каждые выходные и праздники у нас проводились походы и чтобы они были опубликованы в нашем расписании заранее. Лето, как сезон отпусков, должно быть заполнено походами полностью. Важным преимуществом клуба является проведение идущих друг за другом походов - Больших путешествий, когда мы выбираем какую-нибудь горную систему и проводим там несколько походов. У нас есть туристы, которые «кочуют» вместе с нами всё лето.
Турклуб как живая организация
Турклуб как живая организация
Наш турклуб развивался отчасти спонтанно, отчасти по плану. Однажды его организаторы решили, что им необходимы дополнительные знания по менеджменту. Оказалось, что наилучшая бизнес-метафора, отлично описывающая наш турклуб – это менеджмент «живой организации», которая напоминает организм, где структуры и направления деятельности словно органы живого тела. О такой компании, как о живом существе, тяжело сказать, какой орган самый важный, все в каком-то смысле важны. В турклубе приветствуется инициатива, и он превращается в систему организаций, объединенных общим брендом (например, действует свое производство туристического снаряжения). Руководители походов пользуются большой свободой и сами определяют ритм своей туристической жизни: где, когда и как часто им проводить походы. Участники могут развиваться в разных направлениях, в том числе самим становиться руководителями походов. Роль администрации клуба сводится к модерированию (минимизации внутренней конкуренции), передаче опыта, консультированию и обучению, проведению общетурклубовских мероприятий, контролю качества.
Турклуб как живая организация
Наш турклуб развивался отчасти спонтанно, отчасти по плану. Однажды его организаторы решили, что им необходимы дополнительные знания по менеджменту. Оказалось, что наилучшая бизнес-метафора, отлично описывающая наш турклуб – это менеджмент «живой организации», которая напоминает организм, где структуры и направления деятельности словно органы живого тела. О такой компании, как о живом существе, тяжело сказать, какой орган самый важный, все в каком-то смысле важны. В турклубе приветствуется инициатива, и он превращается в систему организаций, объединенных общим брендом (например, действует свое производство туристического снаряжения). Руководители походов пользуются большой свободой и сами определяют ритм своей туристической жизни: где, когда и как часто им проводить походы. Участники могут развиваться в разных направлениях, в том числе самим становиться руководителями походов. Роль администрации клуба сводится к модерированию (минимизации внутренней конкуренции), передаче опыта, консультированию и обучению, проведению общетурклубовских мероприятий, контролю качества.
Турклуб с богатым досугом
Турклуб с богатым досугом
Занимаясь в походах закаливанием, оздоровительными гимнастиками, практиками четырех стихий, подвижными играми, мы пришли к следующей важной идее нашего турклуба. Мы – турклуб с богатым досугом. Наш принцип: если в походе есть время, свободное от перемещения по местности и решения бытовых задач, то мы займем его чем-нибудь веселым, интересным и полезным. Лето – это маленькая жизнь, а для нас, турклуба «Новые кочевники», это «кочевая жизнь». Так сделаем её не борьбой за существование в агрессивной среде – природе, а богатой жизнью.
Турклуб с богатым досугом
Занимаясь в походах закаливанием, оздоровительными гимнастиками, практиками четырех стихий, подвижными играми, мы пришли к следующей важной идее нашего турклуба. Мы – турклуб с богатым досугом. Наш принцип: если в походе есть время, свободное от перемещения по местности и решения бытовых задач, то мы займем его чем-нибудь веселым, интересным и полезным. Лето – это маленькая жизнь, а для нас, турклуба «Новые кочевники», это «кочевая жизнь». Так сделаем её не борьбой за существование в агрессивной среде – природе, а богатой жизнью.
«Назад к природе» - цикл походов с привязкой «место - практика»
«Назад к природе» - цикл походов с привязкой «место - практика»
Мы стараемся выбирать для походов всё время новые места, но окрестности наших городов не бесконечны. Поэтому мы вновь идем по нашим любимым маршрутам. Некоторые места особо прекрасны в определенное время года.

Например, в окрестностях станции Северка есть гора Соколиный камень, которую огибает река Северка. Это самое близкое место к Екатеринбургу, где река приобретает горный характер, журча между камней. Она особенно красива в ноябре, когда устанавливается первый лёд, радуя полыньями, подледными пузырями и снежными наростами от испарений – снежинками размером с кулак.

В походах мы не только идем по местности, осматривая достопримечательности, но и занимаемся чем-нибудь интересным и полезным. Например, по первому снегу хорошо проводить тибетскую практику генерации внутреннего жара Туммо (можно сушить на себе полотенце в мороз).

Почему бы не совместить созерцание Северки и Туммо? Так рождаются наши традиционные мероприятия.
«Назад к природе» - цикл походов с привязкой «место - практика»
Мы стараемся выбирать для походов всё время новые места, но окрестности наших городов не бесконечны. Поэтому мы вновь идем по нашим любимым маршрутам. Некоторые места особо прекрасны в определенное время года.

Например, в окрестностях станции Северка есть гора Соколиный камень, которую огибает река Северка. Это самое близкое место к Екатеринбургу, где река приобретает горный характер, журча между камней. Она особенно красива в ноябре, когда устанавливается первый лёд, радуя полыньями, подледными пузырями и снежными наростами от испарений – снежинками размером с кулак.

В походах мы не только идем по местности, осматривая достопримечательности, но и занимаемся чем-нибудь интересным и полезным. Например, по первому снегу хорошо проводить тибетскую практику генерации внутреннего жара Туммо (можно сушить на себе полотенце в мороз).

Почему бы не совместить созерцание Северки и Туммо? Так рождаются наши традиционные мероприятия.
Открытость организации – наша важная ценность
Открытость организации – наша важная ценность
Закрытая организация деградирует. Когда мы слышим восторженные рассказы о том, какой был хороший коллектив в стороннем походе, в который пошли только проверенные люди в составе пяти человек, мы посмеиваемся. Потому что на следующий год один человек сменит работу и не получит отпуска летом, через год единственная в коллективе девушка выйдет замуж, а через два года друзья опротивеют друг другу...

Коллективу, чтобы он развивался, нужны новые люди, которые оживят отношения, принесут новые идеи. За редким исключением, почти во всех наших походах бывают новички. Наши туристы привыкли к появлению новичков и даже ждут, а кто новенький появится? И это же касается и инструкторов. Администрация турклуба рада новым руководителям походов, если они являются нашими единомышленниками. А недавно мы перешли к созданию филиалов в других городах.
Открытость организации – наша важная ценность
Закрытая организация деградирует. Когда мы слышим восторженные рассказы о том, какой был хороший коллектив в стороннем походе, в который пошли только проверенные люди в составе пяти человек, мы посмеиваемся. Потому что на следующий год один человек сменит работу и не получит отпуска летом, через год единственная в коллективе девушка выйдет замуж, а через два года друзья опротивеют друг другу...

Коллективу, чтобы он развивался, нужны новые люди, которые оживят отношения, принесут новые идеи. За редким исключением, почти во всех наших походах бывают новички. Наши туристы привыкли к появлению новичков и даже ждут, а кто новенький появится? И это же касается и инструкторов. Администрация турклуба рада новым руководителям походов, если они являются нашими единомышленниками. А недавно мы перешли к созданию филиалов в других городах.
Мы – пионеры в новых видах туризма
Мы – пионеры в новых видах туризма
21 век обогащает туризм новыми жанрами. К классическим видам туризма: пешим, горным, лыжным, вело- и спелеопоходам и сплавам добавились экотуры, йога-туры, фото-туры, приключенческий туризм и т.д. Знаете ли вы, что турклуб «Новые кочевники» первым в России начал проводить следующие мероприятия:

командообразующий тренинг на природе на основе подвижных народных игр, польза которых проверена веками;

семинар «Четыре стихии» - комплекс оздоровительных практик, связанных с водой, воздухом, огнем и землей (закаливание разного вида);

тренинг на основе инициаций в первобытных сообществах, включающий практики из разряда экстремальных, меняющих личность человека, например, проныривание между прорубями

Зимняя походная баня-каменка?
Мы – пионеры в новых видах туризма
21 век обогащает туризм новыми жанрами. К классическим видам туризма: пешим, горным, лыжным, вело- и спелеопоходам и сплавам добавились экотуры, йога-туры, фото-туры, приключенческий туризм и т.д. Знаете ли вы, что турклуб «Новые кочевники» первым в России начал проводить следующие мероприятия:

командообразующий тренинг на природе на основе подвижных народных игр, польза которых проверена веками;

семинар «Четыре стихии» - комплекс оздоровительных практик, связанных с водой, воздухом, огнем и землей (закаливание разного вида);

тренинг на основе инициаций в первобытных сообществах, включающий практики из разряда экстремальных, меняющих личность человека, например, проныривание между прорубями

Зимняя походная баня-каменка?
Наш стиль планирования походов
Наш стиль планирования походов
В турклубе принято долгосрочное планирование. Конечно, расписанием на год вперед теперь уже вряд ли можно удивить (хотя наша команда впервые стала строить такие долгосрочные планы). Но мы планируем наши походы не исходя из их коммерческой востребованности (то есть из соотношения спроса и возможности максимизировать прибыль), а из соображений гармоничного расписания, разнообразия мероприятий, возможности туристического роста нашего коллектива. Поэтому нашим расписанием можно гордиться.
Наш стиль планирования походов
В турклубе принято долгосрочное планирование. Конечно, расписанием на год вперед теперь уже вряд ли можно удивить (хотя наша команда впервые стала строить такие долгосрочные планы). Но мы планируем наши походы не исходя из их коммерческой востребованности (то есть из соотношения спроса и возможности максимизировать прибыль), а из соображений гармоничного расписания, разнообразия мероприятий, возможности туристического роста нашего коллектива. Поэтому нашим расписанием можно гордиться.
Антиалкогольная политика.
Антиалкогольная политика.
В нашем турклубе принят здоровый образ жизни. Действует запрет на алкоголь. Эта мера была вынужденной и была введена после долгих дискуссий и даже конфликтов с другими организаторами походов (за 15 лет мы на многое насмотрелись) еще до того, как мы создали турклуб "Новые кочевники". В свое время это было достаточно смелым решением, нам говорили, что мы вообще не наберем туристов с такой политикой. Тем не менее мы пошли на это и не прогадали. Когда-то нам казалось, что мы – вообще единственный клуб на Урале со здоровым образом жизни. Теперь ЗОЖ в моде.

Но мы не относимся к тому, что называется «Воинствующий ЗОЖ». Мы считаем, что те, кто не пьёт, не нуждаются в том, чтобы их воспитывали, а те, кто пьёт, тоже прекрасно знают о последствиях. Поэтому пропагандой мы не занимаемся. Нам вообще без разницы, употребляет ли алкоголь наш турист в своей обычной жизни. Нам важно, чтобы именно у нас не было пьяных походов. Поэтому-то и курение в наших походах разрешено, но вне туристической группы и с соблюдением мер пожарной безопасности. В таком виде курение – это проблема конкретного человека, а не туристической группы.

Но, создавая турклуб, мы понимали, что здоровый образ жизни не сводится только лишь к тотальному отрицанию алкоголя. Что мы предлагаем туристам вместо алкогольного досуга, мы расскажем в следующих статьях из серии «Знакомство с турклубом».

Интересно то, что с «антиалкоголиками» у нас сотрудничать не получилось. Они делают большое дело – читают лекции о вреде алкоголя школьникам. Но на наши спортивно-оздоровительные мероприятия почему-то не приходят.
Антиалкогольная политика.
В нашем турклубе принят здоровый образ жизни. Действует запрет на алкоголь. Эта мера была вынужденной и была введена после долгих дискуссий и даже конфликтов с другими организаторами походов (за 15 лет мы на многое насмотрелись) еще до того, как мы создали турклуб "Новые кочевники". В свое время это было достаточно смелым решением, нам говорили, что мы вообще не наберем туристов с такой политикой. Тем не менее мы пошли на это и не прогадали. Когда-то нам казалось, что мы – вообще единственный клуб на Урале со здоровым образом жизни. Теперь ЗОЖ в моде.

Но мы не относимся к тому, что называется «Воинствующий ЗОЖ». Мы считаем, что те, кто не пьёт, не нуждаются в том, чтобы их воспитывали, а те, кто пьёт, тоже прекрасно знают о последствиях. Поэтому пропагандой мы не занимаемся. Нам вообще без разницы, употребляет ли алкоголь наш турист в своей обычной жизни. Нам важно, чтобы именно у нас не было пьяных походов. Поэтому-то и курение в наших походах разрешено, но вне туристической группы и с соблюдением мер пожарной безопасности. В таком виде курение – это проблема конкретного человека, а не туристической группы.

Но, создавая турклуб, мы понимали, что здоровый образ жизни не сводится только лишь к тотальному отрицанию алкоголя. Что мы предлагаем туристам вместо алкогольного досуга, мы расскажем в следующих статьях из серии «Знакомство с турклубом».

Интересно то, что с «антиалкоголиками» у нас сотрудничать не получилось. Они делают большое дело – читают лекции о вреде алкоголя школьникам. Но на наши спортивно-оздоровительные мероприятия почему-то не приходят.
Закаливание
Закаливание
Так получилось, что для нашего среднеуральского климата (да и почти всей страны) наиболее распространенные практики здорового образа жизни связаны с закаливанием. Купанием в проруби мы начали заниматься отдельно от туризма (на Шарташе). Оказалось, что закаливание очень важно для туризма. В горах вода в реках в основном ледяная, а переправляться приходилось по пояс в воде. Случалось попадать под мокрый снег или идти по колено в снегу. Поэтому даже в простых походах выходного дня мы старались купаться до тех пор, пока не встанет лёд, обтираться снегом или заниматься босохождением. Потом мы специально стали искать места, где реки долго не замерзают, и эти места стали включать в походы выходного дня, например, родник около Карстового моста в Оленьих ручьях. Походную баню-каменку мы первые в России стали устраивать и зимой с купанием в проруби. Стали проводить и более экзотические виды закаливания, например, купание в ледяном «джакузи» возле водопада (японская практика Мисоги), проныривание между прорубями, практику генерации внутреннего жара туммо. От закаливания мы перешли к другим практикам здорового жизни. Об этом в следующих статьях из рубрики «знакомство с турклубом».
Закаливание
Так получилось, что для нашего среднеуральского климата (да и почти всей страны) наиболее распространенные практики здорового образа жизни связаны с закаливанием. Купанием в проруби мы начали заниматься отдельно от туризма (на Шарташе). Оказалось, что закаливание очень важно для туризма. В горах вода в реках в основном ледяная, а переправляться приходилось по пояс в воде. Случалось попадать под мокрый снег или идти по колено в снегу. Поэтому даже в простых походах выходного дня мы старались купаться до тех пор, пока не встанет лёд, обтираться снегом или заниматься босохождением. Потом мы специально стали искать места, где реки долго не замерзают, и эти места стали включать в походы выходного дня, например, родник около Карстового моста в Оленьих ручьях. Походную баню-каменку мы первые в России стали устраивать и зимой с купанием в проруби. Стали проводить и более экзотические виды закаливания, например, купание в ледяном «джакузи» возле водопада (японская практика Мисоги), проныривание между прорубями, практику генерации внутреннего жара туммо. От закаливания мы перешли к другим практикам здорового жизни. Об этом в следующих статьях из рубрики «знакомство с турклубом».
Практики четырех стихий
Практики четырех стихий
В турклубе мы занимаемся разными видами закаливания. Но, обтираясь снегом, хорошо погреться возле костра. Мы задумались, а почему мы занимаемся закаливанием только с помощью снега и воды? Может, рассматривать закаливание и наши походы шире – как общение с природными стихиями? Так у нас появились огненные практики: хороводы, прыжки через костер, хождение по углям. Со стихией воздуха связаны воздушные ванны, гимнастика без одежды, дыхательные практики. Практики земли – это сам туризм, когда мы передвигаемся по различному рельефу, или более экзотическая практика – закапывание в землю, пребывание в пещере. Заниматься практиками четырех стихий можно в любое время года. Как правило, практики являются гибридными. Например, к какой стихии отнести случай, когда мы заходим в облако высоко в горах? Зимой мы устраивали большой финно-угорский костер – нодью, обтирались снегом и несколько часов загорали при температуре -25 (одновременно практика работы с водой, огнем и воздухом). Мы разработали оздоровительный семинар «Четыре стихии», в котором объединили эти разные практики.
Практики четырех стихий
В турклубе мы занимаемся разными видами закаливания. Но, обтираясь снегом, хорошо погреться возле костра. Мы задумались, а почему мы занимаемся закаливанием только с помощью снега и воды? Может, рассматривать закаливание и наши походы шире – как общение с природными стихиями? Так у нас появились огненные практики: хороводы, прыжки через костер, хождение по углям. Со стихией воздуха связаны воздушные ванны, гимнастика без одежды, дыхательные практики. Практики земли – это сам туризм, когда мы передвигаемся по различному рельефу, или более экзотическая практика – закапывание в землю, пребывание в пещере. Заниматься практиками четырех стихий можно в любое время года. Как правило, практики являются гибридными. Например, к какой стихии отнести случай, когда мы заходим в облако высоко в горах? Зимой мы устраивали большой финно-угорский костер – нодью, обтирались снегом и несколько часов загорали при температуре -25 (одновременно практика работы с водой, огнем и воздухом). Мы разработали оздоровительный семинар «Четыре стихии», в котором объединили эти разные практики.
Назад к природе, избавление от защитных барьеров
Назад к природе, избавление от защитных барьеров
Занятия практиками четырех стихий (закаливанием, огненными практиками, воздушными ваннами – историю их появления в нашем турклубе см. в предыдущей статье) привели к следующему философскому выводу. Мы поняли, что мы развиваемся вопреки главному тренду технологической цивилизации – созданию искусственной среды под защитными барьерами.

Человечество идет в своем развитии по пути термитов. Когда изменился климат, они создали термитники, законсервировав климат, который был на Земле много миллионов лет назад. У человека таких защитных барьеров три: город, дом и одежда. Туристы вырываются на природу, чтобы временно побыть вне города и дома. Мы делаем следующий шаг, избавляясь и от третьего защитного барьера, если это возможно. Естественно, полностью избавиться от одежды на длительное время получается очень редко – может мешать холод зимой, кровососущие насекомые летом, ультрафиолет в горах. Но зимой возможны пробежки с голым торсом до -15 градусов, а летом – босохождение. Занимаясь такими практиками, мы сделали интересные наблюдения. Например, по некоторым болотам самое удобное, приятное и естественное – это идти босиком.

Но самое главное – это ощущение радости от пребывания на природе без защитных барьеров, которые превратились для нас в смирительные рубашки. Поэтому важная функция, которую выполняет наш турклуб – это возвратить человека природе, когда это возможно.
Назад к природе, избавление от защитных барьеров
Занятия практиками четырех стихий (закаливанием, огненными практиками, воздушными ваннами – историю их появления в нашем турклубе см. в предыдущей статье) привели к следующему философскому выводу. Мы поняли, что мы развиваемся вопреки главному тренду технологической цивилизации – созданию искусственной среды под защитными барьерами.

Человечество идет в своем развитии по пути термитов. Когда изменился климат, они создали термитники, законсервировав климат, который был на Земле много миллионов лет назад. У человека таких защитных барьеров три: город, дом и одежда. Туристы вырываются на природу, чтобы временно побыть вне города и дома. Мы делаем следующий шаг, избавляясь и от третьего защитного барьера, если это возможно. Естественно, полностью избавиться от одежды на длительное время получается очень редко – может мешать холод зимой, кровососущие насекомые летом, ультрафиолет в горах. Но зимой возможны пробежки с голым торсом до -15 градусов, а летом – босохождение. Занимаясь такими практиками, мы сделали интересные наблюдения. Например, по некоторым болотам самое удобное, приятное и естественное – это идти босиком.

Но самое главное – это ощущение радости от пребывания на природе без защитных барьеров, которые превратились для нас в смирительные рубашки. Поэтому важная функция, которую выполняет наш турклуб – это возвратить человека природе, когда это возможно.
Инициациационные практики
Инициациационные практики
Когда мы осваивали разные оздоровительные практики вроде ныряния в прорубь, мы поняли, что некоторые из них относятся к разряду инициационных. Их использовали первобытные сообщества в обрядах перехода из детского возраста во взрослый, при посвящении в шаманы, в тайные мужские союзы. Исследованиями обрядов перехода занимался ученый Мирча Элиадэ. Изучив его книги, мы первыми в России составили тренинг по мотивам инициаций в первобытных сообществах. Туда мы включили практики, связанные с преодолением страха (например, проныривание между прорубями или хождением по углям), с повторным переж...
Инициациационные практики
Когда мы осваивали разные оздоровительные практики вроде ныряния в прорубь, мы поняли, что некоторые из них относятся к разряду инициационных. Их использовали первобытные сообщества в обрядах перехода из детского возраста во взрослый, при посвящении в шаманы, в тайные мужские союзы. Исследованиями обрядов перехода занимался ученый Мирча Элиадэ. Изучив его книги, мы первыми в России составили тренинг по мотивам инициаций в первобытных сообществах. Туда мы включили практики, связанные с преодолением страха (например, проныривание между прорубями или хождением по углям), с повторным переж...
Народные игры
Народные игры
Когда в наши походы стало ходить много людей, возник вопрос, как сохранить единство коллектива, дружеский характер взаимоотношений, наконец, как сделать так, чтобы люди познакомились. То есть возникла потребность в командообразовании. В те времена из командообразования был только веревочный курс и пьяные свадебные игры. Изучив веревочный курс, пришедший с запада, мы поняли, что можем использовать только отдельные его элементы. Свадебные игры хорошо идут под алкоголь, который у нас запрещен. Что же делать? Ответ пришел спонтанно, когда в конце похода на Иремель участники стали играть в народную игру «ловишки». Вот то, что нужно, – подвижные народные игры! Их польза проверена веками. Каждый поход мы исследовали новую игру. Затем из игр стали складываться последовательности, и мы первые в России стали проводить командообразующий тренинг на основе народных игр, который мы организуем в конце мая на Таватуе.
Народные игры
Когда в наши походы стало ходить много людей, возник вопрос, как сохранить единство коллектива, дружеский характер взаимоотношений, наконец, как сделать так, чтобы люди познакомились. То есть возникла потребность в командообразовании. В те времена из командообразования был только веревочный курс и пьяные свадебные игры. Изучив веревочный курс, пришедший с запада, мы поняли, что можем использовать только отдельные его элементы. Свадебные игры хорошо идут под алкоголь, который у нас запрещен. Что же делать? Ответ пришел спонтанно, когда в конце похода на Иремель участники стали играть в народную игру «ловишки». Вот то, что нужно, – подвижные народные игры! Их польза проверена веками. Каждый поход мы исследовали новую игру. Затем из игр стали складываться последовательности, и мы первые в России стали проводить командообразующий тренинг на основе народных игр, который мы организуем в конце мая на Таватуе.
Натуризм
Натуризм
Натуризм (нудизм) у нас в турклубе возник из практических соображений и идет от «моржей». Мы зимой ходили купаться на Шарташ, и в те времена, когда еще не было видеокамер в каждом телефоне, в проруби было принято купаться голыми (купаться в трусах считалось чем-то неприличным), мы же не хотели нарушать принятые в то время негласные правила. В походах купание в горной речке – это то же, что и моржевание. Устраивая походную баню, мы убедились, что посещать её в трусах – это не просто непрактично, но еще и вредно для здоровья (мокрые ледяные тряпки создают контраст температур в бане), разделять же коллектив по принципу м/ж в условиях ограниченного времени мы не стали (да и не хотелось, чтобы кто-то пропустил самый большой жар в бане-каменке).

Со временем купание в трусах в путешествиях на лоне девственной природы вдали от цивилизации стало восприниматься нашим коллективом как что-то неуместное, нелепое и глупое. И, действительно, человек в купальном костюме (особенно с современной «кислотной» расцветкой) на фоне естественных цветов деревьев, ледника и гор выглядел несколько странно. Из практических нудистов мы стали идейными натуристами и в некоторых ситуациях прочувствовали то, о чем говорит это движение: ощущение единства между человеком, туристической группой и природой, ощущение кожи как единого органа (подобно тому, как если бы мы долго ходили с повязкой на одном глазу, а потом сняли повязку и посмотрели на мир открытыми глазами), чувство гармонии и доверия в коллективе (когда утрачена функция одежды как социального маркера); чувство, когда всё тело двигается так, как ему положено по природе (когда играли в волейбол на пустынном пляже на берегу Байкала). Наконец, мы освоили некоторые секретные настоящие энергетические практики (а не профанацию, которую выдают за энергетику на большинстве оздоровительных семинаров), с которыми лучше не шутить (перетягивающие резинки или ремни нарушают не только кровоток), то есть нам известны гимнастики, которыми нужно заниматься в буквальном смысле слова «гимнастика» (от греческого «гимнос» - обнаженный).

Для нас ответ на вопрос – нужен ли нудизм, приличен ли он или аморален, давно получен (воспитывать нравственность с помощью купальника - это все равно что обучать культуре речи с помощью намордника). Но остро стоит вопрос о его уместности. То есть как его практиковать, чтобы не задевать чувства тех, для кого он не приемлем. Настроения в обществе меняются волнами, и свобода 90-х и 2000-х годов сменилась ханжеством 2010-х (это хорошо заметно и по «моржам»). Да и живем мы не в Древней Греции, с её культом красоты и идеализации человеческого тела.
Натуризм
Натуризм (нудизм) у нас в турклубе возник из практических соображений и идет от «моржей». Мы зимой ходили купаться на Шарташ, и в те времена, когда еще не было видеокамер в каждом телефоне, в проруби было принято купаться голыми (купаться в трусах считалось чем-то неприличным), мы же не хотели нарушать принятые в то время негласные правила. В походах купание в горной речке – это то же, что и моржевание. Устраивая походную баню, мы убедились, что посещать её в трусах – это не просто непрактично, но еще и вредно для здоровья (мокрые ледяные тряпки создают контраст температур в бане), разделять же коллектив по принципу м/ж в условиях ограниченного времени мы не стали (да и не хотелось, чтобы кто-то пропустил самый большой жар в бане-каменке).

Со временем купание в трусах в путешествиях на лоне девственной природы вдали от цивилизации стало восприниматься нашим коллективом как что-то неуместное, нелепое и глупое. И, действительно, человек в купальном костюме (особенно с современной «кислотной» расцветкой) на фоне естественных цветов деревьев, ледника и гор выглядел несколько странно. Из практических нудистов мы стали идейными натуристами и в некоторых ситуациях прочувствовали то, о чем говорит это движение: ощущение единства между человеком, туристической группой и природой, ощущение кожи как единого органа (подобно тому, как если бы мы долго ходили с повязкой на одном глазу, а потом сняли повязку и посмотрели на мир открытыми глазами), чувство гармонии и доверия в коллективе (когда утрачена функция одежды как социального маркера); чувство, когда всё тело двигается так, как ему положено по природе (когда играли в волейбол на пустынном пляже на берегу Байкала). Наконец, мы освоили некоторые секретные настоящие энергетические практики (а не профанацию, которую выдают за энергетику на большинстве оздоровительных семинаров), с которыми лучше не шутить (перетягивающие резинки или ремни нарушают не только кровоток), то есть нам известны гимнастики, которыми нужно заниматься в буквальном смысле слова «гимнастика» (от греческого «гимнос» - обнаженный).

Для нас ответ на вопрос – нужен ли нудизм, приличен ли он или аморален, давно получен (воспитывать нравственность с помощью купальника - это все равно что обучать культуре речи с помощью намордника). Но остро стоит вопрос о его уместности. То есть как его практиковать, чтобы не задевать чувства тех, для кого он не приемлем. Настроения в обществе меняются волнами, и свобода 90-х и 2000-х годов сменилась ханжеством 2010-х (это хорошо заметно и по «моржам»). Да и живем мы не в Древней Греции, с её культом красоты и идеализации человеческого тела.
Оздоровительные гимнастики
Оздоровительные гимнастики
Ведя здоровый образ жизни, утром в походах для желающих мы стали проводить зарядку. У нас нашлись люди, которые занимались йогой и цигун. Мы заметили, что в каждой оздоровительной системе есть простая презентационно-ознакомительная последовательность, например, в йоге это Сурья-намаскар (приветствие Солнца). Мы выучили комплексы упражнений из разных оздоровительных систем со всего света: Индии, Китая, Египта, Мексики, Бразилии - и учились применять их в российских, подчас сложных, климатических условиях. Появились у нас и собственные разработки, например, комплекс восстанавливающей вечерней йоги в конце походного дня. Сравнивая различные системы оздоровления, мы обнаружили в них общие черты. Так у нас стал складываться комплекс высокоэнергетических упражнений для восстановления, быстрого отдыха и набора сил в тяжелых походах.
Оздоровительные гимнастики
Ведя здоровый образ жизни, утром в походах для желающих мы стали проводить зарядку. У нас нашлись люди, которые занимались йогой и цигун. Мы заметили, что в каждой оздоровительной системе есть простая презентационно-ознакомительная последовательность, например, в йоге это Сурья-намаскар (приветствие Солнца). Мы выучили комплексы упражнений из разных оздоровительных систем со всего света: Индии, Китая, Египта, Мексики, Бразилии - и учились применять их в российских, подчас сложных, климатических условиях. Появились у нас и собственные разработки, например, комплекс восстанавливающей вечерней йоги в конце походного дня. Сравнивая различные системы оздоровления, мы обнаружили в них общие черты. Так у нас стал складываться комплекс высокоэнергетических упражнений для восстановления, быстрого отдыха и набора сил в тяжелых походах.
Танцы, хороводы.
Танцы, хороводы.
К танцам наш турклуб привели две идеи. 1) Некоторые наши инструкторы и участники походов любили ходить на дискотеки и даже занимались танцами в полупрофессиональном режиме (Павел Добряк выступал в факирском шоу). Когда появились опен-эйры, мы захотели наконец сами провести дискотеку нашей мечты. Мы осуществили её на острове Ольхон, когда на песчаном пляже всю ночь танцевали под популярную музыку всех стилей и времен. Мы вспоминали характерные движения какого-нибудь танца и обучали участников нашей дискотеки.

2) По аналогии с тем, как мы стали практиковать в турклубе подвижные игры и гимнастики самых разных народов, возникла идея освоить круговые танцы народов мира. Как оказалось, такой тренинг в России уже есть. Энтузиасты освоили зажигательные хороводы восточных европейцев: украинцев, румынов, греков, - а также евреев, африканцев и индейцев. У нас появились инструкторы круговых танцев Татьяна Сурь и Наталья Митрофанова. Это потрясающее чувство, когда, освоив движения, наша команда начинала двигаться как единый организм.

Барабанщики Константина Харькова добавили барабанные вечеринки в программу мероприятий нашего клуба.

Танцуя длительное время (всю ночь), мы добились некоторых интересных энергетических эффектов. Быстро танцевать долгое время в обычном состоянии сознания не получится. Мы спонтанно учились расслабляться и даже подпитываться энергией Байкала, деревьев, гор и звезд. Мы стали одним целым – наш туристический коллектив и природа.

В соответствии с названием нашего турклуба «Новые кочевники», наше «кочевое племя» очень хорошо понимает индейцев, у которых существует сезон осенних танцев, когда они танцуют до упаду под барабанный бой. Мы знаем, что есть некоторое противоречие в двух стилях жизни – туристов и ночных тусовщиков по клубам. Некоторые туристы даже считают музыку на природе неуместной. Мы стремимся снять это противоречие и приглашаем присоединиться к нашим опен-эйрам.
Танцы, хороводы.
К танцам наш турклуб привели две идеи. 1) Некоторые наши инструкторы и участники походов любили ходить на дискотеки и даже занимались танцами в полупрофессиональном режиме (Павел Добряк выступал в факирском шоу). Когда появились опен-эйры, мы захотели наконец сами провести дискотеку нашей мечты. Мы осуществили её на острове Ольхон, когда на песчаном пляже всю ночь танцевали под популярную музыку всех стилей и времен. Мы вспоминали характерные движения какого-нибудь танца и обучали участников нашей дискотеки.

2) По аналогии с тем, как мы стали практиковать в турклубе подвижные игры и гимнастики самых разных народов, возникла идея освоить круговые танцы народов мира. Как оказалось, такой тренинг в России уже есть. Энтузиасты освоили зажигательные хороводы восточных европейцев: украинцев, румынов, греков, - а также евреев, африканцев и индейцев. У нас появились инструкторы круговых танцев Татьяна Сурь и Наталья Митрофанова. Это потрясающее чувство, когда, освоив движения, наша команда начинала двигаться как единый организм.

Барабанщики Константина Харькова добавили барабанные вечеринки в программу мероприятий нашего клуба.

Танцуя длительное время (всю ночь), мы добились некоторых интересных энергетических эффектов. Быстро танцевать долгое время в обычном состоянии сознания не получится. Мы спонтанно учились расслабляться и даже подпитываться энергией Байкала, деревьев, гор и звезд. Мы стали одним целым – наш туристический коллектив и природа.

В соответствии с названием нашего турклуба «Новые кочевники», наше «кочевое племя» очень хорошо понимает индейцев, у которых существует сезон осенних танцев, когда они танцуют до упаду под барабанный бой. Мы знаем, что есть некоторое противоречие в двух стилях жизни – туристов и ночных тусовщиков по клубам. Некоторые туристы даже считают музыку на природе неуместной. Мы стремимся снять это противоречие и приглашаем присоединиться к нашим опен-эйрам.
Концепция пятого мира.
Концепция пятого мира.
Павел Добряк, основатель нашего турклуба, придумал концепцию пятого мира. Первый мир – это развитые страны, второй мир – это страны с традиционным образом жизни, третий мир – это развивающиеся страны. Иногда еще выделяют четвертый мир – трущобы на окраинах больших городов. А мы в походах на природе любим пятый мир – территорию, где цивилизации пока нет и где она нерентабельна. Природа там не испорчена техникой, главная ценность цивилизации – деньги – ничего не стоит, а имеют значение простые человеческие качества и отношения между людьми.
Концепция пятого мира.
Павел Добряк, основатель нашего турклуба, придумал концепцию пятого мира. Первый мир – это развитые страны, второй мир – это страны с традиционным образом жизни, третий мир – это развивающиеся страны. Иногда еще выделяют четвертый мир – трущобы на окраинах больших городов. А мы в походах на природе любим пятый мир – территорию, где цивилизации пока нет и где она нерентабельна. Природа там не испорчена техникой, главная ценность цивилизации – деньги – ничего не стоит, а имеют значение простые человеческие качества и отношения между людьми.
Почему именно Сибирь?
Почему именно Сибирь?
В турклубе мы постоянно расширяем географию наших походов. Мы были в Гималаях, Закавказье и Средней Азии, Турции, Монголии, Кавказе. Сфера интересов нашего турклуба – вся Земля. Но каждый год у нас есть поход по Сибири. Чем же она нас привлекает?

Большая часть Земли используется в хозяйстве человека. Даже на высокогорных пастбищах Евразии стоят юрты и пасутся яки. Сибирь – большое исключение. Городскому жителю (не туристу) она представляется огромной равниной с дремучими лесами, болотами и на севере – тундрой. Но значительная часть Сибири покрыта горами. Пожалуй, только там мы можем стоять на вершине и видеть перед собой огромную горную страну на сотни километров вокруг без населенных пунктов вообще, где человек лишь редкий гость. В Сибири мы можем быть первооткрывателями, пройдя новый перевал, или даже первопроходцами на новом маршруте. Несколько недель мы можем быть полностью отрезанными от цивилизации в неиспорченной природе. В суровом походе мы можем избавиться от искусственных наслоений городской жизни на нашей личности и стать теми, кем нас создала природа, – сильными и волевыми людьми.
Почему именно Сибирь?
В турклубе мы постоянно расширяем географию наших походов. Мы были в Гималаях, Закавказье и Средней Азии, Турции, Монголии, Кавказе. Сфера интересов нашего турклуба – вся Земля. Но каждый год у нас есть поход по Сибири. Чем же она нас привлекает?

Большая часть Земли используется в хозяйстве человека. Даже на высокогорных пастбищах Евразии стоят юрты и пасутся яки. Сибирь – большое исключение. Городскому жителю (не туристу) она представляется огромной равниной с дремучими лесами, болотами и на севере – тундрой. Но значительная часть Сибири покрыта горами. Пожалуй, только там мы можем стоять на вершине и видеть перед собой огромную горную страну на сотни километров вокруг без населенных пунктов вообще, где человек лишь редкий гость. В Сибири мы можем быть первооткрывателями, пройдя новый перевал, или даже первопроходцами на новом маршруте. Несколько недель мы можем быть полностью отрезанными от цивилизации в неиспорченной природе. В суровом походе мы можем избавиться от искусственных наслоений городской жизни на нашей личности и стать теми, кем нас создала природа, – сильными и волевыми людьми.
Путешествие как познание/обретение родины.
Путешествие как познание/обретение родины.
Продолжим знакомиться с нашим турклубом.

Путешествие как познание/обретение родины.

С чего начинается Родина? С картинки в букваре? С точки зрения директора нашего турклуба Павла Добряка, наша малая родина – это та местность, которую мы прошли своими ногами в походах. Не всегда это было просто. Местность закалила наш характер. Она стала частью нашего опыта, частью нашей личности.

Задумывались ли вы над тем, что в походах вы обретаете вашу родину?
Путешествие как познание/обретение родины.
Продолжим знакомиться с нашим турклубом.

Путешествие как познание/обретение родины.

С чего начинается Родина? С картинки в букваре? С точки зрения директора нашего турклуба Павла Добряка, наша малая родина – это та местность, которую мы прошли своими ногами в походах. Не всегда это было просто. Местность закалила наш характер. Она стала частью нашего опыта, частью нашей личности.

Задумывались ли вы над тем, что в походах вы обретаете вашу родину?
Наш подход к туристическим и народным обычаям и обрядам
Наш подход к туристическим и народным обычаям и обрядам
Мы живем во время, когда городское население представляет собой пеструю смесь разных народов, культур, религий. Это отражается и на туристических группах. В походах на популярных маршрутах можно наблюдать полный «зоопарк»: кто-то бросает конфетки перед началом похода (жертва духам), кто-то крестится перед окунанием в холодную воду, а кто-то проходит обряд посвящения в туристы, целуя ботинок, или делает все эти три вещи вместе взятые.

Политика турклуба в отношении обрядов сдержанная. Мы стремимся сохранить «светский» характер организации, не поощряем, но и не запрещаем обряды в частном порядке. Вместе с тем в народе приобретают популярность праздники, связанные с солнечным циклом: Масленица, Купала. Они естественным образом проводятся на природе, и было бы странно, если бы турклуб их не отмечал. Мы проводим их как фольклорные мероприятия вне религиозного контекста.

Но некоторые обычаи вполне могут быть позаимствованы турклубом из народной среды. Например, как-то мы прочитали о старинном башкирском обычае, когда юноши поднимаются на вершину горы и стоят на ней некоторое время с голым торсом. Общество представляет подросших парней солнцу и ветру, показывая природе: вот какие парни у нас подросли. Так это же самое делаем и мы, но только не зная, что это древний народный обычай. Обряды вполне могут быть заимствованы турклубом в их первоначальном психо-физиологическом смысле.
Наш подход к туристическим и народным обычаям и обрядам
Мы живем во время, когда городское население представляет собой пеструю смесь разных народов, культур, религий. Это отражается и на туристических группах. В походах на популярных маршрутах можно наблюдать полный «зоопарк»: кто-то бросает конфетки перед началом похода (жертва духам), кто-то крестится перед окунанием в холодную воду, а кто-то проходит обряд посвящения в туристы, целуя ботинок, или делает все эти три вещи вместе взятые.

Политика турклуба в отношении обрядов сдержанная. Мы стремимся сохранить «светский» характер организации, не поощряем, но и не запрещаем обряды в частном порядке. Вместе с тем в народе приобретают популярность праздники, связанные с солнечным циклом: Масленица, Купала. Они естественным образом проводятся на природе, и было бы странно, если бы турклуб их не отмечал. Мы проводим их как фольклорные мероприятия вне религиозного контекста.

Но некоторые обычаи вполне могут быть позаимствованы турклубом из народной среды. Например, как-то мы прочитали о старинном башкирском обычае, когда юноши поднимаются на вершину горы и стоят на ней некоторое время с голым торсом. Общество представляет подросших парней солнцу и ветру, показывая природе: вот какие парни у нас подросли. Так это же самое делаем и мы, но только не зная, что это древний народный обычай. Обряды вполне могут быть заимствованы турклубом в их первоначальном психо-физиологическом смысле.
Чтобы лучше познакомиться с турклубом "Новые кочевники" смотрите фильм о нашем клубе:


Ну и, познакомившись с клубом онлайн, приходите к нам в наши походы!
Календарь мероприятий
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Наше производство
Тент легкоход
Сверхлёгкий водоупорный тент для настоящих легкоходов.
Подробнее...
Накидки на рюкзак
Накидки на рюкзаки от 20 до 120 литров. Различные цвета.
Подробнее...
Дождевики
Туристический дождевик из водоупорной ткани в разных расцветках.
Подробнее...
123

Наша рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить наши походы и мероприятия: