Эту статью я писал в 2012 году. Сейчас я более спокойно смотрю на появление различных курьезных достопримечательностей в своем городе. В конце концов, Эйфелева башня парижанами сразу после постройки воспринималась как нечто уродливое, но теперь она – «визитная карточка» Парижа. Поэтому заранее прошу прощения у представителей субкультур, которых могу обидеть этой статьей. Резкий стиль её исключительно из-за любви к своему городу.
Памятники Бивисам и Батхедам и дворец пионеров
Учиться различать фальшивое и настоящее можно начать со своего города. Главной фальшивой достопримечательностью Екатеринбурга является памятник на границе Европы и Азии (задумывался как памятник космонавтике и похож на ракету). Конечно, Екатеринбург занимает уникальное положение, по Уральским горам проходит легко проходимая и незримая граница между Европой и Азией, на которой меняется природа (в Европе – ели, в Азии - сосны) и психология людей. Только границы принято проводить по водоразделам рек, а тот памятник, к которому возят туристов, километров на 30 смещен ближе к Екатеринбургу, чтобы уменьшить себестоимость экскурсий. Там вы не найдете для себя ничего полезного, кроме магнитиков на холодильник и тарелочек с видами Екатеринбурга, сделанных в Китае. Чтобы по настоящему почувствовать границу двух континентов, поезжайте на электричке направления «Екатеринбург – Первоуральск - Дружинино», выйдите на станции Флюс и поднимитесь на хребет Гребни. По этому извилистому хребту, местами лысому, местами заросшему лесом, и проходит настоящая граница Европы-Азии. С него вы сможете увидеть промышленные центры, водоемы и волнистое море среднеуральской тайги. В эту же поездку вы сможете искупаться в Волчихинском водохранилище на легендарной реке Чусовой.
Другой достопримечательностью Екатеринбурга, куда возят туристов, является Храм-на-крови. Конечно, он находится на месте расстрела царской семьи, хотя и немножко смещен в сторону от места расстрела (пришлось сместить, чтобы еще вошло Патриаршее подворье). Построен он со всевозможными курьезами. Так, например, когда открыли памятник, все ахнули – женщины из царской семьи одеты так, как одевались проститутки того времени, и крестятся, как пионерки, отдающие пионерский салют. Несмотря на общественное возмущение, памятник переделывать не стали, и, если посмотреть диалектически, это единственная ценность среди всего гламура храма. Храм имеет статус музея и содержится на средства налогоплательщиков всех вероисповеданий. Парадокс еще в том, что в него ходят в основном туристы, а местные христиане собираются в соседнем храме на Вознесенской горке. Туда и сходите, если хотите почувствовать дух христианства в Екатеринбурге. А еще лучше обойдите храм с правой стороны. Там в подвале вы увидите Поморскую старообрядческую церковь. На первый взгляд, нахождение храмов двух конфессий в одном помещении кажется особенно трогательным, туристами это воспринимается как преодоление раскола. На самом деле Екатеринбургская епархия присвоила себе храм поморской церкви на ВИЗе, отдав поморской церкви подвал.
Екатеринбургу не повезло с памятниками. О памятнике Ленину умолчу – обычный истукан советской эпохи. Построили памятник отцам-основателям города Татищеву и де Генину. Памятник настолько большой, что не вписывается в окружение. Он бы только выиграл, если бы был в три раза меньше. Многие из вас видели морфинг изображений, когда одно лицо плавно перетекает в другое? Лица отцов основателей – это промежуточная стадия между человеческим лицом и лошадиной мордой. Памятник изображает полную идиллию между Татищевым и де Гениным. Эти при жизни ненавидевшие друг друга люди держат символ города. Но этот памятник – живая достопримечательность! Площадку перед ним облюбовали скейтбордисты. Молодежное название времен постройки сооружения – памятник Бивису и Батхеду (герои дебильного американского мультика).
Из памятников советской эпохи стоит посетить памятник Свердлову перед оперным театром. Он, как ни странно, произведение искусства.
Есть в Екатеринбурге и памятник Пушкину в Литературном квартале. Его особенность – армянское лицо. Наличие памятника Пушкину в городе, к которому он не имеет никакого отношения, свидетельствует о бедной культурной жизни города (не нашлось достойного местного писателя). Конечно, Пушкин – поэт национального масштаба, но он сам «памятник себе воздвиг нерукотворный» и не нуждается в памятнике в Екатеринбурге.
Достоин внимания бывший дом профсоюзов на углу Ленина и Горького (на набережной). Он – смешение разных стилей. Когда архитектор спросил будущего владельца, в каком стиле проектировать дом, тот ответил: «Во всех стилях, денег хватит на всё».
Действительно стоит посетить бывшую усадьбу купцов Харитоновых–Расторгуевых с парком и искусственным озером с островами на склоне Вознесенской Горки. Красивое здание имеет зловещую историю в виде всевозможных безобразий, которым предавались его владельцы. Они настолько омерзительны, что в усадьбе долго никто не жил, пока его не отдали пионерам в советское время. Эти события отчасти отражены в романе «Приваловские миллионы» уральского писателя Мамина-Сибиряка. Этот роман заслуживает прочтения, так как отражает дух Урала той эпохи, да и просто написан с замечательным юмором. Дворец пионеров многократно переименовывался, и мне, по правде говоря, уже не хочется запоминать уродливые чиновничьи сокращения. Чего стоит шедевр чиновного словообразования – МУДО (муниципальное учреждение дополнительного образования). Недавно эту усадьбу хотели отнять у детей и отдать полномочному представителю президента в Уральском федеральном округе, был даже президентский указ, но стараниями общественности усадьбу удалось отстоять.
Есть и скрытые достопримечательности, о которых никто не знает, куда не водят экскурсии. Если немного отойти вглубь леса от южного берега озера Шарташ, то можно увидеть странные остатки построек – ровные площадки с обтесанными склонами холмов, обложенными камнем. Как говорят – это остатки славянского языческого (даже не старообрядческого!) поселения, сейчас там проводит свои встречи славянская община. Есть еще в окрестностях Екатеринбурга писаницы (скалы с рисунками первобытного человека) и уральские дольмены (гигантские кубические сооружения из плоских каменных плит с внутренним помещением неясного назначения), сильно отличающиеся от европейских и кавказских. Местоположение их скрывается, чтобы они не были разрушены вандалами или владельцами земли (если о них станет известно, то их признают памятниками природы и землю отберут). Нужно поискать знающих людей, чтобы посетить их.
Площадь семи религий
В Екатеринбурге есть интересная площадь рядом с Атриум-палас-отелем и собором. Недалеко строится мечеть и находится синагога. Услышал, как чиновник из городской администрации называет её площадью трех религий. Проводя экскурсию, я назвал её площадью семи религий. На вопрос туристов «почему?» ответил: «Здесь находится христианский храм, синагога, строится мечеть, храм науки – университет, храм тела – баня, храм любви – кожно-венерологический диспансер, а в центре находится главное святилище – храм поклонения Мамоне – Всемирный торговый центр с гостиницей». Несмотря на обилие заведений, площадь мертва. Там нет никого, только прохожие спешат по своим делам, перебегая от светофора к светофору.
Площадь оживилась, когда в собор из Греции привезли важную реликвию христианского мира – пояс девы Марии. У церкви возникла двухкилометровая очередь, парализовавшая всё движение транспорта и вызвавшая ДТП с серьезными травмами. Интересно, количество исцелений у пояса превысило ли количество травм в очереди? Мероприятие в нашем обществе, пораженном духовным кризисом, получилось очень спорным. Но достопримечательность будет жива только тогда, когда там будет кипеть жизнь независимо от денежных вливаний из бюджета или привоза реликвий, которые соседние религии считают идолами.
Каков поп – таков и прИход
Еще одна достопримечательность, к которой обязательно возят приезжих в Екатеринбурге – монастырь Ганина яма на местегде были спрятаны останки царской семьи после расстрела. Теперь на этом месте построен мужской монастырь и туда возят экскурсии.
Происходят там и чудеса. Одна моя знакомая сфотографировала старую икону на простую «мыльницу». На фотографии святой получился таким, как будто с новой иконы, очищенной от копоти. Она насчитала с десяток несоответствий с оригиналом. Поскольку знакомая училась на юридическом факультете, она отдала снимок на экспертизу. Эксперты не смогли объяснить это чудо. В Ганиной яме продаются другие чудесные снимки. На одном из них на патриарха, приезжавшего в Екатеринбург, падает столб зеленого цвета. Я этому не удивился, так как знаю предводительницу моржей Галину Сергеевну Гармс, так на половине фотографий на неё сверху спускается столб белого цвета. Удивляет то, что священнослужители не насторожились и даже продают такую фотографию. Зеленый свет считается светом дьявола.
В Ганиной яме всё оптимизировано под бизнес. В таком месте даже проводятся свадьбы (в монастырях это недопустимо). Недавно прочитал новость, что в Ганиной яме нашли тазик с героином. Через некоторое время новость изменили, героин нашли не в, а у Ганиной Ямы. В итоге всё свалили на таджиков-строителей. Откуда в монастыре таджики-строители? Своей условно-бесплатной рабочей силы не хватает? Да и разве шариат разрешает мусульманам строить христианские сооружения? Сейчас уже известно многим, что в 90-е годы РПЦ была поставщиком алкогольной продукции из-за рубежа (имела право безпошлинного ввоза). Но героин?! Неужели мы теперь должны понимать пословицу «Каков поп – таков и приход» в наркоманском смысле, с ударением в слове приход на первом слоге?
Есть ли жизнь у пирамид?
В конце февраля я с семьей поехал в Египет в Хургаду. Хотелось погреться на солнце, так как лето я провел в горах среди снегов. Несколько дней мы провели на пляже отеля, и самым большим стрессом для меня были прогулки за покупками за пределы отеля. В европейской стране улица, на которой располагаются гостиницы, была бы полна прогуливающимися горожанами. Мы увидели почти пустую улицу, да иногда туристок, шарахающихся от уличных торговцев. Всю поездку меня не покидало чувство, что на меня смотрят лишь как на мешок с деньгами. Справедливости ради нужно отметить, что мы нашли двух нормальных торговцев. У одного были фиксированные ценники (поэтому наши туристы к нему и ходили), а другому мы были интересны как личности. Я не против разных видов торговли, мы научились торговаться так, что нам сказали: «Мы поняли, вы из мафии», но когда каждый торговец преграждает путь и хватает за рукав – это слишком навязчивый сервис.
Когда лежание на пляже стало надоедать, мы поехали в Луксор и к пирамидам. Храм и пирамиды впечатляют, но жизни у них нет уже давно, остались только торговцы, которые нападают на туристов как стервятники на падаль. Исключение составил старик, который захотел со мною сфотографироваться бесплатно. В Луксоре снимать на камеру нельзя. Как объяснил экскурсовод, однажды там были съемки, а потом с помощью видеомонтажа получился «очень сексуальный фильм». Можно рекомендовать этот фильм вместо поездки, как проявление египетской изобретательности.
В поисках жизни мы поехали в бедуинскую деревню. Мы надеялись увидеть уникальный народ, который живет в суровых условиях пустыни, заготавливает лекарственные растения и, по слухам, торгует оружием. По дороге восхищались умением водителя ориентироваться. Даже мне, привыкшему к горным пейзажам Урала и Сибири, красные горы казались хаотическим множеством зубьев, а что говорить о жителях равнины? Экскурсовод рассказал о жизни бедуинов. Когда колодец пересыхает, верблюда не поят долгое время и водят по пустыне. В месте, где верблюд падает и начинает тереться о землю, мужчины роют колодец. Строительство продолжается пару месяцев. Колодца хватает на пару лет. Остальное время мужчины отдыхают. Женщины поинтересовались, а что они делают во время отдыха. Был ответ: «Во время отдыха мужчины отдыхают». Туристы-мужчины с пониманием отнеслись к разделению труда у бедуинов. К сожалению, бедуинская деревня оказалась имитацией. Колодец давно пересох, и бедуины живут в другом месте, приезжая в деревню на работу.
Проезжая по Каиру, мы спросили экскурсовода, есть ли в Египте правила дорожного движения. Он ответил, что вообще-то есть, но, поскольку 20% жителей Египта неграмотны, то правила не действуют. Светофор считается работающим, если у него есть регулировщик. В случае ДТП собирается толпа и решает, кто виноват. Расплачиваются на месте. Вот бы и нам так: ГИБДД – лишняя структура, и миллионник Каир подтверждает это.
Где-то в Египте есть жизнь, но туристам её не показывают. Слишком привыкли, что мумии стоят дороже живых. Каирский музей показался кладбищем культурных ценностей. Я стал не любить огромные национальные музеи. Складывается впечатление, что они высосали всё ценное, что было в стране. Ценности, вырванные из контекста и помещенные в большую кучу, в итоге перестают впечатлять даже туристов.
Иерусалим – город миров
Поездка по Израилю производит совсем другое впечатление, чем по Египту. Если для Египта 10 дней – предел, то для даже поверхностного знакомства с Израилем необходимы три недели. Иерусалим – концентратор духовных поисков и различных культур. Старый город вмещает в себя арабский, еврейский, христианский и армянский кварталы. Там расположена Храмовая гора со Стеной плача. На вершине горы – мечеть Эль Акса и Золотой купол над Краеугольным камнем, на котором Бог творил мир, Авраам чуть не принес в жертву Исаака, а Мухаммед летал на небо за Кораном. Там же и крестный путь – Виа Долороза, и церковь на Голгофе, и лабиринт арабского рынка, кажущийся бесконечным. Трудно представить такое в Московском Кремле. В центре Израиля, на горе Сион расположена немецкая церковь, а рядом дом, принадлежащий арабской семье. На первом этаже – синагога над могилой царя Давида, на втором – комната Тайной вечери (экскурсоводов и туристов не смущает, что апостолы отобедали над могилой). На третьей горе – Масличной – расположена Церковь Вознесения, окруженная арабскими домами. Вход в нее через мечеть. Между горами – Гефсиманский сад, самые дорогие кладбища в мире, Геенна Огненная (там селятся в основном выходцы из России – им без разницы). Стоит прогуляться по кварталу ортодоксальных евреев Меа Шеарим. Везде кипит жизнь, даже если достопримечательности и ненастоящие. (Как шутят экскурсоводы: «Не важно, есть ли здесь Давид или нет, столько людей пришло к нему, что он уже давно сюда перешел».)
Остальной Израиль по разнообразию подобен Иерусалиму. Цфат – центр каббалы, Кейсария - остатки римского поселения, Хайфа – центр новой религии Бахаи с мавзолеями пророков, Эйлат - курорт на Красном море, Тель-Авив - деловой центр. Как шутят израильтяне – Хайфа за всех работает, Иерусалим за всех молится, а Тель-Авив – отдыхает. Везде свой стереотип поведения: безлюдные улочки в армянском квартале, суета на арабском рынке, размеренность у стены плача, безлюдье и прохлада на Храмовой горе, давка у Гроба Господня с монахами, похожими на вышибал из ночного клуба.
С природой повезло меньше. Климат разнообразен – от пустыни Негев до заснеженной вершины Хермон (горнолыжный курорт). Я туда поехал, чтобы посмотреть на Ближний Восток с высоты, и оказался единственным европейцем на экскурсии. По сравнению с местными туристами я был блондином, и со мной просили сфотографироваться. Проезжали цветущую долину Мегидо (когда экскурсовод сказала, что нам она известна как Армагеддон, все вздрогнули) и Кинерет (Галилейское море), размером со среднее озеро на Урале. Живой природы мало, как сказала одна местная жительница, где начинается природа, там заканчивается Израиль.
С удивлением слушал слова гида, который сказал, что одно из объяснений названия Иерусалим – город миров, что он изначально задумывался как средоточие разных культур (каждый восточный город – центр мира, например, Вавилон – Врата Бога). Достопримечательности Израиля – предел жизни, у каждого камня своя история, возле многих достопримечательностей обосновались сразу несколько культур. Слишком много людей считают эти места своей святой землей – в этом и несчастье. Стоит съездить в Израиль, чтобы увидеть языческие корни мировых религий. Везде замаскированное язычество: то, к чему мы относимся как к метафоре – это вполне конкретные географические места. Стоит съездить в Израиль, чтобы, посмотрев на святые камни, начать видеть священное и в своей земле, перестав относиться к ней как скопищу полезных ископаемых.
Словения – страна разнообразной природы
Словения – страна замечательной природы. Там на площади в 10 раз меньшей, чем Свердловская область, умещаются все природные достопримечательности – Адриатическое море, Альпы (самая большая гора – Триглав, по имени арийской троицы верховных божеств. Триглаву соответствует Индийская Тримурти – бог создатель - Брахма, бог, поддерживающий мир – Вишну, бог-разрушитель - Шива), горные озера (например, Блед, Бохиньско), самая большая пещера в Европе – Постойнска Яма, каньоны, лечебные источники. Там живёт родственный нам народ с богатым диалектами языком (словенский язык имеет 6 диалектных групп).
Мне посчастливилось побывать в Словении в числе первых после распада СССР туристов из России. Нас встретил теплый прием, специально для нас открывались музеи в выходной день. Поразило то, что старшеклассники из кружка туристов на пятый день говорили, что Словения – замечательная страна, но хочется побыстрее вернуться на Родину.
Теперь в Словению идет поток туристов из России, и я с удивлением услышал отрицательные отзывы. Например, один мой коллега сказал, что словенцы остановили всю промышленность и живут туризмом, при этом сказал, что туризм – это, по сути, торговля Родиной, и сравнил туризм с проституцией.
На мой взгляд, туризм – это гостеприимство, но грань действительно тонкая. Остались ли в Словении интересные места, куда добраться затруднительно, то есть турист должен приложить усилия хотя бы в виде длительного пешего перехода, или уже в любую точку ведут канатные дороги, так что любой путешественник может добраться туда, были бы деньги?
Бахчисарайский фонтан
В 2012 году в августе я поехал в Крым. Позади у меня две экспедиции – на Арадан в Западном Саяне, Хамар-Дабан (южный берег Байкала) и Ольхон – остров на Байкале. В общей сложности я не был дома шесть недель. В Крым я поехал к своей семье, которая отдыхала там уже более месяца. Я собирался просто поваляться на берегу моря шесть дней. Но жажда странствий вновь возникла, и мы поехали на экскурсию в столицу бывшего Крымского ханства – город Бахчисарай (в переводе с татарского – «дворец среди сада»).
Крымские экскурсоводы оказались очень жесткими. Строили экскурсантов не хуже, чем я своих туристов. У нас не было даже лишних пяти минут. Разве что бегом не бегали. Складывалось впечатление, что экскурсоводы не учителя по основной профессии, а бывшие военные.
Ханский дворец оказался очень гармоничным и стильным. Нам он известен вовсе не теми историческими событиями, которых наверняка было немало в этих стенах, а поэмой Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Так гениальное художественное произведение способно затмить историю. Естественно, нам захотелось увидеть знаменитый фонтан и сфотографироваться у него. Во внутреннем дворике оказался большой фонтан, возле которого фотографировались толпы туристов, но это вовсе не был знаменитый фонтан, описанный Пушкиным. Пушкинский фонтан намного скромнее и находится внутри одного из помещений. Это каскад небольших раковин на стене, по которым тонкой струйкой течет вода. Вообще, во дворце множество фонтанов, но это вовсе не помпезные фонтаны, украшающие площади российских городов, а скромные комнатные фонтанчики. Если бы не бюст Пушкина, мы бы и не опознали знаменитый Бахчисарайский фонтан. Мы стали фотографироваться и навлекли на себя гнев экскурсовода следующей группы: «Здесь вам не фотоателье, не задерживайтесь!»
Аркаим и Молёбка – переразвитие мест силы
Среди достопримечательностей встречаются такие, которые у людей, занимающихся медитациями, считаются местами силы, в которых можно увеличить свою энергетику, очиститься и получить мистический или духовный опыт. Я отношусь серьезно к существованию подобных мест. Существуют разломы земной коры, из которых могут исходить излучения неизученной природы, и места в горах, где из-за конфигурации скал могут возникать звуки, действующие на подсознание. Но не могу сказать, что серьезно отношусь к людям, которые едут медитировать в «раскрученные» рекламой места. Место силы проходит несколько стадий развития:
1. Открытие места одним человеком или компанией людей. Нечастые визиты к месту силы.
2. Расширение круга посетителей. Возникновение палаточных лагерей.
3. Публикации в прессе, образование субкультуры и ритуалов, появление гуру, которые проводят семинары на месте силы.
4. Коммерческие экскурсии организованных групп туристов, возникновение инфраструктуры в виде гостиниц и кафе, невыносимая обстановка из-за большого количества «непосвященных» людей.
Примером таких переразвитых мест силы на Урале являются Молёбка и Аркаим.
С началом гласности в прессе стали встречаться публикации об аномальных зонах, в которых, в частности, происходят встречи с инопланетянами. Бермудский треугольник вскоре перестал удовлетворять запросы российских жителей – слишком далеко находится. Потребовалось найти что-нибудь поближе. Появились публикации об Эмском треугольнике в районе деревни Молёбка Пермского края. Местные жители охотно поддерживали легенды о встречах с посетителями иных планет, особенно если предложить им бутылку водки. Тусовка со временем стала принимать откровенно алкогольный характер, и инопланетяне действительно являлись ряду посетителей. Мои друзья, ведущие здоровый образ жизни, оказались не столь духовно «продвинутыми» и никого в этом треугольнике не встретили.
На закате советской эпохи археологами была открыта целая страна городов, названная андроновской культурой. Общероссийскую известность получил Аркаим, возможно, благодаря своему чудесному избавлению от затопления стараниями общественности (уже была построена значительная часть дамбы) или таинственным исчезновением его жителей (похоже, что они вывезли ценные вещи и сожгли свой город). Название андроновская культура почти никого не обмануло, как и вероятный исход жителей в Среднюю Азию, а затем в Иран и Индию. Это был город ариев, прямыми потомками которых и является русский народ. Этим и ценен древний город. Рядом с городом проходит геологический разлом, и глубина небольшой речушки Караганки в некоторых местах доходит до 30 м. Если верить людям, занимающимися медитациями, то Аркаим просто нашпигован местами силы. И они там действительно есть. Мы приехали в Аркаим с экскурсией небольшой компанией, и у нас разрядились все батарейки. Мы пошли купить батарейки в киоске, и оказалось, что там тоже все батарейки разряжены. Многие люди возвращаются из Аркаима больными. Организм не всегда может усвоить полученную в местах силы энергию. Туристов, приезжающих в Аркаим помедитировать, это не смущает. Всегда можно сказать, что в виде болезни проявляется очистка и обновление организма. Те, кто занимается медитациями серьезно, осторожно относятся к Аркаиму. Некоторые, читавшие Кастанеду, считают, что в древних местах вроде пирамид медитировать противопоказано, так как древние имели намерение, отличное от современных людей. На что, правда, можно ответить, что предки не будут вредить потомкам.
Неподготовленному человеку не стоит ехать в Аркаим. Там он увидит собственно место раскопок – большую песочницу с черными кругами, остатками бревен. Всё остальное – имитации: курган, который был раскопан в 500 км от Аркаима, менгиры (вертикально поставленный камень с другим, более широким камнем, поставленным сверху) и кромлехи (круги из менгиров), свезенные со всего Урала, жилище первобытного человека, казачья усадьба. О последней разговор особый. Усадьба производит впечатление хорошо устроенного зажиточного дома. Наши девушки с удовольствием фотографировались в народной одежде на полатях (полати – в русской избе теплое место сверху печки, используемое для сна). Поражались хорошей жизни казаков до революции. Очарование ушло, когда мы спросили, сколько человек жило в таком доме. Ответ был: 30-50. В музей сходить стоит, там хоть экспонаты настоящие. Есть еще развлечения – параплан.
Вокруг Аркаима возникла новая мифология. Например, предполагается, что там жил основатель религии огнепоклонников зороастризма Заратустра и написал священную книгу - Авесту.
На Аркаиме явно происходит переразвитие мест силы. На солнцестояние там собираются тысячи туристов, которые вытаптывают всё живое. Кустарники сохнут под грузом навязанных на них ленточек. Местные названия гор забыты. Появилась гора Шаманиха и Гора Любви. На Шаманихе медитировать невозможно, так как в любой момент может появиться толпа с пением какой-нибудь мантры. Не стоит также название Горы Любви понимать слишком буквально – вы окажетесь среди толпы зрителей.
Глядя на всё, что происходит в Аркаиме, в голову приходит совершенно еретическая мысль, что, может быть, водохранилище было бы лучшим вариантом. И тем не менее есть время, когда на Аркаим стоит поехать – это последние выходные августа, закрытие сезона. Народу мало и практически никто не мешает. Помимо официальных экскурсий вы сможете послушать лекции Владимира Петровича Путенихина и принять участие в его оздоравливающей программе. На Аркаим приезжает много интересных людей, которые бесплатно или за символическую плату познакомят вас с тем, что умеют. Во время поездки на Аркаим мы слушали гусляра и смотрели на выступления огненного шоу пойстеров (пои – горящие мячики на веревочке, которые крутят пойстеры. Искусство из Новой Зеландии распространилось по всему миру).
В последние выходные мая я традиционно веду группу в поход выходного дня от 20 до 50 км. В программе купание в нескольких водоемах, самоцветные копи и от 10 до 20 скал с жертвенными чашами и рисунками первобытных людей. Однажды со мной пошла журналистка и спросила меня, почему я не раскручиваю эти места, ведь это же второй Аркаим. Я ответил, что не хочу судьбы Аркаима для этих скал.
Почему застыл источник Марии Египетской?
В феврале я повел группу в деревню Тарасково и на гору Дедогор, из которой бьют несколько родников. Все эти родники освящены и объявлены целебными, об этом позаботились монахи из монастыря деревни Тарасково. Самый большой из них оборудован купальней и назван источником Марии Египетской. Он настолько полноводен, что, по рассказам, замерзает только в сильный мороз. На месте источника мы обнаружили ограду с крестами, избушку над купальней и бак с трубой над источником. К сожалению, и в купальне и в источнике был лёд. Не получилось ни напиться, ни искупаться. Мы пошли дальше по склону и обнаружили родники с крестами, не до такой степени оборудованные, как источник Марии Египетской, но из них текла вода. Возникает вопрос, к чему весь этот гламур над источником, если вода замерзла по причине излишнего окультуривания?
Подумаем, стали ли источники целебными из-за освящения их монахами, или они целебные сами по себе. Название горы Дедогор наводит на размышления. Названия вроде Дед-камень или Старик-Камень – это переводы на русский язык названий мансийских гор Нёр-Ойка. Это мужские горы для воинов, с ними связаны легенды о защите родной земли. Дедогор находится в интересном месте. Там Средний Урал, обычно узкий, разделяется на две части самым красивым озером Среднего Урала – Таватуем. С Дедогора открывается панорама озера Таватуй и гор на востоке и водораздельного хребта на западе. Отличный наблюдательный пункт. С него Средний Урал предстает горной страной. Получается, что это священные мансийские места, так уместно ли называть эти источники именем святых с Ближнего Востока? Мария Египетская, безусловно, уважаемая женщина, но источник ей уместно иметь в Египте, а не на Среднем Урале.
Периодически мне приходится слышать о том, что в окрестностях Екатеринбурга православные освятили очередной источник. У меня стали возникать вопросы, а остались ли еще не освященные источники? Судя по тому, что святую воду из церкви уже носят пятилитровыми банками и на Крещение освящают проруби, то нет. Откуда такой культ воды? Естественно, из язычества, ведь в библии написано, что поклоняющиеся в рощах у источников должны быть истреблены совершенно. Я признаю целебные свойства источников, но, когда вижу ажиотаж вокруг воды в православии, иной раз и промелькнет мысль о том, что стоит обратиться непосредственно к истокам – народным религиям, шаманизму и язычеству, минуя посредников в виде РПЦ.
Недавно узнал об освящении родника в районе деревни Лёвихи. Вообще-то эти места – центр старообрядчества. О том, что, освящая родники, РПЦ оскорбляет чувства других верующих, в новостях сказано не было. Может быть, стоит оставить источники чистыми, без символики той или иной конфессии? Сделать источники жизни общими для всех людей?
Из множества освященных источников есть на Среднем Урале действительно вполне уместная православная святыня – целебный радоновый источник Платониды. В этом месте жила отшельница Платонида. После её смерти из могилы забил радоновый ключ – признак святости. Родник находится на берегу реки Малый Ик, который на этом участке, как настоящая горная река, журчит и пенится среди камней. Это место находится у горы Шунут, которая радует гребешком скал на вершине и великолепными видами на множество хребтов вокруг. Рядом находится вершина с названием Старик-Камень (есть Старик-Камень и у Лёвихи).
Подобные параллели в природе нередки и наводят на размышления о связи разных участков Земли. Если на Дедогоре открывается панорама Среднего Урала, то на Шунуте помимо панорамы можно прочувствовать среднеуральскую тайгу, а на Веселых Горах (где находится Старик Камень у Лёвихи) после перехода по бурелому и куруму - прочувствовать сами горы.
У Платониды на ветвях деревьев по туристическому обычаю завязывают ленточки, тряпочки, трусы и купальники, из-за чего берег Ревды выглядит не очень девственно. Деревья страдают и засыхают от такого обилия тряпок. В Сибири на перевалах мне случалось видеть сухие палки, обложенными камнями, на них и вяжут ленточки. Палки от этого не страдают. Поэтому есть предложение вязать ленточки у Платониды прямо на кресте.
Недавно мне объяснили, почему у Платониды на деревьях количество женских трусов превышает количество трусов в аналогичных священных местах. Оказывается, кто-то пустил слух, что это помогает женщинам забеременеть. Вот и едут несчастные и вешают свое нижнее белье. Пришла мысль, как можно исправить положение. Нет, не оплодотворить, конечно, а как спасти деревья. Развешивание тряпок – действие магическое, а на любую магию найдется противодействие. Нужно пригласить студентов театрального, загримировать под сатанистов и проделать какой-нибудь обряд над трусами, чтобы дрожь пробирала. Естественно, ритуал на видеокамеру и выложить в Интернет.
Благодарные потомки Демидовых
Начался сплав по культовой для Урала реке Чусовой. Закончились ночные сборы катамаранов у остатков пристани у села Усть-Утка. Мы в предвкушении сплава по историческим местам. Чусовая была главной артерией, по которой железо сплавляли с Урала в Россию. Теперь от культуры сплавщиков не осталось практически ничего, только несколько поселков, да поляны – урочища на месте бывших больших сел, а когда-то барки с железом ходили мимо грозных скал-бойцов и опасных ташей (Урочище – необычный природный объект, сильно отличающийся от окружающего ландшафта. Бойцы – крутые отвесные скалы по берегам реки Чусовой. Таши – подводные камни в русле реки. На тюркских языках таш - камень).
После поворота, когда должна начаться деревня Харёнки, на длинном пляже нашему изумленному взору предстал огромный памятник со всадником, похожим на Петра Первого. Мы причалили к берегу и прочитали надпись «Акинфию Демидову от благодарных потомков». Неужели итальянские князья Сан-Донато (прямые потомки Демидовых) проплатили возведение памятника в такой глуши? Маловероятно. Посмотрев на противоположный берег, мы увидели домики охотохозяйства (что оно делает в природном парке Чусовая?), которые местные жители именуют резиденцией губернатора. Может быть, памятник построен на деньги налогоплательщиков, и это мы – «благодарные потомки» Демидовых. Демидовы, безусловно, исторические личности, определившие вид Урала и, отчасти, образ жизни его жителей до наших дней. Они создали своеобразное государство на окраине Российской Империи, с рудниками, плотинами, заводами и карательной системой. Нет в Нижнем Тагиле и Невьянске семьи, живущей на Урале больше века, на судьбу которой не повлияли Демидовы. Нас не было бы на Урале, если бы не Демидовы, но за это пришлось заплатить слишком большими страданиями. А громадные заводы с советских времен – логичное продолжение хозяйства Демидовых - готовы поглотить оставшуюся природу и здоровье жителей Урала. Нет, тагильские «потомки» Демидовых не «благодарны» своим «предкам». Очевидно, что благодарность испытывают чиновники, любуясь памятником из своего «охотохозяйства».
Настоящий памятник Демидовым – Демидовский Крест - находится значительно ниже по реке в самой глухой части Чусовой (это место, где у Акинфия Демидова родился сын). Сплавщики видят массивный известняковый крест на поляне и причаливают. На противоположном берегу находится боец Писаный Камень (так называют на Урале скалы, отличающиеся особенной красотой). Если присмотреться, на середине камня виден висящий высеченный крест. Он гармонично вписывается в скалу и не портит вид. Поражаешься инженерной мысли и риску, которому подвергались строители этого памятника. Да, у Демидовых со вкусом было лучше, чем у их «благодарных потомков». Утешает то, что у «потомков» жестокости меньше.
Там не то день, не то ночь, не то лето, не то зима, тусовку там не организовать
Ранней весной я люблю ездить в природный парк «Оленьи Ручьи». Местами вскрывающаяся река Серга позволяет искупаться, что не страшно под ярким солнцем, а пещеры из мрачного сырого погреба, каким мы видим их летом, превращаются в теплое сказочное царство сосулек. Мы идем по оврингам (подвесным мостикам над оврагами и над реками у скал, облегчающим передвижение) и мостикам через овраги и радуемся: если бы их не было, для посещения самой большой известной пещеры в Свердловской области, Дружбы, потребовались бы два дня. Приходят мысли о том, что мы не зря заплатили за вход в природный парк, вдоль наиболее популярного маршрута, Тропы Бажукова, чисто, видно старание работников парка - в отличие от природного парка Зюраткуль, где горы мусора и гоняют квадроциклы, а работники парка, как разбойники с большой дороги, обирают посетителей.
Я попытался представить, что думают туристы, которые ходили по природному парку до его создания. Наверняка их раздражает огромный поток людей, гуляющий по тропе Бажукова из-за легкости передвижения. Одной из достопримечательностей Оленьих Ручьев является Катниковская пещера. Мало кто знает её предыдущее название – Сталактитовая, которое сейчас звучит как насмешка. Всё, что можно было отломать – отломано. Наверное, сталактиты (кальциевые или ледяные сосульки, растущие с потолка пещеры) отломали еще до создания природного парка. Но на то ли, на что нужно, направлены усилия администрации парка?
В последнее время на территории парка появились беседки со столами и лавками. Речь уже идет не только об удобстве передвижения, но и о комфорте. А зачем он там нужен? Пусть городские люди (а таких большинство из посетителей) хоть раз посидят на земле. Построены смотровые площадки и нелепая пирамида. Ходят слухи, что будут асфальтовые дорожки для велосипедистов. Желания платить за вход становится всё меньше, когда видишь, на что идут деньги.
В природном парке всё больше становится палаточных лагерей. Несут ли они какую-нибудь познавательную функцию или превращаются в место сбора денег и пьяного отдыха? Можно быть на природе и быть отчужденным от неё, как и в городе.
В природном парке уже есть тарзанка, появятся ли другие аттракционы на потеху городским туристам, не умеющим общаться с природой? Может быть, вместо оврингов будет канатная дорога? Будем надеяться, что у администрации хватит вкуса, чтобы остановиться.
В конце Тропы Бажукова находится пещера «Большой Провал». Это немалых размеров яма с вертикальными стенками и небольшой пещерой внизу. Спускаясь в провал, посетители проходят несколько климатических зон. Переходы между зонами очень хорошо чувствуются: шаг вниз, и кожа ощущает, как резко стало холодно. Стены Провала покрыты мхами, снег внизу можно увидеть и в июне. Весной потолок пещеры покрыт снежными кристаллами. Представьте снежинку, только размером с кулак – такое предстает перед посетителями. В пещере можно встретить зимующих летучих мышей. Мы едем на поезде из Оленьих Ручьев и играем в игру, имитирующую сплетни. Все участники вышли в тамбур, кроме одного. Ведущий – Иван Трошин – прочитал главу из путеводителя о Большом провале, затем участники по одному возвращались и пересказывали следующему о том, что услышали. В заключение получилось: «Там не то день, не то ночь, не то лето, не то зима, тусовку там не организовать». Иван сказал: «Мне даже страшно, мы туда пойдем в следующие выходные». Хотелось бы, чтобы в Оленьих Ручьях было меньше тусовок.
Можно ли целоваться в музее?
Я очень настороженно отношусь к большим столичным национальным музеям. Там бродят толпы иностранных и иногородних туристов. Экскурсия, как правило, длится несколько часов, практически бегом, и в памяти остаются лишь наиболее эффектные экспонаты. Иногда в музее представлены основные предметы погибших цивилизаций, например, в Каирском музее сосредоточены экспонаты Египта эпохи фараонов. Некоторые музеи отличаются тем, что там кроме иностранцев больше никого не увидишь, у местных жителей свои проблемы. А как же предметы искусства, которые на фоне броских шедевров совершенно теряются? Или предметы, находящиеся в запасниках музеев? Их замечают только специалисты – искусствоведы.
Но все эти предметы когда-то были найдены в самых различных уголках страны, где они могли бы составить главную ценность и единственный экспонат музея. Так, например, в Нижнем Тагиле была найдена картина Рафаэля, получившая название «Тагильская мадонна». Тагильчане могут любоваться ею в одном из столичных музеев. Ситуацию, когда всё что-нибудь значительное свозится в национальный музей, я могу грубо назвать грабежом местных сообществ, а сами столичные музеи – кладбищем драгоценностей.
Не брезгуют большие музеи и чернухой. Так, например, археологическая экспедиция разрыла богатый скифский курган и достала оттуда мумию девушки в красивых одеждах, которая была названа «алтайская принцесса». Теперь эта принцесса в голом виде лежит в новосибирском музее. Естественно, мумию можно изучать представителям разных научных дисциплин. Но зачем её в таком виде выкладывать на всеобщее обозрение? Наличием мумии еще раз подтверждается идея о том, что музей – кладбище, уже в буквальном смысле.
Хотя принцесса сыграла свою роль в возрождении умирающего алтайского национального духа. Вскоре после разорения кургана учеными на Алтай обрушилось страшное землетрясение, и шаманы нашли связь между оскорблением принцессы и происшедшими катаклизмами. Под давлением общественности вскоре будет построен мавзолей, где принцесса будет достойно похоронена. И не важно, что принцесса из скифов – народа, который имеет отношение к русским, а не алтайцем. Это общая реликвия Горного Алтая. Хочется, чтобы местные сообщества, по примеру алтайцев, добивались возвращения своих экспонатов домой.
Поскольку мы пытаемся отыскать признаки жизни около достопримечательностей, нужно отметить, что в некоторых музеях кипит жизнь. Так, в некоторых из них работают художники, проводятся мастер-классы по ремеслам. Есть маленькие музеи в небольших городах, которые сохранили связь с жизнью. Это могут быть музеи при предприятиях, где, например, делается фарфор или хрусталь; геологические музеи при промыслах; в Екатеринбурге есть интересный геологический музей, при котором проводятся развивающие занятия для школьников. В таких местах жизнь кипит.
Однажды мы поехали в Нижнюю Синячиху, чтобы посмотреть музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей этот - подвиг одного человека Ивана Даниловича Самойлова, который еще в советское время, преодолевая бюрократические препоны, свез различные деревянные строения в Нижнюю Синячиху: мельницы, часовни, ротонды – со всего Среднего Урала. Остается посочувствовать жителям деревень, которые лишились своих достопримечательностей. Впрочем, эти постройки на своем месте все равно бы сгнили, были бы растащены на бревна или дрова.
Мы с женой во время свадебного путешествия посетили Музей востока в Москве. Прекрасные восточные предметы способствовали нашему хорошему настроению. Мы обнимались. Строгая смотрительница сделала нам замечания: «Вы в музее или где? Ведите себя прилично». Вспомнилась миниатюра Райкина «В греческом зале». В ней подвыпивший гражданин ведет себя неприлично в музее. Смотрительница сделала замечание: «Вы же находитесь в греческом зале». Ну и что, а знает ли работница музея, чем древние греки в греческом зале занимались? Так почему же в музее целоваться неприлично? Потому что на кладбище не целуются.
Можно ли заниматься любовью на Аллеях любви?
В Екатеринбурге решили облагородить берег реки Исеть (давно пора!). Почистили, укрепили берега, проложили дорожки по берегу от Исторического сквера до цирка. Сделали хорошее дело. Но каждый раз, когда у нас в стране прокладывается новая аллея, у чиновников возникает соблазн дать ей какое-нибудь громкое название типа Аллеи космонавтов. Эту назвали Аллеей любви, о чем и написано на камне у входа. Заинтригованные, мы пошли посмотреть, насколько эта аллея пригодна для занятий любовью. Поняли, что совершенно не пригодна. Аллея просматривается насквозь. Вдоль прямой дорожки, конечно, стоят лавочки. Но нет никаких ответвлений, темных закоулков и просто кустов, создающих интимную обстановку. Дополнительно к этому огромный забор дворца Полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе с видеокамерами, заставляющими задуматься о том, что высокопоставленные чиновники занимаются вуайеризмом. Единственное, что напоминает о любви, это недостроенная телебашня – главный фаллический символ нашего города.
Остается только пожалеть введенных в заблуждение подростков. Тинейджеры 90-х, начала 2000-х годов могли обходиться подъездами, многие из которых не запирались. Теперь у автомобилистов место есть – это дорога в Челябинск, проходящая мимо аэропорта Кольцово, так что можно остановиться прямо под низколетящими самолетами (место в народе называется «Траходром»).
Впрочем, вскоре после написания этих строк новость номер один в Екатеринбурге была следующей. Двое мужчин занялись любовью на улице Вайнера в центре Екатеринбурга рядом с мэрией. Вокруг собралась толпа в 300 человек. Милиция задержала этих мужчин, но свидетелей прошедшему действу не нашлось. Если есть потребность, не лучше ли устроить правильно Аллею любви?
Новый феодализм
В марте 2011 мы в турклубе получили письмо с «официального» сайта порога Ревун (любимое место тренировок водников Екатеринбурга и Тюмени), в котором сообщалось, что вся окрестная территория взята в аренду, включая Смолинскую пещеру, что за посещение будет браться плата. Всё это сопровождалось стенаниями по поводу мусора и обещаниями направлять деньги на улучшение экологической обстановки в районе Ревуна.
Это письмо переполнило чашу терпения. Не то чтобы мы были против улучшения экологической обстановки и нам на это дело жалко денег. Просто мы представляем, чем это может закончиться. В настоящее время на природе пытаются заработать все, кто может. Государственные структуры – природные парки - вводят плату за посещение. Понятно, что это противоречит свободе передвижения – праву, гарантированному Конституцией, но эта плата маскируется услугой – пользованием инфраструктурой: беседками и даже оборудованными тропами. И часто наши объяснения того, что мы не собираемся пользоваться инфраструктурой парка, что мусор мы сами за собой вывезем, приводят к ожесточенным спорам на входе в парк.
Хорошо, если эта инфраструктура действительно существует и полезна. Например, в природном парке Оленьи Ручьи овринги (мостки у скал) помогают посетить пещеру Дружба за один день, иначе бы потребовалось идти по сильно пересеченной местности и вброд через Сергу. Но иначе обстоит дело в других парках. Мы спрашивали директора парка «Бажовские места», почему он разбитую внедорожниками и лесозаготовителями дорогу называет оборудованной тропой? Оказалось, что к оборудованию относится мост, который построен парком. При этом, правда, скрывается, что до этого сотрудники парка снесли уже существующий мост в том же самом месте, где находится новый. Конечно, мост не отвечал требованиям безопасности для автомобильного транспорта, но вполне подходил нам – пешим туристам.
Следующий довод – деньги берутся за уборку мусора и на восстановление природы после повышенной рекреационной нагрузки на территорию. Но кто повышает эту самую рекреационную нагрузку? Сам парк! Именно он рекламной деятельностью создает повышенное внимание, а создавая инфраструктуру, облегчает доступ на территорию случайным людям. Рекреационная нагрузка после окончания советского времени сильно упала за счет сокращения населения, появления других разнообразных форм досуга и открытия всего мира для путешествий. Но даже имеющийся мусор природные парки убирают только вдоль основной тропы. Мы были поражены кучами мусора, когда сплавлялись по Серге на территории природного парка «Оленьи ручьи».
Аморальность ситуации заключается еще в том, что, обирая туристов и жалуясь на повышенную рекреационную нагрузку, дирекция парков не только увеличивает её, например, позволяя кататься по территории квадроциклистам даже там, где это опасно для жизни, например, в горах Южного Урала на хребте Нургуш (в природном парке «Зюраткуль»), но и «забывает» о хозяйственных объектах на территории своего парка. Например, на территории парка Югыд-ва действуют кварцевые рудники, ежедневно гремят взрывы. Мы задавали вопросы о том, почему работает драга на территории парка Бажовские места. Директор нам ответил, что она очищала от лавды пруд (лавда – пермское слово, означающее плавучую трясину или остров). Но когда наша группа проходила там, по мерам безопасности и тому, как нас там встретили, складывалось впечатление, что там моют золото. Когда я спрашивал о вырубках рядом с Тальковым камнем директора бажовских мест, он ответил, что речь идет о санитарных чистках леса. Что настоящего леса давно нет, а светлые сосняки, которыми гордится Сысерть – это насаждения, которые исчезнут, если за ними не ухаживать. Это очень спорный экологический вопрос: стоит ли поддерживать огромный массив монокультуры – сосны. Естественный лес привел бы к большему экологическому разнообразию. Да и то, что мы видели, когда вырубается всё подчистую, вряд ли можно назвать санитарными вырубками.
Посмотрели на документы бизнесмена, который арендовал территорию Ревуна. Оказалось, что арендована березовая роща, в которой останавливаются все сплавщики. Цель аренды – турбаза. Опубликован прайс услуг, причем очень неграмотный. Бралась арендная плата за площадь, занимаемую палаткой. Площадь не соответствовала санитарным нормам и нормам противопожарной безопасности. На человека было отведено такое место, что даже на кладбище больше отводится. Естественно, практически никто из тысячи туристов платить за такой маразм не стал. Была милиция, которая охраняла владельца турбазы, чтобы его не побили. Сама «турбаза» представляла собой два туалета, которые на ночь владелец турбазы разбирал и увозил, чтобы их не пустили на дрова. Меня удивила чистота рощи, я ожидал увидеть помойку. Оказалось, что организаторы соревнований на Ревуне позаботились о вывозе мусора, а летом рощу очищает отдыхающий там детдом. Вот кому мы должны быть благодарны, а не самозваным владельцам турбаз.
Аренда Ревуна вызвала оживленную дискуссию на Интернет-форумах, в которой приняли участие как туристы, так и сотрудники природных парков. Житель Миасса написал, что на Южном Урале дела еще хуже. Стало просто некуда ехать. С одной стороны – Ильменский заповедник, с другой – природный парк Таганай, подальше – Зюраткуль. А ситуацию на озерах (Челябинская область – край тысячи озер) можно сравнить с рейдерским захватом. Непонятно кто ставит шлагбаум и берет деньги не только с водителей, но и с пеших отдыхающих, приходящих на пляж. И никого не волнует отсутствие кассовых аппаратов и то, что вы имеете право пройти в прибрежную зону и вам обязаны обеспечить бесплатный проход.
Регулирование посещения неизбежно при увеличении посетителей, но так ли оно актуально для Урала, где плотность населения в 10 раз меньше, чем в Европе? Я задумался, что мне это напоминает? Прошел по мосту – плати, расположился на поляне – плати. Это феодальный строй, который насаждают под предлогом защиты природы. Я готов платить за "обустроенные тропы" в природных парках в том случае, если работники парков будут платить за "обустроенные тропы" в городах.
Что ценно на самом деле?
Я с друзьями иду по природному парку Ергаки в Западном Саяне, мы подходим к озеру Мраморному, из которого вытекает водопад с неожиданно теплой водой. Я задаю себе вопрос, почему я очередной отпуск провожу на природе, вместо того, чтобы поехать в какую-нибудь европейскую столицу? Потому что зеленая долина для меня более важна, чем огромный город с культурной жизнью в виде театра и кино, огромными музеями – кладбищами культурных ценностей - и тематическими парками (парками развлечений с аттракционами, кафе, кинотеатрами, имитацией ландшафта (природного или фантастического) и культурной среды, например, Средневековья).
Долина реки Тушканчик полна строгого спокойствия, в парке аттракционов же суета развлекающихся людей. Понимающий человек видит, что суета тематического парка – фальшива и скрывает пустоту людей, несущихся на карусели от самих себя, а спокойствие даже снежных пиков – обманчиво, всюду идут природные процессы и кипит жизнь. Медвежата, всю ночь резвившиеся в нашем лагере на берегу озера Мраморного - вот настоящее приключение, а не поездка на маленьком поезде по комнате ужасов в луна-парке. Возникает критерий – ценно то, где есть жизнь.
Что будет с достопримечательностями?
Как мы увидели, достопримечательности могут быть настоящими и имитациями, возле них может складываться своеобразная субкультура или даже несколько субкультур, которые могут враждовать. Некоторые из достопримечательностей дороги местным жителям, а другие интересуют только туристов. Есть достопримечательности, которые забывают сразу же после их создания, другие живут века и тысячелетия. В любом случае, когда достопримечательность начинают использовать для зарабатывания денег в рамках массового туризма, сначала у неё становится избыточное количество посетителей; потом постоянные посетители, которым она действительно дорога, уходят, разрушается созданная возле неё субкультура. Говоря эзотерическим языком, у места силы заканчивается энергия, и достопримечательность погибает, хотя она и может еще долго стоять грудой кирпича, мрамора или бронзы.
Гибель искусственной достопримечательности оставляет надежду, что придет более культурное поколение, которое возродит её или создаст новые произведения искусства. Гибель природной достопримечательности, как правило, фатальна. Горы, скалы и пещерные сталактиты растут со скоростью миллиметров в год, и, превращая природу в выжженную пустыню, цивилизация лишает потомков природной красоты и корней.