Однажды в походах произошли четыре замечательных диалога, которые мне запомнились. В первом одна из постоянных участниц сказала: 'Я знаю одну отличную компанию. Их шесть человек, они всё время ходят в походы вместе. У них всё получается слаженно, они полностью сработались' (намек на то, что у нас в каждом открытом мероприятии, а таких большинство, есть новички, которых нужно обучать). На что руководитель похода сказал следующее: 'Через некоторое время от этой компании отколется один человек по причине семейных обстоятельств - компания выстоит и еще больше укрепится в своих туристических убеждениях, затем второй из-за переезда в другой город -компания затрещит по швам, затем третий, потому что сменит работу, - и от слаженной туристической группы, от всей этой идиллии не останется и следа'.
Второй диалог. Руководитель трудного похода, в который мы не взяли новичков, говорит: 'Хороший получился поход. Участники работают слаженно. Потрясающая самоорганизация, все сами догадываются, какие задачи нужно решать, и просто делают свое дело'. На что я ответил, что все, кроме одного человека, когда-то пришли в турклуб как новички, и у многих не было практически никакого туристического опыта. Поэтому, чтобы получилась такая отличная компания, в нашем турклубе мы устраивали массу простых походов и тренировок, начиная с походов выходного дня.
Третий диалог. Опытный участник мероприятий турклуба сказал: 'Как хорошо идти в поход небольшой компанией, нет излишней суеты, получается пообщаться с природой, а то когда много народу, ощущаешь себя как в городе'. На что я ответил, что я был в экспедиции с маленьким числом участников, и она превратилась в борьбу за выживание: утром встал, заготовил дрова, приготовил еду, позавтракал, собрал лагерь, прошел 25 километров, заготовил дрова, приготовил еду, поставил лагерь, поужинал, лег спать. И так несколько недель. Исключение составляют только дневки. Никаких ставших уже привычных нам бань, хождений по углям, песен у костра, игр и прочих мероприятий - всего того, что составляет фирменный стиль турклуба.
Турист из третьего диалога прав, что нам еще не хватает культуры хождения в поход большими группами. Все говорят, что оптимальный размер группы 6-12 человек. Хотя если почитать туристический словарь, видимо, составлявшийся в советское время, то там написано, что размер туристической группы обычно 20-40 человек. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему японские туристы ходят на экскурсии и просто гуляют большими группами человек по 30? А они друг другу не мешают. И нам стоит у них поучиться. Главный принцип простой: дайте возможность другим участникам слушать звуки природы, а не себя. Над всем этим мы еще поработаем.
В четвертом диалоге речь шла о руководстве походами. Всем ли необходимо получить такой опыт или это удел особых людей с повышенной энергетикой и лидерскими качествами? Я высказал две идеи:
Первая идея заключается в том, что информацией и полученными навыками нужно делиться. Если вы научились чему-нибудь, научите этому еще хотя бы двоих людей, чтобы знание не умерло. При передаче знаний вы улучшите свои собственные навыки (это знают все преподаватели). И пусть кто-нибудь из ваших 'учеников' добавит к тому, чему вы его научили, еще что-нибудь новое.
Вторая идея заключается в том, что при руководстве походами мы серьезно развиваемся как личности, приобретая навыки, которых не получить в школе и институте. Ведь руководство походами - это организация целой туристической жизни, а руководство сложными походами - это еще и ответственность за жизни людей. А наша система образования, похоже, как раз нацелена на то, чтобы отучить человека принимать решения и брать ответственность на себя. По городу прошла волна лидерских тренингов, и многие молодые люди, нацеленные на развитие, решили вдруг стать лидерами и платили безумные (по сравнению со стоимостью походов) деньги за двухдневные семинары, собиравшие залы по сто человек. В пользе таких тренингов я не уверен, а в пользе руководства походами не сомневаюсь.
По системе категорирования походов по сложности в идеале турист в своем развитии должен пройти следующие этапы: участник похода 1 категории сложности, руководитель похода 1 к.с., участник похода 2 к.с., руководитель похода 2 к.с., и т.д. И хотя современная жизнь внесла свои коррективы и практически никто по этому пути не следует, эта система задумывалась не зря. Ведь повышение уровня сложности - это увеличение ответственности не только за себя, но и за других участников похода. А эту ответственность почувствовать можно, только если сам побываешь в роли руководителя. Есть предел развития туриста по спортивной линии, если он не хочет быть руководителем походов.
Вывод из всех этих диалогов: для личностного развития в туризме нужно иногда быть руководителем походов, при этом не боясь брать в походы новичков; радость в их глазах от новых открытий - хорошая награда. И еще идти в поход большой компанией, учась при этом не мешать друг другу, а сотрудничать; так мы сделаем туристическую жизнь более интересной.
А идеальная организация для полноценной активной туристической жизни - это турклуб, место, где новички смогут приобрести необходимые навыки, опытные туристы - ходить в походы с нужной им регулярностью, туристы, ориентированные на спорт, смогут пройти путь от некатегорийных походов до походов высокой категории сложности, а туристы со своими проектами - найти проверенных людей для их осуществления. Именно поэтому турклуб "Новые кочевники" открыт для новичков, и в нем действует "школа руководителей" для подготовки новых руководителей походов.