Дефекты западной цивилизации (об экологии)

Опубликовал: Павел Добряк от 1-02-2015, 19:58. Просмотров: 1056, комментариев: 0.
Два года назад мне хотелось написать три статьи. Первая была бы посвящена технократической цивилизации, успехами которой в нашей стране мы гордились, не обращая внимание на подчас разрушительный её характер. Вторая была бы посвящена повороту мировоззрения, который происходил в путешествиях, а третья – практике экологической жизни различных субкультур, с которыми мне довелось познакомиться. Первые две статьи написаны по итогам моих путешествий в 2010-2013 годах. Третью, я, видимо, буду дописывать еще долгое время по результатам будущих поездок. Предлагаю вашему вниманию первую статью.

Как мы будем жить, когда останутся только деньги?

Вечер на Аккемском озере на Алтае. Мы вернулись с радиалки (1) в Долину семи озер. Мы стояли на небольшом холме и при свете солнца каждое озеро было окрашено в свой неповторимый цвет. К нам подошел человек, назвавшийся Сергеем, и попросил чаю. Вид у него был более диковатый, чем у нас. Выяснилось, что он каждое лето практически бомжует в этих местах. Он сказал, что раньше лето проводил на Телецком озере, но теперь там плавает семь теплоходов, каждую ночь фейерверки, всё продается и покупается, там нет энергии. Почему же тогда, когда появляются деньги, уходит энергия, дух и святость?

Если мы обратимся к библии, то поклонение деньгам – довольно серьезный грех. В русском варианте библии сохранилось без перевода слово Мамона. Поклонение Мамоне приравнивается к идолопоклонничеству и разрушительно для личности. В советское время пойти торговать в глазах окружающих почти равнялось выходу на панель. В настоящее время господствует отношение к деньгам как к инструменту. Деньги нужны для личностного развития и благотворительности. Они – кровь экономики. Деньги сами по себе нейтральны. На мой взгляд, это очень опасная точка зрения.

Если мы посмотрим на определение денег, то увидим, что деньги – универсальный эквивалент. Поэтому есть стремление абсолютно всё выразить в деньгах, всему подобрать стоимость, всё выставить на продажу. Но есть вещи уникальные, бесценные, священные. Кроме того, деньги перестали быть средством накопления из-за инфляции, деньги должны быть вложены, деньги должны делать деньги, денежная масса многократно увеличивается за счет банковского мультипликатора (2). А это значит, что все новые предметы должны становиться товаром и выставляться на продажу, «приниматься на реализацию», как говорят уличные торговки. Для России, которая для мирового рынка источник сырья и «мозгов», это особенно актуально. Мне хочется спросить, как мы будем жить, когда «реализуем» всё, что у нас есть, и у нас останутся только деньги? Ну а в личном плане, как мы будем жить, когда продадим работодателю всю нашу жизнь?

Но в России осталась еще земля, на которой деньги не имеют значения, о ней моя статья «Территория свободы».
---------------------------------------------------------------------------
1) Радиальный выход – прогулка налегке от базового лагеря до интересного географического объекта и обратно (или по кольцевому маршруту) в походах, в которых лагеря перемещаются при помощи переходов с рюкзаками.
2) Банковский мультипликатор - многократное увеличение денежной массы за счет перемещения денежных средств между банками.

Мифы технократической цивилизации

Общество заворожено быстрым развитием техники. Жизнь радикально меняется на протяжении одного поколения. Мы не задумываемся над тем, какую плату приходится платить биосфере за научно-технический прогресс. Развитие науки и техники может быть бесконечным, во всяком случае, общество не ставит им предела. Мы не задаемся вопросом, какие еще изобретения нам нужны и какую цену мы готовы за них заплатить. Биосфера же – система, находящаяся в равновесии. Поэтому, если прогресс пойдет так и дальше, техносфера (2) вытеснит биосферу.

В 1986 г. я стоял на Лисьей Горе в Нижнем Тагиле. С точки зрения ребенка, начитавшегося сказок, Лисья Гора – идеальное место для шабаша ведьм. Это лысая гора (растительность вырублена на нужды заводов ещё во времена Демидовых) с пожарной каланчой. С горы открывается вид на весь город. Этот вид тогда воплощал мощь советского государства, строящего коммунизм: одна шестая часть горизонта была сплошным столбом черного дыма от Нижнетагильского Металлургического Комбината. Если посмотреть на северо-запад, то можно было увидеть пустынные терриконы (3) горы Высокой. И только на юго-западе – волнистое море гор Среднего Урала, покрытых тайгой. С помощью промышленности светлое будущее построить не удалось, зато получилось испортить здоровье целому городу.

Но, может быть, техника сама по себе нейтральна, это всего лишь инструмент, который в опытных руках улучшит нашу жизнь? Но согласитесь, что только человек, совершенно лишенный обоняния, может сказать, что автомобиль нейтрален.

Еще один миф заключается в том, что техника экономит нам время. Один мой знакомый продал автомобиль и купил велосипед, когда понял, что на велосипеде по городу с пробками передвигаться быстрее и здоровее, кроме того, посчитал, во сколько ему обходится содержание автомобиля и сколько ему надо тратить времени на его обслуживание и зарабатывание денег, чтобы его содержать. Средства связи позволяют быстро найти нужную информацию, но пока я пишу этот параграф, мне позвонили три раза, и я потерял много времени, чтобы сосредоточиться после телефонных звонков.

Всегда ли техника является инструментом? Рассмотрим полезное изобретение – градусник. Казалось бы, позволяет объективно измерить температуру. Но, измеряя температуру прикосновением ко лбу, можно получить массу дополнительной информации, например, о влажности. На Южном Урале есть природный парк Зюраткуль. Мы поднимаемся на высшую вершину Челябинской области – Нургуш. Читаем надписи: «зона тишины», «зона покоя». И вдруг слышим оглушительный рёв. Едет вереница квадроциклов. Тропа превращается в разбитую дорогу, ручьи становятся мутными. Ездить по горам Южного Урала на квадроцикле – рискованное занятие, горы не предназначены для этого, случаются тяжелые травмы. Но дело не только в алчности руководства природного парка, которое готово закрыть глаза на ущерб природе и риск для людей, а в том, что для самих посетителей техника из полезного инструмента превратилась в протезы и костыли, с которым и они не хотят расстаться. Автомобилисты просто не понимают, что есть местность, где удобнее и безопаснее ходить пешком, а их средства передвижения нарушают гармонию и неуместны.

Существует совершенно необоснованный миф о том, что техника нас спасет. Каждую новую проблему человечество пытается решить с помощью техники. Недавно один американский профессор выступил с предложением, как нужно решить следующую проблему: леса из-за вырубок всё меньше, углекислый газ в кислород перерабатывается не полностью, отсюда – потепление климата. Так нужно распылить железо над океаном, чтобы размножились водоросли, которые поглотят углекислоту. А сколько топлива нужно сжечь, чтобы добыть и распылить это железо, профессор не уточнил. Как и то, что эти водоросли будет за считанные недели съедены. Получается, что профессор или экологически неграмотен, или хочет заработать денег на масштабной авантюре. Интересно, что человек не хочет учиться на ошибках научного преобразования мира. Например, однажды в Америке ученые изучили поголовье оленей Карибу и обнаружили, что местное население ведет отстрел нерационально. Ученые дали совет – убивать только старых оленей. Напрасно индейцы говорили, что старые олени играют важную роль в стаде – они как вожди племени, например, они собирают стадо после весеннего гона. Над индейцами только посмеялись. После года «рационального управления природой» поголовье оленей резко сократилось. Биосферу можно спасти только одним способом – оставив её в покое.

Фантастические фильмы о будущем рисуют нам огромные города с многоэтажными домами, между которыми курсирует воздушный транспорт. На практике же мы наблюдаем переполненные города с транспортными пробками и отравленным воздухом. Техники стало так много, что хочется спросить: кто же спасет нас от самой техники?

Помимо техники есть одно благородное занятие – наука. Действительно, разве не захватывающе преодолевать всё новые рубежи познания и узнавать устройство нашего мира? Конечно, на основе науки делается техника и новые виды оружия, но, может быть, сама наука нейтральна, ученые занимаются хорошим делом, а всё портят политики, бизнесмены и военные? Но какую цену приходится платить экономике и биосфере за научные исследования? Узнайте стоимость Большого адронного коллайдера (1) и подумайте, во имя чего такие затраты? Исследования в области медицины и косметологии требуют испытаний на животных. Сколько еще животных нужно убить, чтобы человек получил удовлетворительные для него знания о самом себе? И главное – зачем? Врачи, работающие в роддомах, мне говорили, что их терзают сложные этические вопросы: «Зачем мы спасаем детей, которые в естественных условиях не должны были появиться на свет?». Очевидно, что такие дети будут от рождения инвалидами.

Хочется спросить деятелей науки и техники, как мы будем жить, когда все ресурсы Земли превратим в технику (зачем техника нам будет тогда нужна?), а всю энергию потратим на то, чтобы узнать глубинные тайны бытия?

Нужно отметить, что есть альтернативные течения в науке, которые не разрушительны для биосферы, например, гипотеза Гайи, рассматривающая Землю как живой организм.
--------------------------------------------------------------------------------------------
1) Адронный коллайдер - ускоритель частиц из микромира для исследования глубинных структур материи
2) Техносфера – множество механизмов, инструментов, технологических процессов, объединяемых в настоящее время информационными потоками в единую глобальную сеть.
3) Террикон - отвалы пустой породы из рудников

Глобальный мир и общество потребления

Я гуляю по торгово-развлекательному центру в Екатеринбурге Прикупил одежды, посидел в кафе, почитал афишу кинотеатра. Рядом с центром находится аквапарк, возникло желание туда сходить. Сильные перемены в обществе сопровождаются переменой в обращении друг к другу людей. До революции 1917 г. обращались друг к другу «господин», затем – «гражданин», затем – «товарищ». Сейчас как обращаться – непонятно, от нейтрального – «гражданин», до подобострастного – «господин», еще можно услышать «друг» и «братан». Большинство же на улице обращаются по половому признаку – «мужчина» и «женщина». Последнее не так нейтрально, как думается, пол, во всяком случае, при уличном и деловом общении значения не имеет. Мне кажется, наиболее подходящими обращениями в обществе потребления должны быть «потребитель» и «потребительница».

Классика русской литературы учит, что потребительство – это плохо, всё это называется мещанством. Во время очередного глобального экономического кризиса слышу по радио, как президент США призывает своих граждан больше ходить по магазинам, потому что так экономика оживится, а если меньше покупать, то экономика рухнет. Нужна ли такая экономика? Соединённые Штаты потребляют 50% мировых ресурсов, остальные страны стремятся им подражать, американский образ жизни – пример для большинства жителей земли. Из фильмов мы узнаем, что лучше быть официантом в американском кафе, чем вождем племени. Даже если на миг представить, что другие страны доведут уровень потребления до такого, как в США, то человечество быстро «съест» всю планету.

Я не против нужных вещей. Просто нужно задуматься. Уже никто не помнит, что раньше обувь делалась индивидуально и служила 5 лет без ремонта. Теперь, если её хватило на год, то считайте, что вам повезло. Какие первые шаги мы можем сделать? Прежде всего, забыть о моде. Не бывает «актуальных в этом сезоне» цветов и фасонов, бывает удобная и качественная одежда, которая служит несколько лет. Во вторых, платить за «бренды» тройную цену – это бред. Я с удивлением обнаружил, что индивидуальный пошив одежды у местных дизайнеров не дороже покупки в среднем магазине. Так можно получить действительно индивидуальную и подходящую именно мне одежду. При этом намного приятнее платить человеку - дизайнеру, а не бездушной корпорации.

Глобализм в сочетании с потребительством уничтожает местные сообщества. Например, в нашу страну импортируются голландские сыры. Коров в Голландии кормят кормом, выращенной в одной африканской стране, население которой голодает (бизнесу выгоднее выращивать корм скоту, а не еду людям). Корм растет на пестицидах, поэтому у голландских коров отравленный навоз, который нельзя использовать как удобрение. В результате – несколько стран страдают для того, чтобы получалась более дешевая продукция.

В настоящее время уровень комфорта обычного человека выше уровня комфорта средневековых королей, так может, стоит остановиться?

Дефекты западного мировоззрения

Прямолинейное выражение «техносфера вытесняет биосферу» в философии принято заменять на «биосфера эволюционирует в ноосферу (1)». Я не считаю появление еще одной оболочки Земли - сферы разума - плохим явлением, но, на мой взгляд, происходит подмена понятий. Почему это биосфера должна эволюционировать в ноосферу? В ноосферу должна эволюционировать техносфера, и до этого момента остались считанные годы. Ведь Интернет связывает всё большее число устройств.

А дальше возникают вопросы:
- Должна ли техносфера быть изолирована от биосферы или находиться с ней в симбиозе?
- Техника, объединенная Интернетом, и информационное общество – та ли ноосфера, которую мы хотим получить?
- На каком основании мы решили, что биосфера неразумна?
- А разумен ли сам человек, и если нет, нужна ли нам разумная надстройка над обществом?

На мой взгляд, есть два мифа европейской цивилизации: первый – что человек (и только он) разумен, второй - что существует объективная реальность, которую мы познаем с помощью науки и преобразуем с помощью техники (третий миф, что техника ведет нас ко всё лучшей жизни, мы уже развенчали).

В разумности западного человека возникли сомнения еще после мировых войн. Оказалось, что насекомые имеют сложно устроенное общество и могут обмениваться информацией о путях к пище и даже передавать вероятности нахождения пищи (исследователи создавали всё более сложный лабиринт с перегородками, которые открывались и закрывались с определенной частотой, и в нём муравьи искали сахар). Животные–космополиты, например, крысы, делятся на группы, которые не понимают друг друга и могут враждовать (то есть у животных–космополитов есть народы). Если рассматривать язык как критерий разумности, то животные им обладают. Можно еще играть словами в учебниках, что только у людей – коллективы, а у животных – стада, но это такая же игра слов, как что у человека – кожа, а у животных – шкура. С точки зрения экологии, что человек – не венец творения, а вершина пищевой цепи.

Насчет познаваемой объективной реальности возникли сомнения, когда физики добрались до микромира. Удивительный квантовый мир уничтожил большинство философских концепций запада (хотя их еще преподают как вершину философской мысли престарелые преподаватели философии в наших институтах). Оказалось, что наблюдатель влияет на ход эксперимента, что мы не можем одновременно знать некоторые пары величин (например, если вы хотите очень точно измерить положение частицы, то вы не узнаете, в какой момент времени это положение частица занимала), что существует нелокальное взаимодействие (частицы, «синхронизированные» особым образом, даже находясь в разных концах вселенной, мгновенно будут «узнавать» о состоянии друг друга). В сочетании с теорией Большого Взрыва (Вселенная родилась в результате взрыва материи из одной точки) это означает, что всё связано со всем. Появилась голографическая модель вселенной, модель явного и скрытого порядка, модель параллельных вселенных (в каждый момент времени вселенная разделяется на множество вселенных в зависимости от возможных путей дальнейшего развития). Если соединить знания современной физики с психологией (гипноз позволяет сильно изменять восприятие мира) и лингвистикой (языки имеют различия, позволяющие немного по-разному описывать и воспринимать мир, а древние языки по грамматическим формам намного богаче современных), то получится полный мистицизм. В пределе – мы сами создаем воспринимаемую нами реальность, объективной реальности не существует, а есть общественная реальность, возникшая в результате взаимодействия всех людей и поддерживаемая методами общения. Это не исключает существования индивидуальных реальностей и реальностей для небольших групп людей, которые вполне можно сконструировать. Но тем и ценнее природа – общая реальность для всех живых организмов, - что заставляет задуматься об ограничениях на человеческую деятельность.

Чтобы проверить, как разум влияет на материю, почитайте о шаманских методах управления погодой, пойдите на пляж и попробуйте «испарить» облачко.

Если мы ставим под сомнение существование объективной реальности, то возникает вопрос, зачем нужна наука, которая её исследует? Может, следует перейти к другим способам познания (не научным) и взаимодействия с миром (не инструментальным)?

Истоки экологического кризиса как дефекта в мировоззрении западной цивилизации можно найти в мировых религиях (кроме, пожалуй, буддизма). Согласно им, человек – хозяин природы, всё принадлежит ему, а значит, он может делать с ней что хочет. Только у него есть душа, Земля сама по себе – мертвая глыба. Представления других культур – это примитивный политеизм (2), анимизм (3), идолопоклонничество (4).

В 70 годы прошлого века основным вопросом западной теологии был: «Как примирить экологию и христианское мировоззрение?» (у нас, понятно, такой вопрос не возникал, экологические проблемы были, но у церкви были другие заботы). Ответ на вопрос искать надо было в Библии, ведь там, по идее, должны быть ответы на все вопросы, но во времена, когда писалась Библия, глобальных экологических проблем не было. Вы не найдете среди заповедей такую «Берегите природу – мать вашу!». Заповедь «не убий» относится только к людям (в древнееврейском два глагола – убивать людей и закалывать животных, животных «убить» нельзя). Заглянули в Библию с экологической точки зрения, и волосы встали дыбом.

Сам Бог топит всё существующее, и только каждой твари по паре спасается в Ноевом Ковчеге на горе Арарат. Получается, что невинные животные страдают за людские грехи (или животные в принципе не могут страдать)?

Вопиющий случай, когда Иисус Христос срубил смоковницу, которая не принесла ему плодов (еще был не сезон), трактовался не как акт самодурства, а как то, что Иисус уничтожил древний шаманский символ – Мировое Древо, соединяющее три мира: подземный, земной и небесный. Но можно предположить, что большое число людей поняло этот случай слишком буквально, вырубая даже не то, что мешает, а то, что им не нужно.

Посмотрим и на символическую рубку деревьев. Слушал одного популярного в России православного проповедника (бывшего преподавателя атеизма). Он сравнил Русскую Православную Церковь с веточкой на плодоносящем древе православных церквей, при этом сравнил другие христианские церкви с отпавшими ветками, которые иногда могут зеленеть и даже цвести, но плодов приносить не могут (на дереве есть еще и паразиты – всякие другие религии и секты). Хочется спросить его: «А зачем же вы из всего леса оставили только одно дерево и вырубили всё подчистую?». Увы, это не метафора. В России вырубали священные деревья народов Марий Эл и Коми. Прежде чем что-нибудь вырубить и водрузить на месте живого существа символ своей религии, подумайте о том, что вы лишаете народ души, а планету – жизни.

В саду Эдем росло Дерево познания добра и зла, о котором все помнят, прародители с него яблочко съели, оттого и все страдания, выгнали нас из Рая. Но было там еще одно дерево, о котором все забыли – Дерево жизни. Полагаю, что плодами можно считать оздоровительные системы йоги, цигун и других восточных систем. Западные люди просто не могут себе представить, что есть народы, которые «питаются от других деревьев», на них не распространяется понятие первородного греха и для них бессмысленно всё огромное теологическое построение мировых религий.

Религия учит, что поклонение природе – идолопоклонство, что нужно поклоняться творцу, не стоит слишком привязываться к природе, так как нас ждет после смерти вечный идеальный мир. На мой взгляд, это опасная иллюзия, которая приводит к уничтожению природы. Богу, если он существует, нет смысла создавать два мира – земной и идеальный, ему достаточно одного. Это человек изгадил единственно созданный мир, а затем в оправдание придумал мир идеальный.

Получается, что наука лишила животных разума, лишила растения чувств, а религия лишила их души. А что наука и религия дали взамен? Наука дала миф о том, что научно-технический прогресс избавит от болезней и голода и сделает жизнь счастливой, а религия – что существует идеальный мир, который вы увидите после смерти, а если будете себя правильно вести, то сможете остаться там навечно.
---------------------------------------------------------------------------------
1) Ноосфера - сфера разума, термин предложен и развит философами-космистами Леруа, де Шарденом, Вернадским.
2) Политеизм - вера в существование многих богов, отрицание одного всемогущего Бога.
3)Анимизм - вера в одушевленность природы, все объекты природы: животные, растения, минералы, источники, Земля - имеют души.
4) Идолопоклонничество - вера в сверхъестественные силы природных и искусственных объектов.

Итог западной цивилизации – Диснейленд или Карабаш, информационное общество или экологическая катастрофа

Может показаться: задавая вопросы, что мы будем делать, когда мы всё добудем (ресурсы), реализуем (продадим за деньги) и потребим, я сильно преувеличиваю и довожу до абсурда. Что нас ждут чистые многоэтажные города, скоростные подземные поезда, а жизнь наша будет – сплошное развлечение в Диснейленде. Что западные наука, технология, религия и бизнес приведут нас в рай.

Увы, нас ждет не Диснейленд, а Карабаш. Мы часто проезжаем это самое грязное место в мире, когда едем на Южный Урал. Там течет река ядовито фиолетового цвета, горы лысые (растительность умерла из-за кислотных дождей) и напоминают пустыню Негев (что символично, там и зародилась господствующая у нас религия). Стоят дома, но не видно жителей. На горе огромный крест и надпись «Спаси и сохрани».

Мы едем на хребет Бакты и перед осмотром этого уникального для Южного Урала хребта, представляющего цепочку вершин – тысячников со скальными замками (местами, доступными только скалолазам) и курумами, с которых открываются виды на величественные вершины всего центра Южного Урала, проезжаем Карабаш. Юра спрашивает меня: «Раньше был капитализм, до него – феодализм, после капитализма – неудачная попытка строительства социализма, а что будет дальше?». Я ответил: «Теоретически – информационное общество (2), а практически – экологическая катастрофа». Но происходят перемены в сознании людей, рождаются новые субкультуры, даже происходят перемены в государственной политике. Поэтому не всё так плохо.
--------------------------------------------------------------------------------------------
1) Информационное общество - общество, в котором главная ценность – информация, в отличие от капитализма, в котором главная ценность – средства производства.
Понравилась ли вам эта публикация? Оставьте свой голос:


Голосов: 1




Задать вопрос, написать комментарий:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Самое глубокое озеро мира?
Ответ:*
Календарь мероприятий
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Наше производство
Тент легкоход
Сверхлёгкий водоупорный тент для настоящих легкоходов.
Подробнее...
Накидки на рюкзак
Накидки на рюкзаки от 20 до 120 литров. Различные цвета.
Подробнее...
Дождевики
Туристический дождевик из водоупорной ткани в разных расцветках.
Подробнее...
123

Наши друзья
Наша рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить наши походы и мероприятия: