Наверное, нет других ландшафтов, кроме горных, которые так поражали бы своим разнообразием. Поднимаясь, мы из таежных лесов выходим в мелколесье с деревьями по пояс, которое сменяется альпийскими лугами и тундрой, а наверху нас ждут каменистые осыпи - курумы и скалы-останцы, покрытые мхом и лишайниками. Совершая восхождение, мы из зелени лета переходим в весну, вдыхая насыщенный аромат горных цветов и любуясь только что распустившимися листочками, а еще выше - набухшими почками. Пройдя еще сто метров, мы попадаем в царство зимы со снежниками и наледями. Погода в горах непредсказуема. Солнечный день через пятнадцать минут может смениться дождем или снегом даже в середине июня. А как интересно наблюдать дождь, находясь выше облаков! Они часто ведут себя как живые - то приближаются к вам и преследуют, кружат вокруг, то рассеиваются при вашем приближении. Поднимаясь вдоль реки, мы видим, как она, такая знакомая, заурядно-спокойная, становится бурной и журчит многочисленными порогами и каскадами водопадов, превращаясь наверху в ледяные струи ручьев. И вот мы уже стоим у истоков реки, которая на равнине считается великой, - возле небольшого родника у курума или снежника.
В горном походе картины Рерихов начинают восприниматься как реальные. До похода было непонятным, как зеленый лес может быть синим в далеких горах. И хотя изменению цвета есть физическое объяснение, только в горах можно на глубинном уровне ощутить разноцветные краски природы. Есть две реальности - комфортная городская и суровая горная, но парадокс заключается в том, что здоровье приносит только последняя.
Горы пока сохранили свое разнообразие. Цивилизации очень тяжело превратить их в ровное место, застроенное однотипными бетонными коробками или засеянное одной сельскохозяйственной культурой. И хотя сверху лучше видны следы человеческой алчности, горные пейзажи по-прежнему радуют глаз.
Получается, горный поход по разнообразию увиденного сравним с кругосветным путешествием. В горах мы наблюдаем возрождение жизни и поразительные формы приспособления и выживания. Там рушатся привычные для нас масштабы мышления. Каждые сто метров меняется ландшафт, растения, климат. Мы, привыкшие к стандартизации и глобализации, обнаруживаем, что в горах нет стандартов, там всё уникально, каждая каменистая осыпь не похожа на другую, каждое деревце отличается от соседнего. Мы можем видеть на 50 километров вокруг, облака не всегда над нами, а деревни кажутся размером с ладонь. Воспитанное городской жизнью пространственное мышление заменяется более сложным. Нам удается вырваться из повседневности и посмотреть другими глазами на пространство, время и жизнь. Поэтому горный поход - это не только тренировка тела и воли человека, как обычно считается, но и развитие мозга.
В горах путь по прямой - не всегда самый короткий по ощущениям. У подножия склона мы вроде бы видим вершину, но, дойдя до нее, обнаруживаем, что это терраса или отрог, что впереди очередной подъем и сколько их будет - непонятно. А что делать, если мы на этот подъем потратили последние силы? Идти дальше, открывая в себе второе и третье дыхание.
И оно открывается: в горах мы вынуждены мыслить и действовать оптимально. Очень скоро мы отучаем свой мозг от плохих мыслей, ведь от них камни под ногами словно специально начинают качаться. Человеку свойственно постоянно разговаривать с собой. Мы часто даже не представляем, насколько устали от себя. Карабкаясь по куруму, мы забываем обо всем на свете, в том числе о себе. Такие моменты обладают большой целительной силой. Часто ответ на вопросы, которые нас беспокоили до подъема, приходит сам собой. Перед сложным подъемом мы можем просить гору решить какую-нибудь нашу проблему. Как только приходит ловкость, мы понимаем, что на бессознательном уровне проблема решена. Загадывание желаний превращается в интересную игру. В длительном походе наступает момент, когда вопросов, проблем и желаний не остается. Приходит счастье.
Любой опыт меняет человека. Пережитое в походе воздействует особенно сильно. Преодоление трудностей, близких к грани выживания, навсегда запечатлевает в подсознании ощущение 'я это могу'. Снимаются барьеры в общении - тебе просто не до них, и это ощущение ты потом можешь воспроизводить в повседневной жизни. Появляется умение мгновенно отделять важное от мелочей, зерна от плевел. Способность 'видеть насквозь' и разбираться в людях тоже часто берет начало в горах (помните песню Высоцкого 'Если друг оказался вдруг:'?) Человека туристической закалки видно издалека: после похода ты другой.
Туризм часто со стороны воспринимается как бегство от реальности. Тем, кто так думает, стоит пойти в горный поход, чтобы убедиться: ощущение реальности обостряется многократно. По-настоящему чувствуешь себя живым только во власти простых физических ощущений, таких, как холод, тепло, голод, сытость, усталость, боль, расслабление. По сравнению с этой мощной и полнокровной реальностью городское существование представляется эфемерным - призраком жизни. Может быть, прятаться в квартирах - значит бежать от реальности?
Если походы объединяет общий замысел и в нескольких походах совершаются восхождения на соседние вершины, то в голове возникает целостная картина территории на сотни километров. Мы знаем, как выглядит гора с ближних и дальних вершин и как соседние вершины выглядят с этой горы. Приходит понимание: в природе, такой разнообразной и даже хаотичной на первый взгляд, действуют универсальные законы гармонии, на основе которых мы можем интуитивно предсказать, какие из вершин в хребте будут выше других, по расстоянию между устьями двух притоков определить, где будет третий приток.
В горах начинаешь лучше чувствовать других людей. На сложном участке любая дополнительная информация особенно важна, и мы интуитивно понимаем, что испытывает человек, который идет впереди. Возникает своеобразное общение без слов. Лучше чувствуешь и природу. Облака ведут себя как живые, можно предугадывать их поведение или пытаться повлиять на них.
В горах наглядно проявляется фрактальный принцип вселенной. Вершина горы по своему строению подобна целой горе. Приближаясь к вершине, мы встречаем практически всё то же самое, что и внизу, но только в миниатюрных размерах. Реки превращаются в ручьи, деревья становятся карликовыми. Однако мы чувствуем, что кедр высотой по пояс по мощи сравним с кедром - великаном в долине, иначе он просто не смог бы вырасти в таких суровых условиях. При этом последние сто метров по тяжести сравнимы с километрами предыдущего подъема.
Конечно, можно любоваться горными видами из окна вертолета или кабинки канатной дороги. Но, когда эти сотни километров пройдены пешком, гармония природы записывается в наш опыт, чувства и телесные ощущения. С этой точки зрения смешными кажутся полеты на вертолете к целебному источнику в горах или экскурсионные поездки на автобусе к водопаду. Не гармония природы запишется в теле от такой поездки, а духота автобуса.
Может быть, потому нас тянет путешествовать, что наши предки были кочевниками и у нас сохранилась генетическая программа, 'карма', инстинктивное стремление к кочевой жизни. Если мы на определенном этапе нашей жизни не переживем путешествия, мы лишимся чего-то очень важного, без чего не сможем развиваться дальше.
В горном походе мы часто испытываем трудности и тратим колоссальные силы. Как в данном случае действуют законы сохранения? Что получаем мы вместо затраченной энергии? Достигнув цели и оказавшись на вершине, мы часто испытываем мистические чувства. Во что превращается нечто, приобретенное в походе? Все зависит от нас. Это 'нечто' может быть сразу пропито в поезде на обратном пути, или мы можем перенести полученное мастерство в другие сферы жизни и вызвать колоссальный всплеск творчества.