1. Знакомство участников.
2. Доверительные отношения.
3. Командообразование.
В этой статье обобщается опыт проведения командообразующих мероприятий в турклубе «Новые кочевники» и приводятся игры, которые прошли успешно в наших походах.
Первый опыт командообразующей игры мы получили в походе на Иремель. В конце июньского похода 2008, когда восхождения на вершины Большого Иремеля и Малого Иремеля с внезапно наступившей зимой остались позади, после проведения туристической бани и хождения по углям, когда, казалось бы, сделано уже всё, чтобы поход был успешным, до отъезда у нас осталась пара часов. Я не помню, кто предложил сыграть в следующую игру:
На большой поляне участники игры разбегаются, а один человек старается поймать кого-нибудь. Когда это удается, он и пойманный, держась за руки, бегают и пытаются поймать кого-нибудь еще. Постепенно число убегающих уменьшается, а цепочка ловящих увеличивается. Цепочка не должна разрываться. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний человек. Это возможно, если участники выработают стратегию ловли – пример командообразования.
Казалось бы, участники похода должны были устать, но они с удовольствием побегали без рюкзаков, игра оказалась хорошей разминкой. Я долго не мог узнать, как она называется. Забегая вперед, скажу, что это – татарская игра «тотыш уены» - «ловишки».
Когда в турклубе мы столкнулись с необходимостью проведения командообразующих мероприятий, передо мной стала задача сделать подборку игр, и я вспомнил о случае на Иремеле. Сразу скажу, что я с детства не любитель всевозможных конкурсов и игр и всегда старался их избегать. Поэтому подошел к задаче с максимальной осторожностью, сформулировав следующие требования к играм:
1. Правила должны быть предельно простыми. Не нужно тратить усилия на понимание правил, в походе – другие задачи.
2. Игра должна быть ненапряжной, не идиотской, не унижающей достоинство игроков, приемлемой для большинства участников похода.
3. Игра должна быть направлена на сотрудничество в ходе коллективного решения задачи, а не на конкуренцию игроков. Соревновательный элемент нежелателен.
Я приступил к поиску и отбору командообразующих мероприятий и понял, что их описано много, но полезных из них мало.
Игры вроде фантов я откинул, так как вспомнил, что в них хорошо играть в подпитии (что не соответствует стилю турклуба), а участники изощряются в заданиях вроде «залезть на дерево и прокукарекать». Непонятно, какие полезные для туризма качества, кроме отсутствия комплексов и раскрепощения (сомнительного), можно получить.
Подвижные игры вроде «бега в мешках» могут быть полезными для координации движений, но как их предлагать серьезным туристам, привыкшим ходить по курумам? Кроме того, в «веселых стартах» велик соревновательный элемент и мал командообразующий.
Конкурсы по типу передач «Последний герой» откинул сразу, потому что виден результат. Коллектив превращается в толпу злобных интриганов, а в конце остается только один. Нежелательная судьба для туристического коллектива.
Порасспросив знакомых, я понял, что очень много людей травмировано командообразующими корпоративными тренингами и лидерскими курсами. У меня сложилось впечатление, что основная задача корпоративного тренинга – «как бы еще так наступить себе на горло, чтобы фирме стало хорошо», а тренинга личностного развития – «как бы ведущему заработать все деньги участников» (бывают и исключения). К сожалению, эти люди не хотят больше принимать участия ни в каких играх. Подтверждающий пример я увидел в передаче по телевизору:
Одна тренинговая фирма организовала командообразующий тренинг «Бурлаки на Волге». Когда я увидел офисных работников, тянущих баржу, я не знал – смеяться мне или плакать. Директор фирмы говорил, что он ожидает после тренинга слаженной работы своих сотрудников, девушка-психолог с мерзкой ухмылкой сообщила, что она за всеми наблюдает и составит по всем людям отчет для директора, а сотрудник, выдавливая из себя улыбку, сказал, что он просто счастлив отдохнуть на природе. Бурлацкий труд всегда был символом унижения в нашей стране. Я подумал, так чего же стесняться, надо этой фирме предложить вторую ступень - посадить всех на галеры, а службу безопасности заставить бичевать плохих гребцов. Вот это полное командообразование!
Изучил я и модный веревочный курс. Прежде всего, выяснилось, что в нашей стране очень много профанаций веревочного курса. Некоторые фирмы даже ухитряются провести веревочный курс без веревок! Для непосвященных стоит отметить, что веревочный курс и скалолазание – совершенно разные вещи, хотя оборудование может быть одним и тем же (веревки, карабины, для веревочного курса требуется еще много разного оборудования). Некоторые фирмы честно разделяли «верхний веревочный курс» - настоящую работу с веревками, требующую большой подготовки, и «нижний» – игры на земле. Настоящий веревочный курс был придуман в США для реабилитации ветеранов войны во Вьетнаме. Он представляет интерес для нас, но требует большого оборудования и подготовительной работы, кроме того, может по ошибке приниматься за скалолазание. Но вот отдельные его элементы вполне могут быть проведены в обычном походе, например, «паутинка»:
Из веревок между деревьями вяжется паутина так, чтобы в каждую ячейку мог пройти человек. Вся команда стоит по одну сторону паутины. Нужно всем перебраться на другую сторону, по очереди задействуя все ячейки паутины и не задевая веревок. Ячейками также считается пространство над паутиной и между землей и паутиной. Участники могут помогать друг другу, поднимая, поддерживая и передавая товарищей.
Где же взять игры, подходящие для обычного похода, наподобие «ловишек»? Я понял, что это – народные игры. Они простые и веселые, по функциям способствуют командообразованию (или образованию семьи), проверены веками, от них точно нет вреда психике. Познакомившись с играми в дружественных организациях и прочитав монографию «Подвижные подростковые игры народов СССР» - целый кладезь идей, я приступил к делу – в походах выходного дня стал постепенно опробовать различные игры одну за другой. Я нашел отклик у других участников походов, многие сами предлагали игры. Иногда оказывалось, что некоторые игры непригодны в конкретном походе: поляна могла быть занесена глубоким снегом, или слишком грязно, или участники сильно устали. Постепенно игры стали неотъемлемой частью походов турклуба «Новые кочевники». В минимальной конфигурации поход включает три мероприятия: знакомство, игра на доверие, игра на командообразование. Во время турслета на Таватуе из народных игр мы выстроили последовательность, чередуя более и менее подвижные игры, чтобы участники не уставали – своеобразный командообразующий тренинг из народных игр, который мы можем предложить не только нашим туристам (в нашем расписании он стоит как отдельное весеннее мероприятие "Цепи Кованые"), но и другим коллективам.
Знакомство
Если размер группы не превышает 20 человек, то знакомство можно провести следующим образом: участники встают в круг, первый человек (руководитель) называет свое имя, следующий – имя первого и свое имя, … , последний называет всех по порядку, затем руководитель перечисляет всех по имени. Когда группа превышает 7 человек, одних имен для запоминания становится недостаточно. Перечисление фамилий может быть слишком формальным. Обычно в этом случае принято человеку помимо имени прибавлять какое-нибудь существительное, которое его характеризует, прилагательное или рифму. Это может вызвать проблему. Есть люди, которые стесняются к имени прибавить что-нибудь или от растерянности не могут ничего придумать. В условиях туризма можно к имени прибавить наиболее далекое географическое место¸ где был человек, место наиболее продолжительного похода или первого похода участника.
Также туризм предоставляет и необычные возможности для знакомства. Например, удачный способ сочетать знакомство и координацию группы: во время сплава на катамаранах по реке Ай в 2009 г., в котором принимали участие 34 человека, мы предложили катамаранам плавать в гости друг к другу. В результате участники не только быстрее знакомились, но и учились маневрировать на спокойной реке, караван катамаранов первое время не растягивался, организаторы смогли убедиться в надежности катамаранов. В последний день мы предложили участникам уже плавать друг к другу в гости, ныряя с катамаранов. Несмотря на май, многие воспользовались этим.
Синхронизация
В походе важное значение имеет общий настрой участников друг на друга, синхронизация на уровне бессознательного. Можно предложить следующую последовательность упражнений.
Участники садятся по кругу и кладут руки на колени соседям. Далее задача - по кругу передать сигнал, который состоит в последовательном хлопке руками по коленям. Человеку на первых порах тяжело привыкнуть, что сперва он хлопает правого соседа рукой, затем – правый сосед его, затем левый, потом он левого соседа. Задача ускорить прохождение сигнала до предела. Потом – запускаются два сигнала одновременно, и т.д. Смысл упражнения – расширение границ собственного тела (тела участников становятся как бы продолжением друг друга, подобно тому, как автомобиль – продолжение тела опытного водителя). Другой вариант – перекрестить ноги с соседями и хлопать «по своим ногам», которые на самом деле – ноги соседа. Соседи становятся как бы единым организмом. Для этого упражнения необходимо, чтобы полянка была сухой и не было слишком холодно.
Далее участникам предлагается сесть, скрестив ноги по-турецки, и положить руки на плечи соседям. Участникам предлагается, не сговариваясь, встать всем одновременно. После нескольких попыток это удается, но нужно следить за тем, чтобы круг встал красиво. Поскольку участники ориентируются на руководителя, то ему лучше не проявлять инициативы по вставанию. Упражнение позволяет также выявить скрытых лидеров и создает у группы «коллективный разум».
Следующий этап – разминка. Руководитель предлагает участникам разминать ноги, делая перекаты с носка на пятку или танцуя твист («в начале давим одной ногой окурок, потом - двумя»). Затем предлагается хоровод с передвижением различными способами: как в твисте, или перекрещивая ноги, или приставляя правую ногу к левой. Интересно пронаблюдать, как хоровод то ускоряется, то замедляется по каким-то неведомым бессознательным причинам.
Упражнения на доверие
В походе при прохождении сложных участков с веревками мы иногда всецело зависим от страхующих нас людей. Поэтому важно, чтобы участники полностью доверяли друг другу.
Маятник. Участники становятся по кругу. Один из участников становится в центр круга, выпрямляется, вытягивает руки вдоль тела, закрывает глаза и начинает падать. Участники ловят его и толкают. Задача участника в центре – не переставлять ноги и не сгибаться. Участники не должны передавать центрового по кругу, чтобы у него не кружилась голова. Когда участник в центре вволю накачается, в центр встает следующий человек. В кругу стоят от 5 до 9 человек, нужно чередовать мужчин и женщин. Если в группе много участников, можно сделать несколько кругов. Это упражнение, простое и безопасное, вызывает сильную эмоциональную реакцию у новичков.
Подкидывание. Парни становятся в две шеренги, берутся за руки крест-накрест, так что образуется дорожка из сцепленных рук. Девушки по очереди разбегаются и прыгают на руки парням, те, подкидывая, проносят девушек через всю шеренгу. В конце один свободный парень ловит вылетающую девушку. После того, как последняя девушка налетается, наступает очередь парней. Упражнение травмоопасное, предварительно нужен инструктаж. Необходимо следить, чтобы на участниках не было ремней или острых предметов. Летом обувь лучше снимать. Летящий участник должен выпрямиться и вытянуть руки. Ошибка начинающих в том, что они инстинктивно пытаются пружинить руками от рук подкидывающих. Это приводит к тому, что руки летящего запутываются в руках подкидывающих и человек может перекувырнуться и вылететь за пределы шеренги (зимой при сугробах это не очень страшно). Сперва нужно проделать тренировочное подкидывание с максимальной осторожностью. Признаком удачи является отсутствие «волн» и «красивый полет». Лучше первыми пускать самых легких, далее по увеличению веса, иначе легкий участник после тяжелого вполне может улететь от излишнего усердия подкидывающих. Это может случиться, когда девушки, которые боялись «летать» в свою очередь, увидев, что парни «летают» без проблем, наконец-то изъявляют желание полетать. Вот тогда их и подкидывают! Если группа маленькая и парней не хватает, в шеренгу можно ставить и крепких высоких девушек, чередуя пары «м-м» и «м-ж». В игру лучше играть в начале похода, когда одежда еще чистая. Интересен вариант, когда пролетающий ныряет в воду.
В случае, если участников мало, можно выполнить следующее упражнение. Четыре участника встают парами, держась за руки, как в предыдущем упражнении. Пятый человек встает на возвышение, выпрямляется и падает спиной на руки тех четырех.
Нужно отметить, что участники с особым энтузиазмом толкают или подкидывают руководителя похода.
Есть и более мягкие упражнения, помимо подкидывания. Первое из них - поднимание участника на кончиках пальцев. Участники плотно окружают лежащего и стараются поднять его, держа только на кончиках одного-двух пальцев. В заключение делается рывок, чтобы вызвать состояние "невесомости":
Другой "мягкий" вариант - участники становятся в очередь друг за другом и проносят участника над головой:
Подвижные командообразующие игры
Требуют ровной поляны. Зимой в них играть может быть проблематично из-за сугробов. Приведем игры, наиболее популярные в турклубе, по мере уменьшения энергетических затрат участников.
Первая – «Хвост дракона». Участники становятся один за другим и держатся за впереди стоящего (дракон). Далее дракон начинает ловить свой хвост. Если дракон очень большой (около 20 человек), то первой задачей будет научиться двигаться, не разваливаясь, потому что небольшие повороты «головы» приводят к широкому заносу «хвоста». Сперва можно выпустить нескольких драконов, которые будут пытаться схватить хвосты друг друга. Постепенно драконы объединятся в один. После этой игры участникам требуется отдых, поэтому не стоит ее устраивать в походах на большие расстояния. Интересно посмотреть на игру при больших сугробах.
Вторая – это уже рассмотренные «тотыш уены» («ловишки»). Играть можно на поляне с мелким снегом или на льду (последнее травмоопасно, так как можно удариться о лед). Есть и водный вариант "ловишек" - "невод". Цепь участников образует невод, который должен поймать рыбу. Разница с наземным вариантом в том, что при количестве людей в неводе больше шести, невод должен замкнуться. Кроме того, "рыба" может пронырнуть под неводом. В водный вариант мы играли в Байкале. Вода в тот год была холодной. В конце похода мы сыграли в эту игру, когда на берегу была натоплена баня. Получили массу впечатлений от закаливания и веселья, очень жаль, что не играли в неё с начала нашего лагеря.
Чай-чай - выручай! Модифицированные ляпы: за участниками бегают колдуны. Когда им удается коснуться кого-нибудь, тот приседает (заколдован) или машет руками стоя и кричит "Чай-чай - выручай". Обычные участники расколдовывают пойманных касаясь их. Задача колдунов - заколдовать всех участников. Мы начинаем играть с трех колдунов, когда они начинают выдыхаться, они выбирают себе из участников нового колдуна и т.д., пока всех не заколдуют. Игра требует своеобразной хитрости. Если простой участник ведет себя слишком активно, то скоро его выберут в колдуны, поэтому дополнительная задача - быть незаметным. Чтобы различать простых участников и колдунов, колдуны бегают с голым торсом. Поскольку игра очень динамичная, вполне можно бегать с голым торсом и зимой.
Более спокойная разновидность игры "Чай-чай - выручай" - Знамя. Территория и участники делятся на две части, задача игроков – проникнуть на территорию противника и украсть «знамя» (перенести предмет на свою территорию). Игроки на своей территории пытаются поймать противников и убить (устранить из игры), взять их в плен (человек садится, вывести из плена может игрок его команды, коснувшись рукой) или перевербовать. Правила могут быть различными. Например – касание рукой берет в плен, а ловля в охапку – перевербовывает.
Еще одна динамичная игра - "Хвостики". Участники засовывают себе сзади в штаны веревочки ("хвосты"). Задача - бегать и отбирать у других хвосты, при этом не отдавая свой хвост.
Пятая– широко известная игра «третий лишний». Участники встают в два круга лицом вовнутрь так, чтобы человек во внешнем кругу стоял за спиной человека из внутреннего круга (то есть люди стоят попарно). Два участника свободны, один старается догнать другого. Вне круга они бегают на двух ногах, внутри – на одной. Если кто-нибудь из них устанет, он может встать внутри круга перед какой-нибудь парой. Тогда человек из внешнего круга (третий лишний) начинает выполнять роль уставшего. Эта игра дает возможность и побегать, и постоять, в зависимости от желания и степени усталости игроков. Круг постепенно схлопывается. Игра прекращается, когда пары начинают стоять вплотную друг к другу. Руководителю стоит обратить внимание на то, как круг деформируется во время схлопывания.
Еще более спокойная игра - "Волки во рву". на поляне кладутся две веревки на таком расстоянии, чтобы можно было через "ров" между ними перепрыгнуть. Расстояние где-то может быть поуже, а где-то пошире. Во рву обитают волки. Участники пытаются перепрыгивать через ров, а волки их хватают:
В модификацию любимой Дедом Морозом игры "Заморожу" можно играть и летом. Участники держатся за веревку, дед мороз ходит по кругу и старается хлопнуть по руке участника (а тот, защищаясь, отпускает веревку). Если Деду Морозу удается хлопнуть зазевавшегося участника, то тот выбывает. Цель деда Мороза - чтобы веревка коснулась земли. Если Дед Мороз не справляется, он выбирает себе помощника:
Известно много игр с мячом. В турклубе мы играем в "Японский футбол". Участники встают в круг с широко расставленными ногами, образующими "ворота". Участник с мячом пытается забить кому-нибудь гол. Если это удается, то тот может в дальнейшем защищаться только одной рукой. После второго гола он становится спиной в круг и т.п.
Традиционными подвижными играми в России являются ляпы, они же салки (участник бежит и ловит кого-нибудь, затем пойманный пытается задеть другого человека, а первый – убегает, и т.д.; вместо задевания может быть брошенный предмет), жмурки (человек ловит с завязанными глазами) и прятки. Представляется, что они менее полезны для командообразования, чем рассмотренные выше. У народов нашей страны есть многочисленные модификации этих игр под разными названиями, которые вносят элемент командообразования, но также вносят и значительный соревновательный элемент.
Спокойные командообразующие игры
Не всегда есть возможность побегать из-за рельефа местности или усталости участников. В этом случае, можно использовать спокойные игры.
Одна из игр – это уже рассмотренная паутинка из веревочного курса. Она также вырабатывает доверие, когда человека передают через верхнюю ячейку паутины. Другой вариант паутинки из веревок - горизонтальная паутинка, сделанная на столбиках над землей. Участники проходят её сперва поодиночке, потом вдвоем, встав спинами друг к другу и сцепившись руками, потом втроем и т.д.
Еще одна игра с названием «паутинка» следующая. Участники встают в тесный круг, затем хаотично берут друг друга за руки (ладонь в ладонь). Задача игроков – распутать паутину, встав вновь в круг. Разрешается перешагивать через других людей или пролезать под сцепленными руками, можно перехватывать ладони, чтобы было удобнее держаться (при условии, что соединение между участниками не меняется). Может получиться один круг (не обязательно все будут смотреть вовнутрь) или несколько (они могут быть соединены по принципу олимпийских колец). При большой группе можно выделить участников, которые не будут стоять в паутине, а будут помогать распутывать. При группе больше 10 человек лучше сперва потренироваться на маленьких группах. Руководитель может отметить активных игроков. Интересно посмотреть, кто из участников догадается проверить, сколько в паутине колец, и как он это сделает.
Следующая игра отрабатывает навык, который может пригодиться при переправе «стенкой» через бурную реку. Участникам предлагается встать в кучу плотнее, затем уменьшать общее число ног, находящихся на земле. Сперва можно предложить сделать это в соревновательном режиме (на счет три – поднимаем ноги), затем в режиме сотрудничества (в этом случае, как правило, парни встают в круг и кладут руки друг другу на плечи, а девушки забираются им на плечи). После этого предлагается двигаться всей конструкцией в определенном направлении. Поскольку это может быть опасным, участникам предлагается создать новое построение для более удобного перемещения. В ходе этого упражнения участники сперва убеждаются, что сотрудничество лучше, чем соревнование, а потом понимают, что красивое построение бесполезно само по себе и должно строиться с учетом задачи. В теплое время у озера можно закончить перемещение коллективным купанием всей конструкцией.
Другая игра, имитирующая рельеф местности, "узкий берег". Участники становятся у веревки, символизирующей границу воды и суши. Сами участники изображают скалы. Нужно пройти между скалами и берегом. С учетом близости "скал" и "туристов", это игра на доверие и равновесие:
Самая простая игра на равновесие - хождение по бревнам:
Другое упражнение на синхронизацию - хождение с завязанными глазами гуськом. Говорить нельзя, можно выработать систему знаков похлопываниями. Если ходить несколько часов, упражнение превращается в мощную медитативную практику. Отключается зрительный канал и обостряются другие органы чувств. Получаса хождения достаточно, чтобы хорошо отдохнуть как после долгого сна (на зрение тратится много сил).
Игры на общение
В походных условиях могут возникнуть сложные ситуации, когда словесное общение затруднено, а сигнал подать надо (бурная река, сильный ветер). Хотя в конкретных ситуациях есть общепринятые знаки, они не исчерпывают всех ситуаций. В этом случае помогают навыки невербального общения. Есть ряд игр, которые его тренируют.
Детская игра «глухие телефончики». Все встают в круг, первый участник шепчет слово второму, второй – третьему, и т.д. по кругу до первого участника, который сравнивает отправленное и принятое слово.
Передача сообщения по кругу тренирует навык незаметной передачи сигнала и внимательность к окружающим. Участники встают в круг и держатся за руки. Ведущий встает в центр. Один из участников слегка нажимает на руку соседа, передавая сигнал. Его сосед передает сигнал третьему и т.д. Задача ведущего – заметить момент, когда какой-нибудь человек передаёт сигнал. В этом случае они меняются ролями.
«Сплетни». Участники удаляются на такое расстояние, чтобы не слышать двоих человек. Первый читает текст второму, затем приглашается третий, второй пересказывает текст третьему, и т.д. В заключение читается исходный текст. Цель игры – показать, как в ходе сплетен информация искажается до неузнаваемости. Игра формирует полезные навыки внимательности и точности, которые полезны при походе несколькими взаимодействующими группами.
Игра «шарады», часто неправильно называемая «ассоциации». Один участник загадывает слово для второго, второй пытается изобразить для других это слово жестами, а они пытаются это слово отгадать. Актер может подавать участникам сигналы «да», «нет», «близко», «развивай эту тему».
Есть многочисленные народные игры, призванные раскрепостить человека и повысить уровень актерского мастерства – «море волнуется», «пять сынов у Тимербая» и др. Смысл этих игр – повторение поз за ведущим или свободное движение с замиранием в определенные моменты. Они одновременно выполняют функции синхронизации, доверия и общения в группе.
Молодецкие забавы
Есть ряд народных игр, которые содержат элементы боя и соревнований. В них традиционно играют парни (простейшая игра - снежки). Качества, которые они развивают, могут быть полезны, ведь в условиях похода можно встретиться с «двуногими друзьями», которые могут быть опаснее четвероногих. Эти игры травмоопасны. Перед их проведением надо проинструктировать, что в случае какой-либо опасности или боли любой участник может крикнуть "стоп". На этом слове игра должна остановиться.
Кулачный бой «Стенка на стенку». Может быть и более мягкий вариант - толкание "стенка на стенку". Участники встают плотно друг за другом, держатся за талию и боком толкают шеренгу противника. Может быть и круговой вариант игры:
Сопротивление в цепи. Участники поворачиваются в разные стороны и берут соседей под руки так, чтобы смотреть в сторону, противоположную соседской. Затем начинают двигаться каждый в своем направлении.
«Цепи кованые». Люди стоят в две шеренги, держась за руки. По одному человеку от каждой команды разбегаются и пытаются прорваться через чужую цепь. Если это удается, они уводят одного человека к себе в цепь, иначе – встают в чужую цепь.
«Сталкивающиеся цепи». Участники становятся в две цепи, цепи начинают сходиться. В это время два человека бегут навстречу друг другу в образовавшемся коридоре. Цепи пытаются их поймать.
Кистень. Ведущий раскручивает веревку над головой или у ног. К веревке прикреплен мешок с мячом или тряпками. Задача участников - подпрыгивать или нагибаться, чтобы их не сбил мешок. Сбитый человек уходит из круга. задача продержаться как можно дольше. Другой задачей может быть - приблизиться к ведущему и сорвать с него кепку.
«Царь горы». Участники лезут на холм, стараясь занять верхнее положение и столкнуть того, кто его уже занял.
«Куча-мала». Участники валятся друг на друга, нижние пытаются вылезти и забраться на верхних.
«Снежный замок». Строится стена из снега, одна команда пытается взять замок штурмом, другая – защищает. Команды перекидываются снежками.
«Третий лишний со стульями». Участники ходят по кругу, пока звучит песня. При окончании песни пытаются сесть на стулья, число которых меньше, чем участников. Участник, которому не хватило стула, выбывает, одни стул убирается и игра продолжается. В походных условиях можно стулья заменить поленьями, попперами и т.п.
Перетягивание каната.
Перетягивать можно не только канат, но и палку в положении сидя:
Стоя можно отбирать палку друг у друга:
Другими борцовскими играми являются:
1) Собачьи бои. Участники принимают упор лежа. Их задача - сделать подсечку рук противника так, чтобы он упал на грудь.
2) Петушиные бои. Участники толкаются в кругу, стоя на одной ноге и спрятав руки за спину. Задача - вытолкать противника из круга.
3) Конные бои. Две пары участники толкаются. В паре один сидит на другом. Игра травмоопасна, её хорошо проводить в воде.
4) Скидывание шапки друг у друга.
Репка. Один из участников вцепляется в дерево. Остальные стараются его от дерева оторвать, держась друг за друга по цепочке:
Гармонизация
В походе отношения между участниками могут быть различными, но обычно в конце похода становятся очень хорошими, особенно если цель похода достигнута. Для ускорения процесса можно провести дополнительные мероприятия, направленные на снятие напряжения между участниками похода и гармонизацию отношений.
«Червячок, будь моим хвостиком!» - первая игра такого рода в турклубе. Человек подходит к «понравившемуся» участнику и предлагает ему быть хвостиком, тот проползает у него между ног и становится позади первого. Далее эта вереница идет к следующему, и т.д. Червячок растет. Участники в зависимости от отношения к человеку могут сжимать ноги, мешая ползти (обычно сильно достается руководителю). В заключение, когда ползет последний участник, червячок образует цепь, заставляя участника ползти по кругу, пока тот не заметит цикла.
Есть традиционные русские народные игры – это хороводы, ручеек и горелки.
Золотые ворота. Двое участников держатся за обе руки, поднимая их высоко и образуя "ворота". Остальные участники цепью проходят через "ворота" и замыкаются в хоровод. Хоровод кружится, а участники, изображающие ворота, поют: "Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается. второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас". На последней фразе опускают руки. Кто попался, присоединяется к воротам, которые теперь образуют три участника. Когда в воротах четыре участника и больше, хоровод проходит через несколько образовавшихся проходов.
Ручеек. Люди становятся парами друг за другом, подняв сцепленные руки, образуя «крытый коридор». Затем под песню пары проходят по коридору с различными модификациями, меняясь местами и т.д.
Горелки. Исходная позиция как в ручейке. Один человек стоит сзади ручейка, смотря в противоположную сторону. Последняя пара расцепляется и бежит, стремясь соединиться в начале ручейка. Ведущий старается догнать кого-нибудь из пары. Если это ему удается, он образует новую пару с пойманным в начале ручейка, иначе он возвращается на исходную позицию и догоняет уже другую пару. Интересно, что это самая древняя общеславянская игра.
Есть круговой вариант горелок. Ведущий ходит с платком, и когда заканчивается песня, разрубает двух соседних участников. Они бегут по кругу и стараются вернуться на прежнее место раньше другого. Кто прибежал первым - берет платок и становится ведущим:
Применение в походе народных игр может быть прекрасным способом заполнения свободного времени, а различные функции, выполняемые играми, способствуют формированию сплоченного дружного коллектива. В турклубе «Новые кочевники» игры – это обычная составляющая похода, весной проводится командообразующий тренинг на их основе "Цепи Кованые".