1) Урал, Сибирь, Алтай, Байкал, Гималаи. Цикл краеведческо-этнографических лекций.
2) Трансперсональная психология и дыхательные практики. Вводная лекция перед дыхательными практиками. Содержание: Психология, выходящая за пределы личности; переживание рождения и мистический опыт; дыхательные практики, трансформирующие личность. Литература: Станислав Гроф. Психология будущего. Холотропное сознание; Павел Добряк. Дыхательные практики.
3) Шаманизм – психологическая практика и/или религия? Этнографическая лекция при путешествиях по местам, где традиционен шаманизм – Сибири и Северному Уралу. Содержание: роль шамана в традиционных обществах; шаманский взгляд на устройство мира; шаманские практики, подходящие городским жителям. Литература: Мирча Элиадэ. Шаманизм – архаические техники экстаза; Майкл Харнер. Путь шамана. См. лекцию с видео-иллюстрациями про шаманизм.
4) Восточные религии от Ведической религии до Буддизма. Цикл этнографических лекций при путешествиях по Гималаям, Байкалу, Бурятии, Туве. Содержание: индийские Веды, индуизм, ведическая литература, Махабхарата и Рамаяна, Джайнизм, направления буддизма (Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна, ламаизм и дзен-буддизм); арктическая прародина в Ведах, русский язык и санскрит, сходство и различия в мировоззрении славян и восточных народов. Литература: Мирча Элиадэ. История веры и религиозных идей (трехтомник), видеолекции Натальи Гусевой и Светланы Жарниковой. Книги Давид-Неэль и Александра Берзина. См лекции с видео-иллюстрациями: Веды и индуизм, Джайнизм и буддизм.
5) Инициации в первобытных сообществах. Туризм как форма инициации. Цель лекции – более осознанное отношение участников к личностным изменениям, происходящим в путешествиях. Вводная лекция перед семинаром «Четыре стихии». Содержание: обряды и практики при возрастных переходах, посвящении в шаманы, при принятии в мужские союзы. Нужны ли инициации в городской цивилизации? Литература: Мирча Элиадэ. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения; Павел Добряк. Обряды взросления, воинские, шаманские посвящения и туризм. См. лекцию с видео-иллюстрациями про инициации.
6) Этногенез, связь ландшафта, языка и национального характера. Туристическая группа как племя. Цель лекции – гармоничное взаимодействие между туристами в международных группах и между туристической группой и местным населением. Содержание: Теория этногенеза Льва Гумилева - естественно-научный взгляд на рождение и жизненный цикл народов, возможен ли управляемый этногенез? Субкультуры как городские племена; родные ландшафты и их влияние на мировоззрение; базовые концепты языка – понимание счастья, радости, гармонии, свободы и совести разными народами; уральская матрица – мировоззрение успешных людей на Урале. Литература: Лев Гумилев. Этногенез и биосфера Земли; Видеолекции Татьяны Мироновой; Алексей Иванов. Ёбург. См. лекцию с видео-иллюстрациями про этногенез.
7) Современные концепции философии и науки. Заключительная лекция в путешествиях, её цель – показать новые горизонты мысли и направления интеллектуального развития человека. Содержание: Квантовая физика, её влияние на современную научную картину мира и психологию, схожесть квантовой физики, восточных религий, славянского язычества и мистических учений (суфизма, каббалы); философия Новой Эры; Антропный принцип вселенной; Вселенная, создаваемая наблюдателями, и Вселенная как результат договора; Эриксоновский гипноз; языки как способ восприятия и формирования реальности (на примере диалектов русского, санскрита, тюркских языков, арабского и иврита). Литература: Майкл Талбот. Голографическая вселенная; Роберт Антон Уилсон. Квантовая психология; Стивен Волинский. Квантовая психология; книги Стивена Хокинга; книги Фритьофа Капры.
8) Восьмиконтурная модель Тимоти Лири – модель достижения свободы или «промывания мозгов»? Цель лекции – сделать более осознанными психологические перемены в человеке, которые происходят в турпоходе и городской жизни. Литература: Роберт Антон Уилсон. Психология эволюции; Тимоти Лири. Семь языков Бога. См. видео-лекцию про восьмиконтурную модель.
9) Информационное общество и финансовые системы будущего. Цель лекции – показать пути успеха в новом типе общественного устройства. Содержание: информация – дорогой или бесплатный ресурс? Альтернативные средства расчетов; «Живые организации» как форма менеджмента; Устройство индейских общин. Литература: Бернар Лиетар. Будущее денег; Мейер, Дэвис. Живая организация. Ари де Гиус. Живая организация.
10) Тайм-менеджмент – управление временем. Лекция на традиционном семинаре в новогодние каникулы (под Новый год люди обычно строят новые планы, цель лекции – помочь им в переменах). Содержание: инструменты традиционного тайм-менеджмента, радикальный тайм-менеджмент в религиозно-философских системах (карма-йога, сталкинг Кастанеды). Литература: Джулия Моргенстерн. Тайм-менеджмент; книги Карлоса Кастанеды.
11) НЛП – самое эффективное направление в психологии? Лекция родилась вынужденно, когда я снимал у участников походов фобию высоты, курума, аллергию на пищу и аллергию на цветущий кедр у самого себя. Затем поход показался мне идеальной средой для некоторых практик мастерства. Содержание: классический код НЛП как средство лечения; новый код НЛП – код мастерства; НЛП второго поколения – путь духовного развития и преображения коллективов. Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование; Джон Гриндер, Джудит Делозье. Черепахи до самого низу; Роберт Дилтс, Джудит Делозье. НЛП второго поколения; Павел Добряк. Маршрут «Куда глаза глядят».
12) Философские системы и смысл туризма. Лекция родилась из поисков родственных нам субкультур, мировоззрений и дискуссий у костра о смысле туризма. Содержание: философия глубинной экологии – как относится к природе; мировоззрение хиппи – наиболее близкая к нам субкультура? русский космизм и философия Рерихов, взгляды великих русских путешественников; есть ли у русского народа национальная идея? Гипотеза Гайи – Земля-живой организм? Мировоззрение Новых кочевников. Литература: Мандер. Когда не остается ничего святого; Джей. Лавлок. Возраст Гайи: биография нашей живой Земли. Философские статьи Павла Добряка.
См. также видеолекции...