.Для восхождения на Арарат нужно сначала добраться до города Догубаязит -Турецкий город, на Курдской территории. До Догубаязит можно добраться:
1) На машине, или на рейсовом автобусе из города Ван. В Ван летают внутренние авиарейсы из Стамбула, Алании и других городов. Смотрите авиарейсы на сайте Турецких авиалиний и агрегаторе.
2) Из города Эрзурум. Сюда прилетаете на внутренних авиалиниях. Из города добираетесь до Догубаязит на машине.
3) Из Грузии. Это самый длинный вариант, но позволяющий посмотреть страну по максимуму.
При планировании маршрута. я выбрал третий вариант, как самый интересный. Об этом варианте и расскажу. Также частично опишу наше путешествие через всю Грузию. Маршрут от Тбилиси до Батуми.А уже из Батуми на рейсовом автобусе мы пересекли Турецкую границу. Обо всём по порядку.
После восхождения на Казбек по маршруту 2А к.с., наша команда отдохнула сутки в Тбилиси. Погуляли по городу, посмотрели достопримечательности. До Батуми ехали на заранее арендованных машинах. Машины бронировал через сервис - bookingcar. Здесь машины на любой вкус, цвет и кошелёк. Если всё-таки не нашли подходящую машину, в интернете есть другие агрегаторы по аренде.На пути в Батуми заехали в Гори, посмотреть музей Сталина, и в древний каменный город Уплисцихе. Оба эти сооружения потрясают монументальностью.
[Дороги в Грузии хорошего качества. По равнине ехали 110-130 км. В горной местности 50-70 км. Из Тбилиси выехали в 10:00, в Батуми, с учётом остановок на осмотр достопримечательностей, еды и купанья в море, приехали в 23:00. Перед тем как отдать машины, заехали на автовокзал забрать билеты на рейсовый автобус до турецкого города Трабзон. Билеты я купил заранее на сайте компании Metro . Международные рейсы отходят от «Нового автовокзала». Адрес: ул. Гоголя 1. На автовокзале нет общей камеры хранения, у каждого перевозчика свои помещения для хранения багажа. Комната похожа на хоз помещение. Оставив вещи и отдав машины, пошли на набережную. В Трабзон автобус прибыл по расписанию. Прохождение Грузинско-Турецкой границы – это занимательное действие. Благо, длится не долго. Выглядит оно так. Вы приезжаете на границу, достаёте из автобуса весь свой багаж, и с ним проходишь паспортный контроль. Вроде ничего сложного, но у нас контроль был в час ночи. Мы сонные, уставшие, таскались по границе с рюкзаками 25 кг. На выходе с паспортного контроля нас ждал представить автобусной компании, он показал где стоит наш автобус. В Трабзоне арендовали две машины на семь дней. Машины арендовал через то же приложение bookingcar . Машины бронируйте только через приложения, если брать на месте, то машина выйдет в 2-3 раза дороже. Все компании по прокату. находятся в аэропорту. Добраться до него проще всего на такси, такси дорогое. В Грузии и в Турции бензин дорогой, а машина кушает много. Дизель стоит дешевле, и расходуется гораздо экономичней. На баке 40 литров дизеля - машина проехала 900 км. Очень хороший результат. Дороги в Турции – идеальны. Едешь 110 км, а ощущение что 60. Охота вдавить педаль в пол. Местами ехали 170 км. А так средняя скорость была 130 км. ДПС мы не встречали, если не брать в расчёт картонные муляжи полицейских машин с включёнными мигалками. Вся полиция в Турции ездят с включёнными мигалками. Работаю на предупреждение нарушения, а не как у нас - на наказание. Из Трабзона до города Байрут идёт две дороги. От Байрута до Дугобаязита – одна. Одна из дорог до Байрута проходит через многочисленные тоннели и безопасна. Вторая проходит по серпантину Деребаши, поднимаясь постепенно в горы на перевал 3500 метров над уровнем моря. Сначала идёт асфальтовая дорога по живописному зелёном ущелью, асфальт заканчивается, начинается грунтовая дорога. Потом начинаются опасные серпантины. Дорога узкая, проедет только одна машина. Разминутся со встречной машиной можно на специальных площадках. Ограждения по обочинам – нет. В случае неверного манёвра, лететь вниз очень далеко. Во время нашего преодоления серпантина, по-другому не сказать, в начале была хорошая погода. Чем выше поднимались в горы, тем сильнее нас окутывал туман. В итоге видимость упала до 10-15 метров. В непогоду здесь не проехать, дорогу размоет. До момента поездки, я никогда не слышал об этом серпантине. Уже дома нашёл описание в интернете. На многих сайтах дорога значится: как самый опасный серпантин в мире. Опаснее даже чем «Дорога смерти» в Боливии. Хоть дорога неимоверно живописная, ехать по ней не советую. Если попадёте в непогоду, большая вероятность что не проедите. Пустились с перевала в город Байрут, и отсюда начались привычные турецкие пейзажи – выжженные степи и горы.
Из-за того что поехали по горному серпантину, мы не успели доехать до Дугобаязита за один день как планировалось. Заночевали в городе Эрзурум. Эрзурум - большой современный город со своим горнолыжным комплексом в черте города. От Эзурума до Дугобаязита доехали за три часа. Поразил и насторожил тот факт, что на границе провинции Курдистан, стоят бункеры с пулемётными гнёздами, БТР, военные в полной боевой амуниции и полиция. Полиция проверяет документы у всех машин. На проверку наших , ушло меньше пяти минут. Причём документы проверили только у водителя. Спросили откуда мы и куда едем. После чего пожелав по-русски хорошего дня, пропустили. Такой контроль из-за того, что отсюда до Сирийской границы - рукой подать. И ещё из-за того, что на территории Курдистана находится курдская повстанческая армия. которая периодически воюет с Турками. Вообщем ситуация в этом районе напоминает нашу Чечню в начале двухтысячных годов.
Первым делом поехали в крепость Баязет (дворец Ицхак Паши). Крепость стоит за городом, дорога к ней проходит через город Дугобаязит. В городе плотное движение машин, люди создают дополнительный хаос бегая по дорогам. Англоязычных жителей мало.Очень выручают онлайн переводчики.
Знаменитая крепость Баязет (дворец Исхак Паши).
Именно в этом дворце, которому суждено было стать крепостью, бойцы русского гарнизона, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в течении 24 дней, с 4 по 28 июня 1877 года удерживали эту крепость в осаде от турецкой армии, которая по численности многократно превосходила обороняющихся и составляла до 20.000 человек. На предложение капитулировать, наш гарнизон ответил отказом.
В течение 24 дней гарнизон мужественно отражал все атаки турок, не имея при этом продовольствия и запасов воды. И только 28 июня гарнизон был спасен войсками Эриванского отряда генерала Тергукасова. В течение осады гарнизон потерял убитыми и ранеными 10 офицеров и 276 нижних чинов. После войны по условиям Сан-Стефанского мирного договора Баязет и прилегающие к нему территории были уступлены России. Но по решениям Берлинского конгресса Баязет и Алашкертская долина - возвращены Турции. В Первую мировую войну русским войскам снова пришлось штурмовать крепость Баязет и они ее захватили, но уже через три года окончательно вернуть крепость Турции.
На ближайших к крепости скалах, также выстроены оборонительные сооружения с бойницами.
Крепость стоит на возвышенности, с которой открывается вид на долину. Глядя на крепость испытываешь восторг, трепет, уважение и гордость за русских солдат, которые в этих условиях штурмовали и обороняли крепость.
Неподалёку от дворца руины старого города Баязет, который был основан (как полагают учёные) во времена Урарту – около 800 г. до н.э.
В городе есть торговый центр, с большим супермаркетом. На последнем этаже Бургер Кинг и другие кафе. В городе есть и небольшие гостиницы. Мы зашли в две из них. Атмосфера там ужасная. В хороших гостиницах, которые здесь тоже присутствуют, цены не для бюджетной поездки. Остановились в итоге в кемпинге Lalezar, как и было запланировано. Кемпинг находится между городом и крепостью. Раньше кемпинг процветал, но после официального закрытия Арарата для посещения, туристический поток резко сократился и кемпинг закрыли. Только в 2019 году, спустя два года после закрытия, вновь открыли. Сейчас кемпинг восстанавливают. Кемпингом управляют молодые парни, разговаривают на Английском. За установку двух палаток, я заплатил 5$. Вечером посидели, пообщались с парнями за жизнь. Они объяснили, что Русским туристам, как и туристам из других стран, здесь бояться нечего, . Курды ко всем хорошо относятся, кроме Турков. Арарат всё ещё официально закрыт для посещение до 2021 года.
Все в основном стартуют от деревни - Эли. Наш маршрут восхождения начался от деревни - Gölyüzü. Эта деревня больше похожа на большую ферму с множеством маленьких домиков. Дорога от Дугобаязита до деревни Gölyüzü частично асфальтовая, частично грунтовая. Договорились с нашим проводником оставить машины у его дома на два дня. Восхождение на Арарат занимает 5 дней, а ещё лучше заложить один-два дня на случай непогоды и рассчитать маршрут на 6-7 дней. На случай непогоды. Так как у нас уже была акклиматизация после Казбека, то мы пропустили лагерь на 3600 и сразу поднялись в лагерь на 4200. Наши вещи несли лошади, мы шли с маленькими штурмовыми рюкзаками. От посёлка до лагеря на 4200, с остановками, шли 7 часов. Набор высоты составил 2000 метров. Хоть шли без рюкзаков, но подъём оказался изматывающий. Изматывающий по протяжённости, препятствий никаких нет.
На высоте 3600 стоит два лагеря с шатрами. Шатры используются как склады и столовые. Здесь бесплатно нальют чай, кофе и угостят бутербродами. Могут и чем-то существенней. В лагере на 4200 стоят только два шатра, они используются для хранения вещей, и столовой для приготовления пищи. Здесь вам уже никто чай и кофе не предложит,)). В шатёр комфортно поместится 8-10 человек. Больше, уже будет тесно. Использование шатров бесплатное. Мес для стоянок в лагере ограниченно, хватит наверное на палаток 7, максимум 10. Обязательно запасайте водой на весь срок восхождения, на всём маршруте негде набрать воды.
От посёлка ... до лагеря на 3600,идут тропы, их много, но все ведут в одном направлении. От лагеря на 3600 до лагеря 4200, одна явная тропа.
От лагеря 4200 до вершины, сначала маршрут идёт среди камней и приведёт к началу снежника. В хорошую погоду маршрут отлично читается, но на всякий случай сделана маркировка на камнях. Маркировка помогает если вдруг погода резко испортилась. Так было в нашем случае, мы попали в метель, и видимость опустилась до 10-15 метров. Дул сильный холодный ветер. Если по снежнику идёте не первыми, то предыдущие группы протопчут тропу. Если тропы нет, идите по навигатору. Подъём с небольшим набором высоты. Видел что параллельные группы, с местным гидом, поднимаются без кошек. Я против такого подхода, поэтому рекомендую брать и одевать кошки.
Сделав общий снимок с группой из Ирана, пошли в лагерь. Вниз спускались по пути подъёма. Из лагеря 4200 наши вещи вниз также несли лошади. На всё восхождение у нас ушло два дня. После спуска команда чувствовала себя хорошо, но испытание для колен было суровым.
ИТОГО: В первый день набор составил - 2000 метров. В эту же ночь вышли на восхождение и набрали ещё 900 метров. Потом спустились в лагерь на 4200, поспали два часа и пошли в низ. К машинам пришли в 18:30. Получается, во второй день спуск составил - 3000 метров. После такого боевого дня уже никуда не хотелось ехать и я договорился переночевать в гостевом шатре.
Плюс того что мы приехали на арендованных машинах тот, что не было привязки ко времени наёмного транспорта. Мы сами составляли маршрут передвижения. От Дугобаязита поехали в город Ван, по пути заехали на одноимённое озеро – Ван.
Озеро Ван — бессточное солёное озеро, расположенное на Армянском нагорье в восточной части современной Турции (регион Восточная Анатолия). Озеро Ван — самое большое содовое озеро в мире и четвёртое по величине не пересыхающее бессточное озеро. Озеро напоминает Байкал. Вода в озере чистая, дно просматривается на глубине 5-6 метров. Когда выходишь из озера, на теле остаётся не видимая, но ощущаемая, мыльная плёнка.
В городе посетили крепость Ван. Крепость Ван — также известна как Ван Цитадель — массивное каменное фортификационное сооружение, построенное в Древнем царстве Урарту в 9—7 веках до н. э. Крепость в длину 1800 метров, высота — 120 метров, ширина — 80 метров. У стен крепости находятся развалины Тушпы — древней Урартской столицы 9 века. до н.э. С крепости живописный вид на озеро Ван и современный одноимённый город. Закаты в этом месте — великолепны. С одной стороны зеркало озёра в закатных лучах, с другой -вечерняя подсветка города.
Город Ван – большой и современный. Гостиниц и хостелов в городе предостаточно. Для бюджетных ночёвок, за городом находятся кемпинги. В первом кемпинге куда мы заехали, кемпинг .., есть душ, но вода только холодная, стиральной машины — нет, с моря дует сильный ветер. От этого кемпинга отходит паром на остров ... Во втором кемпинге, ..., есть всё необходимое: нормальный душ с тёплой водой, стиральная машина, хорошие места для палаток в относительной отдалённости от моря, так что ветер не задувает. Главный минус – это несметные полчища комаров в вечернее время. Их такое количество, что никакие спреи не помогут. Решили поехать обратно в город и остановиться в хостеле. Все отели, хостелы и апартаменты я бронировал через сервис:Booking и Hotels.
Из города Ван поехали обратно в Трабзон сдавать арендованные машины. По пути заехали на водопады Мурадье. У водопадов хорошо оборудованная стоянка, есть кафе, небольшая прогулочная зона. Как только мы припарковались, к нам подбежал местный, и начал требовать деньги за парковку. Мы прикинулись что не понимаем английского и пошли гулять. Ощущение, что он хотел заработать на нас как на туристах. Место красивое, сюда стоит заехать. Есть не явная тропа вверх по ущелью, вдоль реки. Там ещё несколько каскадов, но вокруг много мусора.
От Байрута в Трабзона поехали в объезд серпантина Деребаши. В горной местности много продолжительных тоннелей. В Трабзоне остановились в мини гостинице. Город открылся с другой стороны. Он показался нам ухоженным, чистым и приятным. В первый раз впечатления были абсолютно другими. Сдав машины, взяли новые, на этот раз на сутки, только чтобы доехать до Стамбула. Дорога проходила по черноморскому побережью, потом поворачивала вглубь страны. Стамбул – ад для автомобилистов. Такое количество развязок, съездов и т.д. - ужас. Сдав машины в аэропорту, пошли ждать своего рейса.
Следующие планы путешествий смотрите на нашем сайте:
Всем успешных походов!