В аэропорту Кольцово приземлился самолет из Непала. Из него вышла группа из 8 человек. Это туристы, завершившие трехнедельное путешествие по горному Непалу к горе Эверест. Загоревшие, исхудавшие, но очень счастливые, вдохновленные, с огнем в глазах. Их путешествие получилось не просто экстремальным, они пережили землетрясение, произошедшее в Непале 25 апреля.
– Последний раз землетрясение в Непале было 80 лет назад, в 1934 году, но гораздо менее разрушительное, чем в этом году. Поэтому то, что мы оказались там, я воспринимаю, как знак, что в моей жизни что-то надо кардинально поменять, жить как-то по-другому, жениться, создать семью, родить детей, – начал свой рассказ Виктор Бузиков.
Эти слова сказал мой брат Виктор, когда вернулся из путешествия к Эвересту, там, где произошло трагическое событие. Там, где и сейчас земля сотрясается и беспощадно и хладнокровно забирает жизни десятки тысяч людей, не зависимо от возраста и национальности. Разрушительная стихия рушит судьбы и счастье миллионов людей по всему миру. В то же самое время другая, созидательная сила дарует жизнь избранным людям, дает им еще один шанс выполнить свое предназначение на этой земле.
Группа из восьми человек под руководством Павла Добряка, замечательного человека, отца троих детей, преподавателя, увлеченного туриста, руководителя туристического клуба «Новые кочевники» вылетела из Екатеринбурга 11 апреля. В группе были женщины и мужчины, в основном врачи и педагоги(8 человек).
В кафе аэропорта продавец, узнав, что мы с Эвереста, громко вскрикнула: «Они с Эвереста, они с Эвереста!!!». Тут же сбежались все сотрудники кафе, показывали на нас пальцем, эмоционально обсуждали «бородатых русских», как-будто мы герои какие-то.
Когда Витя рассказывал о своем путешествии, в его глазах не было видно страха, ужаса от пережитого. В глазах горел огонь, в словах звучал оптимизм, возможно, причиной этому юношеская беззаботность, которая не дает до конца осознать серьезность случившегося. Только представьте, что испытали родители, близкие люди, в каком напряжении они пребывали 8 дней и 7 ночей, с момента, когда узнали о трагедии, когда пришла первая весточка о том, что вся группа вместе живые и здоровые, каждого дня томительного ожидания и веры в то, что сын и брат вернется в родной дом живым и здоровым.
Главное, что вернулся! Всевышний сохранил жизнь, раз ты продолжаешь жить на этой земле, значит, ты еще не выполнил своего предназначения на земле, ты нужен людям.
2. Начало путешествия. Дубай.
Самолет летел из Екатеринбурга через Дубай. 11 апреля мы прилетели в Дубай, где пробыли 19 часов. За это время мы совершили экскурсию по городу, видели самую высокую в мире башню Бурдж-Халифа, поющие фонтаны, попробовали местное мороженое (оно вкуснее, чем в Непале), посочувствовали бедным дубайским женщинам, которые ходят все закутанные и в черном, мужчины же одеты в белые одежды. Также мы искупались в Персидском заливе, устроили пикник на пляже, тут же заночевали, подложив под голову рюкзаки. Температура была градусов 30, под утро похолодало, проснувшись, встречали восход солнца. Днем искупались, восхитило чистейшее море, белый песок, пляж, с которого постоянно убирают мусор. В Дубае одни небоскребы, метро в Дубае изолированное, чтобы песок не попадал и большей частью находится над землей, в вагоне нет машиниста, все автоматизировано. Мы решили, что больше недели в Дубае делать нечего, очень дорого отдыхать.
3. Катманду
Мы прилетели в Катманду 12 апреля вечером, 13 апреля была экскурсия по городу, ночевали в отеле. Нас встретил гид Ашок, говорящий на русском языке, все экскурсии в г. Катманду и долине Катманду совершил он. Когда мы приехали, он надел на нас желтые шарфы.
Катманду – столица Непала. Он находится на высоте 1300-1500 метров. Население составляет более 1млн. человек. В Непале живет 95 национальностей. Многие говорят на английском и индийском языках. Между мужчинами и женщинами узаконено равноправие. Так, например, женщины могут служить в полиции и армии.
Экскурсия по городу была насыщенной и в моем случае уникальной, потому что буквально через две недели историческая часть города, архитектурные памятники, вековые строения были частично разрушены.
Мне запомнился Катманду таким. По городу бегают обезьянки, которые ведут себя в каких-то случаях бесцеремонно, меня, к примеру, одна из таких обезьянок схватила за штанину, может быть требовала ее угостить. Еще по улице ходят коровы. Кошек за всю поездку я не видел, ни в городе, ни в горах. Только в одном из храмов мы видели священную кошку и священного петуха, которые сидели в клетках, под замком.
Ступы - в ступе замуровывают реликвии. Например, на Байкале в ступе священные писания, вода из океанов… Но наличие реликвий – не главное, ступа – образ мира. Их много по всему городу. Ступы по форме напоминают купол, на шпиль, на которой нарисованы глаза, местная цифра один на месте носа, третий глаз, рот. Ступы – это только буддийские сооружения. Представители разных религий доброжелательно, трепетно относятся друг к другу. Мы были у ступ Сваямбунатх и Боднатх . Если обойти вокруг ступы по часовой стрелке много раз и загадать желание, то оно исполнится. Я думал о хорошем, чтобы поход наш прошел благополучно. Интересно молятся местные монахи: встают, ложатся, как бы отжимаясь, потом подтягивают ноги к рукам, встают, молятся, держа сложенные в ладонях руки у лица, а потом опять ложатся и т.д. Получается укрепление души и тела.
В их жизни имеет значение направление справа налево, так, например, барабаны, на которых написаны мантры (молитвы на санскрите), надо крутить по часовой стрелке. Считается, что много безграмотных людей, поэтому если они покрутят барабан, то прочитают молитву. По всему городу развешены разноцветные флажки с молитвами.
Стоят статуи Будды, в котором совмещается женское и мужское начала. Будда – человек, достигший просветления, но он не пророк. Все буддисты стремятся достичь состояния нирваны.
Пашупатинатх. Вообще, умерших людей у них не хоронят в землю, их сжигают. В храме Пашупатинатх у священной реки Багмати сжигают круглосуточно умерших людей, но это могут позволить себе только богатые люди, так как это достаточно дорогостоящая процедура, в которой используют натуральные компоненты – дрова. Прах сбрасывают в священную реку Багмати. Родственники при этом не плачут, не горюют, так как верят, что душа человека переселилась в другое состояние. Представители касты «неприкасаемых» ныряют в священную реку, чтобы найти там золотые зубы, украшения. После землетрясения у этой реки сжигали непрерывно погибших. Храм индусов находится на территории Пашупатинатх, индусы ходят босиком. В их храм можно войти только людям их религии, остальным вход запрещен.
На дорогах Катманду – хаос, беспорядочное движение транспорта и пешеходов. В Непале левостороннее движение. Основной вид транспорта – скутеры и мопеды, которые ездят со скоростью 30-40 км\ч, обвешенные людьми без касок, умудряющихся во время движения еще болтать по телефону. На мопедах помещается до 6 человек и иногда возят коров. Также по городу ездят велосипеды, автобусы (двери в них не закрываются, кондуктор выкрикивает остановки), машины «Тук-туки», у которых спереди одно колесо, сзади два колеса, на крыше багажник. Особенность дорожного движения в том, что никто не соблюдает правил дорожного движения, водители сигнал поворота не показывают, пешеходов не пропускают и все постоянно сигналят, бибикают. Светофоров мы не видели, дорожные знаки встречаются крайне редко. Есть регулировщики движения, но без специальных палочек, направление движения указывают руками. Мы попытались перейти по пешеходному переходу, но подъезжающий водитель побибикал нам, имея в ввиду, что не собирается нас пропускать. Тут же, по проезжей части и пешеходы бегают. Единственные, кого местные водители всегда безоговорочно пропускают – это военные и полицейские. Бензин в Катманду стоит дорого – 1 литр бензина у них стоит примерно 108 рупий, это около 52.47 российских рублей. Многие пешеходы ходят в черных масках из ткани, не потому что болеют, а потому что пыльно. Еще считается, чем ярче машина, чем больше на ней разноцветных фонариков, гирлянд, тем, она считается круче. Мы видели такую красочную машину-новогоднюю елку, исписанную шрифтом деванагари, с звучащей музыкой, стоящая по центру дороги, в ней танцевал веселый парень. Больше всех разрисованы грузовики. Часто на дороге спят коровы, которых все объезжают.
Замок богини Кумари. Кумари – это живая богиня, девочка. Ее выбирают из сотни самых красивых девочек их хороших семей. Она живет в замке до первой крови, то есть до того момента, пока у нее не начнется менструация. Дальше она считается смертной, поэтому ее выгоняют из замка и приводят другую девочку. Туристы часами караулят у ее замка в надежде увидеть, как она промелькнет в окне. После того, как девочка перестает быть богиней, она должна выйти замуж, забеременеть, а ее муж должен умереть в течение года после женитьбы. Правда сейчас нашли выход из этого трагического обычая: молодожены просто уезжают в другую страну. Нам богиня Кумари показалась в окне, она, действительно очень красивая, но сфотографировать ее нам не удалось, нельзя.
Королевский дворец, площадь Дурбар построенный много веков назад, который частично разрушился во время землетрясения. Площадь вокруг дворца, крыши храмов буквально усеяны голубями. На меня, когда я проходил рядом с храмом, покакал голубь, наш проводник сказал, что это хорошая примета.
Были у статуи «Бог смерти», устрашающего вида существо с огромными злыми глазами и властным испытующим взглядом. К этой статуе приводили воров и убийц, чтобы они сказали правду, и они не могли соврать, иначе бог смерти покарает их. В древние времена напротив статуи бога смерти находилась тюрьма, заключенные были под надзором его взора.
Из сотовых компаний в Непале лучше всех ловит Билайн, Мегафон, совсем нет МТСа.
4. Горный Непал
14 апреля утром мы прибыли на самолете в г. Лукла 2860 метров над уровнем моря, в 135 км от Катманду, а оттуда пешком началось наше путешествие. Местных жителей называют шерпами. В горном Непале дорог нет, все ходят по горным тропам пешком. В начале пути мы были довольные и счастливые. В д. Пхакдинг мы переночевали(2610 м).
Шли мы в таком порядке: Паша, Саша, Женя, Витя, Настя, Ирина, Марина, Вадим и с нами два проводника Рим и Ананда и портер Бизяй, который нес вещи Марины и Вадима. Всего 11 человек. Рим впереди, Ананда сзади, Бизяй в своем темпе.
Нас сопровождали проводники Рим и Ананда, они были непальцами. Общались с ними по-английски, но они знают русские нецензурные слова. Пока я был там, я и сам подтянул свой английский, особенно хорошо выучил цифры. Вообще, непальцы очень доброжелательные люди, все извиняются, говорят экскьюзми, сори. Проводники очень доброжелательные, гостеприимные, мы очень подружились. Они сказали, что мы очень удачливые люди. Их дома в Непале были разрушены землетрясением.
Шерпы очень сильные и выносливые люди, они носят на спине гигантские грузы в плетеных корзинах весом до 40-50 кг, доски, строительный материал. Поднимаясь в гору с грузом, они слушают песни на сотовых телефонах о тяжелой, суровой жизни шерпов. Живут они недолго в среднем до 40 лет. Яки также переносят грузы в горах.
Портеры или носильщики из местного населения носят вещи туристов в горах. Они носят груз весом до 30 кг. Стоимость их услуг на 2-3 недели составляет 320 долларов плюс 35 долларов чаевые. С нами шел портер Бизяй.
По горной тропе примерно каждые полчаса есть привалы, стоянки. Вручную выложенные из камней приступы, на которые можно присесть и отдохнуть, есть бесплатные туалеты, также выложенные из камня. Установлены мусорные домики из камня или дерева в которые сортируется мусор и вывозится.
По дороге много маленьких деревень, на 3- 4 дома, почти в каждой есть барабаны с написанными на них мантрами. Либо сложенные друг на друга каменные плиты, на которых также высечены стамеской молитвы. В домах в населенных пунктах в горах нет централизованного электричества, только солнечные батареи на крышах домов. В домах стоят буржуйки, топят сухим коровьим навозом. Специально для проживания туристов построены лоджии, сделанные из фанеры и снаружи обложенные камнями, в них плохая звукоизоляция, все слышно. Чем выше в гору, тем меньше цивилизация и удобства, но есть водопровод, унитаз. Горячей воды в горах почти нет, и помыться удается редко.
Погода в горах меняется мгновенно: то дождь, то снег, то солнце, к вечеру погода всегда ухудшается. Растения. В горах растет картошка, морковка, капуста, Рододендрон – красивые деревья с красными цветами, похожими на розы. Яблони не растут. Огороды у жителей разделены вместо заборов камнями. Есть у них теплицы пленочные, в которых растут помидоры, огурцы, редиска, салат. По дороге между Луклой и Намче-Базаром растут, в основном, хвойные деревья, земляника, можжевельник (отгоняет злых духов).
Животные, которые обитают в Непале: фазаны, курочки, утки, коровы, яки, ослы, горные козлы, собаки, кошек не видели. Только в храме в Катманду видели священную кошку, священного петуха и статую священной крысы.
Вода, которая стекает с ледников небольшими ручейками и невероятно красивыми водопадами, кристально чистая. Такая чистая, как слеза младенца. Она очень вкусная, местные жители пьют воду из речки. Питьевая вода продается в пластиковых бутылках запечатанных сверху полиэтиленовый упаковкой. На этикете написано название воды и состав воды. В г. Катманду 1 литр такой воды стоит 50 рупий. А например, в последнем населенном пункте Горак-Шеп на высоте 5140 метров над уровнем моря ее стоимость увеличивается до 350 рупий за 1 литр. Так как шерпы несут ее на себе. Так же и продукты, стоимость еды увеличивается.
Еда . блюда подают в медной посуде (дезинфекция). Мы кушали тхукпа – это лапша с курицей, момо (пельмени вегетарианские формы как наши вареники, а мясные из яка по форме напоминаю хинкали, порция 10 штук), томатный суп, чесночный суп, вареные овощи. Далбат – простой рис без соли, его подают с разными специями, курицей или вареными овощами. Редис, кориандр, кинза. Тхукпа – суп с лапшой, как правило, туда добавляют то, что осталось из еды.
15 апреля вечером пришли в г. Намче-Базар 3450 м. Набор высоты около 840 метров в день. По дороге было очень красиво и множество навесных мостов через реку и пропасти, захватывало дух.
16 апреля в Намче-Базаре началась мучительная и изматывающая горная болезнь, возможно, потому что резко поднялись на такую высоту и много километров прошли сразу. Первые проявления горной болезни – учащенное сердцебиение, одышка даже при небольших нагрузках, постоянная головная боль, в голове гудит, как после глубокого похмелья, головокружение, тошнит, рвет, бессонница, отсутствие аппетита. Такое состояние может длиться 2-3 суток. В это день у нас была радиалка в Кумджунг. Ходил в отель с видом на Эверест – 3880 м. Спустились в деревню Кумджунг, где находится монастырь, знаменитый тем, что в нем хранится скальп снежного человека(Йети). Побывали в Музее шерпов в Намче-Базаре, где все вещи яркие, красивые. Там была медная посуда, рубанки, прялки, формы для изготовления валенок.
17 апреля была дневка в Намче-Базаре, в связи явлениями горной болезни. В этот день решили изменить маршрут, из-за сильного снегопада и опасности идти через перевалы. Поэтому мы приняли решение идти к базовому лагерю Эвереста обычным прямым путем, как все туристы. Мы не стали делать крюк через перевалы.
18 апреля пришли в Пхунке-Тенга, в котором всего 3-4 дома, высота над уровнем моря там меньше, чем в Намче-Базаре(3250 м), находится рядом с рекой, через которую идет навесной мост на другой берег, постоянно слышится шум воды. Горная болезнь немного отступила. Здесь мы переночевали.
19 апреля мы пошли в Тенгбоче(3880 метров), где находится монастырь и открывается первый вид на Эверест. Здесь мы впервые увидели цель нашего похода – на фоне красивой панорамы и ощущения полета накрытая вуалью дымки манящая вершина самой высокой горы в мире – Эвереста. Настроение у нас сразу улучшилось. Далее пришли в Пангбоче(3930 м). Здесь впервые часть группы помылась из ковшика из ведра с теплой водой, а другая часть группы купалась по дороге в горной реке.
20 апреля пришли в Пхериче(4270 м), мы впервые с начала нашего похода постирали вещи. Погода была солнечной, поэтому мы успели понежиться в лучах непальского солнца. Горная болезнь практически не ощущалась, набор высоты небольшой, расстояния недалекие. В Пхериче находится вертолетная площадка, часто садятся вертолеты.
21 апреля пришли в Лобуче(4910 м), ночевали. Здесь горная болезнь напомнила о себе с новой силой. Холод подступил, ночью до минусовой температуры, отопления в лоджиях нет, согревались в спальниках и одеялах. На протяжении похода наш руководитель - Павел Добряк читал лекции о местной религии, языке и традициях. Здесь была лекция о родстве русского языка и санскрита.
23 апреля мы прибыли в Горак-Шеп(5140 м). Путь был непростой, но мы справились. Это последний населенный пункт, где есть здания, там мы оставили большие рюкзаки и пошли в базовый лагерь Эвереста. Мы очень спешили, так как надвигалась туча. Здесь нет никакой растительности, камни да снег, который днем тает, а ночью, опять превращается в лед. Здесь мы радостные и счастливые пофотографировались, ликовали. Ночевали в Горак-Шепе. В этот день мы выполнили основную цель нашего похода.
24 апреля в 4 утра мы отправились на Кала-Патар(5500 м) – одну из вершин, которая расположена выше базового лагеря. Очень красивый рассвет и вид Эвереста. Спуск в дер. Тхукла. Днем 24 апреля мы пришли в д. Дингбоче(4410 м), в этот момент коллектив разделился пополам. Вадим, Марина, Настя, Ирина вместе с проводником Анандой спустились вниз к деревне, а Паша, Саша, Женя, Витя вместе с проводником Римом пошли в Чукхунг(4730 м). Там мы должны были взойти еще на одну вершину 25 апреля утром на рассвете. Но погода с утра резко изменилась: пошел снег, лег густой туман. Поэтому мы вернулись в Дингбоче за своими и вместе пошли в обратный путь в Пангбоче. По нашему плану мы должны были за 3 дня дойти до Намче-Базара, отдыхая и прохлаждаясь.
Землетрясение
25 апреля в день землетрясения. В Пангбоче пришли всей группой около 11:30. Здесь было решено помыться, как в прошлый раз. Настя первой побежала мыться в душе. Хозяева сделали душ вместо ведра с водой. Она помылась полностью и хотела еще понежиться под душем, но закончилась горячая вода, поэтому она вышла из душа и пришла в комнату.
Около 12 часов дня началось землетрясение. У меня закружилась голова, шатало в одном направлении, в другом около 8-10 секунд. Сначала просто трясло, потом затрещали фанерные стены лоджии, и раздался истошный крик хозяина старика. Тут я понял, что началось землетрясение. Сразу вспомнились уроки ОБЖ. Я схватил документы, деньги и прямо в сланцах выбежал на улицу. Саша и Женя спали в комнате и вышли наружу позже.
Когда все утихло, мы вернулись за вещами в здание, рюкзаки вынесли на улицу, я надел ботинки. Потом переоделись в столовой и стали думать, как быть дальше. Информации у нас никакой не было, сотовая связь пропала почти сразу, но мы успели отправить смс-сообщения родным, что все целы. В запасе у нас была неделя, билеты на обратный путь были на 2 мая, поэтому приняли решение идти в сторону более крупных населенных пунктов, где есть телефон, цивилизация. Мы пошли в Тенгбоче, по дороге шли другие группы туристов и мы спешили, что бы занять уцелевшие отели. Мы не владели информацией о масштабах бедствия, поэтому были относительно спокойны. Оказывается, мы двигались к эпицентру, но этого не знали.
После того, как случилось землетрясение, мы мгновенно забыли про горную болезнь, мозоли, усталость. В голове кружилась одна только мысль – живыми и здоровыми в полном составе вернуться домой.
Обратно, с гор мы не спускались, мы бежали под моросящим дождем мокрые и голодные. Погода была безобразная, сыпал снег с дождем, под ногами грязь, слякоть, лужи. Тропа была частично разрушена, были завалы, одиноко плутали брошенные коровы.
Было страшно оттого, что местное население разбежались, кто хоронить родных, кто восстанавливать свои дома, лавки закрыли, в гостиницы нас не пускали. В контрольно-пропускных пунктах, которые располагаются на протяжении всей тропы, и где записывается все туристы, проходящие в горы, 25 числа никого не было.
По дороге мы встречали испуганных людей, все стремились спуститься вниз. На пути встретились 4 человека в форме спасателей. После в Намче-Базаре нам встретились также девушки, которые во время землетрясения находились в базовом лагере Эвереста, и они чудом остались живы. Они успели спрятаться за холмом, и снежная лавина не накрыла их. Мы в базовом лагере были 23 числа, за два дня до землетрясения. Еще нам на пути встретились русские туристы, которые продолжали свой путь к вершинам, к Эвересту. Мы только пожелали им удачи и продолжили спускаться вниз.
Небольшие вертолеты часто летали и после землетрясения за 600 тысяч рублей за один перелет вывозили желающих и обеспеченных туристов, которые боялись оставаться в зоне бедствия.
За нами двигалась большая группа туристов, поэтому мы решили дальше спускаться вниз, подумав, что все лоджии в ближайшем населенном пункте они займут. Но группа людей нас догоняла. Мы устроили практически бег по горным тропах, впереди спешил Рим. Мы прибыли в Пхунге-Тенга. Местные жители говорили, что всё закрывают, они продали нам только хлеб. По дороге дальше мы нашли открытую лоджию, где была пожилая женщина-немка, она была очень напугана, ее бросили одну и все разбежались.
Дело было к вечеру, но нам надо было непременно успеть дойти в этот день до Намче-Базара. Руководитель группы Паша предупредил нас: «Будьте готовы к тому, в Намче-Базаре апокалипсис, все разрушено, и завалено».
Получалось так, что с самого утра мы нигде не останавливались и не кушали, ели только хлеб и пили воду. Но благодаря этому тот путь, который мы должны были пройти за три дня, мы промчались за 12 часов. Непальский марафон с препятствиями.
Однако к нашей огромной радости, когда мы пришли в Намче-Базар, уже стемнело, больших разрушений там не было. Выстояла и трехэтажная каменная гостиница «Намче», построенная с учетом сейсмоустойчивости, там были свободные места только на 3 этаже, где мы и разместились. Электричества на 3 этаже не было, все ходили с фонарями. Здесь мы впервые за день плотно покушали в столовой на 1 этаже, отдохнули. И решили спать в гостинице на 3 этаже, но в ботинках и с вещами наготове. Только Ирина ночевала с вещами в столовую. В 22 часа немного затрясло. В полночь затрясло сильнее, и мы с рюкзаками выбежали на улицу, и так несколько раз за ночь.
26 апреля утром мы позавтракали. Местные коровы мычали так, словно гудит сирена при чрезвычайной ситуации. Многие туристы пребывали на улице, в огороде. Небольшие толчки примерно 3-4 балла были частенько. В 14 часов повторились сильные земные толчки продолжительностью более 10 секунд. Кстати, другие иностранцы пока соображали, что произошло, мы уже были на улице. После этого Паша принял решение всем спускаться вниз и разместиться в огороде рядом с гостиницей, где росла картошка и мята и стояла теплица. Мы натянули тент, поставили палатку, расстелили матрасы из гостиницы.
В этот день мы прошлись по городу, все лавки закрылись, все ушли жить в палатках на равнину, т.к. Намче-Базар расположен в котловине. В этот же день мы начали узнавать информацию о количестве жертв землетрясения. Встретили в Намче-Базаре группу одесситов, которые были весьма смелы и уверенны в своих силах, они сказали, что не боятся землетрясений и пройдут все перевалы. Однако после ночи, в которую их потрясло, их и след простыл, все желание путешествовать по горам пропало, они решили вернуться домой.
27 и 28 апреля мы находились в Намче-Базаре. Жизнь проснулась, все оживились, заработали лавки, появилась сотовая и телефонная связь. Мы стали хорошо питаться.
29 апреля вышли утром в г. Луклу, шли весь день. Наш проводник Рим пошел туда заранее, чтобы всё разузнать, забронировать место в гостинице. В Лукле мы впервые увидели по телевизору масштаб разрушений и жертв землетрясения в Катманду. Здесь мы расслабились, от души поели.
30 апреля в 7 утра пришли в аэропорт в Лукле, откуда мы должны были вылететь в Катманду. В аэропорту пробыли до 16 часов. Когда мы уже прошли регистрацию на рейс до Катманду, нам сообщили, что аэропорт в Катманду закрыт, поэтому нам предложили лететь в другой город, посадили в самолет и закинули на границу с Индией, в город Биратнагар, расположенный в 237 км от Катманду. Здесь равнинная местность, гор нет, было жарко, живут одни индусы, все спокойно, землетрясения не было. Только там мы узнали, что перелеты в Катманду осуществляются в обычном режиме и нас попросту, хотят развести, как кроликов, и предложили за 300-400 долларов долететь до Катманду.
Мы доехали 22 км. до автовокзала Биратнагара. И решили поехать на частном микроавтобусе за 1200 рупий с человека. К нам присоединились молодой швед и два итальянца. 30 числа в 18:30 мы выехали из Биратнагара в Катманду на этом чудо-автобусике по горному серпантину. В 23 часа остановились поужинать в захудалой кафешке, где была полная антисанитария. Но нас это не остановило, с голода мы «надолбились» далбата с водой, закусили арбузом и поехали дальше. Водитель автобуса перед местными жителями был нескрываемо горд, ведь он сорвал куш – вез иностранцев за большие деньги. В 2 часа ночи на посту полицейские не хотели нас пропускать в течение получаса. Ночью мы ехали по горному серпантину со скоростью 50-60 км\ч, было очень страшно. Как мы позже назвали наш путь – Непальские горки.
1 мая в 5 утра мы прибыли в Катманду. Пришли в гостиницу Манаслу, нас расселили в номера к 10 часам, а до этого спали на 1 этаже на креслах. Мы попрощались с нашими проводниками Анандом и Римом, а также встретились с гидом Ашоком. После землетрясения он отправил на самолете МЧС России свою русскую жену с сыном в Россию. Дом Ашока уцелел. С Ашоком мы поехали в один из городов долины Катманду - Бхактапур. Многие дома, особенно старые постройки, были разрушены, или по ним пошли трещины, стояли палатки с медицинской помощью, спасатели и жители разбирали завалы.
2 мая мы погуляли по городу, закупили сувениры. Особенность непальской торговли с местными продавцами: надо сразу же торговаться и сбивать цену сразу в два раза. Также мы посетили национальный ботанический сад все сохранилось в целости. Вечером состоялся завершающий аккорд поездки – мы посмотрели этнические танцы, нас накормили этнической пищей в ресторане. Мы попрощались с Ашоком и поехали в аэропорт Катманду, где сели на свой рейс до Дубая, а потом и до Екатеринбурга. После трех недель в Непале нам не хватает нашей дружной группы, традиционной музыки, аромата палочек….
Берегите себя ради тех, кто вас любит: родителей, жен, мужей, детей. Цените каждый подарок судьбы – каждый прожитый день. И сделайте так, чтобы этот день был счастливым для вас и ваших близких. За это время я многое поняла и переосмыслила и теперь я точно знаю, что неверующих людей не бывает. Просто каждый верит в то, что ему помогает. Каждый сам выбирает энергетический или материальный предмет, в который верит и на который надеется. Для кого-то это Всевышняя энергетическая и необъяснимая Сила, для кого-то амулет, талисман, для кого-то мысль, слово, визуализация, для кого-то стечение обстоятельств, везенье, для кого-то особенный человек, его знания, опыт, идея… Неважен объект веры. Главное, чтобы результат был жизнесохраняющим, позитивным, приносящим созидание, радость, любовь, счастье хорошим людям. И главное: когда искренне веришь в то, что важно именно для тебя, задуманное сбывается. Если Всевышний дает испытания и сохраняет жизнь человеку, то значит человек нужен людям, что он не все сделал еще на этой земле.
Справка: Землетрясение в Непале, сильнейшее за последние 80 лет, произошло 25 апреля 2015 года, эпицентр находился недалеко от города Катманду. Толчки были магнитудой 7,9 баллов. 11 мая повторно были зафиксированы толчки магнитудой 7-8 баллов. Это стихийное явление унесло жизни более 8 тысяч человек. Полностью разрушены свыше 300 тысяч домов, зданий, памятников архитектуры.
Мария Мальцева(автор)