Однажды я пошел со своими студентами от Радиотехнического факультета до главного учебного корпуса. Я старался идти как можно медленнее, но все равно сильно их опередил. Дождавшись студентов, я не выдержал и сказал, что с их шагом они рискуют отстать от жизни. Раздался смех, и студенты сказали, что они и так уже отстали от жизни.
В декабре 2009 г. Константин Серафимович традиционно проводил лыжную тренировку для участников лыжных экспедиций. Я с интересом наблюдал следующую картину - всё старшее поколение (я имею в виду туристов старше себя) шустро бежало впереди, за ними с трудом поспевал я (хотя у меня рюкзак был легче, чем у них), молодежь бежала далеко позади. Можно было утешить самого себя, что на то оно и старшее поколение, чтобы быть более тренированным. Кроме того, в туризме опыт важнее возраста. Но, когда я задал себе вопрос, а будет ли молодое поколение через 10-20 лет таким же тренированным, как и старшее, у меня возникли сомнения и появились мысли о деградации поколений. Поделился наблюдением с другими руководителями. Они ответили, что старшее поколение выросло в других условиях, тогда была дисциплина и тренировки, туристы развивались в системе категорирования походов, получали разряды, участвовали в соревнованиях. Старая система развалилась, а среди молодежи стал популярен алкотуризм.
Перейти в расписание спортивных мероприятий
Я неоднократно убеждался в том, что в рамках турклуба мы можем выбирать свой формат похода, отличающийся от общепринятого. Так, 20-километровый поход выходного дня для наших туристов – это легкая загородная прогулка, 35 км – нормальный поход для получения приятной физической усталости, 40 км и больше – возможность потренироваться и испытать себя. Это в отличие от коммерческих экскурсий, где 15 км – предел. Уклонились мы и от алкогольного мейнстрима («как, сходить в поход выходного дня и не выпить в поезде бутылочку пива или поехать на сплав и не взять с собой водки?»), хотя мне предрекали, что туристы со мной просто перестанут ходить из-за запрета алкоголя, что в моих походах будет скучно и мне надо быть более клиент-ориентированным.
В 2007 году я провел большой опрос, чтобы выяснить, к чему стремятся участники наших походов. Прежде всего, наши туристы хотели повидать как можно больше достопримечательностей. На второе место поставили физическое развитие. Респонденты сказали, что они хотят, чтобы их следующий поход был немножко труднее предыдущего. На третье место по важности туристы поставили личность руководителя и участников команды. Большинство сошлось во мнении, что особых мер по командообразованию и физическому развитию предпринимать не надо, что всё формируется естественным путем в наших походах. С тех пор многое изменилось. Коллектив стал большим, и потребовались дополнительные меры по командообразованию. Теперь игры – гармоничная часть наших походов. Первыми появились тренировки, связанные с освоением технических навыков, -
горные и ледовые тренировки и тренировки спортивных водников. Участники
поняли, что если хочешь идти в категорийный сплав или совершить восхождение на Белуху, то нужно тренироваться. Попробую теперь этой статьей вызвать смену приоритетов у постоянных участников наших походов и экспедиций, молодежи, спортивных водников и руководителей походов и обосновать необходимость тренировок. Сделаем следующий шаг в понимании – тренировки общей физической подготовки: бег, силовые упражнения и упражнения на выносливость - придуманы не зря и нужны туристу.
В один из последних дней экспедиции Ергаки-2008 возникла беседа с подведением итогов, и один мой вывод вызвал резко агрессивную реакцию почти всех участников. Я спросил: «Как вы думаете, кто получил самую большую пользу от этого похода? - и ответил. – Алексей Карманов. Он участвовал во всех радиалках, купался в большинстве озер, принимал участие во всех походных активностях и хозяйственных делах». Конечно, агрессию вызвал не Алексей, к которому относятся прекрасно, а сама мысль о том, что кто-то мог получить большую пользу, чем мы. Просто мы воспитаны как независимые личности со своим путем развития, мы лучше знаем, что нам приносит пользу и сама мысль о том, что кто-то получил большую пользу, чем мы, приводит нас в негодование. А может, мы несколько обленились и избаловались и придумываем всякие отговорки вроде: «Каждый получил от похода то, что хотел или смог получить». Конечно, это верно, что каждый получил от похода то, что мог получить. Одному мало пяти вершин, а другому достаточно одной. Но это не исключает того, что одни получают больше других. И стоит ли ехать так далеко ради одной вершины, разве для этого не достаточно Урала? Конечно, если вы в первый раз идете в экспедицию, для вас всё ново, и каждый ручей приносит сильные эмоциональные впечатления. Но если вы из года в год участвуете в экспедициях, так стоит тратить время и силы оптимально.
Сама территория задает необходимый уровень физического развития туриста. Один и тот же перевал можно пройти за день, а можно – за два. Но в последнем случае придется нести в два раза больше продуктов. В масштабах экспедиции это означает, что километраж сократится вдвое, а это - пропущенные вершины, озера и водопады, к которым мы, скорее всего, уже не попадем. Ведь экспедиции – уникальные походы турклуба, которые не предусматривают повторения. Земля слишком большая, и возвращаться на то же самое место стоит в крайнем случае, поэтому лучше в экспедиции ходить по максимуму. И Земля слишком большая, чтобы мы могли позволить себе ходить медленно, иначе отстанем от жизни.
Осенью 2008 года мы задумались о новых направлениях в турклубе – о школе руководителей и спортивном направлении. Оба направления одновременно создавать трудно. На школу руководителей пришло 15 человек, на пробежку вокруг Шарташа – один. Поэтому в 2008 году мы стали проводить занятия школы руководителей.
В экспедиции Байкальский хребет-2009 я с интересом наблюдал, как Игорь Шкляр, не знакомый никому, кроме меня, в первый раз пошедший в экспедицию и даже не бывший в походе с ночевкой в горах, оставляет далеко позади себя остальных туристов – постоянных участников наших экспедиций. Эмоции были разные, о выводах я не спрашивал, потому что побоялся в очередной раз вызвать агрессивную реакцию. Урок я извлек – не нужно останавливаться на достигнутом, может найтись кто-нибудь сильнее меня, нужно ориентироваться на сильного, подтянуть физическую форму и тренироваться. Понял, что наступил переломный момент в жизни турклуба. Нас стало слишком много, группы движутся со скоростью самого медленного человека. Еще немного, и мы начнем уменьшать километраж походов и появятся туристы, которые начнут говорить, что им с нами неинтересно, мы ходим слишком медленно. В поезде на обратном пути мы обсуждали создание нового спортивно-экспериментального направления, координатором которого стал Игорь Шкляр. Интересно, что ни один участник Байкальской экспедиции, кроме меня, не пришел ни на одну тренировку Игоря. Сделали ли участники экспедиции правильные выводы? Я имею в виду выводы, которые являются руководством к действию, а не отговорки, оправдывающие отсутствие времени и собственную лень.
Тренировки нужны руководителям походов. Ведь руководитель походов – это пример для других туристов. Группа может быть деморализована, если руководитель устал и идет в конце. У наших руководителей свои большие туристические планы, но лучше им выделить время и не пренебрегать тренировками. Тренировки общей физической подготовки нужны и спортивным водникам. У нас большой зимний сезон, за который легко выйти из формы.
Первый год спортивно-экспериментального направления был временем экспериментов. Мы определяли, какое расстояние мы способны пройти или пробежать, какие упражнения стоит делать во время тренировки, какое время осенью мы можем идти без одежды. Тренировки были трудными, иногда мне они казались чрезмерными. Мне хотелось их бросить и сказать, что они вредят моему здоровью, что у меня скоро поход, а я не могу ходить. Но со временем я втянулся, и трехчасовая пробежка по Уктусу стала для меня нормой, а 70-километровый переход даже оставил чувство небольшой неудовлетворенности. Я понял, что подобно тому, как земля определяет уровень физической подготовки туриста, который по ней идет, и иногда предоставляет ему места для отдыха, так и время: пока светло, нужно идти и иногда – загорать. Весенний поход Зюзельский – Краснояр пробудил у меня давно забытые воспоминания. А ведь я так и начинал ходить: каждый поход – небольшое преодоление себя, радость от новых достопримечательностей и физической усталости. Мы созданы для того, чтобы испытывать большие физические нагрузки. Без них поход не такой интересный.
Оказалось, что в турклубе есть несколько туристов, которые ждали появления подобного направления, с радостью присоединились к нему и каждый раз ждут новых мероприятий, особенно – мероприятий Игоря. Появились и новички, в том числе - девушки, у которых нет «комплексов»: они просто не знают, что 3 часа пробежки или 50 км – это очень много. И вновь приходят в походы спортивно-экспериментального направления. Поэтому хочется предложить молодежи ставить перед собой планку повыше и поднимать её каждый раз. Для этого вам подойдет разработанное мной первое мероприятие турклуба, послужившее прообразом мероприятий спортивно-экспериментального направления – марафон. В последнее воскресенье мая мы идем по одному маршруту, но на разные расстояния – от 15 до 50 км. Купаемся в нескольких озерах, забираемся на десяток скал. Это - хорошая тренировка перед июльской туриадой и другими походами по Уралу, настраивающая туристов на нужный лад.
Игорь Шкляр, Павел Добряк:
После года опытов спортивно-экспериментальному направлению есть что предложить остальному турклубу.
Прежде всего – это марш-броски. Возможно, вы в конце похода выходного дня ловили себя на мысли, что вам проще не устало плестись, а пробежаться. Во время бега задействуются другие мышцы. Марш-броски проводятся в режиме чередования ходьбы и бега: 3-5 минут бега, затем 10-15 минут ходьбы. В наши походы выходного дня мы уже встроили купание в водоемах и обтирания снегом, чтобы участники не боялись ледяной воды в более серьезных походах, потом мы добавили командообразующие игры. Предлагаю руководителям походов выходного дня ввести и марш-броски - проходить простые неинтересные участки по лесным дорогам для начала хотя бы по три цикла чередования ходьбы и бега.
Пробежки хорошо тренируют выносливость и волевые качества участников. Осенью мы начнем проводить вечерние пробежки разного уровня сложности в лесопарках города. Силовые упражнения могут пригодиться при прохождении локальных препятствий, например, скал. Комплексная тренировка, разработанная Игорем Шкляром, включает в себя пробежку по Уктусу по местности разного типа, силовые упражнения, упражнения на выносливость и бассейн.
Катание на коньках на стадионах города помимо выносливости еще и имеет акклиматизационный эффект – это самый быстрый способ при физической активности привыкнуть к низким температурам и ветру.
Закаливающие походы, при которых часть пути участники проходят без одежды, позволяют убедиться, сколько лишней одежды мы носим, почувствовать, что кожа – единый орган, который легко адаптируется к ветру и солнцу. Такие походы позволяют ощутить себя частью природы и почувствовать, что на самом деле наша одежда – это скафандр, к которому мы привыкли и не замечаем.
Главное мероприятие спортивно-экспериментального направления – это поход в течение выходных на максимально возможное расстояние. В прошлом году в сентябре мы прошли 100 км по озерам Челябинской области. В этом году планируется Таганай.
В следующем году будет и несколько новинок – переправы через водоемы и спортивные сборы, длящиеся несколько дней, со всеми разработками нашего направления, когда мы установим палаточный лагерь у озера и будем тренироваться, совершать большие пешие переходы и пробежки и просто отдыхать.
Павел Добряк:
Человеку есть куда стремиться в разных сферах своей жизни, но, в отличие от погони за деньгами, новыми впечатлениями, знаниями, физическое развитие не бесконечно. Достаточно просто привести себя в порядок и затем поддерживать в форме. Для этого стоит лишь в начале приложить силу воли, а в команде спортивно-экспериментального направления сделать это проще, чем в одиночку. И тогда подготовленное тело будет дарить нам радость от новых открытий на почти безграничной для пешего туризма Земле.
Мы с Игорем загораем на песчаном пляже озера Иткуль, слушаем прибой и изредка купаемся. Тело обдувается легким июльским ветром и отдыхает от одежды, под звук прибоя уходят городские проблемы. Вчера мы прошли 70 км, купались в пяти южноуральских озерах, ныряли с камня Шайтан, смотрели с вершины Вишневой на природу Челябинской области. В голову приходит мысль, что в соответствии с русской ментальностью («гулять так гулять») для того мы и прошли вчера 70 км, чтобы сегодня просто отдыхать, наслаждаясь уютным пляжем.
Игорь Шкляр:
Возможно, для редких гостей клуба, в частности, для участников созерцательных сплавов, нет необходимости заботиться о хорошей физической форме, но для постоянных участников походов, даже прогулок выходного дня, хорошая физическая форма – это вопрос соответствия команде. Ведь гораздо лучше бодро пройтись по маршруту вместе, чем растягиваться и дожидаться отстающих, не подготовленных к походу людей. Мы – не горстка случайно собравшихся людей, а одна команда. Так будем сильными выносливыми и, в конечном счете, красивыми людьми. Давайте сделаем хорошую физическую форму неотъемлемой частью культуры турклуба, а регулярные занятия спортом - неотъемлемым атрибутом участников наших походов.