Итак, про анатомию и мышцы.
Мышцы состоят из пучков волокон, «завернутых» в оболочку соединительной ткани. К каждому мышечному волокну подходит свой нейрон, который дает ей команду сократиться /сжаться или расслабиться.
Различают два типа мышц – антагонисты (мышцы, действующие одновременно (или поочередно) в двух противоположных направлениях.) и синергисты (мышцы, осуществляющие совместно одно определенное движение). Основные движения создают мышцы антагонисты. Пока одна мышца -агонист сокращается/сжимается, парная ей мышца -антагонист расслабляется, но не до конца, поддерживается упругость. Для примера Антагонисты: бицепс-трицепс. Синергисты: диафрагма и межреберные мышцы.
Для эффективной работы мышц нужны микроэлементы, доставляемые через кровеносную систему, выведение продуктов жизнедеятельности клеток через лимфу и правильная передача нервных импульсов. Мышца должна попеременно расслабляться и сжиматься, чтобы все это получать.
Нарушение цикла расслабление-сжатие происходит, когда нерв не отключается от мышечного волокна и продолжает подавать импульс. Мышца- агонист чрезмерно сжимается, в ней ухудшается обмен веществ, от недостатка кислорода накапливается молочная кислота, раздражающая нерв, который в свою очередь еще больше сжимает мышцу. Если напряжение продолжается длительное время, то мышца теряет упругость и становится очень твердой. Сначала напряженная мышца болит, подает сигнал нам, что с ней, что- то не ладно. Если не принимать такие сигналы и не исправлять ситуацию, постепенно мышца как бы деревенеет и боль перестает восприниматься. Мышца –антагонист наоборот излишне расслабляется, теряет упругость и становится вялой. Не вся мышца сразу может быть сжата нервом, часто, сжимается какое то количество мышечных волокон и эффективность мышцы снижается постепенно.
Так как мышцы присоединены к скелету, они формируют осанку. Что бы стоять/ходить вертикально мышцы выстраивают скелет для поддержки равновесия, малейшее сжатие одной мышцы, компенсируется за счет других. Возникают искривления осанки. Даже легкое «заваливание» стопы внутрь, ведет к зажиму в бедрах. Перекос в тазовых костях, ведет к сутулости или перекосу в плечах.
Все напряженные мышцы и кости, занимающие неправильное положение, влияют и на кровообращение, в результате, куда-то кровь не может протечь в нужном объеме, а где то она застаивается. Тело вообще цельная система и нарушение, какой либо ее части, приводит к нарушению всей системы.
Большие нагрузки на спину, долгие статичные неудобные позы (любая сидячая работа) все это сказывается не только на позвоночнике, но и на работе внутренних органов и даже мозга. Такие «механические» зажимы хорошо убираются массажем, баней и зарядкой.
Массаж расслабляет мышцы, помогает убрать связку нейрон- мышечное волокно хотя бы на время, что дает возможность крови и лимфе попасть к клеткам в мышце и напитать –очистить их.
Ну и сами массажные техники, это буквально самые простые приемы: положите человека на коврик-пенку на живот руки вдоль тела, встаньте на колени рядом с ним сбоку и начните легко разглаживать от поясницы, вдоль позвоночника, к плечам и возвращаясь к пояснице ближе внешней стороне спины. Получается как бы два овала по спине. Движения должны быть медленными, спокойными, дыхание глубокое у обоих. Это очень важно т.к. при массаже состояние массажиста передается пациенту. Такие поглаживания подготовят человека, расслабят его. Дальше надавливая ладошками (основание ладошки ставится перпендикулярно позвоночнику) на спину, проходите от плеч до поясницы вдоль позвоночника, сначала с одной стороны, потом с другой. Руки должны быть прямые, нависая над пациентом и опираясь на его спину попеременно как бы шагая руками. Делать это надо очень медленно. Перенесли вес тела на одну руку, подождали, шагнули другой рукой, перенесли на нее вес тела. Пациенту не должно быть больно т.к. все-таки вы делаете не лечебный массаж. Силу давления можно регулировать весом вашего тела, то есть чем прямее угол между вашими руками и спиной клиента, тем больше давление. После спины приступайте к ногам, от ягодиц к стопе. Так же потихоньку шагая руками по задней стороне ноги, на колено давить нельзя!!! Икры зажаты почти у всех, поэтому уделите им чуть больше внимания, постепенно увеличивая давление. Лучше пройтись так по ноге несколько раз, чем сразу делать сильно. Хорошо расслабляет после проминания, покачать икру рукой из стороны в сторону, чтоб она как бы тряслась. Закончить можно так же поглаживанием.
С точки зрения психолога:
Следующее, о чем бы я хотела рассказать, это о том, почему еще напрягаются мышцы и почему массаж не всегда убирает это до конца? Большинство зажимов возникает от эмоций. Любая эмоция это «химическо - гормональный коктейль» в теле. Я опишу влияние эмоции на тело на физическом уровне и на психическом.
Самый известный гормон, возникающий при страхе – адреналин. Он вырабатывается надпочечниками при возникновении опасной ситуации или долгой излишней физической нагрузке. При небольшом количестве адреналин даже полезен. Человек собирается, начинает быстро решать задачу по спасению жизни. Страх придает силы.
Если он возник из-за конкретной ситуации и человек может решить ее быстро, тогда это полезный стресс (стресс реакция человека на окружающий мир, когда необходимо приспосабливаться-выживать). После решения, такой ситуации, человек становится сильнее, увереннее в себе – он справился, выполнил нужную задачу. Адреналин в теле разрушается, организм восстанавливает баланс.
Другое дело если возникшая ситуация не решается быстро или вообще не понятно как ее решать, либо задач так много, что человек не успевает реагировать (справляться) на них и восстанавливаться, возникает деструктивный стресс и потеря жизненных сил. Если объяснить это простым языком – на человека напали, он испугался, под действием адреналина быстро убежал, отдышался, успокоился, опасности нет и все хорошо. Это решаемая задача. А вот другой пример, думаю многим знакомо со школы. Истеричная /строгая учительница орет на ребенка, потому что он, что- то не понял. Ребенок пугается, понимать в условиях сильного страха невозможно! Т.к. адреналин сужает сосуды, и кровь приливается к ногам, чтобы бежать. Думать, рассуждать, усваивать знания, можно только в безопасной обстановке. Если такая ситуация повторяется часто, то у ребенка развивается деструктивный стресс, идти в школу он уже не хочет, но прекратить это действие не может. Попадая в школу или думая об учительнице/материале, который не понял, адреналин будет вырабатываться автоматически, надпочечники перегружаются, сосуды сжимаются. Но постоянно бояться сложно, поэтому психика вытесняет эмоцию, перестает ее замечать, а тело продолжает реагировать. К примеру, ребенок перестает слышать учительницу, но видя ее, сжимает плечи. Потихоньку ребенок растет, перестает замечать сжатые мышцы, учительницы больше нет в его жизни, а зажим в плечах остался с ним на долгие годы. Появился шаблон-программа выживания – когда на меня орут, надо сжать плечи и не слышать. (очень примерная программа, вариантов тысячи). И в последствии как бы ни разминались мышцы плеч, при малейшем крике, включается шаблон –программа и они опять сжимаются.
Получается, эмоция проявляется в теле, набором гормонов, избыток их и долгое нахождение в теле, изнашивает «бьет» по определенному внутреннему органу тела, плюс зажимает мышцу. Если с внутренними органами есть четкое понимание, какая эмоция куда направлена, то с мышцами полная неопределенность. Очень индивидуально.
Очень грустно, когда человек приходит к выводу, что лучше вообще жить без эмоций. И сдерживает их все, либо только «запрещенные» эмоции (сюда могут попасть даже радость, ощущение близости, нежность, то есть любая эмоция, за которую «прилетало» от близких людей, либо навязан социальный стереотип). Только тело не обманешь, гормоны вырабатываются за секунду, но прожиться не могут. На любое подавление эмоции тратятся жизненные силы и мышцы напрягаются, чтоб сдержать этот эмоциональный импульс. Еще один минус такого решения, не получается сдерживать только запрещенные (плохие) эмоции, а хорошие больше чувствовать. Сжимается/сдерживается как бы сама способность ощущать –проживать чувства.
Любые эмоции нужны и очень важны для общения с людьми! Другое дело, что нужно уметь управлять ими. Не сдерживать! А проживать и управлять. Эмоция это энергия, это сила. Вопрос в том, как и куда ее направлять. Можно направить на действия, разрушающие себя и отношения, а можно - на решение нужных задач, и тогда силы прибавляются.
Гештальт-терапевт (ну и еще некоторые современные направления в психологии) помогает человеку увидеть подобные механизмы, как они устроены, посмотреть какие чувства проживаются (найти социально приемлемый способ выразить их), собрать информацию от тела (где что зажато, болит, не ощущается, напряжено, подавлен импульс движения), увидеть цену от данного способа реагирования (влияние на здоровье, отношения),осознать опыт и найти другой способ реагирования, завершить ситуацию, высвободить зажатую в мышце силу.
Что можно делать чтобы самому прожить эмоцию?
1. Выронить дыхание, дышать животом как можно глубже, но не напрягаясь.
2. Ощутить стопы, если вы стоите или сидите, то можно надавить ими на пол.
3. Что еще происходит в вашем теле? Температура тела, сжатые мышцы, какое либо движение или сдерживание его, может болит где-то. (нужен конечно навык самонаблюдения, с психологом проще наработать его).
4. А что вообще вы чувствуете? (радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх, обида, вина, стыд, горе и т.д.) ( нормально, хорошо, плохо, никак, ничего, достало все, ничего не хочу - это не чувства!! Это ваша оценка каких то чувств).
5. Даже осознание того, какую эмоцию вы чувствуете и фокусировка внимания на теле, уже поможет хоть как-то с ней справиться. Продолжаете дышать и разрешаете себе испытывать эту эмоцию, наблюдаете за телом и его реакцией.
Еще один источник потери силы – это мысли, вот те навязчивые мысли, которые крутятся у нас в голове, как жвачка. Когда мы мысленно разговариваем с собой или с кем-то. Что- то рассказываем, доказываем, обсуждаем, переживаем, проигрываем варианты событий (я не про поиск решения, а про сожаления без осознания ошибок и извлечения опыта) и т.д. Многие настолько увлечены этими разговорами, что не замечают действительность.
Что такое наши мысли? Это череда слов – образов, каждое слово - когда-то воспринятый образ, со всеми эмоциями и переживаниями (в том числе и телесными), которые были в момент его формирования –отпечатывания в сознании. И эти образы у каждого свои. В течении жизни они уточняются с поступлением новой информации об этом «предмете» действительности. К примеру, представьте «лимон». Всплывает его образ, у меня он желтый, маленький и кислый, настолько, что прямо морщусь. А у кого-то может возникнуть образ дольки лимона в коктейле и настроение совсем другое.
За словом закрепляется не только смысловая нагрузка, но и эмоциональная. Это отпечаток события/событий, того, как мы его проживали. Это искажает действительность т.к. мы смотрим на ситуацию как бы через этот образ. Например: при переходе горной речки Алтая, меня снесло течением и я повисла на веревке, холодная вода, страх, испорченный фотоаппарат в начале похода и ощущение беспомощности… На следующий год был поход на Шумак, и я тормозила перед каждым ручьем, не могла его перейти одна, приходилось просить какого-нибудь мужчину из группы, чтоб помог - поддержал.. Мне было страшно их переходить, при том, что они мелкие, и не опасные!!! Даже понимая, все абсурдность ситуации и откуда она взялась, я ничего не могу поделать со страхом. Могла, конечно, его преодолевать каждый раз, но адреналин то в теле производился.
Это яркий и наглядный пример влияния запечатленных образов. Но в обычной жизни они чаще не такие глобальные и менее заметны. Если учесть, что формируются они чаще в детстве, то ко взрослому возрасту мы их не замечаем т.к. привыкли.
Все эти образы/программы/стереотипы/шаблоны можно убирать, тогда появляется шанс реагировать на ситуацию по новому, не тащить прошлый опыт и не пытаться приделать его к другой чуть похожей ситуации, высвободить зажатую когда-то силу, если событие было травмирующее/негативное, убрать все убеждения-знания себя, которые мешают жить и морально устарели (например, при написании этой статьи пришлось убрать знание о себе: я непонятно и нелогично пишу, сочинения писать никогда не умела).
Все ситуации разные и шаблоны, к сожалению, не выход там, где нужно живое реагирование. К примеру, в отношениях. Люди точно разные, и даже один и тот же человек меняется за свою жизнь.
Для желающих поработать с сознанием, посмотреть, мешающие вам мысли, успокоиться, подготовиться к серьезной работе (когда мысли о постороннем мешают решать определенные задачи), предлагаю облегченный вариант техники «писанка». К сожалению, я не могу написать более полную версию т.к. этому надо именно учиться, но и это будет работать.
Итак, берете бумагу и ручку, договариваетесь с собой, что будете искренне и честно писать то, что есть, не пытаясь выглядеть лучше (даже перед собой очень хочется быть умным, красивым, добрым и т.д. но тогда работы не будет), обычно помогает понимание, что я исследую «бредовую» часть своего сознания поэтому «светлого и красивого» там нет, и можно писать все, что есть. Далее, в начале страницы пишете дату сегодняшнюю дату прописью. К примеру – третье августа две тысячи семнадцатого года. Следующая строка – А что у меня не ладно? – это базовый вопрос, на который вы будете отвечать всю писанку. Они могут быть и тематическими, к примеру – Зачем я злюсь и доказываю свою правоту? Но пока основы. Дальше вы проводите горизонтальную линию от одного края листа, до другого. Как бы отчеркиваете реальность и погружаетесь в ту часть, где мысли. Дальше не думая, не формулируя фразы, максимально быстро, не обращая внимания на ошибки, запятые, точки и т.д. пишете все, что думаете. Все слова, звучащие в вашей голове, ну максимальную часть. По началу будет так: пишу одну мысль, а проскакивает еще 2-3-4… постепенно (с постоянной практикой) это изменится, поток мыслей будет медленнее и как бы ждать вас. Часто мысли повторяются, пишите их снова, это уже другая мысль. Все эмоции, телесные ощущения, это тоже мысли. То есть все, что мы называем словом, это уже мысль. Иногда в голове звучит – не знаю, что писать - это тоже мысль, выписываем, бывает как бы нет мыслей, тогда либо пишем –«нет мыслей», либо рисуем волнистую линию, как бы подражаем процессу писания. Пишем до ощущения, что в голове пусто. Отчеркиваем горизонтальную линию. Если хотите сделать более подробную писанку, войти глубже в это, можно повторить вопрос – А что еще у меня не ладно? И опять писать все. А далее вы читаете содержание, выбираете из этого то, что можно сделать/решить и вы знаете как, назначаете дату к какому числу надо это сделать. Работа с остальной информацией - это уже специальная техника и ей надо учиться, но даже это поможет вам успокоить поток мыслей.
Известно много практик восстановления человека. Все они рассчитаны либо на физиологию, либо на эмоции, либо на интеллект. Но не нужно забывать, что человек - единое целое. Нужен холистический подход, учитывающий все составляющие.