ТУРИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ И КАРМА
В статье мне хочется поговорить о современном образовании, туризме и карме. Казалось бы, что общего может быть у школьного и университетского сидения за партой, хождения с рюкзаком по горам и восточного философского понятия? Кроме разве что того, что я преподаю в университете, хожу в походы по горным системам Сибири и Гималаев и иногда в путешествиях рассказываю о восточных философско-религиозных учениях. Просто с некоторых пор эти стороны моей жизни стали укладываться в одну систему, обнаруживая необычные, на первый взгляд, взаимосвязи. О них и хочу поговорить.
Зачем подростку идти в поход?
Сейчас в подростковом возрасте находятся люди, рожденные в 2000-х годах. Это люди, не пережившие развал страны и нищету 90-х годов. Будучи старшеклассниками и студентами, они начинают ходить в походы с нашим турклубом. Я обратил внимание, что у нас нет обычных подростков. Те, кто появляются в наших походах, учатся в элитных лицеях и гимназиях (я имею ввиду те, в которых учится талантливая молодежь, а не заведения для детей богатых родителей и не заведения, где если физрук и трудовик не бухают –то школы автоматически получают статус лицеев и гимназий). Турклубовская молодежь занимается спортом, рисует, пишет стихи, занимается наукой. Часто такие подростки появляются у нас сами, без подсказки родителей.
Поскольку с нами ходят в походы туристы всех возрастов, я решил опросить родителей, как у них обстоят дела с детьми, и понял, что ситуация далеко не идеальна. Бывает, я говорю родителю 14-19-тилетнего подростка: «У меня будет большое летнее путешествие в полном отрыве от цивилизации, отправляй своего сына / дочь со мной. Это очень полезно для становления личности. Из похода вернется самостоятельный, уверенный в себе и повзрослевший человек. Я слышал, что в какой-то образовательной системе, кажется, Вальдорфской, даже предписывается в возрасте 15 лет пойти в поход. Подросток научится выживать в непривычных условиях, взаимодействовать с другими людьми, избавится от свойственного городским жителям страха, который мы тщательно подавляем: «Что будет, если отключат тепло, воду, электричество, интернет?»» Я получил несколько ответов.
1) «У парня или девушки уже есть планы на лето. Он / она едет, например, в археологическую экспедицию или к реставраторам в волонтерский лагерь». Мне оставалось только порадоваться. По сути, речь идет об экотуризме, когда юноша может попробовать себя в какой-либо профессии, пожив вдалеке от дома.
2) «Мой сын задурил, и я отправил его в армию». Только один мой знакомый, отслужив в армии, сказал мне, что «нечего там делать, это потеря времени». Остальные, как правило, говорили, что это важный жизненный этап, что им нужно было его пройти даже при всех особенностях российской армии, когда оружие дают подержать считанные разы. Потом я пообщался с этим сыном, и он подтвердил, что отправить его в армию было правильным решением. Доводы за армию примерно те же, что и в пользу туризма. Так может быть, лучше всё-таки в поход?
3) «Подростку осталось год учиться в школе, летом он будет готовиться к ЕГЭ». Неужели три недели похода – это так критично для подготовки к ЕГЭ? Если школьник всё время бездельничал, то три недели не спасут. А если учился, то не критично. По моему опыту репетиторства, если начинать готовиться к ЕГЭ за два года, то можно постепенно, не меняя радикально образа жизни, подготовиться и поступить в хороший ВУЗ.
4) «Что ты, он такой гламурный, он привык к идеальным условиям, он не пройдет маршрут или заболеет». Я задал встречные вопросы: «А сам ты, когда в 90-е годы создавал и терял бизнесы, иногда рискуя жизнью, думал о том, какими гламурными окажутся твои дети?». Получается, что такие родители не передали никаких своих «бойцовских» качеств своим детям. Или сейчас такие времена, что эти качества не нужны? Часто родители, особенно, если у них один ребенок, не хотят, чтобы их чадо становилось взрослым. Отсюда и родительские собрания в институтах – вещь, еще 10 лет назад совершенно немыслимая. Кстати, как показывает поход, часто родители недооценивают жизненный потенциал своих детей – они пройдут маршрут, когда деваться некуда.
5) «Я не хочу нарушать свободу воли своего ребенка, а он туризмом не интересуется, у него другие интересы, а у нас в семье демократия». Это самая страшная «отмазка», потому что здесь задействованы идеология и упоминаются такие ценности современного общества, как «свобода воли», «демократия» и «личные интересы». Поймите меня правильно, я ни в коем случае не призываю отправлять детей в поход насильно. Я сам откажусь от подростка, если на собеседовании перед походом выяснится, что его отправляют в поход против его воли. Но, чтобы говорить о свободе воли и личных интересах, нужно, чтобы эти самые свобода воли и личные интересы были!
Что делает среднестатистический студент, если его в университете не загружают домашними заданиями, а до сессии далеко? Пьет пиво, играет в компьютерные игры и смотрит порнуху. (моя жена при редактировании этой статьи сделала замечание: «А где же: гуляет с друзьями? Общается с девушками?») Я не хочу обобщать, но всё же… Причем речь идет не о кратковременном снятии стресса, а об образе жизни. Я не хочу полностью это критиковать. Один турист как-то мне сказал, что я, наверное, играл в Warcraft. Я спросил: «Как ты догадался?». Он ответил: «Очень просто! Первых послал рубить дрова, вторых – ставить палатки, третьих – за водой». Компьютерные игры, особенно, стратегии, полезны для формирования некоторых мыслительных навыков. Кроме того, почти у всех нас есть зависимости – не компьютерные, так пищевые. Все мы являемся наркоманами, даже если не употребляем алкоголь. Например, продукты, содержащие сахар, полностью управляют нашей эмоциональной сферой. Часто я наблюдал, как на защите дипломных проектов комиссия съест шоколадку – и вот уже все подобрели. Однажды студенты не успели распечатать коробку конфет, лежащую под носом у членов комиссии. Преподаватели стеснялись шелестеть оберткой и были особенно свирепы. Думаю, что не стоит красивым словом «личные интересы» называть различные зависимости, сходные с наркоманскими. Надо подходить осознанно к происходящему: человек управляет компьютерной игрой или компьютерная игра – человеком. Что обладает свободой воли – ваш ребенок или уже компьютерная игра?
Чтобы проявлять свободу воли, нужно обладать силой воли, а её нужно тренировать. Поход – идеальное средство для тренировки силы воли.
Всё чаще родители из так называемого «среднего класса» жалуются мне, что их дети полностью лишены силы воли, не имеют мотивации учиться, не хотят или не могут поставить перед собой крупные жизненные цели. При этом они меня спрашивают, что они сделали не так? Сперва я думал, что такие родители в 90-е годы были полностью поглощены зарабатыванием денег, и дети выросли непонятно в кого. Но оказалось, что это не так. Родители уделяли время своим детям, занимались с ними, путешествовали. У садоводов есть понятие «жирующие растения». Если создать идеальные условия для растения, то оно, оказывается, перестает цвести! То есть поколение 90-х понимало, что может рассчитывать только на себя, при этом создавая идеальные условия для детей 2000-х. И вот «цветов нет». А будут ли плоды?
В день, когда я пишу эти строки, мне прислали ссылку на интересную статью «Вселенная 25 – как рай стал адом». В ней рассказывается о том, как мышам создали идеальные условия. Был создан вольер на несколько тысяч особей, которых можно было одновременно кормить и поить, там не было паразитов, и мышам оказывалась медицинская помощь. Туда посадили четырех мышей. Они стали размножаться и заботиться о потомстве, количество которого быстро возрастало. Со временем, задолго до достижения предела популяции, среди мышей появились отверженные (продолжительность жизни сильно возросла, и молодежи не нашлось социальных ролей), затем появились агрессивные самки, которые не хотели размножаться, затем – самцы и самки, которых не интересовало ничего, кроме собственной внешности (они всё время тщательно вылизывали свою шкурку). Агрессия стала обращаться не только на взрослых особей, но и на собственных детей, возник каннибализм. Вскоре вся популяция вымерла. Автор эксперимента описывает различные стадии жизни популяции. Много общего с человеческим обществом. Жизнь среднего класса напоминает стадию не окончательную, но уже далеко за серединой пути. Стоит почитать статью и задуматься, где мы сами находимся и где - наши дети.
Задолго до прочтения статьи «Вселенная-25» мне один турист рассказывал о похожем эксперименте с крысами. Только там оставили дырку в стене. И крысы сбежали все до одной, покинув крысиный рай ради мира, полного невзгод и опасностей. Может быть, поэтому и мы уходим из города на природу, променяв сервис, комфорт и развлечения на поход с тяжелым рюкзаком под снегом или палящим солнцем, электрическую плиту на костер, а душ на водопад.
Мифы и реальность советской и российской системы образования
Теперь поговорим об образовании. Обычно говорят следующие штампы: «Советская система образования – лучшая в мире», «ЕГЭ – это плохо», «В школе много лишних знаний», «Болонский процесс – это развал образования». Сразу скажу, что я во многом не разделяю эти утверждения.
Болонский процесс (унификация разных систем образования в Европе) действительно решает задачи, которые в Советском союзе были решены сразу, когда создавалась система образования после революционной разрухи. Так, например, в Европе в университете можно было, например, получить специальность вроде «культуролог изобразительного искусства» и стать человеком, который просто обладает развитым вкусом, но который не может быть экскурсоводом, учителем рисования, художником, его просто этому не обучили, да и не ставили такой задачи. Это специальность для богатых, она просто не могла существовать в Советском союзе. Болонский процесс повышает связи между предприятиями и университетами (у нас есть практики на производстве). Разделение на бакалавриат и магистратуру для нас – излишество и зло (в Европе бакалавр – это, по-нашему, на самом деле выпускник техникума). Но есть и положительные идеи болонского процесса, например, нормально, когда студент полгода-год учится в другой стране для расширения кругозора. Или когда хороший практик-самоучка получает диплом по результатам экзамена.
«ЕГЭ – это плохо». Наш ЕГЭ и западные тесты – это просто небо и земля. Я не знаю, как по гуманитарным предметам, но в ЕГЭ по математике и информатике есть как жизненные задачи на уровне здравого смысла («как оптимально купить товар при различных системах скидок в разных магазинах?» или «как доехать с пересадкой на электричках наиболее быстро?»), так и задачи повышенной сложности и творческие задачи, требующие развернутого ответа.
Часто я слышу, что мы не учим детей / студентов, а «мы учим их учиться». Обычно под этой фразой маскируется некомпетентность, отсталость и бессилие преподавателей. То есть ничему реальному и практически полезному они научить не могут. Чтобы снять «лапшу с ушей» я спрашиваю: «Что, правда? Вы учите учиться? То есть вы учите скорочтению, эйдетической памяти, теории решения изобретательских задач? Если нет, то как именно вы учите учиться?» Задавайте этот вопрос всем, кто говорит вам эту красивую фразу. Вот нашем турклубе идут занятия молодежного клуба, который организует Надежда Соколова. И там мы формируем востребованные у молодежи навыки, например, есть занятия, посвященные тайм-менеджменту (управлению временем).
Есть одно преимущество советской школьной системы – это то, что «она воспитывала человека – творца, а сейчас должна воспитывать грамотного потребителя» (не знаю, правда или нет, но эта фраза приписывается бывшему министру образования). Что же, грамотным потребителем тоже нужно быть, но для этого в школе должна быть экономика (обучать, например, что такое ипотека), на ОБЖ не только учить, как действовать при чрезвычайных ситуациях, но и правилам дорожного движения не в пределах знаний пешехода, а автомобилиста. Но и насчет творца - это тоже большое преувеличение. В советской школьной системе была музыка, но школьники не знают нот и не умеют играть на музыкальных инструментах; есть рисование, сменяющееся Мировой художественной культурой (для меня загадка, зачем этот предмет вообще ввели), но рисовать школьники не умеют. То есть школа не создает человека-творца, но зато есть музыкальные, художественные и спортивные школы, которые решают эту задачу.
Критики советской школьной системы говорят о массе ненужных знаний, которыми перегружают их бедных детей. Насчет перегруза школьной программы – это тоже преувеличение, и опыт моих туристов это подтверждает. Не могу сказать, что они гениальны, скорее это нормальные дети, которыми занимались их родители и которым не отбили способности и тягу к знаниям. К числу ненужных знаний относят, например, доказательства математических теорем. С этим не соглашусь. Как еще тренировать мозги, как не доказательством теорем? И здесь мы вскоре перейдем к понятию кармы.
От образования к воспитанию и карме
Сначала поговорим о том, должна ли школа заниматься воспитанием или только обучением? В 2000-х склонялись к тому, что не должна, а теперь - должна в форме военно-патриотического воспитания и на предмете «Основы православной культуры» или его альтернативах. На мой взгляд, всё это не то, что надо. Однажды ко мне позвонила школьный психолог и попросила провести поход с играми для пятиклассников и их родителей. Цель была – сплотиться, чтобы уметь дать отпор хулигану, который завелся в классе, терроризирует весь класс, и никто ничего сделать уже не может. Представляете, до чего довели школу? Куча взрослых людей не может справиться с каким-то пятиклассником. Учителя и директор замордованы полностью, они не могут применять никакие нестандартные меры воздействия. Я не говорю о ругани и рукоприкладстве, но даже психологическое давление на хулигана и его родителей приведет к суду. В результате учебный процесс встал. На педагогов распространяется куча запретов. Чтобы их скомпенсировать, ввели должность школьного психолога, но он тоже не всемогущ. Вот и ответ на вопрос, должна ли школа заниматься воспитанием. Она вынуждена им заниматься, если дети значительную часть дня проводят в ней. Образование включает обучение и воспитание.
Теперь поговорим о понятии «карма». На эту тему в эзотерической среде много спекуляций и непонимания, например, говорят о хорошей и плохой карме в зависимости от поступков человека. Карма – это что-то вроде счетчика, показания которого увеличиваются с каждым действием человека, не важно, хорошим или плохим. Наличие кармы приводит к повторным рождениям, в которых человек в ускоренном режиме переживает события прошлых жизней (иногда как урок в противоположном качестве, например, был преступником, стал жертвой; или была проституткой, а стала монахиней), прежде чем начнет развиваться дальше. Какую пользу может принести понятие кармы западному человеку, не верящему в перерождения, если он, например, придерживается верований монотеистических религий или атеист? Дело в том, что у кармы есть и некоторое научное подтверждение. Во внутриутробном развитии человек проходит стадии эволюции животного мира, например, есть этап, когда у него - хвост и жабры. А в детстве он проходит этапы социальной эволюции общества. Так, детские коллективы часто напоминают по своему поведению феодальные кланы. На моей памяти еще были битвы подростков из разных районов.
Сейчас у врачей есть понимание, что стадии внутриутробного развития важны. Например, рожденным в результате кесарева сечения рекомендуется пойти на тренинг по имитации прохождения родового канала (кстати, на наших подвижных играх на Таватуе мы проводим игры на прохождение родового канала). Но в обществе нет понимания того, что ребенку важно пройти стадии эволюции общества. Сейчас пищу не надо добывать: мы живем в обществе изобилия и практически любой продукт доступен в пределах получаса. Большая часть Земного шара опутана сеткой дорог, и для решения личных и общественных задач не нужно идти пешком и нести груз более пяти километров. Заботливые родители из среднего класса покупают детям квартиры, обеспечивая их жильем. Когда все потребности подростка удовлетворяются, у него не формируются навыки, которые нужны были для выживания в прошлом. А навыки для будущего мы не знаем. Стоит ли удивляться, что подросток превращается в «жирующее растение» (или мышь из мышиного рая, перестающую размножаться), лишенное силы воли и каких-либо целей в жизни?
Система образования будущего
Если говорить о вкладе нашего народа в философию, то вспоминается такое направление философской мысли, как русский космизм - попытка синтеза разных видов знания для ответа на важные вопросы, волнующие человечество. В этом смысле эта статья – вполне в духе русского космизма. Это течение представлено философом Федоровым, учеными Вернадским и Чижевским, художниками, путешественниками и учеными Рерихами, писателем-фантастом и ученым Ефремовым. Недавно я перечитал фантастические романы Ефремова, которые читал в подростковом возрасте и уже порядком забыл, и был поражен, насколько его взгляды повлияли на формирование моей личности. Моя общественная деятельность и разработки в сфере туризма - во многом это реализация его идей.
В частности, Ефремов дает намётки системы образования будущего.Например, в его романах разные годы дети проводят в разных частях Земли, чтобы быть знакомыми со всей Землей, а в возрасте 20-ти лет выполняют подвиги Геркулеса – трудные задания, для которых надо задействовать много практических навыков.
С точки зрения кармы получается, что для нормального развития человека ему надо побыть кочевником, земледельцем, строителем, охотником, воином и т.д. Лишаясь какого-либо этапа, мы теряем что-то важное в нашей жизни и не можем двигаться дальше. В турклубе мы частично этот пробел мы устраняем в «Лесной школе в Слободе». Дети у нас получают навыки агротуризма, в том числе – знакомятся с пчеловодством. В лагере «Солнечная чаша» (в основе – гуманная педагогика Амонашвили), который проводит Юлия Шешина, проводится множество мастер-классов как по женским, так и по мужским ремеслам.
Систему образования нам не переделать, но что мы можем делать с нашими детьми? Договариваться, чтобы ребенок пропускал такие предметы в школе, как технология, где под диктовку записывают виды древесины, а школьника не подпускают к станку (я сам этот предмет прогуливал); музыку, где не изучают нот и музыкальных инструментов на практике; МХК, если не учат рисовать. Заменить их кружками, где дают реальные навыки. Спрашивается, а зачем пропускать, ведь дети не теряют ничего, кроме времени. В том-то и дело, что теряют! Теряют интерес к учебе, теряют навыки быстро обучаться, теряют интерес к жизни. В лагере «Лесная школа в Слободе» я проводил занятия по народным росписям. Сперва дети воротили нос: «Фу, рисование!» Потом получились довольно симпатичные лакированные досочки. Я слышал, что на вопрос родителей, было ли у нас рисование, дети отвечали, что рисования у них не было, а были народные росписи. Получается, что мои занятия даже не ассоциировались у детей с таким предметом, как рисование! Однажды к нам привезли девочку 12 лет (возраст остальных детей был от 6 до 10). Родители не предупредили её, что у нас идут занятия. Вечером она позвонила домой и с возмущением выговаривала, что здесь, оказывается, идут занятия! И потребовала забрать её домой немедленно. Получается, что первоклашки идут в школу радостные, третьеклассники уже не очень, а в 12 лет желание учиться уже полностью отбито.
Татьяна Сурь проводит занятия в своей творческой мастерской и на выездных творческих сменах в нашем турклубе, где дети со своими родителям занимаются пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и рисованием. Получается, что в турклубе мы можем полностью заменить школьные творческие уроки, превратившиеся в большинстве школ в полную профанацию.
Среди моих знакомых есть и более радикальные родители – которые перевели детей на домашнее обучение. Хорошо, если у них есть время и способности заниматься со своими детьми или, в более старшем возрасте, у детей самих есть способности и мотивация заниматься самостоятельно. Но, есть и компромиссный вариант.
Сейчас в нашей стране складывается «теневая система образования», когда способные учителя, которым надоела «зарегулированность» официальной школьной системы (на любую инициативу надо собирать кучу бумаг и писать отчеты), увольняются и собирают классы уже самостоятельно, ни перед кем не отчитываясь. Почему же они не создают частных школ? В 90-е годы было время свободы и экспериментов. Тогда государство позволило открыться множеству экспериментальных школ. Сейчас же такое практически невозможно. Желающих открыть свою школу просто замучают проверками. Пример перед моими глазами. В школе с этническим уклоном, где учатся мои дети, не смогли поставить в расписание уроки иврита, потому что тогда дети будут заниматься больше часов в неделю, чем положено по стандарту – перетрудятся, видите ли.
Кстати, о пользе изучения других языков, кроме английского. В некоторых субъектах Российской федерации в школе и институте введено обязательное изучение местного языка. Русскими родителями это воспринимается как зло, так как их дети, вместо того, чтобы заниматься математикой и готовиться к ЕГЭ, учат вымирающий язык. Но это не бесполезное дело, а отличная тренировка ума. Об одной тренировке ума я уже говорил – это доказательство математических теорем. Для школьников, не обладающих способностями к математике, это отличная альтернатива. Грамматика других языков принципиально отлична от грамматики русского. Человек, знающий не только русский, но и, например, татарский, обладает дополнительными механизмами мышления. А самоучитель татарского Сафиуллиной вообще лучший из учебников других языков, которые мне попадались. Поэтому, на мой взгляд, вполне естественно и справедливо во всех российских школах было бы учить не только один иностранный язык, но и один из местных языков. А если говорить о развитии мозга, то лучше учить древние языки – санскрит, включающий в себя грамматику почти всех индоевропейских языков, и классический арабский.
Некоторые из альтернативных школ еще сохранились и не утратили свой дух при попустительстве министерства образования. То ли у этих школ очень хорошая репутация, то ли у чиновников еще осталась совесть и понимание важности проводимой там работы. Так, могу похвалить школу-интернат Щетинина в Краснодарском крае. Дети изучают предметы ускоренно и системно, осваивая межпредметные связи. Изучив какой-нибудь материал, дети обучают друг друга. Там всё время идет стройка. Дети фактически строят школу, осваивая знания на практике. Очень много занятий, которые, если бы были введены в обычной школе, рассматривались бы родителями как «лишние», а мной воспринимаются как занятия, формирующие целостную личность и даже «кармические». Так, идет обучение танцам и боевым искусствам. Но школа Щетинина – это школа-интернат с постоянным пребыванием там детей. А это значит, что родители полностью передоверяют воспитание и образование детей этой школе, снимая с себя эти функции. Это путь не для всех.
Есть один важный вопрос, который мне еще предстоит исследовать. В альтернативных системах образования идет спор о нужности разделения на группы по половому признаку. Есть аргументы «за» и «против». Думаю, что истина где-то посередине. Какие-то занятия должны быть раздельными для мальчиков и девочек, какие-то общими, а какие-то совместными для детей разных возрастов. И речь идет не только о физкультуре и труде. Я приведу два примера.
Первый - из моей практики. В летней школе в Слободе для самых маленьких детей я проводил занятия оригами. Естественно, совместно для мальчиков и девочек. Думаю, что многие из вас сворачивали из бумаги бомбочку и тюльпан и знают, что они делаются практически одинаково. Так вот, мальчики сделали один тюльпан и пять бомбочек, а девочки – наоборот. Получается, что у девочек и мальчиков разные интересы, и один и тот же навык у них может формироваться на разном материале.
Расскажу вам об израильском эксперименте. Школы там прогрессивные, перенимающие лучший передовой опыт со всей Земли, что не удивительно, ведь это страна иммигрантов. В эксперименте дети должны были отправиться в пустыню, провести день в одиночестве, «подумать о вечном» и записать свои впечатления. Вообще такая практика называется «вижн квест» («поиск вИдения») и относится к разряду инициационных (возрастных обрядов перехода). Американские антропологи познакомились с нею у индейцев и стали проводить тренинг «вижн квест» для подростков. У турклуба тоже есть опыт проведения инициационных тренингов. Так вот, девушки добросовестно выполнили задание. А парни посидели в одиночестве полчаса, потом им это надоело, они «сбились в стаю», использовали для растопки взятые с собой тетради, посидели у костра, классно провели время, а потом оборжали девчачьи озарения на обсуждении в классе. Получается, что некоторый опыт и литературные произведения нужно обсуждать парням и девушкам не только вместе, но и раздельно, чтобы они не стеснялись друг друга. Есть мужская и женская точка зрения.
Физическое развитие
Российская школа в основном ориентирована на индивидуальное решение задач. Но важными являются совместные проекты, в которых школьники учатся решать задачи вместе. И важен соревновательный элемент, особенно для парней. Казалось бы, его можно найти в спорте (здесь мы плавно переходим к спорту). Но думаю, что однобоко развитые спортсмены на допинге уже ни для кого не являются примером здорового образа жизни. Устроителям соревнований вполне можно было бы учесть опыт деградации древнегреческих олимпиад. При изучении древнегреческих олимпиад можно выделить следующие стадии деградации:
1. Очень ограниченный набор универсальных соревнований вроде бега. Не было профессиональных спортсменов. Все занимались всеми видами спорта, а город лучших спортсменов посылал на общегреческие соревнования.
2. Появляются профессиональные спортсмены – наиболее способные жители города, которые большую часть времени проводят в тренировках, а город их содержит.
3. Среди спортсменов появляется специализация. Кто-то занимается бегом, а кто-то борьбой. С этого момента исчезают статуи гармонично сложенных людей. Видны перекосы в развитии.
Следующие стадии деградации уже больше относятся к нынешнему времени
4. Перекупка спортсменов между городами и государствами. Увеличивающаяся роль денег в подготовке спортсменов. Допинги, коррупция.
5. Превращение спорта в шоу-бизнес. Большая часть населения спортом не занимается, а ходит на стадионы или смотрит спортивные мероприятия по телевизору.
6. Превращение спорта в политику. Влияние спорта на отношения между государствами.
Еще до антидопингового скандала в российском спорте перед олимпиадой в Рио-де-Жанейро я обсуждал вопрос с политиком, что делать со спортом. С моей точки, надо бы отказаться от участия в олимпиадах и международных соревнованиях, развивать школьный спорт и дворовый спорт с возвращением к идеалам первых древнегреческих олимпиад, когда не было профессиональных спортсменов. И через несколько месяцев Россия получила этот позорный допинговый скандал! Лучше бы самим проявить честность и не участвовать в дискредитировавших себя мероприятиях.
Альтернативой вредному спорту высших достижений является физкультура и её современное проявление – фитнесс. Они полезны для здоровья (за исключением, разве что, изматывающих тренировок для худения). На мой взгляд, они скучны и нашему турклубу есть что предложить взамен. Одна из тенденций развития фитнесса – взять какую-нибудь систему, например, тайский бокс, и из боевой системы сделать комплекс упражнений – тайбо. Даже танцы из импровизации бытовых, боевых и эротических элементов превратились в тупую дрессировку перед большим зеркалом. Что это как не выхолащивание исходных систем? У моего дома рядом находится стадион, но мне интереснее бегать в лесопарке на Шарташе по тропинкам и пересеченной местности и купаться в озере, чем наматывать круги на стадионе и принимать душ.
Сейчас в крупных городах детей не выпускают во двор играть со своими сверстниками. Практически нет дворовых коллективов, а значит, уходят в прошлое подростковые подвижные игры. Подумайте, каких важных навыков лишаются дети. Мы в турклубе специально весной посвящаем выходные, чтобы поиграть в эти игры (мероприятие Цепи кованые на Таватуе). Набегавшись и наигравшись, мы получили огромный заряд бодрости и хорошего настроения, за день мы смеялись столько, сколько не смеялись несколько месяцев, и в азарте игры мы только в конце дня заметили усталость от отличной тренировки.
К спортивным соревнованиям в турклубе мы постепенно подходим. Сейчас в нашем турклубе Дмитрий Лагунов для подростков от 12 до 16 лет организует лагеря, в которых парни живут в монгольской юрте, осваивают стрельбу из лука и вождение автомобиля, занимаются скалолазанием и боевыми искусствами.
Заключение
Итак, современную российскую систему образования критикуют все, кому не лень. Но есть и некоторые общие заблуждения, которые разделяет значительная часть родителей, педагогов и чиновников:
1) Дети перегружены лишними и тяжелыми знаниями, которые большинству в жизни не нужны (некоторые разделы математики, например, интегралы). На самом деле эти знания нужны хотя бы как тренировка мозгов.
2) Есть лишние предметы, не нужные в жизни большинству, например, изучение местных языков и музыка. Не лучше ли их заменить на что-нибудь более полезное? На самом деле эти предметы нужны для формирования универсальной личности, вопрос лишь в подаче материала. Я думаю, что российское общество достаточно богато, чтобы мы могли позволить себе воспитывать не только придатки к станкам и компьютерам и грамотных потребителей, но и людей, умеющих, например, танцевать, и людей-творцов.
Так получилось, что в турклубе несколько инструкторов организуют мероприятия для детей, подростков и семейного отдыха на любой вкус. В наших мероприятиях можно участвовать практически с самого рождения (чуть не забыл упомянуть занятия группы «Крепыши» для детей 2-4 лет, которые ведет Мария Телегина). Формы организации занятий различны. Это походы выходного дня в семейном формате, встречи и занятия в Екатеринбурге, лагеря в сельской местности для детей и подростков с самыми различными занятиями, большие путешествия по Сибири, в которые мы берем подростков с 14 лет.
Не все инструкторы у нас пока знакомы между собой. Но думаю, что я не ошибусь, если скажу, что их объединяют две общие идеи:
1) Желание, чтобы наши собственные дети росли в хорошем окружении, и стремление передать детям и их друзьям те полезные навыки, которыми мы обладаем.
2) Понимание, что школьной программой не ограничивается воспитание и образование полноценной личности.
Мне очень хочется донести до родителей важную идею: туризм – это не только возможность для родителей сбагрить детей бабушкам, а самим отправиться в поход; и туризм – это не покупка детям путевки в престижный молодежный лагерь. Точнее это – полумеры, они не заменят пользу семейного туризма.
В турклубе наши детские и подростковые коллективы во многом так и складываются – из детей инструкторов и их одноклассников. Многое для формирования нашего коллектива сделала Елена Романовская, которая занимается с детьми английским языком в Кольцово и создала там детский клуб.
Если сложить вместе всё то, что делается в турклубе для детей и подростков, то получится немало. Фактически речь идет о системе дополнительного образования, воспитания и развития личности, складывающейся в турклубе. Но чтобы это была действительно система, надо, чтобы было взаимодействие между её частями – инструкторами. И это взаимодействие естественно, ведь дети взрослеют и у них появляются новые интересы. Поскольку мы – клуб, в нем вполне уместна инициатива со стороны родителей, ведь думаю, что каждому есть чему научить своих детей. Поэтому я надеюсь на диалог между инструкторами и родителями в нашем турклубе.