Можно выделить следующие способы ценообразования по уровню возрастания коммерческости:
1) Участники платят только за еду и транспорт.
2) Участники платят за еду, транспорт, с похода откладываются деньги на покупку общественного снаряжения. Мне случалось дискутировать с руководителями, которые водили в поход только за оплату транспорта и еды, но потом выяснялось что им шла помощь из муниципального бюджета. Что справедливее: снаряжение покупается на деньги участников, или организация «запускает лапу в карман налогоплательщиков»?
3) Руководителю похода оплачиваются все его расходы на поход. Действует принцип справедливости: кто-то вкладывает деньги, а кто-то – свой труд.
4) Руководителю оплачивается его личное снаряжение и лечение. При большой туристической активности руководителя это становится справедливым. Когда-то я ловил себя на мысли, что я иду в поход в обносках, а мои туристы – в дорогой экипировке, при этом я на походах не зарабатывал.
5) На походе зарабатывает не только обслуживающий персонал – владельцы приютов, водители, конюхи и т.д., но и инструкторы. Кстати, это еще не делает поход коммерческим. Например, иногда собирается команда друзей и нанимает инструктора, чтобы совершить восхождение.
6) Присутствуют признаки коммерциализации – членские взносы, скидки постоянным участникам, скидки за раннее бронирование, скидки за коллективную запись в поход, реклама. Это тоже не обязательно коммерция. Поборники некоммерческих походов забывают, что даже в советское время было принято платить различные членские взносы.
Раньше я приводил следующие признаки коммерции:
1) Если один и тот же руководитель всё лето проводит сплав по одной и той же реке, то ничем, кроме материального интереса, это не объяснить. Но из этого тоже бывают исключения. Например, это может быть подростковый лагерь, а инструктор возится с подростками потому, что это ему нравится.
2) Цена в 2-5 раз выше, чем на аналогичные походы в самодеятельном туризме. Но сейчас очень большая конкуренция, коммерческие фирмы научились минимизировать расходы, и нижний уровень цен в коммерческих фирмах уже равен верхнему потолку в ценах самодеятельного туризма.
3) В коммерческих фирмах очень ограниченный набор брендовых маршрутов. Но и это уже не так, потому что конкуренция привела к тому, что в фирмах стало появляться много эксклюзивных маршрутов.
Итак, четкой границы между коммерческими и некоммерческими мероприятиями провести нельзя, поэтому остановимся на ценовой политике клуба:
1) Турклуб организационно является интернет-проектом, который занимается популяризацией туризма и здорового образа жизни, помогая руководителям походов и туристам проводить походы в фирменном стиле «Новых кочевников». Турклуб не является коммерческой организацией.
2) У нас очень много бесплатных походов выходного дня. Цены на походы с ночевкой ниже, чем у конкурентов, а цены на путешествия в 1,5 – 2 раза ниже, чем у конкурентов. Это объясняется не какими-то соображениями «высокой морали», а тем, что мы заинтересованы в том, чтобы наши туристы ходили в походы с нами почаще, тренировались и готовились к серьезным походам, чтобы у нас была схоженная команда. Основной интерес наших руководителей походов – побывать в интересных местах в хорошей компании.
3) Турклуб быстро расширяется, и мы обучаем новых руководителей походов. При этом мы считаем нормальным, чтобы на первых порах, пока руководитель не набрался достаточного опыта, он водил в походы без материального поощрения. За счет руководителей-добровольцев у нас много дешевых походов. Но также является нормальным, что если для руководителя походов туризм превратился во вторую работу, то он будет на нем зарабатывать. Мы не заинтересованы в том, чтобы наши инструкторы, набравшись у нас опыта, уходили в коммерческие фирмы.