Рюкзак или гермомешок?
В продаже имеются большие водонепроницаемые мешки от 120 до 150 литров, в которые можно упаковать все личные вещи, и которые гарантированно защитят ваши вещи от промокания. Но такие мешки тяжело привязывать к катамарану. Если речь идет об обычных (не спортивных) катамаранах, то участники крепят свои вещи на гондолы (баллоны) катамаранов и садятся на них верхом. Гермомешок надежно привязать к гондоле труднее, чем рюкзак, у которого множество петелек. Кроме того, если все вещи упаковать в гермомешок, то чтобы достать неожиданно понадобившуюся вещь, скорее всего, придется причаливать к берегу. У рюкзака же есть основное отделение (иногда с дополнительной молнией внизу), клапан, иногда боковые карманы. То есть достать нужные вещи из рюкзака можно даже на ходу.
Чтобы защититься от брызг и случайного намокания, если вы решили упаковать вещи в рюкзак, купите упаковку мусорных полиэтиленовых мешков по 60-80 литров, и несколько мешков 120-150 литров. Вложите большой мешок внутрь рюкзака, и все вещи и спальник упакуйте в мешки меньшего размера. Вообще, запомните принцип, что ни одна вещь не должна лежать не упакованной в полиэтиленовый пакет. Такая двойная защита оставит ваши вещи сухими в любом случае. Вместо маленьких полиэтиленовых мешков можно купить маленькие гермомешки. Они также являются компрессионниками, поэтому вещи можно упаковать более компактно. Но оперативно достать их будет сложнее. Но сам рюкзак тоже может намокнуть. На сплавах причиной намокания может быть дождь, брызги при прохождении порогов и шивер (особенно для тех, кто сидит спереди), скапливающаяся вода на палубе (на «матрасных» сплавах – основной источник намокания, если вещи лежат на палубе). Поэтому третий слой защиты – это накидка на рюкзак (такие накидки делает производство нашего клуба). Еще вариант – вложить рюкзак в большой мусорный пакет (на случай, если вы располагаете рюкзак на палубе, а не на гондоле).
Чем привязать рюкзаки к гондоле катамарана?
Рюкзаки привязывают к катамарану обычными бельевыми веревками. Новички обычно тщательно привязывают рюкзак к катамарану, и потом мучаются, отвязывая его на привале (иногда приходится перерезать веревки). Со временем к привязыванию начинают относиться всё более халатно, и дело заканчивается тем, что рюкзак начинает болтаться и сваливается в воду либо сам, либо с его владельцем. Есть более удобный способ крепления – с помощью эластичных шнуров с крючками на концах, используемых для крепления вещей на багажнике автомобиля. Их можно приобрести в любом хозяйственном магазине.
Что надеть на ноги?
С одной стороны, ответ очевиден. Раз мы имеем дело с водой, то резиновые сапоги. Но если резиновые сапоги только до колена, то вероятность намочить ноги вполне реальна. Ведь иногда приходится причаливать к берегу в глубоких местах или снимать катамаран с мели. Но сидеть весь день в болотниках тоже тяжело. Переобуваться перед причаливанием не всегда реально. Выход может заключаться в том, что не надо бояться намочить ноги, и сплавляться в кроссовках или сандалиях, а штаны перед причаливанием закатывать до уровня шорт. Но тогда придется сплавляться в мокрой обуви, а в мае может быть холодно. Дорогим решением будут неопреновые носки, которые вбирают воду, но при этом сохраняют тепло. Дешевый вариант – брать полиэтиленовые пакеты и, после того, как вы промочили ноги, надевать сухие носки, затем полиэтиленовый пакет, и затем уже мокрую обувь. Универсального рецепта нет, поэтому лучше взять с собой несколько пар обуви.
Как не замерзнуть на сплаве?
Эта проблема волнует многих, кто собирается на сплавы в майские праздники. Ведь днем может быть температура от +5 до +16, а ночью реальны заморозки до -3. Кроме того, может пойти мокрый снег. На сплаве мы можем не ограничивать себя в количестве одежды, поэтому берите с собой больше разнообразной одежды из расчета, что, возможно, вы будете загорать как летом, или окажетесь практически в зимних условиях.
Первый шанс замерзнуть вам представится при выгрузке из автобуса. Обычно мы выезжаем вечером, когда тепло, и едем ночь к месту старта. Одежда упакована в рюкзаках. Выйдя из автобуса, мы часто обнаруживаем, что изо рта идет пар. Но выгрузка – процесс не быстрый, и можно замерзнуть. Поэтому возьмите с собой в автобус теплую одежду, термос с чаем и бутерброд (сытый человек мерзнет меньше).
Чтобы не промокнуть в походе, многие сейчас пользуются мембранными куртками, которые защищают от промокания и выводят внутренний пар от тела человека наружу. Я скептически отношусь к мембранным курткам, так как длительный дождь или ливень мембрана не выдержит, а если сушить курточку у костра, то мембрана утратит свои свойства. Ни одна мембрана не защитит от промокания лучше, чем полиэтилен. Поэтому рекомендую дождевики. В продаже есть дешевые китайские дождевики, к которым отношение должно быть как к одноразовому предмету (покупайте по одному на каждый день). Нормальные дождевики продают в туристических магазинах. Их также делают на производстве нашего турклуба.
У дождевиков главная проблема в том, что они не выводят внутреннюю влагу. Поэтому, если в дождевике жарко, вы с удивлением обнаружите, что промокли изнутри, хотя спасались от дождя. Прежде чем надевать дождевик, снимите с себя часть одежды.
Дождевики прекрасно защищают от ветра, который может дуть вдоль реки.
Поскольку ночью вероятны заморозки, то стоит продумать, как вы будете спать. Часто причиной того, что ночью люди мерзнут, является голод и усталость. Поешьте перед сном как следует. Старайтесь не выматываться, посидите подольше и отдохните у костра перед сном (то есть у вас должно появиться желание пойти спать, прежде чем вы пойдете в палатку). Сходите в походную баню, которую мы устраиваем на сплаве раз в два дня. Люди иногда ленятся идти в неё в первый день сплава, объясняя это тем, что устали после практически бессонной ночи в автобусе. А зря, так как баня позволяет не только прогреться, но и быстрее адаптироваться к новым климатическим условиям и расслабить мышцы. Зажатость в мышцах – одна из причин холода. Также мышцы можно расслабить йогой, которую мы устраиваем по вечерам.
Не стоит, укладываясь спать, надевать на себя всю имеющуюся у вас одежду. Резинки, ремни и просто тесная одежда перетягивает кровоток, и одетый человек мерзнет больше, чем раздетый. Лучше подложите вашу одежду под спальник. Поскольку на сплаве мы не ограничены в количестве личных вещей, возьмите с собой кроме спальника еще и одеяло.
Некоторые люди мерзлявы по своей природе, и никакие одеяла и спальники им не помогают, так как тело не генерирует тепло. Важно уснуть в комфорте. Некоторые наполняют бутылку кипятком и кладут в спальник. На мой взгляд, это временная мера, и вскоре бутылка остынет и начнет наоборот забирать тепло. Интересным рецептом является взять от костра раскаленные камни, завернуть их в фольгу, положить в котелок и поставить в тамбур палатки. Фольга будет препятствовать быстрому остыванию. Еще можно зажечь в тамбуре газовую горелку (точнее, стоит это делать уже под утро, когда все другие средства исчерпаны). Главное – случайно не сжечь палатку. Очень часто палатки не имеют нужной системы вентиляции, и можно угореть (известны смертельные случаи), если зажигать горелку внутри палатки. Более безопасный способ – купить химические грелки (продаются в туристических магазинах) – пластины, в которых, если их переломить, начинаются химические реакции с выделением тепла. Наконец, лучшей грелкой является сосед, поэтому объедините спальники с соседом.
Еще можно утеплить саму палатку – поставить её на лапник или на костровище, предварительно убрав угли.
Комбинируя несколько методов, вы вполне будете ночевать в комфорте. Если же всё-таки вы проснулись рано утром от холода, то не терпите – выходите на улицу и разводите костер. С вечера посмотрите, где лежат заготовленные дрова, убедитесь, что они не промокнут, что есть щепа и береста.
Ну и, наконец, если костер разводить лень, мы в турклубе владеем тибетской техникой генерации внутреннего жара с помощью дыхательных практик - туммо.