Контакты
тел.: 8-902-27-26-154
e-mail: mail@nomadsclub.ru
Обратная связь
Идёт набор групп
Раскрыть список ↓


Наше производство
Тент легкоход
Сверхлёгкий водоупорный тент для настоящих легкоходов.
Подробнее...
Накидки на рюкзак
Накидки на рюкзаки от 20 до 120 литров. Различные цвета.
Подробнее...
Дождевики
Туристический дождевик из водоупорной ткани в разных расцветках.
Подробнее...
123
Календарь мероприятий
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Наши друзья
Наша рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить наши походы и мероприятия:

История Солнечной чаши от Юлии Шешиной

Опубликовал: Павел Добряк от 11-12-2014, 15:06. Просмотров: 1300, комментариев: 0.
«Солнечная чаша» - так восемь лет назад родители и их дети (второклассники одной из екатеринбургских школ) назвали свой летний лагерь. Первый год занятия проходили в Екатеринбурге. С 2008г «Солнечная чаша» в летнее время стала располагаться в с.Кашино.

Сейчас «Солнечная чаша» объединяет родителей и их детей из разных школ г.Екатеринбурга (91, 53, 75, гимназии «Арт-этюд» и др.). Занятия проводятся не только в летнее время, но и в течение учебного года. Благодаря тому, что наша инициатива нашла поддержку таких организаций нашего города, как НГОУ «Межрегиональный учебный центр», Свердловское региональное отделение общероссийской общественной организации «Центр Гуманной Педагогики»(СРО ООО «ЦГП»), турклуб «Новые кочевники», появилась возможность использовать отличную площадку для занятий в центре города, вдохновляющий опыт талантливых педагогов и инструкторов.

Цель объединения взрослых, подростков и детей в рамках «Солнечной чаши» - оздоровление, реализация своего духовного, творческого и физического потенциала, а также расширение сознания посредством:
- постижения природы и себя, как ее части,
- участия в созидательной деятельности,
- обращения к опыту наставников

Мне, как организатору «Солнечной чаши» оказался близок подход к воспитанию, соединяющий философскую мысль и педагогический опыт.

Писатель и философ Экхарт Толле указывает на то, что в настоящее время возникла острая нужда в трансформации человеческого сознания, т.к. «дисфункция эгоистического ума, усиленная наукой и техникой впервые реально угрожает выживанию планеты»*
Он же отмечает, что к «отсутствию осознания связи с целым, внутреннего единства со всеми «другими» и с Источником» приводит «человеческое мышление, основанное на отождествлении с формой (физической, эмоциональной, мыслеформой)»*

Организуя воспитательно-образовательное пространство для своих детей, мы учитываем потребность в рождении нового сознания, «ядром которого является выход за рамки мышления, вновь обретенная способность подниматься над мыслью и осознавать внутри себя измерение, бесконечно более просторное, чем мышление»*

*Экхарт Толле «Новая земля», гл.1

Идея о признании человека частью Космоса и его эволюционного процесса, о необходимости нового сознательного этапа развития мира не нова.
Она находят отражение в работах русских ученых: «Живое вещество и биосфера», «Труды по философии естествознания»( В.И.Вернадский), «Мысли натуралиста о природе человека» (Н.Г.Холодный), «Грезы о земле и небе», «Воля вселенной»(К.Э.Циолковский), «Судьба России»(Н.А.Бердяев),«Заметки о космическом воспитании» (К.Н.Вентцель).

Интересен опыт современных педагогов.
После знакомства с московскими авторами книг серии «Образование и творчество», которое произошло на Х Международных Педчтениях по Гуманной педагогике, настольными книгами в наших занятиях стали книги А.Лопатиной и М.Скребцовой. На занятиях по журналистике мы используем методические материалы по письменно-речевой деятельности, разработанные В.Г.Ниорадзе.

В своих занятиях также мы используем опыт педагога-классика В.А.Сухомлинского, описанный им в книге «Сердце отдаю детям».
Так родились принципы, на которых мы строим свою деятельность:
- совместное творчество детей и взрослых
- самообслуживание
- общественная полезность дел
- старшие помогают младшим
- взращивание нравственных качеств (правдивости, приятия, самоконтроля, жертвенности, ненасилия)
- взаимосвязь и взаимообусловленность физического и духовного развития
- осознание себя как частицы целого
- использование различных форм для достижения нашей цели

Вот формы и ведущие занятий, которые проводились в «Солнечной чаше»:

- загородный лагерь с круглосуточным пребыванием детей, с.Кашино.

Ведущие - родители, инструкторы

В загородном лагере мы оздоравливаемся природными средствами: утренние пробежки, купание, подвижные игры, походы, песни у костра, баня, натуральное питание. Занимаемся творчеством, изучая кулинарное искусство, ландшафтный дизайн, флористику, журналистику, актерское мастерство, рукоделие, традиции разных народов мира. Ведем исследовательскую деятельность – наблюдения за ростом пшеницы, астрономические наблюдения. Занимаемся изучением трав и полезных свойств растений. Практикуем занятия «Слушаю свое тело», изучаем йогу для пальцев «Мудры». В лагере «Солнечная чаша» мы научаемся жить в команде и чувствовать природу.
Ежегодно проводятся пешие походы по Бажовским местам, случаются в лагере и конные прогулки, и экскурсии по историческим местам г.Сысерть, и ходьба под парусом, и водные аттракционы, и велопоходы. Ежегодно устраиваем праздник Ивана Купалы.
В деревне есть возможность общаться с животными. Ежедневно дети кормят кур, ухаживают за своими питомцами, которых привезли из города. Во время прогулок встречаем коз, коров, лошадей, наблюдаем за ондатрами, лягушками Каждый год в нашем лагере случаются события, которые остаются в памяти надолго. Так, однажды к нам в гости пожаловали дикие утята. Забравшись за печку в домике на берегу они робко жались друг к другу. Мы не стали их пугать и через некоторое время утята нашли дорогу к своей маме.
В другой раз долго позволяла себя разглядывать большая лягушка. Встречали мы и «общительную» стрекозу, которая садилась на руку ко всем желающим.
Всем запомнился и случай с купанием под дождем, когда гроза настигла нас по дороге из леса. Дойдя до реки кому-то из детей пришла идея искупаться. Все согласились и побежав к реке купались прямо в одежде, т.к. промокли настолько, что было неважно снимать ее или нет. Вода оказалась необыкновенно теплой!

- летний дневной городской лагерь, г.Екатеринбург
Ведущие - родители, педагоги ДЭЦ, И.И.Носкова/Центр семьи «Муравейник»

В городском лагере также есть возможность укрепить силы: ежедневные утренние пробежки по плотинке и зарядка в Парке Динамо или Харитоновском парке, походы на Шарташ, на ВИЗ, в конную школу. Знакомство с историческими местами Екатеринбурга, встречи с интересными людьми, занятия в ДЭЦ, театральные занятия, рукоделие – все это успешно проходит в городских условиях.

Утренняя свежесть Харитоновского парка, щебет птиц заряжали нас на целый день. Здесь проходили занятия по программе «Сенсорный сад». Одним из ярких впечатлений летнего городского лагеря был «трудовой десант», во время которого мы убирали территорию вокруг пруда и очищали от мусора ротонду.

- занятия в школах (курс «Философия - детям», «В мире красоты»),
Ведущая - Т.П .Кобзистова/СОО ООО «ЦГП»

Занятия «Философия – детям» проводились в 2008-2009 уч.году в 3в классе 91 школы. Темы уроков звучали так: «Жизнь. Предназначение», «Подвиг Сергия Радонежского», «Красота», «Милосердие», «Мужество», «Совесть», «Любознательность», «Смысл жизни», «Отечество», «Солнечная система», «Женщина», «Улыбка», «Земля – наша планета», «Мировоззрение», «Воля – особая внутренняя сила человека» На этих уроках в форме непринужденных бесед, в сопровождении картин, рассказов, сказок, а также музыки, дети учились восприятию мира взглядом художника, философа, любящим взглядом. В результате этих бесед родились удивляющие своей искренностью сочинения, рисунки. Ощущая свою причастность к красоте, дети делились мечтой.
Так, например, на уроке «Красота», дети вместе с учителем искали ответ на вопрос «Для чего человеку дана способность воспринимать красоту?» «Что такое красота?» Прослушав сказку «Дети солнца», дома выражали свое представление о красоте, счастье в форме сочинений и рисунков. На следующем уроке сочинения зачитывались. «Лето в деревне», «Я – одуванчик», «Рассказ о бабочке», «Природа» - так назвали дети свои рассказы. Делились и своими рисунками – «Дружные зайцы», «Радуга», «Друзья»
Совместное обсуждение на уроках «Философия – детям» не только развивает уважение к мнению и чувствам собеседника, но и позволяет лучше понимать друг друга, между детьми и учителем рождается доверие.

- экскурсии (Детский экологический центр, школа юннатов, теплица на Синих Камнях, школа парусного спорта на В-Исетском водохранилище)

Ведущие - педагоги данных организаций

Наша экскурсия в Детский экологический центр который располагается на территории Харитоновского парка была ознакомительной. Мы узнали об образовательных программах, реализуемых в Центре, познакомились с обитателями живого уголка, теплицы, сенсорным садом, расположенным рядом со зданием ДЭЦ.
После экскурсии запомнившиеся моменты дети изобразили на своих рисунках. В основном это были зверюшки из живого уголка – кто-то нарисовал только что родившихся мышек, кто-то – кролика, а кому-то приглянулся хорек.

- конная прогулка, конный клуб «Серебряное копытце» р. Асбест

Ведущие - инструктора конной школы

Во время конной прогулки дети в сопровождении конного инструктора получили начальные навыки верховой езды. Инструктор рассказал нам о том, что верховая езда положительно влияет не только на физическое состояние организма, но еще и на психику. Регулярные поездки верхом способны избавить человека от депрессии, подавленного настроения и бессонницы. Кроме того, такие занятия тонизируют весь организм, особенно – сердце и сосуды, нормализуют работу дыхательной системы.
После прогулки дети кормили лошадей специально припасенной морковью и яблоками.
Наша конная прогулка завершилась продолжительным купанием в карьере рудника Асбест, который мы назвали Голубым за необыкновенный цвет воды.

- туристическое многоборье, парк Лесоводов России

Ведущие – родители

Соревнование проводилось на поляне около водоемов парка Лесоводов. Разбившись на команды дети ставили палатки, разжигали костры, «переправлялись» по кочкам и оказывали первую помощь «раненым». Был и песенный конкурс. В конце соревнований все участники получили призы

- «парад плавсредств», оз.Шарташ

Ведущие – родители

В первые выходные лета родители и их дети-шестиклассники 91 школы приехали на берег Шарташа для проведения «парада плавсредств». В параде участвовали три надувные лодки, байдарка и парусная лодка. Дети по очереди пробовали грести, а также учились управлять парусной лодкой. На берегу всех ждал теплый обед и поздравления родителей.

- обучение навыку управления катамараном (пруд «Спартак»)

Ведущие – родители

Первое совместное путешествие детей-одноклассников и их родителей на катамаранах не обошлось без приключений. Сначала не все поняли, как достичь согласованности гребцам правого и левого борта, и начали крутиться на месте. Правда вскоре, все сориентировались и подбадривая себя счетом «раз-два» скрылись за мысом. Оставшиеся на берегу занялись изготовлением поделок из глины. После успешного возвращения катамаранов, мальчики побежали играть в войну. Каково же было удивление родителей, когда вернувшись из рощицы, что располагалась на берегу пруда, ребята принесли настоящую гранату и сообщили, что там еще лежит что-то похожее на мину. Все побежали смотреть находку наших «бойцов». Мина, правда, оказалась не настоящей (это была железка от трактора), а «благодаря» гранате мы «прославились». Через полчаса к берегу подъехали несколько машин с сотрудниками милиции. Выстроившись шеренгой, они принялись прочесывать рощицу, а в завершение своей «операции» увезли в отделение наших «находчиков» для получения «письменного свидетельского показания».

- сплав по Исети от ст.Гать до ст.Палкино

Ведущие - родители
Этот сплав мы назвали «Экспедиция к истокам Исети». На надувной лодке и байдарке мы прошли путь от ст.Гать до ст.Палкино. Исеть в своем верхнем течении маловодная, спокойная, с заболоченными, заросшими камышом берегами. Несложные сплавы в хорошую погоду, подобные этому, дают возможность спокойно наблюдать за окружающим ландшафтом, вызывая у всех участников умиротворенное состояние. До сих пор с восторгом вспоминаю прекрасные цветущие лилии, покрывающие гладь оз.Мелкого, которое перед нами открылось на середине пути. Трудно было удержаться, чтобы не искупаться среди этой красоты. Мы ныряли прямо с лодки в необыкновенно теплую воду. Этот первый день лета несомненно был подарком нашей уральской природы! Еще одним ярким впечатлением от этого сплава было посещение места стоянки древнего человека. Мы полазили по каменным палаткам, осмотрели камень «Голова лося». Хорошо это место описано в рассказе пятиклассников из 13 школы «В гостях у пращуров - «Палкинские каменные палатки»» http://nashural.ru/klassnie-progulki/palkino.htm

- постановка спектакля «Оранжевый ежик», (ул.Пушкина, 24)

Ведущие - родители

К спектаклю мы готовились в течение двух месяцев. Юлия Лазаренко нашла сценарий, который понравился всем, «Оранжевый ежик». Родители сшили костюмы. Вячеслав Лазаренко нарисовал декорации сказочного леса. Репетировали раз в неделю дома у одного из одноклассников. Спектакль проходил на Пушкина, 24 во время новогоднего праздника. Зрителями были и дети (самому младшему было тогда 6 мес) и взрослые. Все с интересом наблюдали за приключениями маленького игрушечного ежика, попавшего в сказочный лес.

- поездки - обмен опытом в палаточные лагеря (г.Сысерть, лагерь «Сыскар», оз.Иткуль, лагерь «Вита» и «Муравейник»)

Ведущие - И.М.Конькова/МКОУ СОШ №18 п.Октябрьский, К.П.Порожский/Клуб здоровья «Вита», И.И.Носкова/ клуб семьи «Муравейник», студия голоса «Птица счастья»

Каждая поездка к нашим друзьям очень вдохновляет. Лагерь «Сыскар» организуется в летнее время учителями п.Октябрьский в парке «Бажовские места». Некоторые дети из «Солнечной чаши» тоже приезжают в этот лагерь. Творчество, походы, спортивные состязания, изучение края – все это есть в «Сыскаре». Этот лагерь – тема отдельного рассказа.

На Иткуле по соседству располагаются два палаточных лагеря – «Муравейник» и «Вита». Круглое лето там звучат песни, проводятся творческие занятия и оздоровительные практики. У наших друзей всегда есть чему поучиться!

- Командообразующие и народные игры «Цепи кованные», оз.Таватуй

Ведущий - П.Добряк/турклуб «Новые кочевники»

Ежегодно, в конце мая на берегу озера Таватуй проводятся народные игры разных стран. Все желающие имеют возможность научиться танцевать кадриль и хороводные танцы народов мира. Песни у костра, походная баня, огненные практики – все это восстанавливает силы и наполняет радостью. Многие семьи приезжают с маленькими детьми, которых здесь интересует все – можно поводить палочкой по воде, покопаться в песке, хорошо рассмотреть жука, вылезшего погреться на солнышке.

- походы выходного дня (Чертово городище, оз.Песчаное, Соколиный камень, Скалы Гронского, Тальков Камень, г.Азов, г.Волчиха, Шарташское капище)

Ведущие -П.Добряк/турклуб «Новые кочевники», родители

В течение всего года «Солнечная чаша» с помощью турклуба «Новые кочевники» организует походы выходного дня. Кроме знакомства с достопримечательностями нашего края в этих походах проводятся командообразующие игры, изучаются традиции разных народов. Отчеты о наших походах мы размещаем на страничке «Солнечная чаша» ВК

- велопрогулки (Ельчевские водопады)

Ведущие – родители

Поездка на Ельчевские водопады состоялась по просьбе детей, которые сходив один раз туда пешком захотели повторить путешествие. Уж очень понравился им этот уютный уголок. Наше второе, велосипедное путешествие к Ельчевским водопадам не обошлось без приключений. Мы сели в последний вагон, который на станции нашего прибытия Пионерская оказался за пределами платформы. До земли было метра два. Пришлось срочно сбрасывать велосипеды с этой высоты, а потом и прыгать самим т.к. стоянка была недолгой. К счастью, все велосипеды оказались целыми и мы удачно добрались до места. После того, как мы накупались в пруду и сходили на водопады, налетела гроза, которую мы переждали накрывшись накидками от дождя. Гроза была непродолжительной. Вскоре опять выглянуло солнце и мы, перекусив, отправились в обратный путь.

- тематические встречи (праздник Коляды, Масленица, праздник Купалы, праздник Урожая, день матери)

Ведущие - Ю.Нестеров/Центр казачьей культуры, Этнокультурный центр «Многая Лета», А.Патокин, Н.Патокина/Творческое объединение «Солнечный круг», родители

Тематические встречи мы проводим совместно с различными творческими коллективами нашего города или самостоятельно. Так, недавно прошла встреча "Материнская любовь". Около 3х часов длилось совместное творчество детей и взрослых. После прочтения сказки А.Лопатиной «Если мама далеко», с чувством благодарности своим мамам мы изготовили подарки - акварели-мандалы. Когда немного уставшие взрослые уже готовы были приступить к чаепитию, дети запросили второй мастер класс. Более того, кроме "запланированной" стрекозки из бисера некоторые захотели еще сделать для своих мам украшения. А Андрей Добряк из бисера и бусин сделал "золотую веточку с молодыми листиками". Даже захотелось сделать эту веточку символом нашего нового совместного с турклубом детского направления) Были и хороводные игры, и презентация мастер-классов на 2015г и импровизированный концерт для мам. В конце встречи, собравшись в круг мы спели песню "Мама-ангел".

В следующем году помимо действующих форм мы планируем:

- поход в Н.Село. Занятия в патриотическом центре «Кочевник»
- песенные и танцевальные встречи
- театральные импровизации
- создание фильма
- лыжные походы
- скалолазание
- спелеопоходы
- сплавы
- многодневные походы
- занятия настольным теннисом
- баскетбольные и волейбольные встречи
- экскурсия на место археологических раскопок
- занятия по астрономии
- занятия по ораторскому искусству
- знакомство с культурой народов мира
- занятия с педагогами, обучающими игре на различных музыкальных инструментах (гитаре, барабане, флейте) совместное музицирование,
- рукоделие (бисероплетение, инкрустация соломкой, обережное рукоделие, бисероплетение, создание украшений, плетение мандал, мягкая игрушка, резьба по дереву, выпиливание лобзиком, выжигание, роспись, изготовление натуральных косметических средств)
- занятия «настройка голоса»
- совместные со школой юннатов исследовательские занятия
- занятия по письменно-речевой деятельности
- участие во всероссийском проекте «Посади свое дерево»
- занятия цигун
- занятия «слушаю свое тело»
- знакомство с отрядом «Каравелла»
- встреча с духовными наставниками
- школа травоведа,
- «банные практики»
- аюрведический массаж
- встреча с мастерами своего дела
- «школа осознанного родительства»
- ведическая кулинария

«Измеряемым» результатом нашей деятельности в летнем лагере можно считать увеличение количества участников лагеря с 10 человек (2008 г) до 22 человек (2014 г), увеличение средств, направляемых на улучшение условий проживания в летнем лагере (так, в 2014 г в детских спальнях установлены 4 новых деревянных оконных блока).

Особо хочу обратить внимание на результаты оздоровительных занятий в рамках загородного лагеря.
Кроме привычных форм (ежедневных пробежек, закаливающих процедур) каждый год в лагере рождаются новые формы занятий по оздоровлению и физическому развитию. Так в 2014г проводились занятия «Слушаю свое тело», «восстановление зрения», «целительные мудры», «сбор и заготовка Иван-чая», «банные практики», благодаря тому, что в нашем хозяйстве появился теннисный стол, и баскетбольный щит, стали возможны занятия этими видами спорта.

Отдельно хочется сказать о питании в лагере, которое с каждым годом становится все более натуральным. В 2014г из рациона исключены рафинированные мучные изделия, налажено изготовление бездрожжевого хлеба. Считаю это нашим достижением – за две «лагерные» недели мы ни разу не покупали магазинный хлеб, питаясь хлебом собственного приготовления. Полезным оказалось и участие детей в процессе его изготовления (у нас даже появилась новая «профессия»-хлебопек)

Кроме «самодельного» хлеба в этом году дети приняли участие в изготовлении сливочного масла, были у нас и «самодельные» адыгейский сыр и йогурт.

Намного уменьшилось потребление сахара, мы его заменили на мед, инжир, финики, бананы и другие сладкие фрукты и ягоды. В этом году во время лесных прогулок мы досыта наедались черникой.

Каждый участник «Солнечной чаши» имеет возможность заготовить для своей семьи Иван-чай. Дети не только учатся собирать, но и получают представление, как Иван-чай ферментируется и сушится.

Вернувшись в город многие дети стали стремиться к здоровому питанию. Надеюсь, что практика использования натуральных моющих и косметических средств также «прижилась».

По завершении летнего лагеря некоторые дети, обнаружив музыкальные способности поступили в музыкальные школы, некоторые заинтересовавшись исследовательской деятельностью стали посещать занятия детского экологического центра.

Осенью 2014 г мы продолжили занятия «Солнечной чаши» в Екатеринбурге. Были проведены две встречи(посвященные Празднику урожая и Дню матери). Во время наших «городских» встреч дети проявляют интерес не только к игровым, но и к творческим занятиям. Так, на последней встрече, посвященной дню матери дети не захотев ограничиться одним мастер-классом, попросили провести сразу же второй. Меня приятно удивила настойчивость и аккуратность этих ребят, 5-10 лет, которые не только полностью закончили свои работы, но и проявив фантазию сделали «свои» изделия и выразили желание сделать подарки мамам еще дома. Дети с радостью дарили своим мамам не только рукоделие, но и стихи и песни в своем исполнении. После этой встречи у меня появилась уверенность в том, что в результате наших занятий не только раскрываются творческие способности, но и происходит «соединение сердец», объединенных атмосферой дружелюбия и взаимного приятия.

Совместно с инструкторами турклубов «Новые кочевники» и «Уральские тропы» в этом году были проведены походы выходного дня для родителей с детьми, во время которых мы: искали «клады», беседовали о красках природы, ходили босиком по снегу, играли в народные игры и изучали традиции приветствий разных народов.

Для себя как организатора «Солнечной чаши» считаю хорошим результатом увеличение числа единомышленников, готовых совместно с нами проводить занятия, делиться опытом. Встречи с близкими по духу людьми, возникновение новых форм нашей деятельности вдохновляют и свидетельствуют о том, что мы не одиноки на пути к выбранной цели.
Понравилась ли вам эта публикация? Оставьте свой голос:


Голосов: 0


Задать вопрос, написать комментарий:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *