Иногда разговор о религии как краеведческое сообщение вполне уместен. Например, при поездке в Непал уместно рассказать об индуизме и буддизме, а на Ольхон – о шаманизме. Но разговор может начаться и неожиданно. Когда я читал лекцию об инициациях в первобытных сообществах, я сказал, что после всех испытаний подростку рассказывают, как с точки зрения племени устроен мир, как правильно жить, об обычаях племени, после чего устраивается праздник. Моя жена поинтересовалась, собираюсь ли я говорить обо всём этом. Я пошутил, что нахожусь еще не в том возрасте, чтобы учить, как правильно жить. О том, как устроен мир, я могу рассказать несколько точек зрения квантовой физики, а с обычаями «нашего племени» все и так познакомятся в нашем лагере.
Но, боясь вызвать «священную войну» и уходя от духовных вопросов, не обедняем ли мы наши вечера у костра? Правильно ли поступает руководитель похода, которого уважают настолько, что задают ему мировоззренческие вопросы, когда уходит от ответа? Можно ли вообще получить духовный опыт в походе, если поход – не паломничество? По себе могу сказать, что я духовный опыт получаю в последнюю неделю экспедиции, когда городская жизнь забыта, рюкзак уже не так тяжел, как в начале, а группа уже достаточно «схожена», чтобы можно было расслабиться и, гуляя по горам, подумать о «вечных вопросах». Но это индивидуальный духовный опыт, а возможен ли коллективный?
Говорить на духовные темы можно, но первоначально надо сразу задать мирные установки у участников беседы. У религиозных людей поинтересоваться, считают ли они, что их священные книги содержат ответы на все современные вопросы, которые жизнь ставит перед человечеством, если да, то хорошо ли они читали свои священные книги, чтобы отвечать на поставленные вопросы, и в случае положительного ответа, способны ли они не только говорить, но и выслушивать альтернативные точки зрения? У атеистов и материалистов поинтересоваться, способны ли они без смеха выслушивать экзотические точки зрения. Понимают ли они, что «ржач» и вышучивание точек зрения, отличных от их собственных, – это на самом деле защитная психологическая реакция? У мистиков и эзотериков поинтересоваться, способны ли они объяснять свои точки зрения как можно проще, разъясняя специальные термины и используя обычные слова в общепринятом значении, а не в значении, принятом у узкой группы людей? Потом спросить всех, считают ли они, что мудрость заключается в знакомстве с несколькими точками зрения. После ответов на эти вопросы нужно хорошо подумать, имеет ли смысл продолжать беседу, и если имеет, то выработать регламент.
Пример хорошей беседы на духовные темы приведен в моей статье «Разговоры у костра о смысле туризма». В ней мы по очереди говорили, почему мы путешествуем. С каждым новым витком по кругу мы находили всё более глубинные смыслы для занятий туризмом. На первом уровне смысл туризма заключался в наслаждении красивыми видами, физическом развитии и общении с хорошими людьми, на втором уровне, например, - в поисках гармонии и обретении родины. Чем глубже мы «погружались в смыслы», к тем более духовным смыслам мы подходили. Тогда в статье я сознательно не стал их освещать. Сейчас попробую поговорить на эти темы.
Можем ли мы найти мировоззрение, которое соответствует туристическому образу жизни? На первый взгляд, это экологическое мировоззрение. Конечно, туристы не всегда «экологичны», в чем мы иногда убеждаемся по кучам мусора. Но будем говорить о «правильных туристах». При детальном изучении экологического мировоззрения мы увидим, что таких мировоззрений на самом деле много: от научного и философского до мировоззрения экстремистских групп. Философия глубинной экологии содержит два принципа. Первый – экоцентризм и отказ от антропоцентризма. Человек – это не хозяин Земли, другие живые существа равноценны человеку. Второй – смысл жизни человека в самореализации, которая заключается в познании жизни других существ, умении понять другие жизненные формы (название одной из книг по глубинной экологии – «Думай как гора»). Что же касается практических действий, с одной стороны всё не так сложно. Старайтесь жить как можно более экологично: экономьте энергию, пользуйтесь плетеными сумками, а не одноразовым пластиком, учитесь жить в гармонии с землей у коренных народов. На государственном уровне добивайтесь экологических законов, контроля за предприятиями, экологического налогообложения, когда вредные производства реально компенсируют причиняемый ущерб. Я с оптимизмом смотрю на науку, которая способна примирить технологию с экологией. Всё больше появляется замкнутых технологических циклов, безотходных производств. Главный вопрос, на мой взгляд, на который экологи затрудняются ответить, заключается в том, что даже если мы построим экологическое и комфортное для людей общество, произойдет резкий рост размножения, как это было в прошлые века при открытии очередной технологии, например, земледелия, и человечество вновь будет выведено из экологического образа жизни. Ясно, что деторождение нужно контролировать. Если мы попытаемся перенять опыт других народов, то мы увидим принудительные аборты в Китае, запирание огромной части населения в монастыри (докитайский Тибет), альтернативные виды секса (древняя Греция), необходимость убить человека из соседней деревни, чтобы жениться (Папуа - Новая Гвинея), человеческие жертвоприношения (ацтеки). Западная цивилизация не готова перенять этот опыт. В этом слабость экологического мировоззрения при всей прочей привлекательности. При знакомстве с «экологами-экстремистами» туристы обнаружат, что они заблуждаются, думая, что они единомышленники. Вспоминаю свару на одном из интернет- форумов, когда я пригласил желающих в поход в Смолинскую пещеру, вторую по посещаемости в нашей области. Есть люди, которые считают, что само присутствие человека на природе недопустимо и разрушительно, на что туристы могут возразить, что прекрасно ладили на одной стоянке с представителями живой природы (вспоминаю медвежат, резвившихся всю ночь в нашем лагере в Ергаках).
Думаю, что проанализировав другие мировоззрения, помимо экологического, мы также придем к противоречиям с туризмом. И это естественно, потому что туризм – это не только отдых, развлечение, спорт, наука (как в случае со спелеологией), это образ жизни. И как отдельный образ жизни, нуждается в своем собственном мировоззрении (или нескольких мировоззрениях для разных групп туристов или видов туризма). Философии туризма посвящен ряд моих статей.
Когда я на Ольхоне рассказывал про распространенный в Бурятии шаманизм, я затронул тему, можно ли считать шаманизм религией (российское религиоведение шаманизм считает практикой, не доросшей до религии, хотя взгляд в последнее время меняется при более глубоком изучении. Конечно, шаманизм очень практичен, но в нем есть детально разработанная картина мира), Дёма спросил: «А что такое религия?». Особенность походных условий в том, что под рукой нет интернета и книг, поэтому приходится отвечать, пользуясь исключительно своей памятью, в отличие от университетских семинаров, в которых студенты повадились по любому вопросу сразу же выходить в интернет. Думаю, что я дал хорошее определение, учитывающее самые разные религиозные взгляды. Сделал прямой перевод с латинского – воссоединение, восстановление связей. Между кем и чем? Это зависит от религии. В общем случае – между человеком и самим собой, человеком и обществом, человеком и природой, человеком и Богом (если вы в него верите). Сейчас нам стали доступны знания всех религий, и мы с удивлением видим, что есть религии, основанные не на вере, а на знаниях (ведическая религия; правда всегда нужно уточнять, знания какого времени), есть атеистические религии (буддизм хинаяны не то чтобы отрицает существования божеств, просто человек в духовном развитии может их обогнать).
В этом смысле религия противоположна романтике. Первоначальный смысл романтического героя – борьба со всем. С самим собой, обществом, природой, Богом. Потом смысл романтики менялся: романтика гражданской войны, геологических экспедиций, турпоходов «за туманом и за запахом тайги» и, наконец, ужин при свечах и качественный секс (то есть полная противоположность изначальному смыслу). Может ли сочетаться религия, туризм и романтика? Даже не в паломническом туре можно встретить людей, которыми движут религиозные мотивы. Иногда встречающиеся персонажи на Алтае – старушки в поисках Шамбалы. Что можно ответить на их вопросы? По одной эзотерической версии мы в Шамбале бывали и путь туда знаем, вот только если эти старушки туда пойдут, то скорее окажутся в раю Будды Амитабхи (то есть помрут от тягот пути). Однажды за неделю до похода на Приполярный Урал ко мне позвонил человек, который сказал, что он прочитал книгу «Сокровище Валькирии» Алексеева и хочет походить по описанным там местам. На просьбу рассказать о себе подробнее, он ответил, что весит 120 кг, в походах никогда не был и спортом не занимается. Я ответил, что для того, чтобы принять участие в нашем походе, ему нужно войти в хорошую физическую форму и года 2-3 для этого нужно. На просьбу что-нибудь придумать, чтобы всё-таки его взять, я ему ответил, что к подножию Манараги его может доставить вертолет, но вот поднять на саму Манарагу его не сможет никто. Идея аренды вертолета его не вдохновила, но и тренироваться я его так и не убедил.
Что если мы перестанем смотреть на туризм романтически как на походы «за туманом и за запахом тайги» и взглянем на туризм как на духовную практику, то есть как на воссоединение связей? Что если мы бутылку водки оставим в алкомаркетах (пусть будут как музеи) и вместо «душевного» разговора попробуем вести духовный разговор? Тогда разговор у костра на тему религии, когда присутствуют люди с самыми разными взглядами, нужно повернуть на то, что их объединяет. Обычно на городских конференциях, когда собираются представители разных конфессий, говорят, что то, что объединяет людей – это нравственные заповеди и общечеловеческие ценности. Что касается меня, я вообще сомневаюсь, что есть общечеловеческие ценности. Например, заповедь «не убий» предназначена для сохранения ценности жизни. Вспомните пример с папуасом, которому, чтобы жениться, нужно убить человека из соседней деревни. Так контролируется прирост населения, и нет перенаселенности. Получается, что жизнь человека не является общечеловеческой ценностью? А что же тогда является? Но если откинуть такие экстремальные примеры, то заповеди в любой религии – это «детские» заповеди в том смысле, что их понимание надо формировать у детей дошкольного возраста (кроме, разве что, прелюбодеяния). Поэтому вряд ли стоит доказывать взрослым людям, сидящим у костра, что воровать у своего ближнего - плохо. Это будет выглядеть либо комично либо нудно.
Общая идея, с которой согласятся практически все, сидящие у костра, – это разрушение связей в наше время. Некоторые из этих связей разрушились давно, например, гармоничные отношения человека с природой, община. Другие – в течение нашей жизни. Например, с уменьшением доли частного жилищного сектора и дороговизны больших квартир большие семьи из трех поколений стали редкостью, в результате внуки лишены ежедневного общения с дедушками и бабушками. С каждым новым поколением квартиры, которые могут позволить себе купить молодые семьи становятся всё меньше, поэтому нормой стали семьи с одним ребенком. Впору уже сказать: «в неволе не размножаемся». Всё шире распространяется гостевой брак. Мы живем в эпоху тотального дефицита денег, времени, внимания, любви. Есть ли предел разрушению? С точки зрения индуизма мы живем в злую эпоху разрушения Кали-югу. По некоторым данным она продлится еще миллионы лет. По другим – уже закончилась (Кали-юга началась с большой битвы на поле Куру-кшетра, в которой воевали двоюродные братья – потомки Бхараты. Она должна закончится большой битвой на том же поле, в которой примут участие вновь воплотившиеся двоюродные братья. В 1943 году к Рериху пришли брахманы и поздравили его с окончанием Кали-юги. В этот день закончилась битва на Курской дуге). Хочется верить, что эзотерики правы и время разрушения сменилось эрой созидания. Если мы оглядимся, то увидим, что признаки рассвета есть. Лучи солнца уже пробиваются сквозь заводской дым, а в социальных сетях вы можете найти самых разных людей. Или нас в очередной раз обманули, и мы настоящих друзей, к которым можно прийти в 3 часа ночи и попросить о помощи, заменили «друзьями В Контакте»? Думаю, что это интересная тема для разговора, и общество сейчас нуждается в обсуждении разных, в том числе, самых экзотических идей о восстановлении связей.
Идея восстановления связей может быть примиряющей не только для людей разных религий, но и между людьми научного и религиозного мышления. Однажды Настя, которая предложила поговорить о смысле туризма, сказала, что не понимает, как так получается, что у меня научное мировоззрение сочетается с моими религиозными мыслями. На мой взгляд, когда мы начинаем говорить о восстановлении связей, наши мысли непроизвольно становятся религиозными просто в силу самого значения слова «религия», даже если мы атеисты. Просто при разговоре надо договориться об общих терминах. Например, я не понимаю, чем понятия ид, эго, суперэго, коллективное бессознательное из психоанализа лучше и научнее, чем слова дух, душа и бог? Лучше использовать слова родные, незаимствованные и в спорных случаях обращаться к первоначальным значениям. Например, Юрий Крутько, президент ассоциации свободного дыхания, объяснил, что порядочный человек – это человек, у которого всё в порядке (и у себя и во взаимоотношениях). А если с вами не всё в порядке, можно ли вас считать порядочными людьми? Когда Юрий это сказал, у слушателей возникло состояние маленького сатори, как после дзен-буддистского коана.
Что отличает разные мировоззрения, так это глубинные установки, принимаемые обычно без доказательства. Некоторые считают, что главное – спасти самого себя (душу), как будто есть что и от кого спасать. Эзотерики уверены, что главное в жизни – найти самих себя или свой путь или место в жизни, и вот они всё ищут и не могут найти. Люди, приближенные к бизнесу или карьерному росту, считают, что главное – реализовать самих себя (мой одногруппник, когда преподавательница сказала, что главное – реализовать самих себя, поинтересовался, а реализовать как: оптом или в розницу?). Ученые и философы в недавнем прошлом (сейчас у них другие проблемы – материального плана) занимались поиском знаний и истины (когда я встречал таких людей, мне становилось за них страшно, куда их могли завести их поиски). Есть и другие установки, например, поиск приключений (у гавайских шаманов), путь воина (у Карлоса Кастанеды) или даже «бери от жизни всё» (и ведь действительно несколько лет целое поколение соглашалось с рекламным лозунгом, что надо брать от жизни всё).
Но, отнесясь с юмором к этим установкам, мы можем представить, что отчасти правы все, и тогда перед нами откроется целый спектр методов и практик. По моим наблюдениям, знаете, чем бедный эзотерик отличается от богатого эзотерика? Тем, что богатый эзотерик с одной стороны, не верит до конца ни в одну философскую систему, с другой стороны, умеет применять эти системы в нужное время.
Можем ли мы туризм рассматривать не просто как удобную площадку для разговоров о духовности, а как духовную практику? Рассмотрим туризм с точки зрения восстановления связей между человеком и самим собой, человеком и природой, обществом и Богом.
1. В походе человек узнаёт, на что он способен. Например, что можно идти целый день мокрым по снегу и не заболеть (глубинная установка - познание). У городского человека есть глубоко подавленный страх катаклизма. Что делать, если отключат интернет, телефон, электричество, отопление, газ и воду? У туриста этот страх со временем исчезает. Уж он-то не пропадет (глубинная установка – спасение в прямом, а не в переносном смысле). В отличие от города он не «витает в облаках» в переносном смысле, а гуляет над облаками в прямом смысле. Он находится в состоянии «здесь и сейчас», идя по куруму, он остро ощущает текущее состояние тела и окружающего пространства (то есть находит самого себя). Развивая свое тело, он занимается «самореализацией». В длительном походе социальные маски спадают, человек перестает врать самому себе и «находит себя», в экстремальных условиях становится тем, кем должен быть.
2. Активный туризм на природе, естественно меняет взаимоотношение человека и природы. Начинающие туристы идут в поход за прекрасными видами (глубинная установка - познание), опытные – в поисках новых мест (установка - поиск). Когда мы насмотрелись на прекрасные виды, мы начинаем замечать и мусор под ногами, иногда мы специально едем, чтобы прибрать (установка - спасение), а когда мы настолько глубоко вживаемся в природу, что понимаем, куда ползет муравей и начинаем «думать как гора», то мы приходим к самореализации в смысле глубинной экологии.
3. Человек и общество. С одной стороны, мы прощаемся с обществом и путешествуем в полном отрыве от цивилизации в сибирских экспедициях, в то же время это приносит нам походных друзей (установка - поиск), к тому же мы всё равно возвращаемся в общество. Когда мы едем за границу, мы знакомимся с другими культурами (установка - познание). Иногда люди едут волонтерами в другие страны, чтобы помочь, например, после землетрясения (установка - спасение). Свобода человека заключается в том, что он не обязан жить там, где родился. Когда человек в поездках находит место, где ему хочется жить и строит там дом, он занимается самореализацией.
4. Человек и Бог. На эту тему тяжело писать рационально. Могу лишь заметить, что пророки многих религий уходили в горы и пустыни для общения с Богом. По тому, что мне рассказывали туристы, могу сказать, что это общение не прервано и сейчас, но вряд ли я имею право публиковать эти истории. Можно относится к такому общению как к галлюцинациям, но нельзя не отметить позитивное преображение этих людей. Как-то атеист меня спросил: «Знаю ли я, как называются взрослые, у которых есть невидимые собеседники?». Я ответил: «Точно так же, как те взрослые, которые уверены, что они либо знают истину (правильную картину мира), либо со временем её узнают в ходе своих исследований. И те и другие взрослые мало отличаются от взрослых третьего типа, которые уверены, что их взгляды на жизнь единственно правильные, и они очень умные, только вот почему то бедные и несчастные».
Поговорив о туризме с точки зрения восстановления связей, уместно подумать о качестве этих связей. Индуизм выделяет различные формы взаимоотношения человека с Богом: раб и хозяин, ребенок и родитель, друзья, возлюбленные, слияние до единства. Человек в зависимости от своего духовного уровня находится в одном из этих взаимоотношений. Духовный рост заключается в переходе к все более возвышенным взаимоотношениям. Я привел пример индуизма, потому что в нем предусмотрено много типов взаимоотношений. Считаю, что в западной цивилизации есть перекос, когда человек является рабом божьим, и в то же время хозяином Земли.
Рассмотрим тип взаимоотношений с природой. Думаю, что наши туристы находятся в положении друзей, которые пришли в гости. Когда турист идет в поход, он не смотрит, какие полезные ископаемые можно добыть и в каком месте перегородить реку, чтобы получать электричество. Хотя еще можно встретить книги по выживанию на природе, в которых есть фразы: «Приезжая на природу, вы оказываетесь во враждебной среде». Уровень выше, когда мы оказываемся в местах, которые вызывают ощущение природного храма. Мы перейдем от взаимоотношений «на природе как в гостях» к уровню любви, когда к нам придет понимание, что не везде можно ходить и разводить костры. Индейский подход к местам силы (а это любое необычное место, например, водопад или просто поляна, на которой растут цветы непривычного оттенка) заключается в том, что на расстоянии полудневного перехода пешком до него не должно быть следов человеческой деятельности. Как это сильно отличается от стоянок с костровищами у водопадов на Алтае! На Катунском хребте Алтая нам сильно повезло. Мы нашли озеро, которое почему-то не было отмечено на картах. Может быть, поэтому, там не было никаких следов деятельности человека. Трудно передать словами ощущение девственной природы. Стояла теплая погода, и мы сняли с себя одежду и несколько часов отдыхали, наслаждаясь прекрасными видами зубчатой скальной стены, снежниками и голубой водой озера. Предел взаимоотношений с природой – ощущение единства. Это религиозное чувство.
Вопрос взаимоотношений с самим собой в туризме более трудный. Начинающий турист себя не жалеет – и в физическом и эмоциональном смысле. Относится к телу лишь как к инструменту для достижения туристических целей (взаимоотношения хозяина и раба). Если он вовремя не остановится, он надорвется, получит травму или погибнет. Я считаю, что такие взаимоотношения – это основная причина трагедий в современном туризме. Сейчас все известные широкому кругу людей вершины, кроме откровенно вертикальных стен, открыты для коммерческого туризма. Люди «клюют на брендовые названия» и идут на них, не имея достаточной подготовки. Хуже, когда руководители походов чрезмерно амбициозны и строят планы, неадекватно оценивая свои возможности и опыт группы, которая часто формируется только к моменту отъезда. При постепенном продвижении в туризме взаимоотношения человека с самим собой полностью меняются. Достигается целостность физического тела, эмоций и интеллекта.
Рассмотрим качество взаимоотношений в туристическом коллективе. Если рассматривать коммерческий туризм и то, что я читал в разных государственных программах по развитию туризма, то главный лозунг вполне соответствует лозунгу потребления: «Даешь сервис и комфорт!». Это уровень взаимоотношений слуги и хозяина. Турист рассматривается как клиент, который, как известно, «всегда прав». Естественно, в активном и спортивном туризме об этом речи нет, а клиентоориентированность заключается в умении «ориентировать» «клиента» так, чтобы он не потерялся и шел в нужном направлении. Что же турист получает, теряя сервис, комфорт, и привычные потребительские отношения между людьми? – коллектив друзей, и это большая ценность! В непонимании этой ценности и есть расхождение между людьми, выбирающими комфортный и дикий отдых. Об уровне взаимоотношений в туристическом коллективе можно судить по поведению участников, когда группа приходит на стоянку. Кто-то первым делом моется и переодевается, кто-то ставит палатку, а кто-то, бросив рюкзак и не переодевшись, идет заготавливать дрова. Если туристическая команда из года в год ходит в большие походы, то её начинают сравнивать с семьей. И действительно если вы идете в поход продолжительностью в месяц, то окажется, что вы проводите с одними и теми же людьми в среднем в год более часа в день. Со многими ли родственниками, друзьями или коллегами вы проводите так много времени? Я думаю, что для такого коллектива есть более точное, но забытое за ненадобностью слово община. Если же мы идем в трудный сплав или на восхождение в связках, то мы должны не только чувствовать себя, окружающую действительность, но и других людей. Когда мы уже на уровне интуиции начинаем чувствовать других людей, и наша связка или катамаран начинает вести себя как единый организм, тогда достигается высший уровень взаимоотношений между людьми – единство.
Поскольку мы рассмотрели в туризме взаимоотношения человека с самим собой, с природой и обществом, осталось сказать несколько слов о качестве взаимоотношений с Богом. Уже упоминавшийся Юрий Крутько на одной из презентаций на неожиданный вопрос из зала: «А какие у вас взаимоотношения с Богом?», ответил: «У меня с ним прекрасные отношения!». Я далек от того, чтобы объяснять, как правильно молиться или читать мантры. Могу отослать к книге Майкла Харнера, как его при шаманском посвящении индейцы таскали по таким дебрям, что он уже думал, что умирает (индейцы объяснили ему, что они его доводили до такого состояния специально, чтобы предки его пожалели). Способов поставить себя в состояние, когда у вас появятся «невидимые собеседники» немало (см. мою статью об инициациях в первобытных сообществах). Так как мы сейчас говорим именно о качестве взаимоотношений, то мне остается лишь сказать, что когда вы достигнете целостности с самим собой, почувствуете единство с природой в команде, действующей как единый организм, в зарубежных походах подружитесь с людьми разных народов, то у вас и с Богом будут прекрасные отношения.
Если рассматривать туризм как духовный путь, то надо рассказать и о его плодах (поскольку я уже привел примеры из разных религий, то теперь применим и библейский принцип судить по плодам). У каждого народа есть свой набор ценностей, который в языке образует базовые концепты – труднопереводимые слова на другой язык. Поэтому я буду говорить о плодах для русского народа в широком смысле, для тех, у кого русский язык родной до интуитивного понимания базовых концептов.
Пожалуй, наиболее важная ценность для русских – счастье. Точного перевода на другие языки нет. Вспомните, когда на телевидении только появилась реклама и на нём гоняли западные ролики, не адаптированные под российского зрителя. Утром девушка выпивает чашечку кофе – и она уже счастлива! Первая реакция: «дура что ли?» Просто английское happiness как счастье переводить нельзя, так же как и французское счастье – это просто «хороший час». В последнее время укрепилось мнение, что счастье – это то, к чему нужно стремиться, за ним нужно гнаться, что его можно достигнуть, но лишь на короткое время. На самом деле, чтобы понять счастье, нужно обратиться к корню слова – «часть». Русский человек счастлив тогда, когда ощущает свою принадлежность к некоторой общности людей, понимает свою полезность, и выполняет осмысленную работу. Этого в туризме предостаточно. Мы идем в поход в коллективе единомышленников, каждое наше действие ведет к достижению поставленных туристических целей, которые видны на горизонте в буквальном смысле. Тяжело хвалить свой собственный коллектив. Однажды мы проводили народные игры на Таватуе с прыжками через костер и походной баней. К нам на мероприятие приехал немец. Про немцев, которые ездят по Транссибу и осматривают ближайшие достопримечательности городов, экскурсоводы рассказывают всякие ужасы: то транспорт им нужен с ремнями безопасности, то страховка от клеща, то биотуалет в лесу. К тому же немцы - очень прижимистые и трату каждой копейки просят обосновать. Наш немец поиграл с нами, послушал песни у костра, и потом спрашивает Элину: «Русские все такие и традиционно так отдыхают?» Слышу ответ Элины и радуюсь, что другие туристы его не понимают, чтобы не возгордились: «Здесь собрались лучшие люди». В конце мероприятия, когда я собирал деньги за мероприятие, немец дал крупную купюру и отказался от сдачи, сказав, что это для турклуба. Однажды я услышал, как женщины в походе говорили, что вряд ли еще где-то есть место, где можно увидеть настоящих мужчин в таком количестве: с красивой фигурой, работящих, и с нормальной головой. Про женщин можно сказать то же самое. К тому же женщины в походе экономят много времени. Им не нужно заниматься макияжем, маникюром, педикюром и т.п., а выглядят они при этом лучше, чем в городе.
Второй плод – радость. Эзотерики гоняются за энергией. И слово энергия из физической величины превратилось в эзотерическое понятие. Знаю людей, которые занимаются энергетическими практиками, при этом становясь всё мрачнее. Просто энергия – слово иностранное и русским для личностного развития без надобности. А вот то, что надо – это радость. Если вы радуетесь, то у вас и энергия прибавляется. Что можно позаимствовать у эзотериков, так это корень (или как говорят ученые - псевдокорень) ра (солнце). Очень уж много слов, в которых ра присутствует – радуга, растение. В походе поводы для радости возникают каждый час – от объявленного привала до преодоления перевала. Ну и уж если согласиться с эзотерическим толкованием радости как лучистой энергии солнца, то её в походе много.
Третий плод – лад. Или сейчас чаще используют греческое слово гармония. Её предостаточно. Природа в горах очень гармонична. И мы, оказываясь в природном окружении, становимся более гармоничными. Активный поход всё ставит на свои места. Например, нет смысла собирать грибов больше, чем вы сможете съесть, или делать заготовок ягод больше, чем сможете унести.
Четвертый плод – равенство. В походе рушится социальная иерархия и люди становятся равными перед походными трудностями и задачами. Естественно, в туристическом коллективе есть свои роли, например – роль руководителя. Перед руководителями больших походов стоит опасность испортить себе характер. Представьте, что целый месяц каждое ваше слово – закон. Но если руководитель и освобождается от каких-либо общих дел, например, утреннего дежурства, то он, как правило, выполняет массу других задач, например, ориентирование на местности и координацию группы, чтобы никто не потерялся. И если руководитель не будет выкладываться на 100%, а будет паразитировать, то в будущем походе он останется без туристов. То, что может разделять туристов – это разная экипировка, которая в нашем обществе потребления бывает совершенно разного качества и в разном ценовом диапазоне. Но походная баня снимает и эту границу – без одежды все равны.
Пятый плод – дружба и любовь, возникающие в походе, не требуют пояснений. На встрече по итогам путешествия по Южно-Чуйскому хребту, когда мы собрались в Екатеринбурге, чтобы посмотреть фильм про поход, Алла сказала, что в середине похода она поняла, что все участники смотрят друг на друга с любовью и заботой. В путешествии восстановились нормальные отношения между людьми – такие, какими они должны быть. Еще одном важном плоде – свободе написана моя статья «Территория свободы».
Еще уместно упомянуть то слово, которые дети пишут на заборе. Я имею в виду «мир». В заграничных поездках мы знакомимся с другими народами. Учимся понимать людей, чей стиль жизни отличен от нашего. А в международной туристической группе возникает дружба между самыми разными людьми. Интересно, что правительство США полностью меняет состав посольств каждые несколько лет, не позволяя сотруднику работать в одной стране продолжительное время, потому что был случай, когда сотрудники посольства встали на сторону интересов страны, в которой они работали. У них было взаимопонимание с жителями этой страны.
В условиях информационного общества и глобального мира перед нами открыты самые различные мировоззренческие системы и духовные пути. Как же не заблудиться в этом «духовном супермаркете»? Подход в этой статье, который я применил по отношению к туризму, вполне применим и к другим системам. Прежде чем с головой погрузиться какую-либо философскую, религиозную, идеологическую или научную систему, задайте вопросы, ведет ли эта система к воссоединению вас с самим собой, обществом, природой, и, как результат этих трех воссоединений – с Богом. Или эта система способствует отчуждению? Какой тип взаимоотношений между вами и обществом и природой предполагает эта система, какое место вам отведено: раба или господина, друга, важного органа в паутине жизни, без которого жизнь будет более бедной? Принесет ли вам плоды эта система? Будет ли ваше дерево зеленеть, цвести и плодоносить в реальном мире – на Земле или только в загробном? Наконец, какие плоды принесет эта система, будут ли они «вкусными» для вас, вашей семьи, народа?
В этой статье я показал, что туризм помимо развлечения, отдыха, спорта и даже науки (спелеологии), может быть и духовной практикой. Но не нужно идеализировать туризм. Туризм, как образ жизни, очень различен, и включает в себя не только добродетели, но и пороки. Он может быть паломническим, а может быть и секс-туризмом или просто банальными пьянками каждый вечер на сплаве. В последнем случае вы можете думать, что получили «душевный коллектив», а на самом деле – ситуативный алкоголизм. Поэтому, собираясь в поход, задумайтесь не только о маршруте, достопримечательностях и программе, а о коллективе и его традициях. Подумайте не только о прекрасных местах, которые вы посетите, острых ощущениях, которые вы получите, физическом развитии вашего тела и будущих походных друзьях, но и о моральных качествах, которые вы разовьете и о пользе для вашей души.
Глобализм открыл туристические маршруты на всех континентах, и сфера интересов нашего турклуба – вся Земля. Информационное же общество открыло перед нами все духовные пути. Пожелаем, чтобы в новом 2015 году наши туристческие тропинки чаще пересекались с духовными, и превратились в духовные дороги.