Читатель, не знакомый с нашим турклубом, дочитавший до конца эту статью и не практиковавший нудизм, может подумать, что, наверное, наш турклуб не для него. Хочется его успокоить. Мы туристы, а не нудисты, и не собираемся сверкать перед ним своими телами. Пойдя с нами в поход, мы не поставим в неловкое положение новичков. События, описанные здесь, имели место, но не так часто, как хотелось бы. За время существования клуба мы выработали такт и чувство меры и понимаем, что, где и когда уместно, а что – нет. Некоторые вещи делаются на закрытых мероприятиях, куда не просто попасть. Статья эта скорее о здоровом обществе будущего, пионерами которого мы являемся.
ИСТОРИЯ НУДИЗМА, ПРАКТИЧНОСТЬ, ПОЛЬЗА И ИДЕОЛОГИЯ (автор – Павел Добряк)
В последний год наши руководители несколько раз сталкивались с ситуациями, когда проходили следующие диалоги:
Первый диалог:
- Хочу поехать в лагерь на Байкале. Мне рекомендовала вас моя подруга, которая была с вами в прошлом лагере.
- Вас что-то смущает?
- У вас там парни голыми купаются.
- Вашей подруге это было неприятно? Понравилось ли ей в нашем лагере?
- Очень понравилось, но я …
Второй диалог:
- Мы бы поехали с вами на Байкал
- ?
- Но у нас дочки 12 и 14 лет.
- У нас нет ограничений по возрасту.
Третий диалог:
- Мы хотим с вами в баню, но вы там голыми паритесь.
- А как надо париться в бане?
- Голыми, конечно, лучше, но только в своей компании.
- А наша туристическая команда и есть своя компания.
Четвертый диалог:
- Почему у вас парень на берегу голым загорает? Он что – больной?
- Нет, наоборот, здоровый.
Пятый диалог:
- Правда, что у вас заставляют голыми через костер прыгать?
- У нас не заставляют, просто нам так нравится.
Раньше я теме нудизма не придавал значения и считал, что свобода, принятая в клубе – это его преимущество. Но оказалось, что в глазах некоторых людей - это недостаток. Причем количество таких людей увеличивается с увеличением ханжества в государстве. (Так, например, я с удивлением узнал о закрытии совершенно невинной фотовыставки Стёрджеса в Москве.)
Теперь же оказалось, что стандартные ответы вроде: «Не заморачивайтесь, мы нормальные здоровые люди», «Если вам неприятно, не смотрите», «Вам не обязательно участвовать в некоторых активностях», «Купайтесь хоть в юбке», - уже не удовлетворяют.
Поэтому я, изучив вопрос теоретически, прошерстив интернет, решил написать статью, чтобы описать наш опыт, убедить читателя, что мы – нормальные люди, и привести ряд интересных фактов о нудизме вообще.
В конце 90-х я решил закаляться и по утрам в будни ходил купаться на Шарташ, начиная с сентября. Берег был совершенно безлюдным. Однажды, когда я раздевался, по берегу шла пожилая женщина с собакой. Когда я стал заходить в воду, она мне сказала: «Молодой человек, здесь принято купаться голыми». «Спасибо, что сделали замечание!». Я не хотел смущать женщину, но оказался не прав. Когда в ноябре установился лед и на Шарташе сделали прорубь, я убедился, что практически все «моржи» купаются голыми. Шарташ - довольно людное место, и у проруби всегда было много народу, в том числе - зрителей. Но это никого не смущало. Все понимали, что надеть плавки на морозе, потом на несколько секунд окунуться в воду, потом их снимать, вытираться и одеваться – это полный маразм. Зрителей гонять тоже никто не хотел, ведь мы подавали им пример здорового образа жизни. Многие из них задавали вопросы, и, убеждаясь, что это не страшно, тоже решали окунуться. Летом на безлюдных пляжах на Шарташе тоже особо никто не заморачивался купальными костюмами. Всё начало меняться в середине 2000-х, когда купание в проруби стало массовым на праздник Крещения, и большинство людей приобщались к моржеванию именно на этом празднике. Наличие телевидения, священников и монахов, практически официальный характер праздника – всё это привело к тому, что «диких моржей» вытеснили «текстильщики» (так нудисты называют тех, кто купается в плавках или купальнике). Появление в телефонах возможности вести фото- и видеосъемку окончательно добило распространение нудизма в Екатеринбурге. Я думаю, что Екатеринбургу не хватило лет пяти, чтобы нудизм стал массовым. В том же Киеве, Новосибирске, Челябинске нудистский пляж не то чтобы в центре города, но все о нем знают, и его наличие не является сенсацией или скандалом. Наши же нудисты ездят загорать на Флюс, и эта поездка требует целого дня, хотя надо бы иметь возможность позагорать, выехав на пару часов.
Нудизм в нашем туристическом коллективе появился так же, как и у моржей, - исключительно из практических соображений (собственно, от них и происходит). Зимой в походах выходного дня мы находили полыньи в реках и купались. Часто мы не рассчитывали, что будем купаться, а зимой таскать с собой плавки нам не приходило в голову. Потом была походная баня на Поляне художников на Конжаке. В тот год стояла особо холодная погода с мокрым снегом. Мы купались в ледяной Конжаковке (в горной речке вода показалась мне холоднее, чем в проруби). Парни скоро поснимали трусы, так как яички начинало ломить от холода после ледяной воды. Девушки, оставшиеся в купальниках, потом говорили мне, что лучше бы они тоже сняли, так как застудили себе что-то. Потом я прочитал, что баня с прорубью и нижнее белье просто не совместимы: из-за перепада температур, когда трусы еще ледяные, а тело уже нагрелось, сильно нарушается ток лимфы. Теперь так и объясняем новичкам наш внешний вид. Баня – это оздоровительная процедура, мы не хотим портить свое здоровье и вам не советуем.
В большинстве случаев нет возможности устраивать походную баню раздельно для парней и девушек. Подготовка её – это большой труд, а время в походе очень ограничено. Но с появлением бань с печками стало проще. Поставить баню и затопить занимает около получаса. Однажды на наш сплав отправилось более тридцати человек. Было много новичков и, чтобы их не смущать, а также чтобы не было тесно, решили сделать раздельную баню. Эксперимент провалился. Первыми пошли парни, но мы уже настолько привыкли быть в банях с девушками, что испытывали психологический дискомфорт (о психологических вопросах поговорим ниже). Семейные тоже не понимали, почему они должны идти отдельно от жен. В итоге девушкам надоело ждать, и они присоединились к нам. Пару раз девушки сами просили дать им возможность сходить в баню отдельно. Это сопровождалось разными неприятностями, вроде расплавленной на печке пластиковой кружки. Одна туристка мне объяснила, что больше в женскую баню не пойдет. Есть вещи, которые парни делают лучше, например, подкидывают дрова и парят веником. Так что эксперименты по раздельным баням я решил прекратить.
Когда я решил «теоретически подковаться» и почитать статьи, оказалось, что одно и то же явление – купание и загорание голышом -называется множеством слов. Нудисты – это что-то вроде нас, которые купаются голыми, потому что так практичнее, а загорают голыми, потому что получается ровный красивый загар. Есть идейные, которые называются натуристами. Они этим занимаются из философских соображений. И есть еще разные извращенцы, названия которых писать не буду, чтобы не привлекать внимание поисковиков в интернете.
Наиболее серьезный довод противников нудизма - это то, что он противоречит нашей культуре и традициям. Но о какой культуре идет речь? Мы живем в городской цивилизации, которая является переплетением разных субкультур. И в субкультурах, молодежных или религиозных, свои нравы. Кроме того, нравы меняются. В довоенные годы и до революции в уральских городах в прудах все купались голыми, правда, раздельно парни и девушки (просторы позволяли сделать отдельные места для купания), но это не были изолированные пляжи, закрытые кустами и заборами. Всё было на виду. Сохранилась кинохроника, в которой Николай Второй с великими князьями купается голышом. А на юге на пляжах загорали все вместе и уже кто как: половина в трусах, половина голыми (о чем сохранилось множество фотографий). Потому что пляжный отдых – это уже именно отдых, а не купание. И если люди приехали на юг всей семьей, то глупо на море ходить на раздельные пляжи. И если восстанавливать нашу культуру, то именно такую.
Можно еще сослаться на русскую культуру, но где её найти? Обычно носители «чистой культуры» живут в деревнях. Но на Урале в каждой деревне свои нравы. Возможно, это связано с тем, что население Урала складывалось из старообрядцев – кержаков, обычных русских и выходцев с Украины. Где-то в баню ходили отдельно мужчины и женщины (у кержаков), где-то семейными парами (у русских), а украинцы - всей семьей и еще с соседями из-за бедности. Но сейчас вряд ли стоит ориентироваться на вымирающие и спивающиеся деревни.
Можно сослаться на христианскую или другие традиционные религии, а свободу нравов в конце 19 и первой половине 20 века списать на потерю авторитета этих религий. Но это тоже не так, сохранились воспоминания европейских и арабских путешественников, где описано, как на берегу Москвы-реки стояли бани, и веселые и здоровые люди парились в них вместе независимо от пола и возраста и выбегали окунуться в прорубь (описания были восхищенные). Можно считать это проявлением язычества и обратиться к священным писаниям. Там мы найдем некоторые пассажи о нудизме. В частности, в раю Адам и Ева были голыми, и когда бог изгонял их из рая, он придумал им наказания: носить одежду, работать, в муках рожать детей и смерть. Еще есть эпизод о том, как Хам смеялся над спящим пьяным и голым отцом. Но какие выводы для нашего времени мы можем сделать из древнего ближневосточного фольклора – вопрос дискуссионный. Мы-то здесь причем?
Казалось бы, вопрос, в каком виде купаться, не является религиозным. Но это не так. Он религиозный, если религию понимать в очень широком значении (в переводе «религия» – это восстановление связи). То есть религия может как объединять людей, так и разъединять, обосабливать своих от чужих. Но это же делает и одежда! Не случайно в Европе идет борьба, разрешать или нет в школах ношение предметов одежды, свидетельствующих о национально-религиозной принадлежности школьников. Поэтому в пляжной шутке: «Молодой человек, или снимите крестик, или наденьте трусики», - есть правда.
Мне нравятся два понятия, которые ввел писатель Ефремов – гимнофилы и гимнофобы. Оказывается, даже в Древней Греции нравы в разных областях были различны. Где-то восхищались человеческим телом, там было принято быть голым в различных ситуациях, и граждане просто не понимали смысла его прятать (гимнофилы), а где-то – наоборот (гимнофобы). (Недавно после долгих лет я перечитал Ефремова и понял, что это великий мыслитель, последний писатель-космист, который повлиял на множество российских субкультур. Многие вещи эзотерики и неоязычники позаимствовали у него. А роман «Таис Афинская» приучил к нудизму интеллигенцию позднесоветского периода.)
Так и сейчас у разных субкультур российского общества разное отношение к наготе. Есть субкультуры-гимнофилы и гимнофобы. Еще я читал, что поколения чередуются. Молодежное поколение 2000-х – гимнофилы, а 2010-х - уже гимнофобы. Между гимнофилами и гимнофобами идет жесткая «священная война» в Интернет. Причем эта война намного шире вопроса, надевать трусы на пляже или нет. Как мне пожаловалась одна представительница традиционной религии, в её среде гимнофобы не могут успокоиться. Почему ходите в брюках? Когда почти все надели юбки, следующий вопрос: «Почему юбки короткие?» Когда все в длинных юбках, почему голова без косынки? Этот процесс укутывания бесконечен и окончится тогда, когда открытыми останутся только глаза.
В среде родноверов-язычников (я не использую слово «язычник» в негативном смысле, хотя понимаю, что термин неточен по отношению к родноверам) разное отношение к наготе. Однажды при купании голые люди сказали, что они не нудисты, а язычники. Действительно, стоит вспомнить про праздник Купала. Но есть и противоположное отношение к наготе (начинает доминировать поколение гимнофобов?): «По Ведам юбка должна быть до колен!». В каких Ведах? Где вы это прочитали? Веды – это хвалебные гимны богам, ритуалы и заклинания, а арьи, скача на лошадях, уж явно не в юбках были.
Прошлое рассматривать нужно очень осторожно. Не нужно идеализировать ни христианское прошлое России, ни языческое – Руси, ни еще более древнее (Арианы?). Подозреваю, что негативное отношение к наготе зашито в русском языке и идет с начала его формирования. Так, слова «нахал» и «наглый» родственны слову «нагой», а слово «стыд» родственно слову «студеный». Поэтому на утверждение: «Ну ты и наглый!» - правильно было бы отвечать: «Нет, я одетый», а на фразу «Тебе не стыдно?» - нужно отвечать: «Нет, мне тепло». Зная уродливые формы моды прошлого, с длиннющими рукавами или огромными прическами, можно сказать, что сейчас общество выздоравливает, так как одежда становится более функциональной. Так, например, футболки из нижнего белья превратились в повседневную форму одежды и проникают в рабочую и деловую сферы.
Можно говорить о психическом здоровье отдельных людей, но почему-то не принято говорить о психическом здоровье общества, хотя по одежде можно было бы отчасти судить о его состоянии. Вот возможные варианты с ухудшением психического здоровья:
1) Одежда предназначена лишь для защиты от холода.
2) Одежда служит социальным знаком различия. Это древнеарийский период, когда складываются варны – первое разделение людей. Варна переводится как цвет (эзотерики говорят, что цвет ауры, я же по-простому считаю, что это цвет одежды).
3) Одежда призвана закрывать тело, даже если тепло. Первые запреты на наготу. Тоталитарное общество. Основная функция – скрыть пороки правителей, так как по внешнему виду тела можно судить о здоровье человека и его образе жизни, о том, способен ли он справляться с обязанностями своей должности. На Руси это период, когда князья из приглашаемых защищать город наемников превратились в полновластных правителей.
4) Одежда должна прятать красоту. Нестабильность общества, вражеские нашествия, рабство. Периоды междоусобиц, монголо-татарского ига, крепостного права.
5) Тело – это товар, которому нужна красивая обертка – одежда. Общество потребления.
Это лишь примерная схема. Если начать исследовать функции одежды, то мы увидим своеобразные волны отношения к ней в течение даже одного столетия.
Я очень скептически отношусь к организованным формам нудизма в виде отдельных пляжей или клубов. По-моему, глупо делать нудизм объединяющим фактором. Мне ближе свобода начала прошлого века. Изолированные пространства для нормальных и психически здоровых людей (это я обосную дальше) превращают нудистов в глазах общества в изгоев и извращенцев.
Получается, что в российском обществе у разных субкультур разное отношение к наготе и вести дискуссии на уровне всего общества бесполезно. Поскольку туристы – это отдельная субкультура, то стоит определиться об отношении к наготе в туризме вообще или в нашем туристическом коллективе в частности. Поэтому дальше пойдет речь уже о туристах и нашем опыте.
Первая функция наготы – практичность - нами уже рассмотрена. Плавание и загар в обнаженном виде полезен, а плавки зачастую вредны, как я уже обосновал на примере бани. Обычно, будучи здоровыми, мы не замечаем мелких неудобств вроде перетягивающих ток лимфы резинок трусов. Однажды мне случилось отдыхать на юге в совершенно больном и измотанном физически и психически виде, и плавки на пляже причиняли мне просто физические страдания.
Думаю, что я высказываю исключительно мужской взгляд на вещи. Женщины могут возразить, что им загорать с голой грудью вредно из-за риска рака. Может быть, и так, хотя у меня есть подозрение, что слухи о раке молочных желез из-за загара специально распускают производители купальников; природа за миллионы лет должна была бы позаботиться о защитных механизмах. У женщин еще бывают критические дни… В общем, давайте условимся, что дальше я буду высказывать мужской взгляд о пользе нудизма для мужчин, а женщины, читая статью, пусть сами делают поправки на женскую природу. В женском вопросе я не разбираюсь.
На функциях практичности и полезности наготы нудизм заканчивается. Дальше начинается уже натуризм – идеологическое обоснование пребывания в голом виде. В этом смысле моя статья «Четыре стихии» - натуристическая. В ней я пишу, что человечество в своей эволюции идет по пути термитов. Они, когда ухудшился климат, создали гигантские сооружения – термитники, которые законсервировали погоду, которая была несколько миллионов лет назад. Только у человека таких защитных барьеров несколько – это населенный пункт, дом и одежда. И одна из функций туризма – это на время побыть без этих защитных барьеров, ощутить слияние с природой. Естественно, это получается далеко не всегда. Мы ходим и в дождевиках и с палатками, а то и в накомарниках. Но не стоит отказывать себе в удовольствии полежать под солнцем у горного озера, а то и побегать под первым снегопадом. Кстати, наш опыт пробежек показывает, что до минус 10 бегать комфортнее с голым торсом, чем в одежде, тело согревается внутренним жаром и не нарушается кожное дыхание. Так что мы преувеличиваем значение защитных барьеров, сами того не ведая, превращая их в смирительные рубашки.
Третья функция наготы в походе – слияние с природой. Агрессивные «текстильщики» могут мне возразить: «Вот ведь, маленький кусочек ткани, видите ли, мешает ему слиться с природой». Да, мешает. Как-то узким кругом мы провели следующий опыт. Выбрали день, когда не очень жарко и не очень холодно (+15) и нет кровососущих насекомых (был сентябрь), и погуляли по лесу без одежды (прошли 20 км). Кожа быстро адаптировалась и ветки её не царапали, она впитывала росу с задеваемых кустов. Мы поняли, что защитная функция одежды для наших лесов сильно преувеличена. Когда мы оделись, возникло чувство неловкости, как будто скафандры напялили. Кожа – это единый орган, и у него есть потребность ощущать воздух, ветер и воду каждой своей клеткой. Этот опыт подобен тому, как если бы мы ходили с повязкой на одном глазу, а потом сняли повязку, и мир засиял бы перед нами в объеме. Так же и здесь, пока не попробуете, не поймете, чем мешают маленькие кусочки ткани.
Обращали ли вы внимание, глядя на туристические фотографии, что туристы на фоне пейзажа выглядят инородно? Может быть, дело в рюкзаках или в неестественных красках синтетической одежды. Но и в камуфляже тоже. Как-то раз на Алтае мы обнаружили горное озеро, которого почему-то нет на карте. Мы разглядели его с вершины на противоположном склоне долины и пошли к нему на следующий день, преодолев километровый подъем по куруму. Случалось ли вам оказываться в месте, где нет никаких следов человека? Даже костровища? Мы оказались у небольшого горного озера, окруженного зубчатыми скалами. Стояла жаркая погода, и мы полезли купаться. Выйдя из воды, мы не спешили одеваться, обсыхали и ходили по холму в поисках хорошей точки для фотосъемки. Девушки сказали парням: «А вы красиво смотритесь, вы стали частью пейзажа». Повинуясь внезапному порыву, мы спрятали одежду и другие вещи и еще пару часов загорали у озера. Вся группа стала частью природы.
Четвертая функция наготы – красота. Одна моя туристка из Москвы сказала, что раз в год водила своих дочерей в Музей изобразительных искусств, чтобы посмотреть на античные статуи. Дочери в каждом возрасте впитывали красоту совершенного тела. Я знаю, что в человеке пуп делит тело по золотой пропорции, открытой еще древними греками. Туристка же сказала, что в человеке несколько десятков измерений подчиняются золотой пропорции. Фактически человеческое тело – это целый микрокосм, в котором скрыта вся красота природы. Научившись видеть красоту в человеке, вы увидите красоту и в природе и в архитектуре. А частично скрывая красоту, вы на уровне подсознания у своих детей вырежете целый пласт психики, деформируя их представления о прекрасном. Как-то мне попались фотографии девушек в нижнем белье начала прошлого века. Я не мог поверить своим глазам: «Что за порнуха?» Всякие тесемочки, резиночки… Неужели это кому-то могло нравиться? Если развитие общества пойдет по правильному пути, возможно, следующим поколениям наши фотографии у моря в купальных костюмах будут казаться нелепыми. Античная же красота – вечна.
На это мне можно возразить, что одно дело – античные статуи, а другое дело – реальные люди. Что пляжи, в том числе, нудистские, полны людей, чей внешний вид оскорбляет чувство прекрасного. Я не знаю, как обстоят дела на пляжах, потому что лето провожу в горах. Может быть, это и так, но ведь мы договорились рассуждать только о туристическом коллективе? А в активном туризме либо молодежь, либо спортсмены, либо следящие за собой и выносливые люди в возрасте. Я не помню, чтобы внешний вид моих туристов «оскорблял мое чувство прекрасного». Но если вернуться ко всему обществу, то, следуя этой логике, гармонично сложенный человек может не прикрывать себя на пляже? На это есть следующее возражение: «Вы же знаете, сколько у нас несчастных в личной жизни людей, людей с дефектной психикой и просто маньяков. Внешний вид голого человека вызовет у них нездоровые чувства». И что теперь, из-за этих людей нам лишать себя радости от общения с природой и солнцем? Есть в этом какая-то извращенная логика, что здоровая часть общества должна прятаться, потому что здоровье и красота у части людей вызывает нехорошие чувства? Мне кажется, что если вид голого красивого человека кого-то оскорбляет, то этот кто-то должен поработать над собой.
Однажды мы устраивали игровое мероприятие на озере в окрестностях Екатеринбурга. Целый день мы играли в подвижные игры, а с темнотой начали огненные практики и баню. На огонь остались около 50 человек. Обычно на видео можно видеть, как люди в красивых народных одеждах на праздник Купалы прыгают через костер. Костры невысокие, а одежда из хлопка. А если огонь делается таким, что до ушей достает, а одежда синтетическая? Можно заработать химический ожог. Да и прыгать через высокий костер в одежде - такой же маразм, как принимать душ в плаще. В чем тогда смысл практики? В общем, мы прыгаем через костер правильно. Новенькие женщины говорили мне, что в первый раз они ограничились хороводом, но в следующий раз они обязательно прыгнут через костер. И что они благодарны мне, потому что, несмотря на свой возраст и даже у некоторых наличие детей, наконец-то в первый раз в жизни насмотрелись на такое количество парней в естественном виде. Это было сказано без пошлых кривых ухмылок и какого-либо сексуального подтекста.
И здесь мы подошли к пятой функции нудизма – пользы для психики и воспитательной.
Думаю, что общество, в котором нет ситуаций, когда парни и девушки большим коллективом могут в официально одобренной и безопасной обстановке быть полностью без одежды, такое общество психически больно. Возможно, разных «дефектных» людей вырастало бы меньше, если бы такие ситуации были, например, в школьном бассейне. Вам это кажется дикостью или утопией? Вот вам пример. В начале 20 века в США строятся бассейны юношеской христианской ассоциации. Сперва они были только для парней, которые купались голыми, и это было обязательное требование, потому что система фильтров не справлялась с шерстяными нитями, из которых тогда делали плавки. Казалось бы, ну что такого неприличного и с современной точки зрения, что парни купаются в голом виде. Но были еще и соревнования по плаванию, на которые собирались чуть ли не всем городком (телевидения тогда не было, и все приходили «поболеть за своих»). И, в отличие от Древней Греции, в числе зрителей были женщины. Потом польза купания была доказана и для девушек, которых стали пускать в бассейн. С сороковых годов система фильтрации усовершенствовалась, изменились и ткани, и запрет на купальные костюмы потерял смысл. Поэтому в большинстве бассейнов девушки занимались в закрывающих тело купальных костюмах. Занятия велись в отдельных группах для парней и для девушек, но бассейны не были приспособлены для изолированных занятий групп и, девушки часто видели парней (причем не только детского, но и студенческого возраста). Нагота у юношей в то время ассоциировалась с мужественностью и здоровьем, и разным «оскорбленным группам» удалось заставить парней одеться только к 80-м годам. Вот так юношеская христианская ассоциация! Заинтригованный, я спросил у американца, в чем дело. Он мне объяснил, что тогда девушки выходили замуж невинными. Порнография в то время не была распространена. Поэтому родители старались, чтобы девушки видели голыми своих братьев или одноклассников. Это негласно поощрялось для того, чтобы невесты не падали в обморок при виде своих женихов в естественном виде. Но эти времена давно позади. Американцы купаются в длинных шортах, красивое тело превратилось в товар в глянцевых журналах, и процветает порнография – на каждом углу магазины для взрослых.
Но это Америка, а как обстоит дело в России? В то же время, что и в Америке, пионеры в Артеке купались и загорали голышом. Сушкой одежды тогда никто заморачиваться не хотел. А в нынешнее время? Как-то я ходил купаться в проруби в то же время, в которое тренер приводил туда небольшую группу подростков 14-17 лет. Как это тогда было принято, купались без всего. На обратном пути одна из девушек встретила свою знакомую, и произошел следующий диалог, невольным слушателем которого я стал:
- Ты купаешься в проруби? Не знала. А где вы переодеваетесь?
- Нигде, мы купаемся без одежды (с гордостью ответила спортсменка).
Знакомая спросила подробности
- Когда я вылезаю из проруби, подруга сразу заворачивает меня в полотенце.
- А как переодеваются парни?
- Парни вылезают из проруби и обсыхают на солнце, прежде чем одеться.
- Ты отворачиваешься?
- Нет, зачем, они красивые и здоровые и доверяют нам. Чего им стесняться?
Я не уверен, что такой разговор возможен сейчас, что тренер, как и раньше, приводит своих подростков купаться. Интернет полон скандалов со спортивными секциями. К примеру, прочитал историю, как тренер повел разновозрастных парней на турбазе в баню и они купались голыми в бассейне на свежем воздухе. Бассейн был на задворках турбазы и окружен кустами, но девочки при желании имели возможность подглядеть. Мамы-одиночки, не понимающие, что мальчикам нужно мужское воспитание, объявили в интернете «крестовый поход» и стали строчить кляузы во все инстанции. Претензии были следующие:
1) «Тренер – он же педагог! Как можно! В таком виде с собственными учениками! Да и дети были разных возрастов, от 11 до 15, следовательно, в разных стадиях созревания. Неужели тренеру было сложно купаться в плавках, и нельзя ли было детей сводить в два захода – помладше и постарше?» В два захода нельзя, в спортивных лагерях жесткий режим, и всё время расписано. Ребята будут более спокойными, наблюдая не только свое собственное развитие, но и созревание своих сверстников и парней постарше. А тренер подал ребятам правильный пример, как нужно относиться к своему телу.
2) «Мальчики были униженными, что их вывели на улицу в таком виде, и их могли видеть девочки». А мальчиков самих кто-то спросил, были ли они униженными? Думаю, что они ныряли и плескались в бассейне, и им было очень весело.
3) «Если девочки подглядывали, это нанесло вред их психике». Интересно, что когда речь идет о мальчиках, чаще возмущаются мамы, если о девочках – то папы. Так и здесь – мамы к подглядыванию девочек были более снисходительны.
Из «священной войны» на форуме я так и не понял, подглядывали ли девочки в реальности, поэтому рискну сделать предположение, основываясь на своем опыте детских и подростковых лагерей. Если дети не могут видеть друг друга голыми непосредственно, они будут бегать подглядывать обязательно. Причем девочки даже чаще, чем мальчики. Нанесет ли это им вред? Ну не ослепнут же они от этого. А если серьезно, то вред может быть не от того, что они увидели, а от отношения окружающих; если они сами будут относиться к своему подглядыванию как к чему-то постыдному. Но в информационную эпоху утаить какую-либо информацию невозможно. Пусть лучше подглядывают, чем смотрят порнуху.
Одно из возражений противников нудизма: «Вас могут увидеть дети», - или даже более конкретно: «Вас могут увидеть девочки». Вообще это типично манипулятивная фраза. Очень часто, когда хотят обосновать какой-нибудь запрет, говорят, что это может повредить детям. В нашем случае, думаю, это до сих пор культурное влияние Фрейда. Но созданная им модель психики – это человек в очень больном обществе с полным запретом на наготу. Вот основная идея психоанализа Фрейда: ребенок увидел кого-нибудь из родителей (или их обоих) в «неподобающем» виде, получил травму, забыл о ней, но мучается всю жизнь. И психоаналитик годами будет искать этот эпизод из детства. Интересно, а какую модель психики создал бы Фрейд, если бы родился в африканском племени? На самом деле травму ребенок получил не из-за вида родителей, а из-за их реакции на его появление. Кстати, те проблемы, которые психоаналитики лечат годами, можно вылечить за две недели отдыха на юге – на нудистском пляже. А дети, выросшие в семьях нудистов, не имеют проблем в переходном возрасте. Слышал и более радикальное утверждение, что переходного возраста просто нет. То есть перестройка физиологии есть, но нет психологических проблем, агрессивности или стеснительности и множества других отклонений в поведении.
Противники нудизма указывают на физиологические и психологические различия между парнями и девушками. Я уже согласился, что у девушек есть особенности, которые препятствуют пребыванию голыми на природе, например, месячные или, возможно, вред солнечного загара для груди. То, что сильно смущает парней, так это возможное возникновение эрекции. И дело даже не в рефлексе на голых женщин. Она может возникнуть хоть от дуновения ветра, и её наличие свидетельствует о здоровье и темпераменте. В самом её возникновении в принципе нет ничего, чем можно было бы удивить окружающих, и воспитанные люди не будут обращать на неё внимания. Но мучиться и сверкать ею не придется, ведь действие происходит у реки с холодной водой или идет какая-нибудь физическая активность, когда кровь приливает к другим частям тела, или, наконец, можно перевернуться, если вы загораете. По нашему опыту, проблема совершенно надуманная, и она не зависит от возраста. Также надуманным является возражение, что мы привыкнем к виду женщин и в нужной ситуации не будем возбуждаться. Сомневаюсь, что африканские негры импотенты.
Помимо физиологической разницы между парнями и девушками есть и психологическая разница. У тех и других есть общая память поколений, когда значительная часть людей была живым товаром. Поэтому голый человек может чувствовать себя как на невольничьем рынке (как это и происходит на медкомиссии в военкомате). У него может возникнуть ощущение, что его тело сравнивают с другими. Другой рефлекс памяти поколений – это беззащитность. И ему больше подвержены девушки. На каком-то подсознательном уровне они, видимо, задают себе вопрос, будут ли к ним приставать и насколько агрессивно. Кроме того, есть еще вопрос репутации, не будут ли они казаться в глазах парней доступными и распущенными. Что думают девушки, я могу только предполагать, а вот что говорят парни о девушках, которые купаются с ними голышом, я могу открыть секрет. Но перед этим замечу, что воспитывать нравственность с помощью купальника - это все равно, что обучать культуре речи с помощью намордника. Есть точка зрения, что подростки-нудисты даже позже начинают половую жизнь, потому что она начинается у них более осознанно. Я опросы не проводил, но знаю несколько случаев, когда женщины, категорически возражавшие против нашего отдыха голышом и считающие нас какими-то злодеями, оказывались, как бы помягче сказать, не совсем порядочными.
Однажды я пригласил в походную баню компанию студентов, которые ходили несколько раз со мной в походы выходного дня и у которых с нами уже установились дружеские отношения. Они сказали, что очень хотят в баню, но их смущает, что мы ходим в баню голыми в смешанной компании, а у них нет такого опыта. Я ответил, что они напрасно беспокоятся, это будет просто баня, и совершенно не важно, как они будут выглядеть. Под этим я имел в виду то, что они могут быть и в трусах, так как важно в первый раз познакомить их с баней, снегом и прорубью (опыта моржевания у них не было). Подготовка походной бани – большое дело, которое занимает более четырех часов. За это время наш коллектив сплотился еще больше. И когда старожилы бани отправились туда голыми, студенты дружно поснимали трусы. Девушки были в основном в купальниках, но потом половина из них, убедившись, что всё спокойно, и беря пример с других участниц, тоже разделись. Обычно так и бывает. Убедившись, что никто их не сравнивает и не оценивает, сперва раздеваются парни. Вместо униженности и смущенности у них возникает ощущение радости от того, что они, находясь на природе, наконец-то такие, какими их природа и создала, и им не надо прикрываться от природы и окружающих людей, они стали самими собой.
Затем по их примеру, видя, что ничего страшного не произошло и обстановка спокойная, раздеваются девушки. Так вот, секрет отношения парней к девушкам, осмелившимся при них раздеться, заключается в том, что парни уважают таких девушек за смелость и ценят их за оказанное им доверие! Ведь парни понимают, сколько вековых комплексов девушкам пришлось преодолеть. Мне они неоднократно об этом говорили.
После другой бани, когда она уже остывала, и многие участники уехали, нас осталось несколько парней и девушек - довольно молодых тогда людей. Одежды никакой на нас не было, мы сидели на пенках вокруг костра и ловили последние лучи заходящего солнца. Между нами была полная гармония. Все доверяли всем. Мы были едины с природой и счастливы. Думаю, что если бы среди нас был человек в трусах, он нарушил бы это единство. Тогда родилась идея семинара «Четыре стихии», на котором участники знакомятся с ветром, водой, огнем и землей.
Однажды в большом путешествии по Сибири мы остановились отдохнуть у горного озера. Мы хотели искупаться и поделать упражнения из одной восточной гимнастики. Время сильно поджимало. Мы искупались и стояли, обсыхали. Одному участнику пришла в голову мысль. А почему мы теряем время? Слово гимнастика с греческого переводится как голый. Может, начнем? Кстати, есть упражнения, которые противопоказано делать в одежде. Они порождают такой поток телесных ощущений (прилив энергии), что малейшие резинки или ремни могут привести к серьезным нарушениям в организме. Причем это не преувеличение. Легко можно получить передозировку, если вы, к примеру, вместо трех повторений сразу сделаете пять. В лучшем случае отделаетесь головной болью. На природе мы научились хорошо снимать возможные последствия и применяем эти упражнения. Смысл гимнастики – большая бодрость и сила, когда можно сутками не спать. Несмотря на мое стремление к открытости и публикации в интернете всей информации, как туристической, так и оздоровительной, я решил, что принципиально не буду разглашать эти упражнения, не буду их показывать, что буду обучать им только нудистов и сразу в нужном виде. И здесь проверка людей очень простая. Если человек, несмотря на предупреждение о том, что баня с прорубью просто не совместима с трусами, все равно идет в баню в трусах, целый мир практик, связанный со здоровьем и энергией, будет для него закрыт.
Как-то на Байкале уже ближе к концу отдыха мы решили поиграть в пионербол. Мы загорали на пустынном песчаном пляже. Посмотрели друг на друга и задали себе вопрос, а зачем одеваться. В конце эту игру назвали «shaking balls» (трясущиеся шарики). Девушки сперва стеснялись присоединиться, но когда начали играть, оказалось, что все смотрят на мяч, а не на то, что у кого трясется. После этой игры мы хорошо поняли древнегреческих атлетов, соревновавшихся голышом. Как хорошо, когда все части тела движутся и обдуваются ветром так, как им положено по природе. Поверьте, что при подходящей температуре воздуха (а диапазон этот широк – от 0 до +20) спортивная одежда в виде футболок и шортов – это полный маразм. Они совершенно не функциональны по сравнению с нашей кожей. И никакие ухищрения вроде потоотводящего термобелья с ней не сравнятся. Всё это выдумки производителей. Интересно, увидим ли мы времена, когда повсеместно воплотятся в жизнь слова Маяковского «Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи!»?
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД И ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА (автор - Татьяна Лебединец)
О пользе нудизма с точки зрения практичности очень согласна с тем, что Паша написал, поэтому здесь повторяться не буду. Хочу рассказать о своем мнении и опыте нудизма как женщина, мать и психолог.
Вообще я и до клуба купалась голой. У нас была дружеская туристическая тусовка, где все друг друга знали и не стеснялись. Но массово с незнакомыми людьми, да еще и разные практики, такое получилось прожить только на турслете. Как у психолога у меня наработан навык замечать свои эмоциональные состояния и видеть их изменения, этими наблюдениями и хочу поделиться.
Первый раз проходила огненные практики, Паша сказал, что для прыжков нужно будет раздеться. Понимаю, что в принципе могу это сделать, хотя ощущала себя скованно. Но в компании с другими девушками легче стало это сделать. Разделась и удивилась, насколько мужчины спокойно реагируют на обнаженных женщин. Нет неприятных взглядов (я обычно замечаю такое), никто не пялится внаглую, не смеется, не шушукается, все спокойно заняты костром и своими проживаниями практики. Заметила, что сама я стесняюсь рассматривать мужчин и не смотрю ниже пояса. Вспомнила, что я взрослая женщина, и решила проявить любопытство. Ну и разобраться в причинах такого поведения.
В большинстве женщин живет маленькая девочка, которая не удовлетворила толком свое любопытство в исследовании своего тела и тела мальчика. В 3 года у детей возникает естественное желание понять, как они устроены и как получать удовольствие от тела. Это нормальный процесс. Но неграмотные взрослые вкладывают в эти действия свои смыслы, стереотипы и неврозы. И тут начинается – не делай так, не трогай, не смотри… сплошные запреты на естественное проявление любопытства. В большинстве случаев ребенок просто не понимает происходящее и решает, что у тела есть «плохие» части, что их лучше не ощущать, что удовольствие - это плохо и т.д. Возникает чувство стыда.
Выдержка из статьи известного гештальт-терапевта Ж.М. Робина: «Если есть сильное желание, потребность, то она должна быть узнана, благодаря окружению, признана, принята и, получив поддержку, превращена в контакт, действие. Если это не так, желание заблокировано, оно может стать стыдом. Особенно если мы получаем ясное послание извне: «Нам нельзя быть такими, как есть, и надо быть другими». Основное послание, которое получает человек, испытывающий стыд: «Я неправильный; какой я есть, я не могу быть принятым, любимым». Стыд также сильно связан с социальными связями, отношениями: «Такой, какой я есть, я не достоин принадлежать человеческому обществу».
Стыд проживается как сжатие, онемение, замораживание, желание пропасть, провалиться сквозь землю, не жить…
У многих возникают проблемы с принятием своего тела, часто вроде бы и фигура красивая, а внутри все равно куча сомнений, а если еще и не совпадает с современным стандартом, то вообще ужас. Также возникают проблемы с получением удовольствия от тела. И не надо ходить далеко, обычная зарядка, от которой становится лучше, почему то саботируется.
Когда снимается это напряжение, то есть перестает быть стыдно, тело расслабляется, происходит большой подъем энергии и жизненных сил. Часто проживается как ощущение свободы и полета».
Зная все это, я дала шанс своей внутренней девочке удовлетворить любопытство. Осознанно выйти за рамки запрета всегда терапевтично. Что мне это дало – расслабленность, я не пытаюсь больше не смотреть туда, могу любоваться мужской красотой (мужчины в клубе действительно красивые!), спокойно могу общаться, не застревая и не замирая, мне стало легко и свободно.
Поменялось отношение к своему телу. На следующем майском турслете было тепло, но лил дождь. Все стояли в шатре, а мы с девочками решили пойти купаться под дождем. Разделись, побежали, плавали, было так здорово, так хорошо, что я, выйдя из озера просто легла на траву и стала по ней кататься (есть такая мощная практика на гармонизацию тела). Было сильное ощущение единения с миром, природой, землей. Я смеялась как ребенок, особенно когда ко мне присоединился щенок. Мы валялись вместе. На тот момент я почти забыла, что рядом есть люди, они в шатре смотрелись настолько странно и неестественно, что возникло ощущение разных миров. Сейчас понимаю, что, возможно, я смотрелась очень необычно. Но они со всеми их мыслями были в другом мире, за стеклом. А я часть природы. Проживала ощущение подъема сил и свободы. Встала с сильным ощущением, что я красивая. Причем независимо от того, как я выгляжу. Это внутреннее проживание – довольство своим телом, принятие его. Сейчас, если я замечаю мужской взгляд, автоматически считаю его комплиментом.
Есть еще тема безопасности, ох правильно Паша написал. Многие женщины сталкивались так или иначе с темой насилия. По телевизору много об этом говорят, я росла в 90е и на меня нападали, приходилось драться и убегать. И где-то внутри, на подсознании я знаю этот страх. В одном из походов в начале бани я оказалась одна среди 10 голых мужчин. На несколько секунд зависла – испугалась, потом вспомнила, что это свои мужчины, что с ними безопасно! И дальше наслаждалась уже баней. Осознав свой страх и его причину, я могу оценивать, где мне безопасно раздеться, а где точно нельзя! Опасно. В своей психологической практике сталкивалась с мнением, что изнасилованные женщины сами в этом виноваты, напросились своим вызывающим видом, сексуальной одеждой. Ощущение, что мужчина - это некий тупой самец, который, если возбудился, то потерял контроль. И вроде бы понятно, что это бред! Но страх и вина у таких женщин, к сожалению, притягивает насильников.
Ни разу ни в бане, ни на практиках не замечала неадекватных мужчин –маньяков. Видимо у нас в турклубе их нет как вида. И это приятно.
Так уж получилось, что я тоже уговаривала некоторых женщин ехать с нами в поход и говорила о практиках. С удивлением выслушала «Как же я буду голой? Я же замужем!» Я даже растерялась от такого. Пыталась прояснить, чем замужество мешает? Наткнулась на общие стереотипы – не положено! Не принято! Кто не положил и не принял, непонятно. Как в детстве: нельзя, потому что нельзя.
Еще есть мнение, что таким образом женщина как бы изменяет мужу, особенно если замечает других мужчин, и они, не дай бог, ее возбуждают! Не надо путать физиологическую реакцию тела и осознанное действие! Мало людей знают, что телу все равно, на кого возбуждаться (ну если вид этого тела приятен), для тела нет понятия «муж» и «жена». Мозг все равно произведет некоторое количество определенных гормонов. И если возбуждение запрещено, то человек пытается сдержать его. Ну не выйдет сделать выборочно - на мужа/жену можно, а на остальных нельзя. Так не бывает. Поэтому невротичные выходы из этого - либо не видеть, не замечать мужчин/женщин, либо не замечать – сдерживать свое возбуждение. Думаю, вы сами можете догадаться, какие последствия у этих решений. Если все-таки себе разрешить смотреть на мужчин и возбуждение не сдерживать, то оно спокойно проходит, проживается телом. К тому же по женщинам этого вообще не видно. Или есть страх потерять контроль и наброситься на понравившегося мужчину? Хотела бы я это увидеть.
Еще есть страх, что мужчины увидят интимные места. Ну давайте будем честными, при том количестве материи, из которой состоит современный женский купальник, скрытым остается всего ничего. Кому из мужчин надо, тот легко додумает остальное.
Если подводить итог, то я за нудизм, но с оговорками. Подходящее место (природа, не рискну раздеться в центре города), подходящие люди (туристы в нашем клубе привычные и подходящие) и подходящий период (при месячных можно найти способ раздеться, но тут кому как комфортно)
Ну и о детях.
Так получилось, что я перед сыном дома спокойно ходила голой или переодевалась. И на речках, как я уже писала, мы не заморачивались одеждой. То есть мой сын до 10лет спокойно сам бегал голышом и на взрослых тоже смотрел. Это очень практичный подход в походе, проще отмыть ребенка, чем отстирать одежду. А вот дальше сын иногда стал смущаться. В ванну к нему не заходи, мыться он сам будет, от меня отворачивается. Смотрим фильм, где целуются, и он уже ворчит, отворачивается и показывает свое недовольство. Тут для меня встал вопрос о личных границах и интимности. Поэтому все его просьбы я учла. Но мы собрались на турслет, и я волновалась за практики. Волновалась, как я при нем разденусь, как ему будет от этого? Он тоже переживал, поэтому договорились, что заставлять его ни я, ни он сам, ни другие не будут! Что комфорт важнее всего. Оказалось, переживали зря. Общая атмосфера расслабленности и постепенный переход настолько увлекли сына, что даже если он и стеснялся вначале, то как-то справился с этим. Рассматривал он кого или нет - не знаю, даже не спрашивала. Он был увлечен прыганьем и хождением по углям. Проживал восторг, подъем сил и смелость.
На днях смотрели фильм, где мелькали поцелуи, голые мужчины (чуть-чуть, но были), немного сцен с намеком на эротику (оооооооочень намек). Ребенок смущался, сказал, что ему это смотреть не очень комфортно, но в принципе нормально. То есть для него это больше не является травматичным. А это уже большой плюс. Ну и давайте помнить, что запретный плод сладок, что чем больше мы скрываем от детей эту сферу жизни, тем больше они туда лезут. По мне, как раз такие практики, как баня, угли, купание голыми, помогают удовлетворить любопытство, снять излишнее напряжение. В этих действиях нет акцента на сексуальность, нет сильного нарушения границ. Все вполне естественно. Атмосфера поддержки и уважения тоже дает возможность расслабиться и быть собой. Хотя тут многое зависит от родителей, от их осознанности и внутреннего ощущения. Дети считывают и неосознанно копируют именно то, как родители проживают что-то, а не то, что они говорят.
Примечания
1) Готовя эту статью и изучая Интернет, я понял, что турклуб «Новые кочевники» не одинок. Например, есть инструктор на Камчатке, который даже в объявлениях коммерческих походов пишет в списке вещей: «плавательные костюмы можете взять, но нудизм приветствуется». А в московском велоклубе «Караван», похоже, вообще не стесняются.
2) Я сомневался, разрешать ли комментарии к статье или нет. С одной стороны, обсуждать вроде бы нечего. Я привожу воспоминания и описываю уже сложившиеся порядки в турклубе. Кроме того, я боюсь «священной войны», которая может разгореться в комментариях к этой статье. В то же время, может быть, люди напишут что-нибудь хорошее. Поэтому возможность комментирования я оставляю, но предупреждаю, что любые агрессивные комментарии буду удалять.