Человечество в своем развитии идет по пути термитов. Миллионы лет назад, когда климат на Земле изменился, они построили гигантские сооружения - термитники, в которых сохраняется климат давно минувших эпох. Человек пошел дальше и создал три защитных барьера: одежду, дом, населенный пункт. Они позволили человечеству заселить практически всю Землю, но не перестарались ли мы, воздвигая вокруг себя всё более совершенные защитные барьеры, перекрыв доступ солнечному свету, ветру, дождю и снегу? Туристы отчасти противостоят этой тенденции, стремясь быть ближе к природе. Проанализируем, что мы потеряли, создавая защитные барьеры, а также что мы можем сделать, чтобы, занимаясь туризмом, получать удовольствие от общения с четырьмя стихиями - землей, водой, воздухом и огнем.
Если мы хотим узнать, к каким последствиям может привести развитие цивилизации, которая старается отгородиться от природы, то достаточно посмотреть на наших предшественников - термитов. У них совершенно тоталитарное общество. Хотим ли мы жить в идеальных условиях, но при этом быть винтиками в одном большом механизме, как в романе Замятина 'Мы'? Полагаю, большинство ответит - нет. Может быть, поэтому активный туризм так привлекателен, ведь он позволяет на время избавиться от цивилизации и пожить на территории свободы.
В настоящее время жизнь типичного горожанина достаточно комфортна. Он может позволить себе носить удобную одежду, и она, в сочетании с транспортными средствами, вполне способна защитить его на его привычном маршруте между домом, офисом и супермаркетом. Проблема в том, что, создавая защитные барьеры, мы и сами не заметили, как превратили город в зону бедствия. Воздух отравлен выхлопными газами, а вода в промышленных центрах уже давно не питьевая, даже если она и течет из крана. Человек решил эту проблему. С ней справляются фильтры, кондиционеры, очистители, увлажнители и ионизаторы. Только это всё требует производства оборудования и энергозатратно, поэтому у горожан в глубине души есть страх, который они тщательно подавляют. Как мы будем жить, если кто-то выключит рубильник? Этот страх делает людей управляемыми.
Неожиданно выяснилось, что у человека есть потребность подвергать себя разнообразным физическим нагрузкам и находиться под воздействием стихий. Ребенок, родившийся в стерильных условиях, рискует приобрести аллергию, ведь его организм, привыкший к чистоте, будет реагировать на любой раздражающий фактор. Полнота - проблема многих горожан (часто приобретаемая при покупке машины). Худой человек в модельном бизнесе считается эталоном красоты, но полные люди потенциально более здоровы, чем худые. Просто им по своей природе нужно вести подвижный образ жизни. Городская цивилизация решила и это проблему, создав бассейны, солярии, криокамеры и целую индустрию фитнеса. Но, может быть, нужно просто чаще бывать на природе?
Спрятавшись за тремя защитными барьерами цивилизации, мы, чтобы быть здоровыми, фактически начинаем моделировать природные условия с помощью бытовой техники и фитнеса. Этот подход имеет право на существование. Но, полностью следуя ему, мы всё больше отдаляемся от природы, увеличивая экологические проблемы как напрямую (за счет производства необходимых приборов и энергии), так и косвенно (становясь равнодушными к природе и отдавая ее на растерзание сырьевым отраслям). Кроме того, этот подход требует денежных затрат, что делает нас всё более зависимыми от работы.
Право пользоваться защитными барьерами: одеждой, домом и населенным пунктом - фактически превратилось в обязанность. Жить в небольших населенных пунктах не престижно, а если вы построите дом далеко в лесу, вас будут считать очень странным человеком. Человек, не имеющий дома - это бомж, бродяжничество во многих странах наказуемо. Человек без одежды на улице города привлечет внимание милиции.
Поговорим о том, что городской житель может сделать, чтобы быть ближе к четырем стихиям. Многие родители заметили, что маленькие дети лучше спят на свежем воздухе, и укладывают их спать на балкон и в зимнее время. Может быть, стоит спать на балконе и в более зрелом возрасте? Во всяком случае, не стоит торопиться застеклять свой балкон. Горожане привыкли жить по расписанию, но погода расписанию не соответствует. В результате мы сперва прячемся от солнца, а потом на пляже мажемся кремом, чтобы не получить ожог. Лучше, когда светит солнце, ходить по городу пешком (так быстрее, все равно кругом пробки) и без футболки. Нужно похвалить ивановцев, принципиально ходящих в одних шортах практически круглый год. Они приучили других к тому, что необязательно полностью одеваться, когда идешь по улице. Даже милиции теперь лень приставать к прохожим с требованием одеться. Нужно отметить, что предрассудки еще остаются. Однажды я шел без футболки, загорая и готовясь к очередному походу, и решил зайти в магазин. Охранник меня не пустил, сказав: 'С голым торсом нельзя'. Я ему ответил, показав пальцем на его весьма объемный пивной живот: 'Это с вашим торсом нельзя, а с моим можно'. Дождь также не всегда зло. Однажды я летом шел по городу и попал под дождь. Я открыл зонтик, а парень, который шел рядом со мной, снял футболку, показав пример более гармоничного взаимодействия со стихией. Его поступок вызывает уважение у большинства прохожих и мысли о кислотных дождях только у совсем всего боящихся людей (таких стоит спросить, зачем они тогда вообще живут в этом городе).
Для более гармоничного взаимодействия с природой можно пользоваться принципами закаливания. Сейчас общественное сознание изменилось, и людей, купающихся зимой, воспринимают вполне нормально. Действительно, стоит ли ждать один теплый месяц, когда с пользой для здоровья можно купаться круглый год? Купание в проруби становится нашей народной традицией. На мой взгляд, нужно воспринимать явления природы не как помеху, а как дар, данный нам для того, чтобы мы расширили наш чувственный опыт, поэтому хотя бы на короткое время стоит подставлять себя лучам солнца, ветру, дождю и снегу.
Ко взглядам людей, занимающихся закаливанием, близки взгляды натуристов или нудистов (большинство 'моржей' купаются в проруби в голом виде). Они приводят следующие доводы в пользу голого отдыха. 1) Купаться в одежде не практично, а в сочетании с баней просто вредно, так как холодная материя создает контраст с горячим воздухом, разные части тела подвергаются воздействию разной температуры. Нарушается кровообращение. 2) Тряпки на человеке выглядят нелепо в природных условиях. Купаться в трусах неуместно. Голый человек в большинстве случаев выглядит красивее, чем частично прикрытый тряпками. 3) Надо быть ближе к природе. Чувствовать ветер и солнечные лучи каждой клеткой кожи. Полностью голый человек мерзнет меньше, чем частично одетый. Кожа - это единый орган, загорая без всего, мы обретаем целостность. Это подобно избавлению от костылей или повязки на глазах. Вспомните, что младенцы ревут, когда их одевают. 4) Нудизм в своей компании - это еще символ доверия к окружающим. Одежда часто является символом статуса человека, и когда ее не остается - падают другие защитные барьеры (не зря иногда деловые переговоры проходят в бане). 5) Нудизм - это быстрый способ (за несколько дней) лечения тех психологических проблем, которые психоанализ лечит годами. Он формирует более естественное отношение к телу (дети видят, как по-настоящему выглядит человеческое тело, а не на картинке в журнале, и растут без многих проблем подросткового возраста, фактически, у них отсутствует переходный возраст). 6) Необходимость носить одежду - это необходимость в городской жизни и наказание божье по религиозным представлениям, но это не обязанность человека. Даже в мировых религиях с жесткими моральными правилами указывается, что ношение одежды - это наказание (бог дал одежды Адаму и Еве, выгоняя их из Рая).
Туристы, предпочитающие активный отдых, естественным образом находятся ближе к природе, чем городские жители, следовательно, более близко знакомы с четырьмя стихиями (туризм можно отнести к практике стихии земли). Но очень часто туристы переносят свои городские предрассудки на природу. На мой взгляд, на природе нужно следовать двум принципам. 1) Мы уже очень сильно оторвались от природы. На природе мы - гости, поэтому нужно оставлять после себя как можно меньше следов своей деятельности. 2) Природа - не цивилизация. Поэтому чем более 'дикими' мы будем, тем лучше.
Выезжая на природу, мы, прежде всего, избавляемся от третьего защитного барьера - города. Поэтому не стоит превращать палаточный лагерь в населенный пункт. Стоит ли делать стационарный деревянный навес, когда можно ограничиться натянутым тентом в случае дождя? Оборудованные стоянки: навесы, столы, сиденья, конечно, удобны, но это уже не природа. Хотя, конечно, для некоторых и тесные садовые участки - это природа. Посмотрите, во что превратились палаточные лагеря у моря. Шум людей перекрывает звуки природы, а из-за палаток не видно деревьев. Стоит подумать о том, чтобы стоянка не нарушала окружающий пейзаж. Все, что принесено, должно быть унесено или сожжено. Не стоит у палаточных лагерей создавать свалки, даже оборудованные - в виде ям.
У индейцев Северной Америки религия не отделима от природы. Там любое место: родник, озеро, река, водопад, пещера, скала, гора, поляна с лекарственными растениями - всё, что выделяется из окружающего ландшафта или наоборот, содержит повторяющийся паттерн, является священным и используется для поиска силы и видений. У индейцев на прилегающей территории (часто очень значительной) запрещена любая деятельность, которая может изменить ландшафт, не должно быть никаких следов деятельности человека. Запрещено даже ветку отломить.
В то же время в восточных культурах храмы вполне красиво вписываются в окружающий ландшафт. Такое впечатление, что в нашей культуре практически отсутствуют традиции строить дома в гармонии с окружающим ландшафтом, за исключением, разве что некоторых древних храмов. У нас есть практика зимовий, охотничьих избушек. В них есть смысл для охотников (мы в турклубе стараемся избежать их использования). Главное, чтобы эти строения не были на виду, были спрятаны в лесу и не нарушали уникальных мест. На мой взгляд, предмету человеческой деятельности есть место на природе только в одном случае: если он - произведение искусства. Я с тревогой смотрю развитие природного парка Оленьи Ручьи. Овринги (навесные мостики) сделали доступными пещеры Дружба и Большой Провал для однодневного путешествия, но в этом году там понастроили крытых навесов, говорят, в планах - асфальтовые дорожки. Что же останется от природного парка? Неужели для однодневного путешествия крытые навесы - предмет необходимости?
Избавиться от третьего защитного барьера (города) хотят и люди, которые во многом являются антагонистами туристов - дачники. В походе между Аятью и Таватуем, мы обнаружили много природных достопримечательностей - живописных скал-останцев. Также мы увидели своеобразную дачную вольницу - множество самовольных построек. Такое впечатление, что городские жители просто захватили каждое удобное место, до которого можно доехать, и построили хибары в соответствии со своими материальными возможностями. При этом они понастроили заборов по принципу 'кто наглее', перегородив доступ к скалам (хорошо, что для туристов заборы - не помеха). Я рад, что туристы нашего турклуба сохранили здоровое отношение к природе. Походы по чудесным местам природы не проходят даром. Увидев беседку, примыкающую к скале, один турист сказал: 'Какой кошмар! Всякого дерьма понастроили!' Так как я изучал воздействие скал на психофизиологию, я бы посоветовал жителям этих строений хорошо подумать, прежде чем строить дома рядом со скалами. Скалы во всех культурах считаются местами силы. Лучше о дачниках выразился один эксцентричный кандидат в президенты. Он показывал журналистам свой дом на вершине холма, внизу было озеро с дачным поселком. Он сказал, что поселок купит и все снесет, потому что 'дачники всё вокруг загадили'. Хочется спросить дачников стихийного поселка между Аятью и Таватуем., какая конечная цель их деятельности? Превратить красивейшее место силы, холмистый лес с причудливыми скалами-останцами, в город трущоб?
Туристам лучше следовать индейским принципам и оставить нетронутой природу вокруг достопримечательностей хотя бы за полдня пути пешком. На мой взгляд, библейская заповедь 'не создавай изображений и идолов' в отношении туризма на природе должна превратиться в 'не создавай строений'.
Второй защитный барьер человека - дом - в туристических условиях превращается в палатку. Палатки сейчас легкие и удобные. Они защищают от дождя и снега и не препятствуют звукам природы. В то же время это все-таки дом. Поэтому в некоторых случаях в теплую летнюю ночь стоит подумать о ночевке без палатки. Нодья (костер из цельных бревен) способен не только обогревать длительное время, но и испарять капли дождя. Звездное небо над головой и пламя костра - отличный опыт.
Первый защитный барьер - одежда - необходим в походной жизни практически всегда. Климат наш в основном не располагает к прогулкам без одежды, хотя такая практика и распространена за границей в зонах субтропического климата даже в горной местности. Даже если температура воздуха комфортна, появляются кровососущие насекомые. Но не стоит и преувеличивать значение одежды. Однажды у нас был поход на Отортен (Северный Урал). Стояла жаркая погода, и было много слепней, комаров и мух. Если идти без одежды, то с потом крем от комаров быстро стекал и нас просто заедали насекомые. Приходилось идти в штормовках, обливаясь потом. Когда мы дошли до места, которое называется 'Ложка', мы встретили воскресную школу из Подмосковья. Разговор с ними походил на общение сумасшедших с нормальными людьми. Мы непрерывно размахивали руками, стараясь отогнать кровопийц. Ребята из воскресной школы вели себя обычно. Они уже адаптировались к комарам. Насекомые реагируют на запах, который очень сильно зависит от настроения. Можно держать такое настроение, что насекомые будут беспокоить меньше. Мой опыт отдыха в лагере NESTo (летний лагерь натуристов-эсперантистов) показал, что вполне можно обходиться без одежды, заготавливая дрова в лесу и делая разнообразную работу по лагерю.
К первому защитному барьеру кроме одежды относится обувь. Босохождение относится к очень сильной практике стихии земли и полезно за счет массажа активных точек ног. Однажды я провел эксперимент, гуляя ночью босиком в районе озера Песчаного. Я думал, что исцарапаю себе все ноги, но не обнаружил ни одной царапины.
Прогулки без фонарика в темноте представляют отдельный интерес. Я получил экстремальный опыт хождения без фонарика на Алтае от ледника Акоюка до озера Кучерлинского (на пути был курум, водопад, река, тайга и озеро). Ни в коем случае не призывая других людей повторять мой опыт, как не собираюсь его повторять я сам, тем не менее, отмечу, что наше зрение очень адаптивно и фонарик действительно был нужен только в единичных случаях. Потом, разговаривая со спасателями, я узнал, что фонарик бывает даже вреден, потому что он создает полуосвещенное пятно, сбивая настройку зрения, и делает всё за пределами пятна невидимым. Об этом опыте читайте мою статью "Мистический опыт в горах".
К практике стихии воды относится купание, которое в туристических условиях обычно превращается в закаливание. В нашем турклубе есть туристы, которые стараются купаться в каждом водоеме на нашем пути. Смысл в этом не только в закаливании, освежении и бодрости, но и в познании. Мы познаем мир, не только любуясь достопримечательностями, но и ощущая его всеми органами чувств. В Ергаках (Саяны) мы купались в относительно теплом водопаде Мраморном, в Ледяных озерах (название говорит само за себя), а озеро Теплое (Туманное) показалось нам просто курортом. Мы узнали значительно больше об этом крае, чем те туристы, которые только зрительно любовались им.
Обтирание снегом стало обычной составляющей зимних походов выходного дня нашего турклуба.
Практикой одновременно двух стихий - воздуха и воды - является туристическая баня - каменка. Практически всем известна польза бани с купанием в бассейне с ледяной водой. Туристическая баня (когда от природы отделяет только тонкий слой ткани, пропускающий солнечный свет) с купанием в водоеме оказывает помимо психофизиологического еще и сильный положительный эмоциональный эффект.
Очень мощной практикой стихии воздуха является ребефинг, представляющий интенсивное дыхание, в ходе которого организм человека очищается, а сам он переживает ощущения своего рождения или даже получает мистический опыт. Как показал массовый ребефинг в экспедиции турклуба Ергаки-2008, на природе дыхательные практики очень эффективны. Треть участников пережила один из этапов внутриутробного развития, треть - несколько, а еще треть - мощный мистический и духовный опыт. Здесь важно соблюдать правило: духовный опыт очень индивидуален и нужен именно тому человеку, который его испытывает. Горы - это дополнительный фактор, способствующий духовному опыту. Видения еще не повод создавать новую религию. Как мы знаем из истории, попытки массово тиражировать чей-нибудь духовный опыт редко приводили к чему-то хорошему. Заповедь здесь следующая: 'не делай из глюков культа'. Подробнее о ребефинге см. мою статью "Дыхательные практики".
К практикам стихи огня относятся традиционные для восточных славян прыжки через костер и хождения по раскаленным углям. В турклубе «Новые кочевники» эти практики стали частой составляющей походной жизни. Огонь мы делаем настоящий - такой, что при прыжке через костер достает до ушей. Ходим тоже по углям, которые еще горят. Участие в этих практиках стало массовым. Со временем мы поняли, что очищение огнем - это незаслуженно забытая, но такая же важная в жизни человека процедура, как и принятие душа или ванны. Подробнее читайте мою статью "Огненные практики".
Еще одной практикой земли является нахождение длительное время в яме, засыпанной листьями, или в пещере без света. Результат этой практики - осознание единства с Землей и восприятие земли как живого существа ('мать сыра-земля').
В Китае отдельно выделяют стихию дерева. Медитативной практикой является длительное нахождение на дереве. Результат - чувство симбиоза с деревьями и интуитивное ощущение чувств и настроения растений.
Занимаясь активным туризмом, мы на время можем избавиться от формирующих нашу личность защитных барьеров: одежды, дома и города - и подвергнуться воздействию четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Это воздействие может иметь закаливающий характер, быть оздоровительной процедурой и отдыхом или даже духовным опытом. При соблюдении мер безопасности четыре стихии могут сделать личность более гармоничной. А регулярно занимаясь практиками четырех стихий, мы в итоге понимаем, что наш организм, как и окружающая природа, также состоит из этих же стихий, являясь частью природы.