У туризма есть множество смыслов (см. мою статью "Смысл туризма"). Одним из них является возможность на некоторое время побыть свободным человеком на анархической территории, куда еще не проникла цивилизация. Рассмотрим, почему, несмотря на суровые природные условия, так привлекательна территория свободы для множества людей, занимающихся активным отдыхом.
Политическая карта мира делит Землю на множество цветных лоскутков, но такой образ нашей голубой планеты весьма далек от действительности. Есть территории, где государство не в состоянии контролировать границы по причине суровых природных условий. В основном это горные районы, куда представители власти добраться не в состоянии по причине своей тучности и большой харизмы. На Алтае пограничный пункт стоит на расстоянии примерно 50 километров от реальной границы. Получается, что, если считать Казахстан, на Алтае есть территория в сотню квадратных километров, которая никем не контролируется. В этом смысле Россия находится в двойственном положении. С одной стороны, она не является свободной. Гражданин России не имеет права носить оружие (во все времена это было неотъемлемым правом свободного человека), ограничен в передвижении (необходимость в прописке, он даже не может находиться в столице без регистрации), не имеет права пользоваться подробными картами своей страны, которые засекречены. В то же время есть бескрайние районы Сибири, которые реально никем не контролируются. В советское время было условное разделение на капиталистические страны, социалистический 'лагерь' и страны третьего мира. В настоящее время уместно к первому миру относить демократические государства с относительно свободной экономикой, правами человека и сложным, разнообразным по культуре и стилю жизни обществом. Ко второму миру - государства с традиционным обществом или сильно идеологизированные государства. К третьему миру, грубо говоря, - страны развивающиеся, неразвивающиеся и недоразвитые. Если учесть глобализацию, то некоторые исследователи (например, Фритьоф Капра) выделяют четвертый мир - нищие городские кварталы высокоразвитых стран, где живут сотни тысяч людей, оказавшихся лишними в обществе потребления; в этих кварталах законы государства действуют днем, ночью же там совсем другие законы. Предлагаю выделить пятый мир - анархическую территорию, которая фактически не управляется, так как власть нерентабельна, - сферу активного туризма. О ней и пойдет речь.
В пятом мире власти не то чтобы совсем нет, но она неуместна и бессильна. Однажды сентябрьской ночью я гулял около озера Песчаного в окрестностях Екатеринбурга. Мимо меня на мотоцикле проезжали пьяные милиционеры (дальнейший рассказ прошу не считать официальным заявлением). Они остановились и спросили, кто я такой. Следующий вопрос им удалось выговорить только с пятого раза: 'Почему в обнаженном виде?' (из одежды на мне были джинсы). Я им объяснил, что я закаляюсь. Вид человека с голым торсом сентябрьской ночью оказался за пределами их понимания (я тоже не ожидал встретить ночью в лесу пьяную милицию). Когда я отказался предъявить документы, несколько человек вцепилось в меня, и мне предложили проехаться с ними для выяснения личности. У меня были другие планы, я вырвался и исчез в темноте под возмущенные вопли милиционеров. В пятом мире прав тот, кто сильнее и опытнее, даже если на нем нет одежды, а не люди со звездочками на погонах. Люди становятся просто людьми, независимо от наличия документов.
Что теряет человек, попадающий в пятый мир? Вместе с комфортом он лишается зависимости от финансовых механизмов, забывая о всевозможных кредитах, освобождается от корпоративного рабства (работы, корпоративной культуры, превращающейся в корпоративную религию), от вертикали власти, которая в глобальном мире вырастает просто до небес, так что мы даже не знаем количества ее уровней. Освобождается от еще большей опасности, которая нас ждет в будущем, - от баз данных с глобальным доступом, таких, что любой представитель власти сможет проверить, когда вы переходили дорогу на красный свет (технологии конца света).
На территории свободы вход в палатку не запирается на замок, деньги не имеют значения. Впервые я это почувствовал на Маньпупунере, когда до ближайшего магазина было 300 километров. В пятом мире нет места для многоуровневой конкуренции, которая стала неотъемлемой частью современной цивилизованной жизни (соревнования работников внутри фирмы, конкуренция между фирмами). Зато есть место для сотрудничества при преодолении природных опасностей. А дарвиновская парадигма естественного отбора, ставшая одной из основ нашего мира, сохраняется лишь в том, что на территорию свободы попадут в основном сильные люди с хорошим характером. Вместо корпоративных войн в пятом мире - кочевое сотрудничество. В активном туризме схема отношений 'клиент - поставщик услуг' заменяется на походное сотрудничество, а принцип 'клиент всегда прав' - морским принципом 'слово капитана - закон', то есть прав наиболее опытный - руководитель похода.
Территория свободы в большинстве случаев совпадает с местами, где нерентабельно производство. Природа там не осквернена (не освоена) промышленностью и отдыхающими. Туриста там ждут девственные леса (Даже на Урале, где леса вырубались по 6 раз, сохранились такие территории. Например, в природном парке 'Таганай' на горе Ицыл есть бор, который никогда не вырубался) и чистые истоки рек с питьевой водой. На Урале для меня территория свободы начинается там, где исчезают надписи туристов на скалах и отсутствуют вырубки леса. У многих природа ассоциируется с раем (один из смыслов туризма - поиск потерянного рая). В пятом мире нет необходимости работать, чтобы заработать биовыживательные бумажки - деньги. Преодоление походных трудностей - это не работа, а спорт.
В книге Хаксли 'О дивный новый мир' описан такой заповедник свободы - индейская резервация, где нерентабельна цивилизация. Возможно, есть смысл официального создания таких заповедников, наряду со свободными экономическими зонами и природными заповедниками (к сожалению, под последние у нас часто маскируются военные объекты или скрываются какие-нибудь месторождения полезных ископаемых). Казалось бы, в современном мире территория свободы превращается в тонущие островки. Туда, куда раньше требовался недельный пеший переход, сегодня ведет канатная дорога, а на вершине горы строится спа-отель со смотровой площадкой (страшный сон активного туриста). Пятый мир должен исчезнуть, но возможна и его экспансия. Так, создаются сети туристов. Среди них самая известная - эсперантистская pasporta servo: люди, выучившие эсперанто, могут бесплатно жить на квартирах других эсперантистов во время путешествий, соглашаясь в свою очередь принимать у себя гостей. Еще: автостопщики нарушают все представления о стоимости отдыха и цене перемещений.
Стоя на перевале Кара-Тюрек на Алтае и видя величественную вершину Белухи и остроконечные заснеженные пики, понимаешь, что Алтай еще долго останется территорией свободы, переживя не одну цивилизацию.