Понятиям Родина и отечество легко дать следующие определения: Родина - часть Земли, где вы родились, а отечество - там, где выросли (в наше время очень часто эти места не совпадают). Слово 'выросли' можно заменить на 'сформировались как личность'. Отечество - это место, где вы стали тем, кем являетесь сейчас. Поскольку мы приближаемся к информационному обществу, нормальной является идея о том, что мы будем учиться и, следовательно, изменяться всю свою жизнь. Поэтому отечество во время глобализации - это все места, где вы побывали и провели время с пользой для своей души. Получается, что активный туризм и экотуризм из-за сильной эмоциональной вовлеченности, исследовательской и обучающей составляющей (см. статью "Активный, экстремальный и экотуризм") формирует наше личное отечество.
С понятием Родина сложнее, нужно определиться с размерами ее территории. Часто говорят о малой родине, имея в виду субъект федерации или населенный пункт с прилегающей территорией. Это может быть логичным для городских жителей, но совершенно не подходит туристам, которые понимают условность границ. Так, для туристов Южный Урал - это единый горный край, он не делится на Башкирию и Челябинскую область, граница между которыми не соответствует ни экономическим реалиям ни этническому составу (на озере Иткуль Челябинской области села башкирские).
Предлагаю определять границы малой родины по названиям. Если посмотреть на карту, то в большинстве местностей можно увидеть названия трех типов: первые из языка преобладающего на этой территории народа, вторые - из языка малого народа, которого уже почти не осталось в данной местности (обычно это названия гор), третьи - древнего народа, который здесь когда-то жил (обычно это реки). Если посмотреть на те названия, значение которых понятно, то можно заметить, что территория делится на кластеры, внутри которых названия не повторяются, но зато есть повторения между соседними кластерами. Так, например, на Урале много речек Каменок и скал с названиями Чертово городище, Семь Братьев, Медведь-камень. Если посмотреть на Свердловскую область, то можно выделить кластер Екатеринбурга, Первоуральска и Невьянска, но Каменск-Уральский, Красноуфимск и Нижний Тагил туда входить не будут, так как у Каменска-Уральского свое Чертово Городище, у Нижнего Тагила - Медведь-камень, а у Красноуфимска - Семь Братьев. Кластер, в котором вы родились, и есть ваша малая родина. Кажется, что подобное разделение не имеет практического смысла, но оно неуловимо влияет на поведение хотя бы тем, что, когда вы говорите, куда вы собрались, вас понимают. (У меня был случай, когда я разговаривал о Семи Братьях с жителем Красноуфимска, который давно живет в Екатеринбурге, и в конце разговора мы поняли, что говорим о разных скалах. Получается, что у нас разные малые родины.) Обычно малая родина - это местность, до границ которой вы можете дойти за один день.
Считается, что Родина - это страна, в которой вы родились, территория, на которой живут ваши родственники, похоронены предки (историческая родина), то, что ваша семья защищала, проливая кровь. В век глобализма такое определение кажется устаревшим. Родственные связи потеряли свое значение для многих людей, и, хотя войны вряд ли прекратятся, рассмотрим понятие Родина в век, когда несколько поколений избавлены от войны. Можно сказать, что Родина - это местность, где живут ваши друзья, те города, в которых вам нет необходимости селиться в гостинице, где не нужно работать круглые сутки только для того, чтобы выжить. В общем, Родина - это территория, где вы - свободный человек (изгнание и рабство раньше были самыми страшными наказаниями). Границы вашей Родины могут быть самыми разными: от горного ущелья до всей Земли. Эсперантисты, которые путешествуют по всему миру автостопом и живут бесплатно по системе pasporta servo в семьях людей, говорящих на эсперанто, действительно могут считать Родиной всю Землю - 'страну esperantujo'. Интернет может изменить границы вашей индивидуальной Родины. Вы можете найти одноклассников, сослуживцев, присоединиться к одному из сетевых сообществ, в общем, найти друзей практически в любом городе мира. Проверено, что для любых двух человек, даже живущих на разных континентах, есть цепочка друзей не более чем из четырех человек. То есть через друзей друзей друзей вы можете познакомиться с любым человеком планеты. Путешествия с жильем в гостиницах могут устареть, ведь гораздо интереснее жить среди местных жителей, такое общение обогащает личный опыт.
Родина связана с собственностью, это то, что мы охраняем и не позволяем портить. В этом смысле для некоторых Родина ограничена квартирой, а для других - всей страной. Приведу биологический пример: волк никогда не охотится вблизи своего логова, вы можете даже не подозревать, что рядом с вашей дачей подрастает грозная волчья стая. Так и человек старается не вредить своим ближним, но легко может эксплуатировать 'своих дальних'. Есть одна культурная европейская нация, которая свою территорию поддерживает в идеальном порядке, но почему-то иногда им нужно было завоевывать всех своих соседей, и на чужой территории они делали всё то, что совестно было сделать на своей. И здесь мы от вопросов собственности можем перейти к экологическому аспекту понятия 'Родина'. Так и некоторые отдыхающие свой садовый участок держат в чистоте, зато отрываются во время пикника на природе. Однажды я был на экскурсии в одной из пещер Адыгеи, экскурсовод рассказывала о сталагмитах и хотела показать нам сталагмит необычной формы, но ее фонарь осветил лишь пустое место. Кто-то только что его отломил. Мало кто из присутствующих понял глубину несчастья этой девушки. Через неделю в Дивноморске я выразил сожаление по поводу загрязнения скутерами гальки, сказав, что, по-видимому, пляжи буду всё хуже и хуже. На это другая отдыхающая сказала, что ей это безразлично, ведь она сюда больше не поедет. Я был потрясен и испытывал те же чувства, что и экскурсовод. С тех пор я не был в Дивноморске. Получается, что Родина - местность, судьба которой вам не безразлична, даже если вы никогда туда вернетесь. Но интересно также то, что Родиной могут быть места, где вы никогда не были. Например, недавно были планы строительства нефтепровода вдоль озера Байкал. Всем было очевидно (кроме чиновников, проводивших экологическую экспертизу), что помимо неэстетичности трубы вдоль берега, при землетрясении озеро Байкал погибнет. Страна была возмущена, хотя большинство (в том числе и я в то время) не были на Байкале. Получается, что для всех озеро Байкал - Родина, кроме владельцев нефтяной компании, инженеров, рабочих, а также, видимо, экологической комиссии, для которых район озера - территория, на которой можно заработать деньги, даже если она погибнет. Родина - это территория, которая для вас бесценна.
Экологический аспект Родины выражается в том, что есть территории, промышленное осквернение (освоение) которых лично для вас возможно или невозможно. Например, теоретически я понимаю зло вырубок леса в Бразилии для экологии на всей Земле, но вырубка леса в районе скал Чертова Городища, несмотря на создание природного парка "Истоки Исети", вызывает у меня большее возмущение.
Исторический аспект Родины связан со знанием людьми истории местности, на которой они живут. Какой именно местности и в каком объеме, определяется сейчас в основном средствами массовой информации. Так, например, мы знаем больше об истории Европы и США, чем своей малой родины. Складывается впечатление, что популярность местности определяется в основном рекламой. Например, православные знают в деталях Иерусалим, увлекающиеся восточным мистицизмом - гору Кайлас, при этом они не подозревают, что для паломничества или медитации есть не менее достойные места на их малой родине. Идеальный случай знания собственной малой родины - у коренных австралийцев. При отсутствии письменности нужно устно передавать огромный объем информации. У австралийцев для каждой тропинки существует своя история, длительность которой определяется длиной пути. Во время пеших переходов австралийцы повторяли одну и ту же историю веками. Кризис системы произошел при появлении транспорта. Во время переезда австралийцы не успевали рассказать нужную историю и были дезориентированы в пространстве. В советское время активно развивалось краеведение как синтез истории и географии (интересно, на западе есть что-нибудь ему соответствующее?), потом оно оказалось заброшенным (а могло пойти на экспорт в качестве интересной идеи). Зато к нам была импортирована экология как синтез биологии, географии и, отчасти, этнографии. Что, если совместить эти науки?
Итак, мы поразмышляли на тему "что такое Родина?", весьма опошленную военкомами и прочими гражданами, занимающимися военно-патриотическим воспитанием, а также околоправительственными интеллектуалами, несколько лет назад мучительно пытавшимися найти для нас национальную идею. Интерес к данной теме у большинства жителей нашей страны отбит еще со времен школьных сочинений в средних классах. Как пошутил член нашего турклуба Коля: 'Ты бы еще о национальной идее написал!' (если считать национальной идеей собирание земель, то получается, что туризм - индивидуальная форма воплощения этой идеи). Я показал, что Родина и отечество - важные составляющие нашего жизненного опыта, а туризм - способ их формирования. Возникает вопрос, как заниматься туризмом, чтобы сделать жизнь более гармоничной.