Вспоминаю свою первую большую экспедицию – поход на Маньпупунер на Северном Урале. Этот поход изменил судьбы всех его участников. То ли необычные погодные явления, свойственные северу, то ли горы, суровая северная природа, то ли священные мансийские места, или всё это вместе взятое привело к тому, что в течение двух-трех месяцев жизнь участников похода изменилась. Некоторые изменили семейное положение, другие – работу. Я не сменил ни того, ни другого, зато теперь вожу группы в походы и пишу эту статью.
В походе мы отрезаны от цивилизации и живем простой, но полной жизнью. Наша городская жизнь очень фрагментирована и специализирована. Занимаясь туризмом, мы выполняем практически все работы, связанные с бытом, выживанием и перемещением на природе. Специализации почти нет, нет и отчуждения результатов нашего труда – поставленный лагерь сразу используется для ночевки, разведенный костер – для приготовления пищи и обогрева. В походе человек учится взаимодействовать с участниками команды, так как выживание зависит только от ближайшего окружения, которое невозможно сменить. Длительные походы особенно полезны подросткам, из которых они возвращаются повзрослевшими, самостоятельными и уверенными в себе людьми.
Если поход проходит по трудному маршруту, то воспитываются волевые качества и умение мыслить стратегически. В походе по горной местности цели видны на горизонте в буквальном смысле, в альпинизме вершина горы – это наглядная цель, для достижения которой надо использовать все имеющиеся ресурсы, навыки и информацию.
Зададим следующий вопрос: «Каким образом походы могут сформировать личность нужного типа? Какие дополнительные мероприятия можно провести на природе для того, чтобы сформировалась взрослая личность, творческий человек, воин, управленец?». Чтобы ответить на этот вопрос, я обратился к методикам быстрого преображения личности, существующим в «первобытных» сообществах – обрядам взросления и приема в племя или тайное общество, воинским и шаманским посвящениям. И обнаружил, что туризм очень хорошо вписывается в структуру этих посвящений, а с дополнительными активностями, практикуемыми в турклубе «Новые кочевники», осуществляется значительная часть посвящения.
Современное общество практически лишено таких обрядов. Они частично сохранились у религиозных групп, например, обряды крещения, у профессиональных групп – воинские присяги, защита научных диссертаций, у неформальных групп в армии и студенческих отрядах. Полноценная инициация, при которой фактически создается новая личность, практически никем не проводится.
Перенесение готовых инициаций из сохранившихся «первобытных» сообществ вряд ли возможно, так как в большинстве своем эти сообщества находятся в состоянии глубокого упадка, вызванном давлением образа жизни западной цивилизации и уничтожением природы. В кризисе и инициации. Так, во многих из них есть перекосы в сторону жестокости (неофита избивают палками), членовредительства (выбивание зубов, обрезание), мазохизма (в муравейник на всю ночь), театральных постановок (неофитам предлагается пройти по «трупам» - людям, облитым краской, которые в конце «оживают») и аморальных практик.
Перед разработкой инициации нужно задать вопрос, личность какого типа человек, проходящий инициацию, хочет получить, как она будет вписываться в существующее общество, почему для человека недостаточно традиционного формирования психики в современной семье и системе образования. В современном обществе в замаскированном виде продолжает существовать индоевропейская (арийская) кастовая система (если точнее – варны, по-индийски), модифицированная глобализацией. Перечислим варны и их характеристики. Сейчас распространяется точка зрения, что древнее славянское общество имело структуру, похожую на индийскую (варнам соответствуют верви), поэтому приведем также аналоги варн в славянском обществе:
1. Брахманы (волхвы) – это современные учителя, научные работники, священники, немножко в стороне – врачи. Говоря современным (правда, уже не очень модным) языком – интеллигенция. Характеризуются культом интеллекта, стремлением к знаниям и желанием его передавать.
2. Кшатрии (витязи) – управленцы и военные. Характеризуются повышенной энергетикой, яркими чувствами, бескорыстием, жертвенностью (последние два качества не очень свойственны для управленцев нашей страны, к сожалению).
3. Вайшьи (веси) – люди свободных профессий, предприниматели, фермеры. Характеризуются созидательной деятельностью, желанием преумножать материальные блага.
4. Шудры (смерды) – наемные работники, слуги. Хорошие исполнители за адекватное вознаграждение. Любят получать от жизни удовольствие. Рекламный слоган «Бери от жизни всё» - это о них.
5. Парии (неприкасаемые) – люди вне варн, совершившие тяжкие преступления, выполняющие унизительную работу.
Не нужно думать, что система варн умерла с развитием демократии или осуществлением масштабных утопических проектов. Так, в советское время кандидатов наук не брали в армию, потому что отлично понимали, что из этого получится.
Глобализация внесла свои коррективы в структуру варн. Появились новые:
6. Финансисты, инвесторы, банкиры. Теоретически относятся к вайшьям, но уж очень они отличаются от фермеров (в древних сообществах процент был запрещен, поэтому даже теоретически относить их к вайшьям некорректно).
7. Так называемая «творческая интеллигенция», «звезды» шоу-бизнеса. Первоначально относились к шудрам или даже к париям, главным образом из-за того, что артисту создать здоровую семью практически нереально. Еще в 19 веке брак человека из хорошей семьи с артисткой считался скандалом, теперь же это вполне респектабельно. На телевидении исполнилось пророчество Вед «Шудры будут вещать, а брахманы слушать», действительно, на телевидении вы скорее увидите участника шоу «Дом-2», который вас «научит», как нужно любить, чем учителя. Поскольку я занимался шоу-бизнесом, то могу сказать, что в нем есть как интеллектуальные вершины, так и пропасти.
8. Директоры, крупные управленцы. Сочетают интеллектуальные качества брахманов и волевые кшатриев.
Проблема традиционных индоевропейских сообществ (например, Индии) в том, что в них варны «заморожены», принадлежность человека к варне определяется его рождением в соответствующей семье. Проблема же «прогрессивных» государств (например, США и России) в том, что система варн сильно искривлена и многие проблемы общества, например, коррупция, связана с тем, что люди, по психическому складу относящиеся к вайшьям, занимают посты управленцев (вот и «осваивают» всё, что находится в их поле зрения), еще появились политики, которых скорее можно отнести к представителям шоу-бизнеса. «Прогрессивные» сообщества не занимаются целенаправленным воспитанием нужного психического склада человека для его будущего положения в обществе. Полагаю, что пришло время информационного общества, когда человек сам сможет выбрать нужный ему тип психики, подходящий под его представления о себе и его месте в обществе.
Судьба человека сперва определяется семьей, в которой он родился, потом - образованием и работой, которая вносит много случайностей в формирование личности. Туризм – это третий шанс человека изменить свою судьбу.
Туристическая команда представляет собой изолированный коллектив, в котором заново складываются отношения между людьми, могут проявиться природные качества человека или воспитаться новые. Зачастую место, которое занимает человек в туристической команде, поразительно отличается от положения человека в обществе. Если проанализировать туристические мероприятия, то спокойные походы и палаточные лагеря способствуют формированию вайшьев – самостоятельных и ответственных людей, тяжелые и экстремальные походы – кшатриев-воинов (например, от тех, кто «провешивает» веревки в альпинизме, требуется альтруизм), организация длительных и массовых походов воспитывает кшатриев-управленцев, организация походов, где много молодежи и новичков, растит брахманов.
Но туризм – это всего лишь третий шанс, который также стихийно (хотя и более предсказуемо) формирует личность человека. Что если провести туристическое мероприятие в формате инициации для управляемого формирования психики человека?
Рассмотрим структуру посвящения, приведя примеры для каждого этапа как из традиционной туристической практики, так и из тренингов на природе. Сразу предупредим, что это - методы быстрого преобразования психики и, как любые эффективные методики, они опасны. Прежде чем их практиковать, стоит подумать, не выбрать ли более медленные, длящиеся как минимум год, методы развития психики. Опасность подстерегает также после прохождения инициации, так как окружение человека может не быть готовым к резким изменениям его личности.
Первый этап – удаление от традиционного окружения: подросток из племени уходит из коллектива в лес. В нашем случае это любой туристический поход. Для городского человека этот этап более драматичен, чем для первобытного, который значительно ближе к природе.
Если хочется усилить эффект, можно рекомендовать хождение с завязанными глазами. Первый человек идет с открытыми глазами, остальные за ним вереницей, держась друг за друга. Не рекомендуется разговаривать. Участники должны найти способ общаться с помощью прикосновений. Такой переход должен длиться несколько часов. В турклубе «Новые кочевники» был обнаружен интересный эффект от хождения с завязанными глазами. Обостряются все чувства, но, когда снимается повязка, мы чувствуем себя отдохнувшими как в течение долгого сна. Оказывается, наш мозг сильно устает из-за перегрузки зрительного канала информации.
Если инициацию проходят несколько человек, то для отбора наиболее выдающихся можно ввести соревнование – кто быстрее доберется до нужного места.
Второй этап – испытание. В экспедициях испытаний много: переправы через реки, скалолазание, прохождение опасных порогов на реке, погодные испытания в виде холода, дождя, снега и града и т.п.
Из дополнительных активностей, практикуемых в турклубе, можно привести ныряние со скалы, купание в проруби или проныривание между прорубями, огненные практики (прыжки через костер и хождение по углям). Особой практикой являются прогулки без одежды, которые в условиях низких температур являются действительным испытанием. Для нашего климата оптимальное время с середины августа по ноябрь (до первого снега). Они также выполняют функцию первого этапа, так как одежда является нашим самым привычным окружением. Эффект от таких практик – максимальная близость к природе, после которой одежда начинает восприниматься как скафандр.
Для группы посвящаемых может быть такое соревнование: кто дольше выдержит упражнение из цигун «железная рубашка». Нужно стоять, слегка присев, как будто держа три шара: первый между коленями, второй между руками и грудью, третий – между ладонями.
Третий этап – переживание смерти и рождения или возвращение в утробу. Естественным путем это осуществляется у спелеологов при длительном посещении пещеры с узкими ходами или во время сплава по бурному каньону (то и другое напоминает прохождение родового канала).
Из дыхательных практик хорошо подходят ребефинг и холотропное дыхание.
Родовой канал можно сымитировать из тел участников или из подручных материалов. Утробу – путем нахождения под землей или в темном помещении.
Для будущих шаманов и воинов этот этап сопровождается мысленным переживанием своей смерти («прокручивания в голове» видео с собственными похоронами) и полного уничтожения тела. Неофит представляет, как его тело поедают птицы, а затем высшие силы заново создают его тело – неуязвимое для воина и с магическими и целебными способностями у шамана.
Четвертый этап – ознакомление с мировоззрением племени. Новичок знакомится с представлением племени об устройстве мира, структуре и отношениях внутри коллектива. В туристическом коллективе это может быть привитие экологического взгляда на мир или знакомство со специфическими особенностями именно этого коллектива.
В турклубе такими особенностями являются открытость коллектива (практически во всех мероприятиях, кроме технически сложных, у нас есть несколько новичков), посещение максимально возможного количества достопримечательностей на маршруте (некоторым даже кажется, что походы слишком интенсивны), увеличенные нагрузки (по сравнению с аналогичными по времени походами других коллективов) и здоровый образ жизни.
При проведении корпоративного тренинга по мотивам посвящений это может быть рассказ о корпоративной культуре и идеологии организации.
На этом инициации взросления и приема в племя заканчиваются, и устраивается праздник. Воинов же и шаманов ждет еще один этап.
Пятый этап посвящения воинов – разжигание внутреннего жара. Сначала воин входит в состояние неуязвимости – боевого транса. В походе он становится равнодушен к ветру, граду и мокрым ногам. На тренингах используются танцы на битых стеклах и факирские номера (танец с факелом, пламя которого не обжигает). Затем происходит взрывное увеличение внутренней энергии, которое может проявляться как разгон психики (с быстрым невербальным потоком мыслей и эмоций), ярость или внутренний жар. Методики увеличения энергии различны: плавная подпитка энергией солнца или сублимация сексуальной энергии в цигун и йоге, пробуждение генетической памяти у славян, одержимость берсерков.
Пятый этап посвящения шаманов – получение мистического опыта. Будущий шаман должен пережить опыт альтернативного восприятия мира и пообщаться с мифическими существами (обрести духов – покровителей, защитников, союзников, учителей). В туристических походах такое возможно только в результате длительного изматывающего перехода с экстремальными моментами (см. статью «Мистический опыт в горах»). Из практик для этого этапа можно предложить отсутствие сна (минимум – две ночи, когда сон начинает накладываться на явь) или, наоборот, длительный сон.
Нужно отметить, что инициации лишь создают необходимый склад психики, но не делают из человека воина или шамана. Так, для воинов необходимо изучение боевого искусства, а для шамана – методов народной медицины и специфических шаманских техник (мистический полет, обращение с Мировым Древом, умение находить потерянные души).
Если речь идет не о рядовом посвящении в воины и шаманы, а об инициации высших духовных и светских лидеров, то есть еще один этап, описанный в Библии как искушение Иисуса Христа. Главным искушением духовного лидера является власть. Только отказавшись от власти, человек может отстраненно и независимо заниматься обучением, консультациями и судебной деятельностью. Для воинских и государственных лидеров главным искушением являются деньги. Все понимают, что стоит чиновнику начать брать взятки, и он уже становится непригодным к государственной деятельности, а структура, которую он возглавляет, прогнивает.
Представим теперь поход, по структуре своей подходящий для воинского или шаманского посвящения. Мы идем в поход в горы и через несколько дней забываем о своей городской жизни (отрыв от повседневности), проходим перевалы категории выше второй и переправы через бурные реки (испытания), посещаем пещеру или сплавляемся по быстрой реке (имитация рождения), у костра ведем разговоры о смысле жизни, испытания вроде мокрого снега и промокшей одежды уже перестаем замечать (разожгли внутренний жар), отправляемся в радиалку, неудачно рассчитывая время, и возвращаемся в лагерь к рассвету, получая необычные переживания от вида звездного неба в горах (мистический опыт). Замечено, что именно такие походы, с элементами приключений, а не пляжно-экскурсионные, оставляют глубокий след в нашей памяти и заставляют городских жителей стремиться к новым экспедициям в нашем турклубе. Может быть потому, что в этих походах человек становится тем, кем он должен быть по своей природе – воином или шаманом, а не по культуре.
Таким образом, отсутствие полноценных инициаций в нашем обществе – это ощутимый пробел в нашей культуре (поэтому многие и предпочитают «дикие» формы отдыха). Туризм, а длительные экспедиции в особенности, позволяет изменить строй психики человека. Целенаправленное формирование психики нужного типа (со свободой выбора самим человеком) более эффективно на тренинге – туристическом мероприятии в формате воинского и шаманского посвящения (в отличие от 3-5-недельной экспедиции он может длиться от четырех дней). В турклубе «Новые кочевники» были отработаны различные элементы инициаций, в 2011 году я собираюсь провести тренинг в кемпинге на Черноисточинском пруду, включающий все этапы посвящений, а затем раз в год проводить туристическое мероприятие в этом формате.