В начале экспедиции по предложению одного участника мы записали на листочки бумаги наши ожидания от похода. Может быть, поэтому в разговоре о смысле туризма я высказал свое пожелание в качестве цели. Я поехал на Приполярный Урал, чтобы снять хорошие фотографии и сделать виртуальный тур (то есть показать, что мы не просто «топчем» природу, после нас остается уникальный информационный продукт). Участники попросили меня говорить серьезно. Также не стали обсуждать желание посетить разрекламированную красавицу Манарагу как поверхностную причину. Участников интересовали глубинные причины занятия туризмом.
Действительно, как показал опрос, на поверхностном уровне люди занимаются туризмом, чтобы:
1. Посмотреть на прекрасные уголки природы.
2. Стать лучше физически и духовно (активный туризм – тренировка тела и воли).
3. Оказаться в хорошей компании.
Компания подобралась интересная не только в этой экспедиции (люди с несколькими высшими образованиями, учеными степенями, инженерная элита – палатка с умными разговорами получила название «пир духа»), но и в целом туризм – хороший фильтр для отбора людей. Например, жадность – качество отрицательное, как понять, что азарт перешел в жадность? В экспедиции мы находили друзы горного хрусталя, иногда – довольно тяжелые. Многие участники их просто оставляли, так как понимали, что их не унести. Когда вес моей «добычи» превысил 10 кг, участники забеспокоились. Когда я нашел очередную друзу в 5 кг и у меня не хватило духу разбить её, чтобы выбрать лучшие кристаллы, Саша сказал: «Паша, вспомни, как гибли старатели». Настя прокомментировала то, как я складывал в рюкзак друзу: «Здравый смысл потерпел фиаско». Как я понесу 20 кг дополнительного груза через перевалы? Успешность перехода превращает отрицательное качество в положительное. Упрямство может стать упорством. Туризм способствует гармонии. Он уравновешивает наши желания и физические возможности. А совместные трудности для достижения цели создают идеальный коллектив – прообраз разрушенной в нашем обществе общины.
Пункты (1) и (3) хорошо выразил Витя, предложив слоган «Познаем мир вместе». Как соединить вместе все три причины? «Становясь лучше, познаем мир вместе»?
На срединном уровне смысла туризма всплывают различные культурные фреймы, например – карма. Наверняка нашими предками были кочевники. Поэтому у нас есть потребность кочевать часть жизни. Не пройдя этот этап, мы не можем далее развиваться духовно. Связь туризма с даосизмом (философией пути, рассматривающей жизнь как путь) можно кратко выразить идеей: «В туризме цели видны на горизонте в буквальном смысле». О других философских, научных и религиозных фреймах вы можете прочитать в моей статье Смысл туризма. Придумал и я несколько своих культурных фреймов, например, концепцию туризма как формирования родины).
Здесь мне хочется добавить еще несколько культурных фреймов.
Есть туристы, которые ходят в походы, потому что «не могут не ходить». Это напомнило мне «абстрактные ядра магических историй» Кастанеды – американского антрополога, проходившего обучение в закрытой группе индейцев – магов. Индейцы проанализировали истории прихода в их отряд магов обыкновенных людей и выявили «абстрактные ядра». Словно какая-то Сила или Дух иногда уловками заманивает человека, иногда намеками проявляет себя, а то и со всей беспощадностью обрушивается на человека. У народов Сибири есть так называемая «шаманская болезнь». Если шаман перестает шаманить, он заболевает. Так и городской житель вдруг становится туристом, если увидел заманчивую картинку по телевизору под особое романтическое настроение (Проявление Духа), а, может быть, и в результате крушения самолета в джунглях (Толчок Духа).
На глубинном уровне смысл туризма оказался таким же, как и во многих других видах деятельности, и совпадал с императивами крупных религий и философских систем.
1. Познание, в том числе – природы и себя самого («занимаюсь активным туризмом, чтобы испытать себя»).
2. Бегство или возвращение. Здесь много разных вариантов. Бегство от городской жизни, возвращение к природе, бегство от себя, чтобы временно забыть о городских проблемах. Я формулирую это как «туризм – не бегство от реальности, а возвращение к естественному образу жизни».
3. Спасение. Обретение здоровья в экологически чистом месте. В продолжительных походах за 28 дней полностью обновляется вода в теле человека. В более широком смысле – спасение от городской суеты, шума, стрессов.
4. Поиск. Бывает различным – от поиска новых сильных ощущений до поиска Шамбалы или утерянного Рая.
5. Гармония. В гармоничном окружении мы сами становимся лучше, см. также мой пример с жадностью.
6. Реализация. Осуществление масштабных туристических проектов профессиональными туристами.
Есть еще реализация в философии глубинной экологии. На ней хочу остановиться подробнее. Глубинная экология родилась в западной философии тогда, когда экологические проблемы стали очевидными и угрожающими всей Земле. Она включает в себя два принципа:
1. Экоцентризм. Отказ от антропоцентризма. Человек перестает быть «венцом творения» и «царем природы». Все формы жизни равноправны и одинаково ценны. Выживание природы важнее цивилизации.
2. Реализация, понимаемая как особое познание человеком природы. При научном познании мы учимся, как использовать в промышленности природные ресурсы. Здесь же природа понимается не как ресурс, а как причудливая паутина жизни, у каждого элемента которой свой смысл, составной частью которой мы являемся. Можно выразить эту реализацию по названию книги «Думай как гора».
Примеры реализации в смысле глубинной экологии были и у нас в походах. В экспедиции на Ергаки я проводил сеанс дыхательной практики – ребефинга, в ходе которого одна из участниц вошла в сильно измененное состояние сознания и каждой клеткой своего тела «смотрела» на окружающий мир. Потом, в какой то момент она ощутила, что мир тоже каждой клеткой растений и каждым кристаллом камня с интересом и любовью «смотрит» на неё.
Я лежу в районе горы Народной и пытаюсь снять напряжение и накопившуюся за несколько дней усталость, в том числе – психологическую. Обычно я стараюсь представить во всех ощущениях, как меня вдавливает в землю, воображая, что я устал сильнее, чем на самом деле, а затем вызвать состояние парения. После этого усталость быстро проходит. Эта техника очень древняя и упоминается в былинах про русских богатырей, которым земля восстанавливала силы. Любили богатыри поваляться на Матери - Сырой Земле. Теперь же я применяю технику расширения границ тела из НЛП, знакомую всем автомобилистам (хороший водитель воспринимает свою машину как часть собственного тела). Я представляю, что окружающая часть почвы стала частью меня, затем – гора Народная, потом – Урал, потом чувствую себя обнимающим наш голубой шарик. В это время Земля периодически отправляет в меня шары энергии. Потом я обнаружил, что разные места во время моего «отдыха» посылают эти шары с разной периодичностью и разного «цвета». Это места силы?
Как этот опыт общения отразился на мне и моей группе? Я иду, не зная усталости, прохожу чужие стоянки. Вслед за мной идет параллельная группа и интересуется, не проходила ли здесь моя группа? «Проходила? Нет, пролетала», - таков был ответ. Как мне объяснить туристам, что вокруг просто разлита энергия, как научить их пользоваться ею – важный вопрос для меня. Как научить людей чувствовать природу, общаться с ней, получать от неё энергию, и при этом не заработать ярлыки сектанта, язычника, сумасшедшего?
Мы сошлись во мнении с Настей, что перечисленные шесть глубинных смыслов туризма, а равно и других видов деятельности, заводят человека в тупик. Обратите внимание, сколько людей вокруг нас пытаются найти себя, как будто что-то потеряли, или реализовать себя (как правило – в бизнесе; их можно спросить, собираются ли они реализовать себя оптом или в розницу?), или спасти себя, как будто есть от кого спасать.
Что если попытаться соединить бегство и возвращение, реализацию, спасение, поиск гармонии и познание? Что стоит за ними? Как дзенский коан, оставим решение этой задачи читателю, дав ему возможность достичь просветления. Как задумались и мы, пытаясь найти самый глубокий смысл туризма. Дальше разговор мы продолжать не стали, уважая религиозные взгляды друг друга. Можно лишь добавить фразу одного из руководителей экспедиции: «Люди придумали столько условностей, что природа осталась практически единственным местом, где можно общаться с Богом».
Не нужно думать, что я идеализирую туристический образ жизни. Видов туризма много, а людям свойственно переносить цивилизацию в туризм. Главными «достижениями» цивилизации являются комфорт, сервис и развлечения. И они стремительно проникают туда, где из горных ледников берут начало великие реки. С чем мы, оказавшись в священных местах, куда раньше был открыт доступ только воинам или шаманам, рискуем столкнуться? Мы можем оказаться у приюта с казино, отелем, мотелем и борделем (пример комфорта). В целебных источниках вместо поджарых и мускулистых туристов плещутся, не приходя в сознание, пузатые дядечки, которые были доставлены наверх на лошадях или вертолете (я имею в виду, не настроившие свое сознание на восприятие гор и водопадов). Можно подумать, что я преувеличиваю. И вроде бы в России много мест, до которых еще не скоро доберется цивилизация. Но что мы можем наблюдать, встретив в священных местах своего брата-туриста? Жизнь туристическая проще городской не в смысле испытаний, а в смысле организации быта и развлечений. Пороки тоже простые, развлечения примитивные. Многие лезут вверх, матерясь при каждом препятствии, громкие крики отражаются эхом по ущелью, в уши вставлен плейер, из которого доносится шансон. После восхождения туриста всего трясет от адреналина, усталости и избытка эмоций. Но в базовом лагере его ждет чарка водки.
И вот закончен поход или десятилетие походов, у туриста уже нет того энтузиазма и здоровья, с которыми он совершал восхождения, зрение уже не воспринимает красоту гор, и эмоции давно остыли. Мне хочется его спросить: «Тебе выпало счастье побывать на десятке вершин, которые у сотни народов считаются священными. Что ты получил в этих местах силы, что понял? Написал ли ты хорошую книгу, создал ли произведение искусства, вынес ли оттуда энергию для своего бизнеса? Какие духовные открытия ты сделал? Ничего. В походе ты пил каждый день, ты спустил всю энергию и нервные клетки вместе с алкогольной мочой, ты проматерил все дары священного места, ты заглушил журчание истоков рек низкопробной музыкой. Даже если у тебя есть еще силы, уже не осталось гор, ты был на самых высоких из них. Ты и твоя команда просто не были готовы к тому, чтобы идти в священные места. Да, ты был готов физически, у тебя сильная воля. Но нужно подготовить сознание к восприятию мест силы». Нужно освоить техники расслабления, массажа, дыхательные практики (сейчас множество восточных практик работы с телом доступны человеку), чтобы не трястись после восхождения от избытка эмоций, не глушить адреналин алкоголем, а дать возможность телу спокойно усвоить то, что оно получило. В конечном счете, следуя кастанедовским идеям, нужно понять, что энергия сама по себе нам не принадлежит, она нам дана для осуществления более высоких целей. Если вы взошли на Эверест, то будьте готовы к «восхождению на вершины» и в городской жизни. Как научить туристов, образно говоря, уносить друзы кристаллов духовные, как я смог унести друзы горного хрусталя – физические?
От смысла туризма в жизни отдельного туриста уместно перейти к смыслу деятельности туристической организации. Об этом написана моя статья Новые кочевники. Прошло два года после её написания, уместно посмотреть, что уже осуществилось, и добавить несколько новых идей. Цель турклуба «Новые кочевники» - развитие туризма на Урале и Сибири. Несколько лет мы под этой целью понимали проведение разнообразных мероприятий круглый год. И вот уже практически нет ни одного выходного без похода выходного дня. С весны по осень проходит десяток экспедиций по самым разным уголкам страны, а теперь и всей Земли. Нет только суперпроекта – грандиозной идеи, которая сможет объединить множество наших туристов. Таким суперпроектом я предлагал сделать соединяющиеся походы, проходящие через весь летний сезон в районе Алтая и Саян. Туристы смогут принять участие в одном или нескольких походах по своим силам – в пределе, быть в походе всё лето.
Второй задачей я видел организацию полноценного досуга в походе. Хотя предстоит еще много сделать, подвижные игры, гимнастики, оздоровительные практики стали «фирменным знаком» турклуба «Новые кочевники». Задача – сделать туристическую жизнь не примитивной, а полноценной. В турклубе складывается субкультура со своими традициями. Нужно еще многому учиться. Например, у коренных народов или субкультуры индеанистов (фестивали пау-вау) можно научиться организации интересной жизни в палаточных лагерях. Первые шаги нами уже делаются. От традиционной бани-каменки на природе мы перешли к оздоровительным семинарам (например, Четыре стихии), проводим праздники (Масленица, Новый год), выезжаем на Таватуй, чтобы поиграть в подвижные игры. Лагерь на Черноисточинском пруду объединяет разные активности на природе.
Несколько лет назад в турклубе стали раздаваться голоса о приобретении загородной недвижимости, вплоть до экопоселения. Я тогда отмахивался от этих разговоров, говоря, что надо ходить в походы, пока мы на это способны. Теперь пришло новое понимание. Закончен важный этап проекта Южный Урал. Я побывал практически на каждом хребте Южного Урала либо видел этот хребет со стороны. Несколько раз был на Алтае и хочу побывать на всех его хребтах. Был в разных горных системах Сибири. Границы моей индивидуальной родины простираются на тысячу километров, как и тропы, по которым я прошел. Стоит ли кочевать круглый год? Не нужно ли иметь прибежище в каком-нибудь красивом экологически чистом уголке?
Такой горной страной, несомненно, является Алтай. Мне и раньше говорили, что Алтай – самые красивые горы нашей страны. Там из одного места можно сразу видеть все цвета: белые ледники, разноцветные скалы, голубые озера и водопады, зеленые леса. Сомнения исчезли, когда Саша, путешествующий по всей Земле, на Северо-Чуйском хребте сказал, что Алтай красивее, чем Тибет.
Я изучил вопрос экопоселений, пообщался с их жителями и понял, что многие из экопоселений обречены. Там нет яркого духовного лидера и общинной жизни, потому что для многих экопоселение – форма социального отшельничества, бегство от цивилизации, а не возвращение в гармоничное общество. В статье про экспедиции я пессимистично отметил, что к концу экспедиции складывается идеальное общество, способное достигать выбранных целей, и немного грустно наблюдать за тем, как оно разрушается при прибытии в город. Но получается, что экспедиции – это как раз проверка способности действовать сообща, тот фильтр людей, которого так не хватает в экопоселениях. Уверен, что большинство моих туристов, прожив в одной палатке две недели, способны быть хорошими соседями в соседних домах. Получается, что благодаря отбору людей в экспедициях турклуб способен в итоге построить экопоселение, лишенное проблем с межличностными отношениями и не требующее авторитарной власти духовного лидера!
Поделился своими идеями с некоторыми активистами и получил резкую и обоснованную критику. Турклуб просто не готов сегодня столкнуться с юридическими, финансовыми, строительными проблемами и проблемами обслуживания загородной недвижимости. Называлась и проблема взаимоотношений людей.
Я не готов пока сказать, во что выльется идея о загородной недвижимости – в приют, тайм-шер (дом, в котором живут по очереди) или экопоселение, но уверен, что вопрос появления у клуба недвижимости – лишь вопрос времени. Придет время, и из экспедиций и загородных лагерей в клубе возникнет группа людей, которая, посетив прекраснейшие уголки России, захочет обосноваться хотя бы на месяц в году в самом красивом месте – Алтае. В клубе уже есть не только гости, много туристов-участников клубной туристической жизни, есть направления, которые существуют по принципу секции, регулярно тренируясь. Почему бы не возникнуть объединению людей по общинному принципу?
Закончить статью хочется словами Кастанеды, что в мире есть множество путей, все они ведут в бесконечность. Только по одним из них идти легко и приятно, это – пути с сердцем, другие лишь нагромождают перед путешественником проблемы. Путь турклуба «Новые кочевники» имеет сердце.