Экология вместо астрономии
В советское время образование было лучшим в мире – каждый человек знал (по крайней мере – формально) строение атомного ядра. Зачем эти знания – другой вопрос. Одним из предметов была астрономия. Страна готовилась к освоению космоса. Во время перестройки оказалось, что космические программы – это что-то вроде дорогого хобби или спортивного соревнования между разными странами. Соревнование закончилось, и масштабные космические программы стали ни к чему. Астрономия исчезла из школьной программы, и на фоне общих потрясений 90-х годов этого практически никто не заметил (меня, когда я учился в школе, всё-таки, спросили, хотим ли мы изучать астрономию). Зато появилась экология (1) – в виде раздела биологии или небольшим самостоятельным спецкурсом. Правда, на примитивном уровне в виде разъяснения терминов пищевые цепи (2) и биогеоценозы (3).
Возможно, замена астрономии на экологию – это наиболее важная перемена в школьном образовании. К сожалению, когда я пишу эти строки, я услышал по радио следующую новость. Диктор с энтузиазмом объявила, что в Свердловской области будут бороться с употреблением молодежью псилоцибиновых грибов. Для этого две поляны, где произрастают грибы, будут полностью выжжены. Диктор попросила сообщать, где есть еще поляны, чтобы их также можно было уничтожить. Первой моей мыслью было, что есть две уникальные поляны, которые хотят уничтожить, и биоразнообразие уменьшится, поэтому надо срочно ехать и ставить палатку. Пусть попробуют сжечь вместе со мной. Потом навел справки и выяснил, что таких полян у нас очень много, кроме того, безопасно их выжечь можно только спиртом. Но где это видано в нашей стране, чтобы спирт расходовался подобным образом? Он будет немедленно разворован и пропит. Надо также поискать заинтересованных в подобной акции сторон. Скорее всего, это как раз производители алкоголя, которым грибы составляют бесплатную конкуренцию. В любом случае, новость удручает полной экологической безграмотностью как дикторов, так и властей, принявших такое антиэкологичное решение.
------------------------------------------------------------------------
1) Экология – наука о взаимоотношении живых организмов между собой и окружающей средой.
2) Пищевая цепь – цепочка организмов, в которой каждый следующий организм питается предыдущим.
3) Биогеоценоз – устойчивая саморегулирующаяся система организмов, обитающая на определенной территории.
Экология вместо экономики
Глядя на огромные промышленные заводы, мы восхищаемся человеческим гением и не задумываемся о реальной стоимости, которую общество заплатило за них. Представим типичную для промышленного региона нашей страны, Урала, ситуацию. Возле небольшого кержацкого (1) или башкирского поселка обнаруживаются месторождения руды. В поселок срочно пригоняют каторжан (бесплатная рабочая сила). Обманом отбирают земли у местных жителей, копают рудник, строят завод, вырубают лес на топливо. Естественно, за землю и лес владельцы завода не платят ничего или символическую плату. Первые годы компания даже не платит налоги. Эта мера – поощрение государством частной инициативы для развития промышленности. Со временем возникает огромный промышленный центр, который отравляет всё вокруг.
В советское время стройки века делаются заключенными ГУЛАГа. Ядерные катастрофы отравили десятки квадратных километров на десятки тысяч лет. Если посчитать стоимость земли, которая постоянно дорожает, то ущерб от этих катастроф многократно превысил прибыль.
В настоящее время разработаны нормы ПДК (2). Одно время в Нижнем Тагиле вместе с прогнозом погоды по телевидению передавали, во сколько раз концентрация нескольких веществ превышает ПДК в разных районах. Всем было ясно, какие заводы выбрасывают в атмосферу эти вещества. Ни о какой компенсации местным жителям не шло и речи.
Получается, что промышленность существует только благодаря поддержке государства и за счет фактически бесплатного подарка в виде природных ресурсов и здоровья людей. По-моему, общество должно перестать быть таким щедрым. Введение экологических налогов может начать исправлять ситуацию.
На глобальном уровне делаются попытки это осуществить. Но Киотский протокол(3) до сих пор не ратифицирован США. Я нахожусь в отеле в городе Остин, столице штата Техас. На столике лежит табличка с надписью, что белье меняется каждый день, но средства для стирки отравляют реки, поэтому я могу убрать табличку в тумбочку, и тогда белье будут менять через день. Конечно, я убрал табличку, но написал на ней, чтобы сперва подписали Киотский протокол. Из работников отеля нам наиболее понравилась латиноамериканка Мария Дельфин (Она одна понимала наш юмор и вообще была жизнерадостным человеком. Мы никак не могли понять, почему никто не понимает, когда мы хотим узнать, как добраться до Мексиканского залива. Когда Мария услышала слово gulf, она спросила, хотим ли мы поиграть в гольф, затем – хотим ли мы купить гольфы, потом догадалась и сказала, что Мексиканский залив в США называется Техасским заливом). Когда я пишу эти строки, уже несколько месяцев Техасский залив заливает нефтью неудавшаяся скважина корпорации Бритиш Петролеум. Перед её бурением директор корпорации сказал, испытывая гордость за современную технологию: «Представьте себе сверление зуба, проводимое из космоса». Скважину закупорить не удается, директор на вопрос, а хотел бы он, чтобы ему зуб лечили из космоса, ответа не дал. Законы США запрещают налагать такие штрафы, которые приведут к закрытию компании. Да и как можно закрыть международную корпорацию? Получается, что в полной мере ущерб компенсирован не будет. Президент Обама искупался в Мексиканском заливе. Я не беспокоюсь за его здоровье, он-то отмоется, а кто отмоет обитателей залива?
Помимо экологических налогов есть еще вариант по примеру Обамы: селить директоров и владельцев заводов рядом с выхлопными трубами и заставлять пить воду из сточных труб.
--------------------------------------------------------------------------
1) Кержаки – старообрядцы, переселившиеся на Урал с реки Керженец из-за религиозных преследований.
2) Предельно допустимая концентрация - доза вещества, при превышении которой начинаются изменения в организме.
3) Киотский протокол устанавливает объем углекислого газа, который промышленность каждой страны может выбросить в атмосферу. При превышении объема страна платит компенсацию.
Экология и краеведение
В советское время сложилась своеобразная музейная наука – краеведение, представляющая собой смесь истории и географии. В её рамки частично укладывались и биология и этнография (наука о народах). Этнографией также интересуется и экология, так как народы, ведущие не разрушающее природу хозяйство, являются по сути верхним звеном биогеоценоза.
В настоящее время очень плодотворными являются исследования на стыке наук. Настало время синтеза краеведения и экологии – объединение истории, биологии, географии и этнографии.
Жизненные императивы и глубинная экология
Я обратил внимание, что людей, стремящихся к духовности, объединяет нечто общее – глубинная установка, которая, в конечном счете, определяет всё мировоззрение. У христиан это: «Главное – спасти свою душу». Оно основано на предположении: есть что спасать и есть от кого спасать. У людей, стремящихся сделать карьеру или основать свой бизнес: «Главное – реализовать самого себя». Интересно, а реализовать как – оптом или в розницу? И что будет после реализации? У эзотериков: «Главное – найти самого себя». Вот они всё ищут и не могут найти, как будто что-то потеряли. На мой взгляд, и старые императивы, и новые не годятся, так как если им следовать, то счастливая жизнь возможна только в краткие моменты времени.
Познакомимся с принципами глубинной экологии. Они просты.
Первый принцип заключается в том, что человек не является венцом творения, что природа ценна сама по себе, вне зависимости от того, какую пользу она может принести человеку. Животные и растения равны человеку. Это экоцентризм.
Второй принцип заключается в том, что цель человека – самореализация, которая понимается как выход человека за пределы представлений собственной человеческой природы, умение понимать и чувствовать себя как другое живое существо. Эту идею можно выразить лозунгом глубинных экологов «Думай как гора» (название знаменитой книги).
Мне более близко стремление к свободе, а вместо самореализации – поиск гармонии с окружением, в том числе – с природой.
Мы с Игорем загораем на озере Иткуль. Игорь долго наблюдал за муравьем, потом пересказал мне, что муравей делал и, наверное, к чему стремился и о чем думал. А я как раз вспоминал принципы глубинной экологии.
Самая непрестижная специальность
Какой в советское время была самая непрестижная специальность (из тех, что на виду)? Конечно же – дворник, с ней была сравнима только работа уборщицы. Работа этих людей не заметна, если они её делают хорошо, и заметна, если они её не делают. В наше время отношение не изменилось, а политкорректные названия вроде экологический оператор или менеджер по клинингу звучат издевательски. С уборкой территории обычно человек может столкнуться только во время принудительных субботников.
Однажды мы проводили турслет на озере Таватуй, считающемся самым красивым озером на Среднем Урале. Мы ожидали, что там будет мусор, и я захватил с собой пачку из пятидесяти 60-литровых мешков для мусора. Мусора оказалось так много, что, спалив две кучи, остальное мы просто прикрыли мешками, чтобы было более эстетично.
Следующей весной мы решили провести экологическую акцию по очистке берега. Мы собрали 100 мешков с мусором всего с двух полян! Я попытался вникнуть в логику отдыхающих. Ведь так просто остатки мусора унести с собой или сжечь. Дров не всегда хватает, и находятся отдыхающие, которые оставляют мусор в костре, чтобы затем другие за них его сожгли. Накапливается куча, потом ветром часть мусора сносит в ближайшую ямку. Следующие отдыхающие думают, что это яма для мусора, и что кто-то этот мусор увозит или закапывает, и начинают кидать мусор в яму. Яма переполняется и поляна начинает заполняться мусором. Дальше уже никому в голову не приходит его вывозить. На поляне начинают отдыхать самые безразличные к мусору люди, и гора мусора растёт.
В конце уборки я предложил искупаться в качестве очистительной меры. Идея была поддержана. Я полагаю, что активным туристам стоит выбрать какую-нибудь местность, пусть небольшую полянку, и раз в год приводить её в порядок.
Неведомая сила
В западных религиях есть, пожалуй, только одна лазейка для экологического мышления. Это представление о крестной, нечистой и неведомой силе. К первой относятся Бог и ангелы, ко второй – черти и персонажи народного фольклора (домовые, лешие, русалки и т.д.), к третьей – Мать-Сыра Земля, Царь-Огонь, Вода-Царица, Священные рощи. При всём черно-белом мышлении христианства у крестителей Руси язык не повернулся назвать веру в Мать-Сыру Землю сатанизмом. Такое учение бы не прижилось бы в сельскохозяйственной стране. К крестной силе же её нельзя было отнести, потому что это отсталость и идолопоклонничество - считать тварный объект священным. Так и появилась неведомая сила, которая не имеет отношения ни к Богу, ни к Черту.
Познакомиться с неведомой силой у меня получилось на Северном Урале. Мне довелось там побывать два раза. Основными известными достопримечательностями там являются перевал Дятлова (место трагической гибели студентов Уральского политехнического института), который находится на горе Холатсяхл (в переводе с мансийского – «гора девяти мертвецов», по легенде, там погибли девять манси), урочище Поритайсори с каскадом небольших водопадиков, гора Отортен (в переводе с мансийского – «не ходи туда») с каровым озером Лунхусаптур (по мансийской легенде, во время всемирного потопа там спасся единственный гусь. Женщинам в озере купаться запрещено, в прошлом веке манси утопили там женщину-геолога), острая гора Койп («бубен шамана»), плато с огромными скалами – Маньпупунёр (по мансийской легенде, коми пошли войной на манси и окаменели) и гора Торрепорреиз с каменным «городом» наверху (на языке коми «торе» и «поре» – возгласы удивления и восхищения). Всё это – священные места манси. Может быть, поэтому, туристы, которые хотели пойти в эти экспедиции, разбегались перед её началом под самыми различными предлогами. А в походы шли совсем другие люди. Экспедиция на Маньпупунёр изменила судьбы её участников.
В первом походе меня поразило изменение ощущения времени. Пейзаж медленно менялся по мере того, как мы шли по альпийским лугам и болотам сверху Уральского хребта. Достопримечательности встречались раз в два дня, люди – раз в четыре. Мысли также тянулись монотонно и неспешно. Начало похода было для меня испытанием. В первый же день я разминался на привале и вместо того, чтобы сделать танцевальный тур, я поскользнулся на гальке реки Ауспия и сделал сальто. При этом получил такой вывих ноги, который поначалу показался мне переломом. Навстречу неожиданно появились туристы – мои знакомые из Кировграда, с которыми я познакомился на Конжаковском Камне. Конечно, надо было мне сниматься с экспедиции и возвращаться с ними домой. Но я оказался упрямым и пошел дальше. Каждый шаг на неровной местности отдавался болью. Я обратил внимание, что стоило мне подумать плохо о камне, как тут же подворачивалась нога. Я приучался хорошо относиться к каждому повороту тропинки. Горы Уральского хребта простые, но, возможно, из-за суровости климата, только половина групп проходит весь маршрут. Первую неделю шли дожди, температура была около нуля, палатка протекала, и я спал всё время в ледяной луже, все вещи были мокрые. Казалось, что так и будет до конца, но погода наладилась, а нога зажила (через год на Алтае я наблюдал сцену, как один турист, поскользнувшись на куруме, сматерился, после чего гора Акоюк ответила камнепадом. «Она еще и ругается» - заметил турист. «Она разговаривает так, как может», – ответил я).
Был вечер, и мы ставили палатки на горе Яныгхачечахль, находящейся на границе трех областей – Свердловской, Пермской и Ханты-Мансийского округа (который теперь называют несколько по-китайски – ХМАО и у которого есть нормальное название - Югра). Над вершиной в 200 метрах от нас на ясном небе появился светящийся череп. Через несколько минут мы поняли, что это единственное на небе облачко, за которым взошел месяц.
На обратном пути мы идем мимо Отортена. Поскольку это – наивысшая вершина в окрестностях, я уговариваю своих спутников на него подняться. На вершине меня спрашивают, что означает название и, видя приближающуюся тучу, интересуются, почему я им перевод названия не сказал сразу. От тучи мы бежали к Лунтхусаптуру и, только мы установили палатки, начался дождь. Сверкало так, что сквозь сон было видно. Стоял сильный грохот, так как звук отражался от скал окружающего нас цирка, фокусируясь в центре озера. Дождь шел всё время, пока мы не ушли с горы Отортен.
Во второй поход мы шли поздно вечером по горе Холатсяхл (задержались из-за травм одного участника). По недосмотру одной из участниц у нас было мало воды. Стояла белая ночь, время приближалось к полуночи. Природа как будто бы общалась с нами. Всякий раз, когда мы приближались к очередной яме, из неё вылетало облако, приближалось к нам и рассеивалось перед нами. Участники похода были людьми медитативными, знакомыми с лесом, но впервые пошедшими в серьезный поход. Они восприняли облачка как проявление силы и слегка занервничали. Мне всё труднее становилось удерживать настроение группы. Люди начали роптать, спрашивали, когда же мы найдем воду и встанем на ночлег. Поддаваясь какому-то порыву, я сказал, что вода вон за теми холмами впереди и мы там будем в 12:20. Навстречу шел … священник, что он там делал – отдельная история. Мои спутники спросили его, где вода, тот угрюмо ответил, что за холмами впереди. Мы прошли холмы и мои туристы спросили, что делать. Я ответил – молиться. Перепробовали разные молитвы, подошла Шма Исраэль. Вода нашлась сразу. Наверное, потому, что Моисей также таскал свой народ по Синаю.
Мы подошли к озеру Лунтхусаптур, и я шутя сказал девушкам, что в этом озере нужно купаться без купальников, иначе они оскорбят духа озера. После купания я их попросил повторить уже в купальниках, чтобы сделать несколько фотоснимков. Видно, духа озера мы оскорбили, потому что через 10 минут налетел ураган, хотя ничто его не предвещало, потрепал палатку и неожиданно закончился.
По дороге на Отортен мы встретили стадо серых оленей. Пермяки, наши соседи, пожалели, что олени далеко. Если выстрелить, то потом придется за ними бегать по всему хребту. Даша сказала, зачем стрелять, ведь олень такой красивый. «Прежде всего, он вкусный», - был ответ.
Лагерем расположились на границе леса у реки Лозьвы, которая вытекает из Лунтхусаптура. Налетело облако переливающегося цвета: от розового до фиолетового. Я отправился за водой и наблюдал, как облако облучает нашу полянку. Затем мимо пробежал олень удивительно розового цвета.
Можно воспринимать легенды манси как суеверия, но мне кажется, что тем, кто идет в поход на север, не мешает их знать. У подножия Холатсяхла был лагерь воскресной школы из Подмосковья. Священник же, как и полагается духовному лидеру, время проводил наверху, куда ему приносили еду. Интересно, что он получил от этой земли?
На Южном Урале мы встретили другое проявление неведомой силы. На Иремеле (вторая по величине гора на Южном Урале, один из переводов названия – «священная гора») стояла дождливая, переходящая в снежную, погода. Андрею приснился сон, как будто он лежит в палатке, а вне её стоит большое существо, похожее на человека, и смотрит на него. Он испытал сильный страх. Этот сон был осознанным сновидением, когда невозможно отличить сон и явь. После него Андрей не ходил в горы.
В Новогоднем лыжном походе на хребет Кумердак мы поставили палатку, затопили печку, поужинали и наслаждались теплом, особенно ценным в зимних условиях. Я достал камус(1) и заиграл, пошутив при этом, что ночью нас посетит дух Кумердака. Дух Кумердака посетил во сне Дениса. Это был старый великан с лицом из камней, суровый, но доброжелательный, он посмеялся шутке, и нам стало везти. Улучшилась погода, и мы неожиданно наткнулись на избушку как раз тогда, когда нам нужно было ставить лагерь.
С интересным проявлением Неведомой силы мы столкнулись в природном парке Таганай. В этом природном парке по плотности сосредоточено, пожалуй, наибольшее число достопримечательностей на Южном Урале. Вряд ли где-то можно посмотреть такое количество разнообразных вершин за выходные. Гора Круглица, несмотря на небольшую высоту, зимой и весной возвышается как пятитысячник. Это место любят последователи Рериха. Если почитать статьи, то пойти на Таганай и не увидеть НЛО невозможно. Я был на Таганае пять раз, но НЛО не видел. Зато столкнулся с интересным явлением. Всякий раз, когда я поднимался на вершину, на ней было спокойно, но через несколько минут начинал дуть ветер. Впоследствии я прочитал у Кастанеды индейскую интерпретацию: сущность, которая живет на горе, любопытна и приходит посмотреть, кто поднялся на вершину. Каждый поход на Таганай мы старались провести так, чтобы посетить больше вершин, чем в предыдущий раз. В конце похода один участник спросил меня: «Почему каждый раз, когда мы поднимаемся на вершину, сперва спокойно, а затем на ней начинает дуть ветер?».
-----------------------------------------------
1) Камус – древнейший музыкальный инструмент. При игре камус прижимают к зубам или к губам, язычок камуса колеблется в ротовой полости, которая служит резонатором. В статье используется тюркское название инструмента, так как первый мой камус был приобретен на Алтае, ему соответствует русский варган.
Переселение душ
В восточных религиях есть интересное учение, которое более экологично по сравнению с западными представлениями о Рае и Аде, – это учение о переселении душ.
Однажды мы гуляли в хорошем курортном городке на берегу Черного моря – Дивноморске. Я любил там отдыхать каждый год в студенческом лагере «Радуга». Я пожаловался, что с каждым годом мусора на диких пляжах становится всё больше, и пляж «Голубая волна» фактически превратился в помойку. Из-за скутеров галька еще и испачкана мазутом, так что стало невозможно не вляпаться. На это одна девушка ответила, что ей это безразлично, потому что сюда она больше не приедет, и не поняла, что я был шокирован её словами. Для восточных людей утверждение, что они где-то больше не будут, просто не возможно, так как для них из-за переселения душ жизнь, по сути, длится вечно. Гораздо лучше считать, что вся Земля открыта для нас, чем вырезать из неё недоступные куски. А это означает бережное отношение ко всей Земле.
Когда меня спрашивают, верю ли я в переселение душ, я отвечаю, что, на мой взгляд, мы являемся продолжением людей, живших в прошлом, и имеем доступ к их памяти. Она проявляется, например, в ярких повторяющихся снах в детстве. Мы забываем о них за ненадобностью, но если повспоминать, то почти каждый из нас имеет опыт прошлых жизней. Для людей, занимающихся дыхательными практиками, воспоминания прошлых жизней – обычное явление.
Иногда, когда я путешествую по новой местности, мне кажется, что я уже здесь был когда-то. Когда все люди начнут верить в переселение душ, экологические проблемы станут наиболее важными.
Альтернативная наука
Мы возвращаемся с трехдневного похода на южноуральский хребет Крыктытау. Этот уникальный для Урала хребет, на котором нет курума, с пологими склонами (можно проехать по всему хребту на велосипеде), острыми скалистыми вершинами и ущельями со скальными стенами (лучшее место для скалолазания на Урале), встретил нас очень гостеприимно. После удачного похода у нас приподнятое настроение и много мыслей. Наш коллектив разнообразен: ИТ-инженеры, политик, бизнесмен, в том числе – два эколога (Алексей и Дина). Вывод из беседы был такой: ученые придумывают границы и различия, а потом их обнаруживают.
Аналитический характер науки потенциально разрушителен для природы. Создавая новую технологию, ученые в лучшем случае просчитывают локальные последствия (не отравится ли оператор?) и не задумываются о последствии для биосферы в целом.
Интересно, что в медицине также господствует аналитический подход с проверкой на вредность, а не на полезность. Когда я работал на фармацевтическом заводе, то с удивлением узнал, что многие его сотрудники принципиально не принимают лекарств. Со временем понял, почему. При запуске нового лекарства проводятся исследования не пользы, а вреда - сколько мышей сдохнет при приеме повышенных доз лекарства!
Аналитик – престижное наименование человека, подразумевающее его высокий интеллект. Приходит время, когда слово «аналитик» будет неприличным. А как назвать человека, который занимается синтезом? Но есть и научные подходы, которые занимаются синтезом, а не анализом. Любопытно, что экология, несмотря на свой синтез биологии, географии и этнографии, применяет в основном аналитические методы. Из методов синтеза для экологии представляют интерес две гипотезы.
Первая – гипотеза Геи. Она говорит о том, что Земля – живое существо. Сперва эта гипотеза была осмеяна, но в рамках её удалось создать интересные модели. На компьютерную модель - Планету маргариток - поселили белые и красные маргаритки. Облучение планеты менялось, при увеличении облучения размножались белые маргаритки, которые лучше красных отражали лучи. Несмотря на колебания солнечной активности, температура планеты оставалась постоянной. Так и наша планета обладает гомеостазом – постоянством внутренней среды. Основным экологическим мифом 21 века является миф о глобальном потеплении. Сколько было выбито грантов и «освоено» денег на его изучение. Весной 2010 года в Исландии извергался Эйяфьятлаекудл. Несколько месяцев в Европе не летали самолеты. Ученые начали говорить о похолодании на несколько лет вперед. Земля противодействует глобальному потеплению?
Вторая – гипотеза Сантьяго. Ученые Матурана и Варела пытались найти границы, что мы можем считать разумным, а что – нет. Вывод был таков – разум тождественен жизни. Всё живое – разумно. Действительно, сейчас выясняется, что самые различные живые существа обмениваются такими сложными сообщениями, что мы должны их назвать языковыми.
Для изучения экологических систем хорош системный подход, разработанный в прошлом веке плеядой американских ученых. Он создает мостики между такими науками, как биология, этнография, экономика, социальные системы (см. работы Грегори Бейтсона и Фритьофа Капры). Теория информации к информационным системам относит любые системы, где есть обработка информации (наиболее примитивными являются вещества с петлей гистерезиса, на основе которых может быть сделана компьютерная память, – некоторые руды).
Если соединить всё вместе, то получится следующее: Земля – живое разумное существо, всё живое – разумно, жизнь и разум пронизывают Вселенную. Но требуется ли гигантское здание западной науки, чтобы сделать вывод, который известен многим культурам тысячи лет? А если так, то, может быть, стоит обратиться к ненаучным способам познания?
Альтернативная география
Акупунктура(1) и суджок(2) из экзотических восточных оздоровительных практик превратились в респектабельные системы оздоровления. Если считать Землю живым существом, то у неё должны быть свои акупунктурные точки – места силы и геопатогенные зоны.
Для описания подобия частей системы её целому есть математический аппарат – фракталы. Природа кажется хаотичной только на первый взгляд, в хаосе прослеживаются закономерности. Одна из этих закономерностей – фракталы. Чем больше мы путешествуем и лучше знаем определенную территорию, тем больше фракталов выявляется.
Фракталы воспринимаются на глаз очень красивыми. Самым красивым природным фракталом, который я встречал, является озеро Дарошколь (озеро-сердце) на Алтае. Каждый кусочек его берега подобен большему куску и изрезан на мелкие части, похожие в свою очередь на сам кусочек. Отовсюду из берега выступают камни, похожие в миниатюре на большой полуостров. Дарошколь напоминает самый знаменитый, сложный и красивый фрактал – множество Мандельбро, а сосны в солнечный день создают впечатление отдыха на Черном море.
У Екатеринбурга находится Верх-Исетский гранитный массив – территория от Екатеринбурга до Нейворудянского, усеянная скальными выходами (называемыми каменными палатками), многие из которых - места скалолазных тренировок. Такими местами являются Чертово Городище и скалы Петра Гронского (Петрогром). На соседней с Чертовым Городищем вершине находятся скалы Малые Черти. У меня возник вопрос, а есть ли Малый Петрогром? И он действительно нашелся – на соседней с Петрогромом вершине.
Если есть особая территория, например, Верх-Исетский гранитный массив, то по его границам могут быть подобные объекты. Из всех скал резко выделяется гора Соколиный Камень - груда глыб, местами покрытая почвой и поросшая соснами. Вокруг него находится излучина реки Северки, у Соколиного Камня превращающаяся в вереницу перекатов, как горная река. Кстати, рядом с Соколиным Камнем есть вереница скал, подобных ему, изуродованных вырубкой леса. Я долго думал, что ничего похожего на Соколиный Камень нет, пока не сходил на скалы Три Брата в районе станции Аять.
Западную и Восточную Сибирь разделяет озеро Байкал – священное море народов Сибири. На Байкале находится остров Ольхон, по своей форме напоминающий Байкал. Ольхон находится ближе к западному берегу, выделяя в Байкале Малое море. В Малом море есть небольшой остров Огой, подобный по очертаниям Ольхону. Получается тройное подобие. Огой – место силы? На нем была построена буддийская Ступа(3) просветления.
На Урале имеется озеро Тургояк, считающееся побратимом Байкала. Подобно Огою на нем есть Остров Веры с остатками мегалитических сооружений.
Можно продолжить аналогии с акупунктурой и предположить существование энергетических каналов между местами силы.
Кто был на море, знает такое явление, как девятый вал. Каждая третья волна больше двух предыдущих, а каждая третья из трех больших – больше двух других больших. Интересно, что с горами то же самое. На хребтах чередуются большие и две малые вершины. Особенно ярко это мы заметили на хребте Бакты на Южном Урале. Девятому валу соответствует наибольшая вершина – основное место силы.
Есть среди географических объектов и золотая пропорция(4). Если посмотреть сеть притоков у реки, то окажется, расстояния между устьями трех соседних притоков у реки подчиняется золотой пропорции. Идя вдоль реки, можно предугадывать, когда появится следующий приток.
На каждой территории помимо наибольшей вершины (главной достопримечательности), есть место с наибольшим количеством достопримечательностей. На Южном Урале это – природный парк Таганай. На небольшой территории находятся самые разнообразные вершины, скальные останцы и каменные реки(5). В западном Саяне это – природный парк Ергаки. В отличие от ровных гор, покрытых курумами по склонам и скальными останцами на вершинах, как на остальных окружающих хребтах, Ергаки – это нагромождение острых пиков, зеркальных склонов, ручьев с водопадами и синих озер. Каждый, кто будет в Ергаках и на Таганае, почувствует связь между этими местами. Может быть, между ними и есть энергетическая связь?
Системный анализ говорит нам об эмерджентных свойствах – свойствах всей системы, не сводимых к свойствам отдельных элементов системы. Мы привыкли думать о влиянии отдельных элементов на систему, но пора и понимать, как вся система влияет на отдельные элементы. Мы воспринимаем такие влияния как руку бога.
Если мы говорим о местах силы и влиянии друг на друга подобных элементов, то можно говорить и о влиянии мест силы на человека. Немало географических названий имеют названия, связанные с частями тела человека. У открытых систем есть принцип, что внутри них образуются структуры, подобные внешним объектам. Получается, что географическим объектам есть соответствия внутри нас самих. А значит, озеро Дарошколь имеет отношение к нашему сердцу.
Еще одна аналогия – реки подобны венам. Современное общество загрязнило практически все реки, и, подобно наркоману, бурит всё более глубокие скважины, чтобы добыть воду. Как у наркомана исчезают вены, так и водяные потоки всё глубже уходят под землю. В европейской России уже появились села, воду в которые привозят водовозами, так как в пределах села и окрестностей воду стало не добыть.
Дальнейший вывод сделаем, опираясь на голографическую модель Вселенной из квантовой физики и голографическую модель разума Карла Прибрама (голограмма – особое изображение, разбивая которое, мы получаем уменьшенные и более мутные копии исходного изображения, а не его куски). Каждая часть Вселенной подобна всей Вселенной, в том числе – мы сами. Уничтожая Землю, мы разрушаем сами себя. Когда мы роем очередной котлован, мы повреждаем свою кожу.
Получаем синтез географии и альтернативной медицины. Ищем особые точки в географическом районе – места силы, самые высокие места, места с наибольшим числом достопримечательностей, ищем энергетические каналы между ними и объекты с золотой пропорцией, а потом проецируем полученную структуру на тело человека.
-----------------------------------------------------------------------------
1) Акупунктура – китайская система оздоровления, связанная с нажатием на активные точки на поверхности тела (точкам ставятся в соответствие внутренние органы).
2) Суджок – корейская система оздоровления, основанная на подобии различных частей тела. Так, пальцу ставится в соответствие всё тело, следовательно. воздействуя на подушечку большого пальца, можно оказать лечебное воздействие на голову.
3) Ступа – культовое сооружение в буддизме - монументальное сооружение куполовидной формы для хранения реликвий, не имеющее доступа внутрь.
4) Золотая пропорция - такое деление отрезка, при котором меньшая часть относится к большей как большая ко всему отрезку. Наиболее гармонично воспринимаемое на глаз деление, широко встречающееся в природе и используемое человеком в архитектуре со времен Древней Греции.
5) Каменная река – поле чистых, не заросших камней, в отличие от курумов находящееся не на склоне, а в долине. Происхождение неясно.
Снежный человек, амурский тигр, термиты и домашний человек
Тема снежного человека в настоящее время весьма опошлена его искателями и прессой и стала предметом анекдотов. С удивлением узнал, что в советское время академией наук было совершено несколько экспедиций с целью «изучения вопроса о снежном человеке». Оказалось, что практически у каждого коренного народа Евразии есть название для диких, обросших шерстью людей, живущих в лесах и не владеющих речью. Для тюркских народов это алмас. У русского народа в фольклоре есть лешие, может быть, так и следует называть снежного человека? Для охотников из старшего поколения коренных народов встречи со снежными людьми – реальность. Говорят, из-за промышленного освоения Сибири и Средней Азии снежный человек исчез, но еще иногда заходит с территории Китая. Я думаю, что теперь, наоборот, он из Китая перебрался к нам. Мои знакомые видели его следы на Северном Урале на Отортене. Снежный человек не имеет привычек, поэтому его невозможно выследить, можно лишь случайно встретить. Вывод из экспедиций академии наук таков – существует небольшая популяция реликтовых гоминидов, находящаяся на грани исчезновения. Интересно, что коренные народы недоумевают, почему мы сомневаемся в существовании снежного человека. Они говорят, что еще недавно жили дикие кони и верблюды, есть и дикий человек. А мы, получается, домашние люди. Возникает вопрос: «А кто же нас приручил?».
Пошел с сыном гулять в екатеринбургский зоопарк. Не то чтобы мне очень нравился вид зверей в клетке, а просто это общепринятый способ времяпрепровождения с детьми. Там есть и амурский тигр. Этих зверей в природе осталось несколько сотен, потому что в восточной медицине тело тигра используется для различных нужд практически полностью. Зоопарк выполняет важную функцию по сохранению этого вида. Что же получается, тюрьма спасает от исчезновения? Обратимся к человеку домашнему и сравним с амурским тигром в зоопарке. Многие из людей домашних обедают в обеденный перерыв, зверей тоже кормят в специально отведенное время. Тигра, наверное, моют из шланга, человек принимает душ. Давно ли вы вместо душа мылись в водопаде? Не создали ли мы для себя комфортабельную тюрьму?
Человечество в своем развитии идет по пути термитов. Термиты - одни из наиболее древних обитателей земли. Когда испортился климат, они создали большие сооружения – термитники - и кастовую систему. Термитники законсервировали климат, который был миллиарды лет назад. Человечество заселило практически весь земной шар, климат также неоднократно менялся. Человек создал несколько защитных оболочек – одежду, дом и поселение.
Интересно, что, несмотря на века домашней жизни, нам по-прежнему нравится на короткое время во время отпуска побыть дикими людьми. Обычно активные туристы приносят элементы цивилизации на лоно дикой природы. Вместо дома у них палатки, синтетическая одежда оказалась удобнее натуральной. Туристический лагерь после нескольких дней стояния на одном месте превращается в хаос разбросанных по полянке вещей. Обращали ли вы внимание на то, что редко получаются удачные фотографии, когда турист становится частью пейзажа?
Одним из наиболее посещаемых мест Алтая является река Кучерла. Между ее левыми притоками - Иолдоайры и Кульдуроюком есть приток, изредка выходящий на поверхность, вытекающий из озера, которое обозначено только на картах-пятисотметровках. Мы отправились посмотреть на это таинственное озеро, не знакомое другим туристам. Преодолели тысячеметровый подъем по крайне неудобному куруму(1), вышли к водопадам, вытекающим из озера и, наконец, вот оно – красивейшее голубое озеро в окружении скалистой гряды. Нас поразила гармония места, где не было видно ни следа человека. Мы купались, ныряя с большого камня, и загорали, избавившись от ненужных тряпок. Я пошел сфотографировать горы через Кучерлу. Кто-то из моих спутников сказал: «А ты хорошо вписываешься в пейзаж». Сбылась моя мечта – побыть диким человеком на лоне дикой природы. Все вернулись с ощущением радости от нашей заключительной прогулки по Алтаю.
---------------------------------------------------
1) Курум (на сибирском диалекте) – нагромождение иногда шатающихся камней размером от футбольного мяча до одноэтажного дома, часто встречается в горах Урала и Сибири.
Хищник или вегетарианец
Наверное, каждый человек, думающий о духовном развитии, задумывается о том, чтобы стать вегетарианцем. Моральная причина вегетарианства – не убивать животных. Классическое вегетарианство подразумевает также отказ от поедания птицы, рыбы, яиц, ношения одежды из меха и кожи. Применимо ли вегетарианство в походах?
Впервые с вегетарианством я познакомился в лагере NESTO, который организовывали нижегородские эсперантисты, там помимо языка эсперанто и нудизма также было вегетарианство. Вегетарианство мне понравилось. Изменилось сознание, организм прочистился. В лагере были в основном девушки, поэтому заготовку дров я взял на себя. Рубя дрова, я обнаружил, что очень быстро устаю. Вегетарианцы компенсируют отсутствие мяса молочными продуктами, но в природных условиях их хранить было негде. Орехи же организаторы не закупили. Возможно, стоило добавить орехов, тогда бы эксперимент удался.
Летом с семьей я ездил отдыхать на озеро Иткуль в оздоровительный палаточный лагерь екатеринбургского клуба «Вита». Это отличное место для отдыха семей с маленькими детьми, благодаря Константину Павловичу и Розе Дарвиновне Порожским, которые уже 20 лет организуют этот лагерь. Помимо различных лекций о здоровом образе жизни, гимнастик и познавательных прогулок в окрестностях Иткуля, главный элемент лагеря – питание по Шаталовой. Это очень жесткая система питания, которая исключает не только пищу животного происхождения, но и все мучные изделия и сахар. В книгах Шаталовой рассказывается про научный эксперимент, как на этом питании группа туристов прошла пустыню. Этот поход уже превратился в легенду. Я честно пытался выдержать шаталовское питание, но не сумел. В первый мой приезд в лагере была лавочка с товарами с Большой земли – тем, что шаталовское питание запрещает: чаем, кофе, пирожными. Во второй приезд я очень надеялся на эту лавочку, но её уже не было. Всё время я испытывал легкое чувство голода и того, что организму чего-то не хватает. Но, может быть, я один такой?
Однажды мы пошли на прогулку по берегу Иткуля к скале Шайтан-Камень (скала, находящаяся в нескольких метрах от берега, бывшая местом языческих обрядов. К ней интересно плавать, наиболее смелые – ныряют с самого верха). Путь шел через башкирские деревни Даутово и Иткуль (окрестности Иткуля, несмотря на то, что находятся в Челябинской области, смело можно называть маленькой Башкирией). С нами в группе был серб, специально приехавший в Россию, чтобы познакомиться с питанием по Шаталовой. В поселке Иткуль возникла щекотливая ситуация – магазин, в который собралась вся группа. Серба пытались отвлечь, говоря, что ему в магазине делать в общем-то нечего, всё, что ему нужно, ему и так в лагере дадут. Зайдя в магазин, я стал прикидывать, как отнесутся в группе к тому, что я собираюсь купить. Улучив момент, когда остальные были заняты разглядыванием прилавка и вспомнив башкирские слова (чтобы русские не поняли, что я собираюсь брать), я сказал продавщице: «Икмек hэм hут бирегез, зинhар» (дайте, пожалуйста, хлеба и молока). Потом я увидел, что берут остальные, и понял, что стесняться мне нечего. Нагло попросил оставшихся в магазине девушек закрыть уши и купил паштет. В лагере женщины сказали мне, что, наверное, мне не хватает питания, и пригласили к себе в палатку, сказав, что собираются меня угостить другой пищей. Я им ответил: ”Не беспокойтесь, у меня тоже есть биологически активная добавка - консервы”. Видимо, главный секрет шаталовского питания в том, что у каждого в палатке спрятаны «биологически активные добавки». На мой взгляд, Шаталовское питание – хороший способ оздоровиться, если его использовать как временную меру, а лагерь клуба Вита – важное культурное явление на Урале, повлиявшее на целое поколение.
Вегетарианцы были и в наших походах, в основном – в 2-4 недельных походах по Уралу. С ними не было проблем. Утром у нас была каша на молоке с сухофруктами, день проводили на перекусах, а вечером варили густой суп. Прежде чем положить туда тушенку, мы просили вегетарианцев зачерпнуть суп себе. Небольшие походы они выдерживали хорошо. Сам я стараюсь в городе есть мясо только тогда, когда мне его сильно хочется, в основном стараясь обходиться молочными продуктами. Первый вегетарианец, с которым я познакомился, Слава, был еще и кришнаитом. Мне так и не удалось его уговорить съесть колбасу, хотя я и уверял его в том, что в ней нет мяса. Однажды я тоже чуть не стал вегетарианцем. Кирилл предложил привести на турслет, на котором ожидалось более сотни человек, барашка, чтобы его зарезать и приготовить шашлыки. Ему ответили, что в лагере будут женщины и дети, которым убиение барана может нанести психологическую травму, а я сказал, что после этого точно стану вегетарианцем.
Но вскоре появилась еще одна категория людей – сыроеды. Они не только вегетарианцы, но еще и не употребляют молочных продуктов и всё едят в сыром виде. Я сказал Саше «Твой пёс Шлири тоже сыроед, он ест сырое мясо, может, и тебе попробовать?» С сыроедами сложнее. Много свежих овощей им с собой не унести. Остается есть только сухофрукты и орехи. 2-3 дня в походе можно так провести, но можно ли выжить в трехнедельном? Как оказалось – нет. Убежденный сыроед подошел ко мне на Хамар-Дабане в последнюю неделю экспедиции и сказал, что он сдается, чувствует, что ему чего-то не хватает. Я дал ему двойную порцию колбасы, называвшуюся Еврейской. Сказал ему, что пусть его утешит то, что колбаса, которую он ест, - кошерная. Вообще, вегетарианцам можно сказать, что мясо в походе – это лекарство. Такая суджук(2)-терапия.
Главный довод вегетарианцев состоит в том, что в Индии большинство каст – вегетарианцы. Но сторонники вегетарианского образа жизни не упоминают о том, что в Гималаях мясо едят все – иначе не выжить. Видимо, вегетарианство не для нашего климата, к сожалению. В городе ему еще можно следовать, в серьезном походе – нет. И есть ли разница, росла наша пища или бегала? Я читал, что если детектор лжи подключить к растению, то можно увидеть, что оно испытывает те же эмоции, что и человек. Оно пугается, если подойти к нему с ножницами, намереваясь отрезать лист, и падает в обморок, если ему отломить ветку.
Можно ли питаться, не лишая жизни живые существа? Сыроеды, грызя морковь, тоже лишают живое существо жизни. Можно перейти на питание исключительно фруктами и ягодами (они природой предназначены для того, чтобы мы ели их сочную мякоть, перенося семена с помощью экскрементов) и медом. Есть еще более экстремальный вид питания – пожухлой травой и опавшими листьями. Но можно ли вести активный образ жизни на таком питании?
Есть еще одна категория экстремального питания – солнцеедение и праноедение. Сперва я считал это бредом и мошенничеством, пока не появился выход на таких людей. Стал пробовать упражнения с солнечной энергией. Действительно, можно подзаряжаться. Правда, с непривычки к вечеру у меня были ощущения, что расплавился мозг. Что такое прана – понять сложнее. Мне объяснили, что прана образуется от завихрений воды, например, когда священник машет своей метелочкой, окропляя верующих. Праны много у водопада. Мы пробыли у водопада Сказка на Хамар-Дабане около часа и почувствовали большой прилив сил.
Нельзя сказать, человек хищник или вегетарианец. У него зубы не хищника и не вегетарианца. Мы похожи на медведей, которые едят в основном коренья и ягоды, но бывают моменты, особенно по весне, когда растения еще не выросли, и медведям приходится есть мясо или насекомых. Ясно одно, современный человек ведет настолько разнообразный образ жизни, что ему нужны энергии разного вида. Ограничивая себя в питании, мы рискуем ограничить себя в образе жизни. Нужно только не делать из еды культа и подходить осознанно к питанию. Мы должны понимать, что живые существа принесены нами в жертву. Нужна ли нам их энергия в данный момент и для каких целей? Сторонников духовного развития можно утешить тем, что у многих первобытных народов есть легенда, как бог принес себя в жертву ради человека, и из его тела образовались овощи. В конце концов, мы тоже жертвуем многим. Можно закончить пошлой цитатой из американского фильма. У магазина, продающего меховую одежду, стоит пикет в защиту животных. У покупательницы спрашивают: «Вы знаете, скольких бедных животных пришлось убить, чтобы сшить вам шубу?». Она отвечает: «А вы знаете, со сколькими богатыми животными мне пришлось переспать, чтобы её купить?».
--------------------------------------------------------------
1) Суджук – очень плотная колбаса. В туризме мелконарезанный суджук добавляется в суп.
Поповское и ясачное имя
Путешествуя по Северному Уралу, в шутку называю девушек эквами (вежливое мансийское обращение к женщинам, «эква» преводится как «женщина»). На третий день девушки начинают откликаться и спрашивают, как будет мужчина («ойка»). Группа обсуждает, как женщина понимает, что зовут именно её. Возникают шутки, что когда мужчина говорит «эква!», то приходит как раз нужная эква, а если она не придет, то рискует, что у мужчины появится еще одна эква.
Рассказываю, что до христианизации у манси не было имен в нашем понимании. Они могли говорить друг о друге, например, как «о сыне женщины, живущей у больших болот», то есть по географическому признаку. На первый взгляд, это кажется дикостью, но посмотрим глазами манси на нашу систему имен. Имя по-мансийски будет «пуп нам» - то есть поповское имя, даваемое при крещении, а фамилия – ясак нам – ясачное имя. Получается, что то, как нас зовут, нужно для священников, хотя мы живем в светской стране, и налоговой инспекции.
С именем человека связано много магии. В частности, человек нашей культуры не свободен в выборе имени, которое за него дают ему родители. Не будем ли мы более свободными, если сами в определенном возрасте выберем подходящее себе имя. В системе имен манси заключается мудрость людей, помнящих о своей родине.
Польза славянских слов
От того, каким именем мы себя называем, уместно перейти к тому, какими словами вообще мы пользуемся. Проанализируем такие абстрактные понятия, как радость и счастье. Тем более, что они имеют отношение к туризму. Где, как не в наших поездках во время отпуска, мы испытываем такую радость и даже счастье?
Одной из составляющей экотуризма является знакомство в путешествиях с обычаями, легендами и даже мировоззрением местных народов. У переводчиков есть такое понятие – базовый концепт (понятие, которому нет точного перевода). Например, у русских населенные пункты разделяются по размеру: хутор, деревня, село (в отличие от деревни – есть церковь), город. Локальные и политические разновидности вроде слободы, поселка и поселка городского типа рассматривать не будем. У англичан – village, town, city. Обычно village переводят как деревня, а town и city – как город (иногда объясняя, что town – маленький, а city – большой город). Но в том-то и дело, что town ближе к селу, а если точнее – village – деревня, town – от села до города, а city – нет такого однословного понятия в русском языке. Поэтому, когда разговариваете с местными жителями во время путешествия, не ждите, что они точно вас поймут, а вы их. В русском языке есть слова роща и лес. Роща – маленькое скопление деревьев, лес – большое. Но в языке местных жителей граница между малым и большим в отношении деревьев может проходить не там, где у вас. И когда они скажут вам о роще, это не значит, что вы пройдете её за час. Может быть, вы будете проходить её целый день.
Эту проблему, видимо, не понимал создатель международного языка эсперанто – Заменгоф (и, наверное, хорошо, что не понимал, иначе он не создал бы эсперанто). Он считал, что проблема непонимания разных народов заключается в разных языках. Увы, даже если народы будут говорить на одном языке, они не поймут друг друга. Базовые концепты разные. В эсперанто urbeto – маленький город, urbo – город, urbego – большой город. Но в английском или русском смысле? Эсперантисты много путешествуют, интересно, как часто они сталкиваются с непониманием базовых концептов?
Если вы будете говорить с местными жителями о таких фундаментальных вещах, как радость, счастье, любовь, свобода, бог, то может оказаться, что в их языке в принципе нет некоторых этих слов, другим есть лишь приблизительное соответствие. И дело не в том, что эти народы не развиты, в отличие от нас – прогрессивных. Скорее всего, у них найдется много таких слов, о которых мы даже понятия не имеем.
О боге вообще говорить опасно в век, когда всё еще господствуют религии, считающие своё учение единственно верным. Но говорить надо, чтобы случайно не нарушить какое-нибудь местное табу. Лучше поменьше говорить и дать возможность рассказывать вашему собеседнику, тогда вы узнаете много интересного. Например, в монотеистических мировых религиях нормальным считается взаимоотношение человека и Бога как раба и господина, и в исключительных случаях – родителя и ребенка (сыны божьи). В народных (языческих) религиях, наоборот, нормальными считаются сыновние взаимоотношения (славяне – даждьбожии внуки). Но могут быть и варианты. Например, на острове Бали боги могущественнее человека, но они подобны детям, которые иногда шалят, а бывают и жестоки. Балийцу и в голову не придет считать бога – отцом. Когда христианство и ислам пришли в Индонезию, там вообще не было понятия Бог в западном смысле – единственного могущественного бога, создателя Вселенной и судьи. Поэтому пришлось использовать собственное имя этого Бога – Аллах. В христианской Библии, переведенной на индонезийские языки, есть только слово «Аллах». Но в Индонезии господствует ислам. Казалось бы, надо радоваться такому недоразумению, что и в Библии и в Коране используется одно и то же имя бога. Это знак единства. Я с огорчением узнал, что мусульмане подали на христиан в суд за использование в Библии слова «Аллах». Это был серьезный политический процесс. Суд поступил формально: «Запретить не можем, ведь Аллах – это не торговая марка».
В индуизме предусмотрены все варианты взаимоотношения человека и Бога (или богов). Они зависят от его личностного развития: «раб - господин», «потомок - предок», «ученик - учитель», «друзья», «любящие», «полное слияние до тождества». Идея слияния может показаться христианину оскорбительной. Но еще более он может оскорбиться, когда начнет у тантриста выяснять, что такое любовь к богу и наоборот. Любовь сама по себе – базовый концепт, её даже внутри европейской культуры каждый понимает в меру своей испорченности. Так вот, у тантриста любовь к богу не такая, как у христиан – платоническая, речь пойдет о вполне физических практиках.
Что касается практик, то в России сейчас представлены системы оздоровления, личностного развития и спорта со всех континентов – китайские боевые искусства, индийская йога, тайский массаж, бразильская капоэйра и т.д. Считается, что во всех культурах, кроме западной, есть понятие, обозначающее внутреннюю энергию человека. Например, китайская ци или индийская прана. Появился новый вид туризма: йога-туры и поездки в Китай в монастырь Шаолинь. Люди изучают различные методы накопления праны или ци. А как же у нас? Нет понятия, следовательно, нет методов? Или мы привыкли к заимствованному слову энергия и из физики переместили её в физиологию?
Неоязычники, занимаясь любительской этимологией, дробят слова всё мельче и дошли уже до того, что соревнуются с каббалистами (берут какое-нибудь известное слово и расшифровывают его по буквам, придавая новый смысл). В частности, они любят говорить о том, что солнце раньше называлось Ра и все слова, в которых есть слово Ра, очень хорошие – светлые и солнечные. Насчет последнего утверждения у меня есть сомнения, так как могу привести и другие слова, которые к солнцу отношения не имеют. Но действительно, есть слова, в которых гипотеза о солнце – Ра выглядит убедительно. Например, крапива – пьющая солнце, радуга – солнечная дуга, крамола – молитва солнцу, а также радость. Радость нас и интересует. Что, если Ра – это и есть энергия у арийских народов, подобно ци и пране? А значит, всё, что нас радует – повышает нашу энергию. В нашей культуре остались методы приобретения энергии Ра, только они представлены на бессознательном уровне. И в походе их сколько угодно, например, умывание росой, наблюдение заката (солнцееды как раз подпитываются солнцем на закате). Эти методы просты, и мы часто ими пользуемся, не замечая, но для нас они оказываются эффективнее, чем самые изощренные гимнастики востока. Впрочем, некоторые из них описаны в художественной литературе. Например, Иван Ефремов описывает восстановление чистоты после ночи с нелюбимым, когда женщина в обнаженном виде бежит по полю, умываясь утренней росой. Некоторые методы можно почерпнуть из былин о русских богатырях. Их режим совсем не походил на режим современных спортсменов. Богатыри учитывали солнечные ритмы. Зимой предпочитали валяться на печи, летом – вступать в поединки и подпитываться от Матери-Сырой Земли.
Если начать говорить с представителем другого народа о счастье, то, скорее всего, будет полное непонимание. Причем это касается даже западной культуры. Когда в нашей стране на телевидении появилась реклама, это были переводные американские ролики. У нас они первое время вызывали удивление. Девушка утром просыпается, выпивает кофе и уже счастлива: «И пусть весь мир подождет». У нас это вызывает только одну ассоциацию: «С утра выпил - весь день свободен». Строго говоря, английское happiness вообще нельзя переводить как счастье, чтобы не путать читателей. Русским со счастьем не повезло. Мы не можем просто съесть шоколадку и быть счастливыми. В нашей культуре считается, что за счастьем нужно гнаться, достигнуть его получается редко и ненадолго. Бывает дикое счастье, особенно раньше на Урале. Например, нашел золото, потом загулял. Но всегда ли так было?
Психологи считают такое понимание русскими счастья национальной бедой и рекомендуют «не витать в облаках», меньше думать о будущем или прошлом, сосредоточиться на текущей обстановке (состояние «здесь-и-сейчас»), получать маленькие радости от жизни. Но это только основа, и только этого недостаточно. В «счастье» прослеживается слово «часть». Думаю, что большинство русских, за редким исключением, согласится с тем, что счастье невозможно в одиночку, оно не бывает в одиночестве. Но сейчас в Россию пришло время индивидуализма. Большие семьи, состоящие из нескольких поколений, разрушены во многом благодаря тесным жилищным условиям. Женщины не хотят рожать много детей, потому что приходится работать. Нормой стал брак, когда отец живет отдельно и приходит повозиться с детьми в выходной день. Я не говорю уже о давно исчезнувших у русских роде и общине.
Но активный туризм – это как раз временное восстановление общины. Когда мы отправляемся в горы на две-три недели, у нас формируется сплоченный коллектив, объединенный общими целями. Получается, что счастье – сопричастность, совместное достижение коллективом людей намеченных целей. Впервые я это ясно ощутил в экспедиции на Поднебесные зубья (Кузнецкий Алатау). В этом июньском походе была самая разная погода – от жаркого лета с ясным небом и температурой в 30 градусов до идущего полдня снега. Мы не могли подняться на вершины из-за снега, а когда всё-таки поднялись – практически ничего не увидели из-за тумана. Но когда в конце пути наша дружная команда поднялась на гору с символичным названием Пик Дураков и мы увидели огромную горную страну до самого горизонта, мы были счастливы.
-------------------------------------------------------------------------------
1) Этимология – наука о происхождении слов.
2) Каббала – мистическое течение в иудаизме.
Любая земля священна
Образ Земли в сознании каждого человека отличается от представления Земли на глобусе, и это совершенно естественно. Нормально для человека представлять в подробностях окрестности своего города, знать интересные места в своем регионе и в общих чертах представлять другие материки. Но всегда ли так бывает? Часто мы в деталях знаем местность, на которой никогда не были. Это связано с нашим образованием, культурой и СМИ. Проанализируем, какие отрицательные последствия могут быть у этого.
Если упомянуть про Святую Землю, то в голове большинства из нас возникнет образ Палестины и Израиля. Многие в деталях представляют себе Иерусалим и Вифлеем. Но, считая чужую землю священной, не обесцениваем ли мы свою собственную землю, на которой живем? Это особенно актуально для Урала, на котором русские живут сравнительно недавно. Фактически у нас до сих пор к Уралу колониальное отношение. Только недавно стало цениться Верхотурье, религиозный центр христиан, и Аркаим – язычников. Причем признание Палестины Святой Землей не пошло на пользу не только европейским народам, но и самой Палестине. Слишком многие считают эту землю священной. В центре Израиля – на горе Сион находится немецкая христианская церковь, рядом с которой дом, принадлежащий арабской семье, на первом этаже которого находится синагога над могилой царя Давида, а на втором этаже комната Тайной Вечери. Любому, кто там побывает, ясно, что эту землю разделить невозможно. Поэтому всем, кто имеет какие-нибудь претензии на эту землю, хочется сказать: «Поищите святую землю возле вашего дома». Видимо, этому совету последовала Русская Православная Церковь, которая ввела понятие «Русь Святая» - абсурд с точки зрения христианства.
«Географические перекосы» могут иметь и политические последствия. Так, например, Россия столетиями ориентировалась на Европу. Помимо технических новшеств, Россия, кажется, из Европы ничего полезного не получила. Зато получила многовековой комплекс неполноценности, презрительное отношение и в финале в 20 веке стала ареной социальных экспериментов самой «прогрессивной» европейской идеологии – марксизма. Сейчас Россия посылает в Европарламент депутатов, где нас в очередной раз учат правильному общественному устройству. Россия всеми силами стремится вступить в различные европейские организации. Но есть ли от этого какая-нибудь польза, за исключением зарубежных командировок наших чиновников? Географический кретинизм легко исправим, если мы глянем на карту Евразии. Тогда мы поймем, что Россия и Европа – это равнозначные величины. Европа – конфедерация множества небольших государств. Но с нашей вертикалью власти и отменой выборов губернаторов мы забыли, что Россия – это тоже страна стран – федерация. Я не против интеграции с Европой, но давайте проводить интеграцию равноправно. В Европарламенте наряду с Германией, Польшей и Латвией должна быть представлена не Россия, а её европейские субъекты, например, Татария, Чувашия и Марий Эл. Это может звучать смешно, но разве не абсурдно огромную Россию представлять в Европе одинаково с маленькой Литвой?
Когда был создан Уральский федеральный округ, у многих уральцев возникло мнение: «В правительстве Российской Федерации плохо знают географию». Пермская область и Башкирия не вошли в его состав. Видимо, были какие-то политические причины, потому что экономически, конечно, они – Урал. Прошло всего несколько лет, и, когда я упомянул Пермскую область как часть Урала, одна девушка мне сказала, что Пермская область – это не Урал, объяснив, что она не входит в Уральский федеральный округ. Жаль, что мало людей читает стихи Салавата Юлаева. В 18 веке он точно знал, что Башкирия – Урал. Да и пермские писатели в этом уверены, например, Горланова. Хотелось бы сказать, что незнание чиновниками географии не меняет географические границы. Но, к сожалению, меняет. Особенно плохо, когда проводятся искусственные границы, разделяющие целостное образование.
Обычно границы проводят по водораздельным хребтам, но не так обстоит дело с границей Башкирии и Челябинской области. Водораздельный хребет Уралтау тянется на сотни километров и является естественной границей, но Челябинская область вдается глубоко внутрь Башкирии своими промышленными городами Златоустом, Саткой, Бакалом, Юрюзанью, а Башкирия к востоку от Уральского хребта отрезана от основной части Башкирии. Аэропорт челябинского города Магнитогорска находится на территории Башкирии, а башкирские курорты у хребта Крыктытау – Банное и Абзаково – излюбленные места отдыха жителей Челябинской области. Но вопрос даже не в том, как провести границу, а в том, что её вообще не должно быть. Южный Урал весь – это историческая Башкирия, включающая в себя республику Башкирия, Челябинскую и Оренбургскую области. Отнесение этих регионов к разным федеральным округам увеличивает искусственность границ.
Однажды я поехал путешествовать на теплоходе «Павел Бажов» (в народе называется «Петя Бомжов») от Перми до Петербурга и обратно. Что поразило, так это то, что река Кама оказалась шире, чем Волга. Тогда я объяснил это искусственными водохранилищами на Каме. Я был очень удивлен тем, что в месте слияния Камы и Волги Кама значительно полноводнее Волги. То есть с точки зрения географии Волга впадает в Каму. При создании Камского водохранилища река Чусовая потеряла свой главный приток – Сылву. Конечно, Сылва никуда не делась, просто стала впадать в водохранилище, а не в Чусовую. Устья рек при затоплении территории разделились. Оказывается, что Чусовая и Сылва вместе полноводнее, чем Кама при впадении в Камское водохранилище. Получается, что гордость Среднего Урала – Чусовая течет значительно дальше, чем мы думаем. Можно говорить о том, что великая русская река Волга впадает в великую уральскую Чусовую. Может быть, понимая это, мы будем больше беречь Чусовую?
Географический кретинизм распространяется и на Европейскую Россию. Как назвать Россию западнее Урала? Почему хорошее название, Русь, практически вышло из употребления? Русь делится на несколько частей – Великая, Малая (Украина), Белоруссия, Червонная Русь (Закарпатье). Из каких-то политических соображений некоторые из них закрепились за государствами, а некоторые исчезли. Президент Украины объяснил в интервью, что никакие они не хохлы и малороссы, а украинцы. Хочется ему заметить, что Украинами на Руси называли окраины (например, окрестности Москвы – Залесская Украина) и спросить, окраиной чего он видит современную Украину?
Названия народов также бывают неудачными. После распада СССР русские чуть было не исчезли. Дело даже не в сокращении населения, а в том, что в СМИ стало использоваться монструозное слово «россияне». При смене президентов нашему народу вернули слово «русские», но ко всем ли русским оно относится? Перепись населения показала, что, оказывается, у нас есть еще одна национальность – казаки. В 2010 году на переписи населения жители Сибири норовили назваться сибиряками. Думаю, дело в культурной изоляции и экономической заброшенности многих регионов Сибири. Москва совершенно о них забыла. Из Екатеринбурга быстрее и дешевле добраться до США, чем до Якутии. Вот в жителях Сибири и заговорили многочисленные гены сибирских народов. Русскими они являются только по языку, у них меняется культура и стереотип поведения. Им нет дела до московских новостей. Для них эти новости такие же, как и информация с марсохода. Проблему можно было бы не замалчивать, если по аналогии, что Россия состоит из Руси, Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока, мы могли бы сказать, что к русским относятся также поморы, казаки, белорусы и украинцы, то есть назвали бы русскими всех восточных славян. Тогда бы и украинцы вспомнили, что они помимо того, что украинцы, относятся к большей общности людей – русским, как бы им теперь не промывали мозги новые учебники истории. Я никогда не скажу: «Я еду в Украину», я скажу на правильном русском: «Я еду на Украину», но каждый год, отправляясь в длительную летнюю экспедицию, я говорю «Я еду в Сибирь».
Кстати, помимо русских, украинцев, белорусов есть и другие русские. Наших особых русских – поморов, казаков, кержаков мы знаем. На Украине также несколько разновидностей русских. Закарпатье населяют русины, которые также делятся на несколько частей, каждая со своим языком, например, гуцулов. Сталин во время политики укрупнения народов отнес русинов к украинцам. Но русин много живет в автономном крае Воеводина (Сербия), где язык русин – один из официальных. Русинам из Воеводины и в голову не придет считать себя украинцами. Есть и более экзотические разновидности русских, например – русаки. Так называют немцев из России, вернувшихся в Германию. Есть даже русские, которые не говорят по- русски – русские сколты (бежавшие еще во времена Ивана Грозного из России, говорят на саамском языке). В том, что слово «русский» - прилагательное, а не существительное, заключена огромная выживаемость русских и возможность разнообразия. Мы спросили своего сына Андрея: «Ты русский или еврей?». Он, не задумываясь, ответил: «Русский еврей». Было бы хорошо, чтобы несколько наших народов помнили, что они – русские.
В детстве, разглядывая карту Северной Америки, я удивлялся названию Большое Невольничье Озеро (Great Slave Lake). Откуда невольники на севере Канады? Затем я узнал, что в это озеро впадает река Славь, а одно из индейских племен говорит на языке слави. То есть правильно называть озеро Большим Славянским. Прочитал работы Каримуллина о том, что некоторые индейские языки родственны тюркским. Нашел на карте Америки реку Байрам (тюркское - праздник). Провел эксперимент и поинтересовался у знакомых, где, по их мнению, могут жить люди, которых зовут Гайавата и Декханавида? Все ответили, что в Индии, а на самом деле – это создатели ирокезского союза (я бы перевел Гайавату как веселоватый, Декханавиду как видевший Декхан – плоскогорье в Индии). Потом я обнаружил, что, с моим знанием индоевропейской и тюркской лексики, я понимаю многие названия Америки. В США течет река Миссури. На Приполярном Урале есть речка Миссурица (немного подумав, перевожу с арийского как «мало солнца»). Кстати, на Урале полно индийских названий. Речка Сурья (солнечная), Кама (любовь, отсюда - камасутра), озеро Индра (герой, который убил змея, поглотившего солнце. Интересно, знал ли Чуковский этот миф?). В Челябинской области полно названий рек, которые оканчиваются на «-ганка». Я спросил татар о значении названия «Караганка»: «Что такое кара – это мне понятно, черный», а что такое «ганка»?» Они ответили, что у них таких слов нет. Потом Коля Богданов мне и говорит: «А что мы думаем-то, ведь это Ганг!». Может быть, всевозможные пики Маккинли на самом деле скрывают славянские, тюркские и индийские названия? Это подобно неожиданно нашедшимся родственникам. Получается, что переименование названий – не только акт присвоения чужой территории, но и уничтожение родственных связей.
Я всегда стараюсь называть горы историческими названиями. Например, я никогда не называю гору К2, мне нет дела до каталога, из которого пошло это уродливое название в мир альпинизма. Из уважения к местным жителям, выживающим в суровых условиях Гиндукуша, я называю эту гору Чогори.
Любая политическая или религиозная деформация географии, начинающаяся с искажения названий, приводит к десакрализации земли, отчуждению человека от родины и, в конечном счете, превращению целых регионов в сырьевые колонии.
Мы живем в интересное время, когда всё тайное становится явным. Теперь у нас есть возможность познакомиться с жизнью разных народов и субкультур, и у нас есть возможность выбора, чему у них научиться, чтобы жить более счастливой и экологичной жизнью.