
(о сектантстве и воинствующем ЗОЖ)
Когда создавался турклуб «Новые кочевники», мы поставили задачу создать туристический клуб, в котором будет богатый досуг. В целом эту задачу удалось выполнить. В нашем турклубе проводятся походная баня, подвижные игры, оздоровительные гимнастики, творческие мастер-классы (например, народные росписи), круговые танцы народов мира, дискотеки, игра на этнических музыкальных инструментах, познавательные лекции и многое другое. Поэтому, оставаясь, обычными туристами, которые проходят перевалы, совершают восхождения и сплавляются по рекам, в свободное время мы не скучаем, нам есть чем заняться. Естественно, участие в этих активностях добровольное, вместо игры «третий лишний» на дневке вы вполне можете посидеть у костра. Но для тех, кто открыт нашим практикам, турклуб стал благоприятной средой для оздоровления, творчества, личностного развития и просто веселья и радости.

Получается, что подобно тому, как обычным людям приходится объяснять, для чего туристы надевают тяжелый рюкзак и, испытывая разнообразные трудности вдали от горячей ванны, поднимаются в гору, так и туристам нужно объяснять, для чего нужно всё то дополнительное, что мы делаем в походе. Зачем заниматься туризмом, я объясняю в статьях «Почему мы стремимся в горы?» и «Разговоры у костра о смысле туризма». Пришла пора ответить на вопрос, зачем нам нужно всё остальное, поискать более глубокие смыслы помимо того, что «хождение по углям – это прикольно», в том числе – ответить на этот вопрос не только новичкам, но и самим себе, чтобы дальнейшее внедрение в клубе новых активностей было бы системным и осознанным.


Я понимаю, что проблема «сектантского образа» действительно существует. Так, йога – это в том числе мировоззренческая система (или несколько систем), которые могут быть чужды человеку с нашей культурой. Но если йога используется только для улучшения здоровья, как у нас, то считать её признаком сектантства так же глупо, как называть сектой фитнес-центр, в котором помимо тренажерного зала и бассейна есть еще зал для йоги и цигун.
Итак, у нас не секта. Чего еще у нас нет? Когда-то я услышал в наш адрес термин «воинствующий ЗОЖ» (я спросил, что это такое; оказалось – «здоровый образ жизни»). Воинствующего ЗОЖа у нас тоже нет, никто в походе не будет вам говорить, что пить – вредно. Нет у нас такой традиции – вести столь однообразные и малоинтересные разговоры; и курить вы тоже сможете, лишь бы дым не попадал на группу.

(исторический обзор и практическая польза)
С тем, чего у нас нет, разобрались. А что же у нас есть, помимо собственно походов? И как это появилось?
Во многом наши активности в турклубе появлялись стихийно. К нам приходили туристы, которые умели делать что-нибудь интересное, и проводили занятия.
1.Самые естественные для туризма формы досуга – это, конечно, те, которые связаны с природой.
1.1. Началось всё с закаливания. В походах выходного дня зимой мы обтирались снегом или ухитрялись найти полынью, чтобы искупаться. С каждым новым походом всё больше туристов втягивались в зимние забавы. Я же глядел на окунающихся в прорубь и думал, что тем из них, кто пойдет в большой поход по Сибири, уже не страшны будут броды по колено в ледяной воде и неожиданно выпавший снег в середине лета.

В походе по Ергакам (Саяны) я с одним туристом условился купаться в каждом озере и водопаде. Мы своим телом почувствовали, что везде вода разная, причем не только по температуре, но и по составу. Так купание превратилось для нас в способ познания природы и общения с ней.
Итак, купание и обтирание снегом в разной местности практиковалось у нас давно и стало формой не только закаливания и туристической тренировки, но и ускоренной адаптации, перехода к жизни на природе, познания мира.

Полагаю, нам предстоит освоить еще одну тибетскую практику, которая называется туммо. В Тибете монахи сушили на себе полотенца в мороз. Причем мокрое ледяное полотенце – это вынужденная мера для охлаждения, так как из тела идет сильный жар. Я каждый раз вспоминаю об этом, когда попадаю под мокрый снег. Наши физиологи хорошо исследовали эту практику и, лишенная мистической составляющей, она теперь доступна и для нас.


В целом смысл практик общения со стихиями – это открытость природе, то есть избавление от защитных барьеров (города, дома и одежды), нередко превращающихся в смирительные рубашки. Получается, что обычные туристы в основном избавляются только от первого барьера – города, а мы делаем следующие шаги. Эти формы досуга в турклубе объединены в оздоровительном семинаре «Четыре стихии» и описаны в одноименной статье.

Как появились комплексы упражнений, поначалу казавшиеся экзотическими? Однажды я с семьей отдыхал в палаточном лагере клуба здоровья «Вита» на Иткуле. По утрам мы делали зарядки. Это были комплексы из цигун – «Восемь кусков парчи» - и йоги – «Приветствие солнцу». Клуб «Вита» создали геологи, и эти занятия в моей голове не увязывались с образом геолога как сурового человека, шагающего по тайге и ищущего полезные ископаемые. Я подумал: «Значит, в этом есть какой-то смысл». Я стал изучать комплексы из разных восточных и западных оздоровительных систем, которые можно делать новичкам, и опробовал их в походах. Не все из них подошли. Например, статические асаны йоги в условиях холодной погоды не вызывают энтузиазма. Аналогично с гимнастикой тенсегрити: ее создатели прямо писали, что на ветру заниматься нельзя. Но в целом результаты были хорошими. Танцы в стиле хаус я приспособил для согревания в ветреную погоду с дождем. В холодную погоду капоэйра (смесь боевого искусства и танца из Бразилии) пошла замечательно, хотя трудно было учить без зеркала сложным поворотам. Есть упражнения на равновесие, которые полезно делать всем туристам, чтобы с ловкостью переходить через реки. С утра же нет ничего лучше нашей производственной или армейской гимнастики. Но и опыт остальных комплексов упражнений не был бесполезным: я разработал общий тренинг на основе гимнастик из Японии, Китая, Индии, Бразилии и нашей страны. Мне хочется назвать его «Древо жизни», в котором листики – это оздоровительные системы, созданные разными народами.


2.1. Подвижные народные игры.
Как-то после похода на Иремель, когда мы уже дошли до поселка Тюлюк, у нас была пара часов до прихода газели. Кто-то предложил поиграть в подвижную игру, в которой один участник бегает за остальными, а когда кого-нибудь поймает, они берутся за руки и ловят еще кого-нибудь. Так образуется цепочка – сеть, в которую в итоге должны попасть все остальные. Домой мы ехали очень веселые. Потом я узнал, что это – татарская игра «Тотыш уены» («Ловишки»).


Обычно, конечно, в общественном сознании с образом туриста, с туристской субкультурой связываются песни. Несомненно, песни под гитару у костра – это и у нас важная часть жизни, но зачем ограничиваться только ими? Когда-то я выступал в экстремальном шоу и, среди прочего, интересовался танцами. Я ценил их даже больше, чем восточные оздоровительные системы, и считал их ответом Запада Востоку. Я имею в виду не ту дрессировку, когда в танцевальных школах по месяцу учат одну и ту же связку, а импровизацию. Танцы – это снятие блоков в теле, оздоровление и тренировка. В различных танцах спрятаны бытовые движения, боевые и эротические элементы. Подобно тому, как маленькие дети бесятся перед сном, чтобы сбросить избыточную энергию, взрослым полезно вечером потанцевать, чтобы привести себя в порядок. Жаль только, что вечерние танцы для большинства – это утопия, так как большинство городских жителей к вечеру «выжаты как лимон». (Я вспоминаю рабский труд в колхозе, куда нас отправляли студентами. Тогда к концу вечера все были «без задних ног», но те студенты, которые отправлялись потанцевать, чувствовали себя утром намного лучше тех, кто сразу ложился спать.)
В общем, танцевать я любил, собирал танцевальную музыку и однажды решил в турклубе устроить опен-эйр своей мечты. Он прошел на Байкале, в палаточном лагере на острове Ольхон. Мы танцевали всю ночь на песке под музыку разных стилей. Мы смотрели, у кого получаются интересные движения, и перенимали их. Так шло обучение, превратившееся в общение, - согласитесь, большая разница с дрессировкой в танцевальных школах! Механически танцевать долго не получится, но мы были в трансе, и у нас открывалось второе и третье дыхание. Движения стали напоминать цигун. Когда я чувствовал, что устаю, я смотрел, где можно получить энергию. Я каким-то телесным чувством обращал внимание на Байкал, деревья или звезды и получал прилив сил. Это уже индейский подход к танцам, когда барабан стучит неделю подряд, участники танцуют до изнеможения, падают поспать рядом на поляне и, немного отдохнув, вновь пускаются в пляс.

На рассвете мы танцевали ламбаду. Этот танец индейцев Бразилии в короткие сроки облетел весь мир и исчез, так как для большинства он казался до неприличия эротичным. Но мне кажется, мало кто понял ламбаду. Она не про поиск пары, точнее, не только про это. Это танец про то, что эротическая любовь – лишь часть отношений, и не только она объединяет людей. Союз мужчины и женщины – лишь частный случай коллектива, сотрудничества, соединения людей, а людям всегда радостно объединяться, делать что-то вместе. Это танец не только для тех, кто ищет любви – это танец для всех. Ламбада начинается как индивидуальный танец, потом превращается в парный танец между парнем и девушкой, а заканчивается хороводом. Мы привыкли, что парные танцы, например, ча-ча-ча, превращаются в индивидуальные, но чтобы парный превращался в хоровод? Я думаю, что в идеале любой танец должен быть таким – сперва индивидуальным, потом парным, потом общим.

Поначалу участники игр на Таватуе не поняли идею хороводов. В детстве практически всем нам отбили вкус к хороводам псевдонародными песнями и танцами. Но когда на поляне в лесу тело движется автоматически вслед за десятками других участников, а цепочка людей ведет себя как единый организм, возникает потрясающее ощущение единения, свободы и счастья. И не важно, танец какого народа в этом кругу – хоровод древнее любой идеи.
Какой же танец наиболее подходит для туристического хоровода? Я пришел к выводу, что это лезгинка. Она имитирует хождение по узкой горной тропе и учит держать равновесие. Как-то я увидел еврейский танец дебка. У меня сложилось впечатление, что это хороводный вариант лезгинки. Он был заимствован у арабов, а те, вероятно, научились ему у выходцев с Кавказа, которых немало было на просторах Османской империи. Думаю, что скоро мы в турклубе будем танцевать лезгинку или дебку.

Если есть пение и танцы, то как насчет музыкальных инструментов? Тяжелые музыкальные инструменты с собой не потаскаешь, но ведь есть камусы (варганы), которые мы начали покупать, приезжая на Алтай. У нашего руководителя походов, Алексея Трушникова, целый чемодан этнических музыкальных инструментов, и мы устраиваем музыкальные джемы в юрте на Чусовой и на турслетах. Приезжают к нам и барабанщики под руководством Константина Харькова, который обучает игре на барабане многих наших туристов.
Вот то, чего не хватает городским жителям: мы становимся не только потребителями, но и субъектами искусства, творцами, благо минимальные навыки приобретаются довольно быстро.
Отдельно хочу сказать об особых инструментах, которые не столько создают искусство, сколько воздействуют на тело, оздоравливают и слегка меняют восприятие мира. Из Непала я привез несколько поющих чаш. У меня самого не хватает терпения их долго крутить, но в лагере на Ольхоне образовалась целая группа любителей поющих чаш. Они делали ими массаж, добиваясь общего расслабления и гармонизации органов, особенно проблемных. Дополнительно были и очень интересные эффекты: некоторые наблюдали потоки света из чакр, а мои дети с помощью поющих чаш вызывали летучих мышей. Как-то мы не взяли поющие чаши, но их прекрасно заменила практика прогуживания: участники встают в круг, один в центре, и гудят. Прогуживание проводила Татьяна Лебединец, а Алексей Трушников проводил целый семинар по работе с голосом.

Вышло это, как обычно, отчасти спонтанно. Так называемые «молодецкие забавы» – кистень, разные варианты боя «стенка на стенку», шуточные бои вроде «петушиных», «собачьих», «кабаньих» - значительная часть народных игр, так как же без них? Затем Игорь Сенцов провел упражнения из тренинга «бой в толпе». Я стоял в кругу, прикрывая лицо, а участники молотили меня ладонями до тех пор, пока я не вырывался из круга или не уставал. Я испытал взрыв адреналина, и это было невероятно. Я понял, что этого так не хватает парням.
Я считаю такие упражнения очень важными для турклуба, хотя мы их делаем не так часто. У туризма есть одна плохая сторона – это риск. Адреналиновый кайф заставляет людей лезть всё выше в горах по опасным маршрутам или пускаться в авантюрные сплавы высоких категорий сложности. Естественно, в горах 100% гарантии безопасности не даст никто, и туристическая команда сама определяет приемлемый уровень риска. Но мы стараемся свести его к минимуму, а нужный парням адреналин они получат у нас в различных боевых играх.

Почему наши активности в основном «физического» («физкультурного», телесно-ориентированного) характера? Есть ли какой-то глубокий смысл в этом, помимо очевидного – закаливания, тренировки?
Временами нас спрашивают, почему мы такое внимание уделяем телесным практикам? Туристы, дескать, и так достаточно здоровые люди, стоит ли уделять оздоровлению такое повышенное внимание? Я обычно отвечаю, что у современного человека переразвит интеллект и есть столько «заморочек», что часто достучаться до него можно только через тело. Но зачем достучаться? Что «сказать»?

Поющие чаши, барабаны, камусы, прогуживание, дыхательные практики – это уже инструменты для измененных состояний сознания. В каждой культуре есть официально разрешенные вещества, позволяющие быстро изменить сознание – в том числе быстро расслабиться, отдохнуть, набраться сил, переключиться, по-новому посмотреть на людей и мир. Просто в нашем обществе вещества выбраны неудачные, вредные – это алкоголь и никотин. Поскольку в клубе мы запретили употребление алкоголя, нужна замена для «изменения сознания» (пользуюсь этим одиозным словосочетанием за неимением лучшего, имея в виду все вышеперечисленные полезные эффекты). Я не являюсь противником употребления веществ из растений, которые растут на местности, по которой мы идем, например, сильного стимулятора – золотого корня, но считаю, что в самом человеке заложены механизмы, позволяющие быстро отдохнуть, взбодриться, согреться, обезболиться, выздороветь, и глупо их не использовать, особенно в тяжелом походе. Какие есть способы, чтоб активизировать эти механизмы?
3.1. Психофизиологические приемы практического шаманизма.
Готовясь к походам по Сибири, я стал изучать шаманизм. Понял, что наше представление о шаманизме – это множество предрассудков, самый крайний из которых звучит так: «Шаманизм – это сатанизм». Ничего подобного, практический шаманизм, если не рассматривать его как религиозную систему, это набор очень эффективных психофизиологических практик, которые мы теперь успешно используем (например, разные виды мысленных шаманских путешествий помогают в самопознании, повышают творческие способности, а дыхательные упражнения ускоряют заживление ран, освобождение от стресса и т.п.).
3.2. Другие эффективные психологические практики – это квантовая психология и НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Скептически настроенный читатель скажет: «Вот и добрались до промывания мозгов!» НЛП может быть и способом манипуляции, но нам оно нужно не для этого. Всё намного проще: НЛП прекрасно снимает фобии и аллергии. Представьте, что в походе выясняется, что у кого-то аллергия на определенную пищу, пыльцу или фобия курума. (Такие случаи у нас были. Например, у меня неожиданно обнаружилась аллергия на цветущий кедр.)
Также есть Новый код НЛП - практики мастерства и творчества. Например, вы загадываете задачу и ищете символ, в течение примерно 10-ти минут вам бросится в глаза, предположим, необычный камень, далее вы думаете, какими качествами, которые могут навести на ответ для поставленной задачи, он обладает… Недавно я познакомился с Третьим кодом НЛП, в котором речь уже идет о практиках работы с большими группами людей, о подключении к коллективному бессознательному и т.п. По сути, это те же хороводы и шаманские путешествия. Чем мне нравится НЛП, так это тем, что оно дает мистическим и эзотерическим вещам вполне рациональные научные и практически полезные описания.

Однажды я познакомился с трудами Мирчи Элиадэ по инициациям в первобытных сообществах. В них речь шла о шаманских и воинских посвящениях. Я обрадовался, потому что многие практики, которыми мы занимаемся, являются инициационными, например, проныривание между прорубями или хождение с завязанными глазами. (Посмотрел, кто в туризме еще занимается подобными вещами. В Карпатах проводят семинар, который называется «вижн квест» (запрос вИдения), – разработку американских антропологов. Человек сидит на природе в уединенном месте три дня, слушает звуки природы и самого себя.) Мы собрали приемлемые в наших условиях практики и провели первый в России семинар по мотивам инициаций в первобытных сообществах в лагере на Черноисточинском пруду и Веселых горах. Нам еще есть что осваивать. Недавно Алексей Трушников опробовал многочасовое сидение в пещере.

Инициации в городской жизни практически отсутствуют. Но у человека есть какая-то глубинная потребность в них – в обрядах перехода во взрослую жизнь, или при изменении образа жизни, или при получении новой должности. Отсюда повальные увлечения прыжками с парашютом или тарзанкой. В отличие от других организаторов, мы проводим эти практики осознанно, а значит, более безопасно для психики и гармонично.
3.4. Творческие и фантазийные активности, которые не только развивают соответствующие способности, но и избавляют от страхов, помогают прожить важные социальные роли, ситуации и т.п.
Одновременно с развитием моего туристического коллектива в России появились субкультуры ролевиков, исторической реконструкции и т.п. На хорошей теоретической базе в нашем турклубе в походных условиях нечто подобное воплотил Алексей Трушников, который занимается сказкотерапией и мифотворчеством. У него есть традиционный майский поход для этих занятий.

3.5. Прочие перспективные практики, которые также могут «двинуть» развитие человека.
Я описал лишь те занятия, которые проводил сам или был их непосредственным участником. Татьяна Лебединец и Алексей Трушников знают столько разных практик, что опробовать их в турклубе и адаптировать их под туризм займет несколько лет. Еще одно перспективное направление – это «выживальческие» практики, например, строительство иглу. У нас есть руководитель, который увлекается ими и держит сайт, посвященный выживанию – Сергей Малик. Еще к нам присоединились босоходцы, а Алексей Трушников проводит целый фестиваль – Доброград, посвященный различным практикам.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. МНОГОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ДОСУГА И ИХ ИНТЕГРАЦИИ
(смысл и векторы развития)
Думаю, что сейчас у нас время интеграции разных практик и их развития для решения ряда задач. Если мы посмотрим на всё то множество форм досуга, которое есть у нас, мы обнаружим, что они вызывают следующие результаты:
1) Польза для здоровья.
2) Польза для туризма (тренировка туристических навыков).
3) Польза для команды: общение, командообразование.
4) Достижение различных эмоциональных состояний: прилив энергии, пробуждение древних инстинктов, веселье, радость, восполнение адреналинового голода.
5) Личностное развитие, реализация потребности отметить переход между этапами жизни.

То есть «закаливание как открытость природе» вместе с играми превратилось в «закаливание как открытость миру», если под миром понимать природу и туристическую группу, которая стала частью природы.
О личностном развитии поговорим немного ниже, а пока приведу еще примеры удачной интеграции практик.

Соединить можно и практики, кажущиеся несовместимыми. Например, как совместить рисование, командообразование и общение со стихиями? Бодиарт. В турклубе мы им не занимались, но у меня есть опыт бодиарта в лагере NESTo. Хороший разрыв шаблона, когда сам рисуешь, что хочешь, на другом человеке, но при этом и на тебе рисуют, высказывая на подсознательном уровне отношение к тебе.

Теперь о личностном развитии.
(О нем говорят все кому не лень; это как продвижение детских игрушек: сейчас нет обычных игрушек, есть только развивающие. Понятие очень затасканное, но приходится его употреблять, так как речь идёт именно об изменениях личности в целом, о выходе на новый уровень.)

Дела вполне могут улучшиться, но самое главное – меняется личность! В результате инициационных практик, а также путешествия в полном отрыве от цивилизации люди становятся действительно взрослыми – сильными, ответственными и уверенными в себе. Мне некоторые участники моих путешествий говорили, что их жизнь переменилась к лучшему. Повысились яркость и качество жизни, помимо работы и семьи у них появились новые увлечения, стали зарабатывать больше денег.
Итак, уже наметилось два вектора личностного развития:
1) Простое наращивание, увеличение положительных моментов: укрепление здоровья, смена стереотипов поведения, затем повышение открытости миру, веселье и радость.
2) Переход количества в качество, переход на новый уровень. Это инициационные практики, позволяющие стать сильными личностями.
3) Есть еще третий вектор, до сих пор в статье о нем речь не шла, поэтому здесь расскажу подробнее. Условно назовем его кармой.
(Я стараюсь избегать мистических понятий, но здесь оно очень уместно. Карма – это что-то вроде счетчика, который растет с каждым действием человека, не важно, хорошим или плохим. Наличие кармы приводит к повторным рождениям, в которых человек в ускоренном режиме переживает события прошлых жизней, прежде чем начнет развиваться дальше, иногда как урок, в противоположном качестве, например, был преступником, стал жертвой.)
Казалось бы, не многие в западном обществе верят в повторные рождения. Но идея кармы может быть полезна и без этой веры, ведь есть научное подтверждение этой идеи: во внутриутробном развитии человек проходит стадии эволюции животного мира (например, есть этап, когда у него имеются хвост и жабры); а в детстве ребенок проходит этапы социальной эволюции общества, - так, детские коллективы часто напоминают по своему поведению феодальные кланы (на моей памяти еще были битвы подростков из разных районов). Сейчас у врачей есть понимание, что стадии внутриутробного развития важны, и рожденным в результате кесарева сечения рекомендуется пойти на тренинг по имитации прохождения родового канала (кстати, мы играем в игры, имитирующие родовой канал). Также важно понимать, что человеку необходимо пройти в детстве предыдущие стадии развития общества (или «изжить карму», как сказали бы индусы). Я с тревогой смотрю на то, что из жизни детей исчезли дворовые игры. Как они пройдут «первобытно-общинный» и «феодальный» этап своего развития? Об пользе нашей турклубовской деятельности для подростков (и взрослых, не прошедших в жизни соответствующие этапы) я готовлю новую статью.

Все три вектора личностного развития действуют длительно. Настроение и здоровье улучшаются надолго, взрослым и сильным становишься навсегда. Мне же, как руководителю похода и организации, особенно интересно то, что происходит в команде.

Таким образом, богатый досуг в наших мероприятиях – это не просто конкурентное преимущество, не просто способ достичь высокого качества походов, не хаотический калейдоскоп практик, а складывающаяся система личностного развития и развития нашей туристической команды.
Сейчас в городе время очень индивидуальной жизни. Не зря названия многих гаджетов начинаются с буквы I – я (IPhone, IPad). Думаю, что это нормально и неизбежно. Но в наш век индивидуальностей у нас есть потребность некоторое время пожить общинной жизнью. И поход – идеальная для этого возможность.

Идеальная ли? Многие думают, что успех путешествия во многом зависит от случайностей: какая была погода, какая подобралась группа, какие выпали приключения… При таком взгляде – да, шанс сходить в идеальный поход выпадает нечасто. Но только не для нас! Собственно туристические факторы (та же погода, преодоление препятствий, виды и пр.) создают лишь часть обширной и целостной жизни - похода «Новых кочевников» (даже если речь идёт об одно-двухдневном мероприятии). Богатый и разнообразный досуг, активности, ориентированные на взаимодействие с природой, с людьми и с самим собой, - вот то, что делает нас действительно свободными, даже от обстоятельств и стихий, которые сильнее нас.
